Истории московских домов…

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

«Любовь к род­но­му пепе­ли­щу»как я ста­ла пони­мать ее, пере­жив раз­ные невос­пол­ни­мые утра­ты, — это некая исход­ная потреб­ность чело­ве­ка. И если пепе­ли­ще непо­сред­ствен­но не «про­смат­ри­ва­ет­ся», оно вооб­ра­жа­ет­ся и изоб­ре­та­ет­ся. Мате­ри­аль­ные же сле­ды того, что вот-вот окон­ча­тель­но ста­нет толь­ко пепе­ли­щем, со вре­ме­нем обре­та­ют осо­бую цен­ность — цен­ность сви­де­тель­ства преж­де все­го.

А ведь любое сви­де­тель­ство, суще­ству­ю­щее в виде вещи, будь то дом XIX века или сто­ло­вый сер­виз Ека­те­ри­ны II, — цен­ность неоче­вид­ная, неред­ко понят­ная толь­ко посвя­щен­нымИмен­но эта нехит­рая баналь­ность лежит в осно­ве любой музей­ной и про­чей охран­но-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

Кни­га исто­ри­ка Дмит­рия Опа­ри­на и фото­гра­фа Анто­на Аки­мо­ва «Исто­рии мос­ков­ских домов, рас­ска­зан­ные их жите­ля­ми» (М.: Экс­мо, 2017) [1] поз­во­ля­ет любо­му чита­те­лю при­об­щить­ся к исто­рии Моск­вы через рас­ска­зы о два­дца­ти пяти мос­ков­ских домах, постро­ен­ных начи­ная с XVII века и до кон­ца 1920-х годов.

Авто­ры вклю­чи­ли в кни­гу толь­ко дома так назы­ва­е­мой «рядо­вой застрой­ки», т. е. они наме­рен­но не опи­сы­ва­ли памят­ни­ки архи­тек­ту­ры; кро­ме того, все ото­бран­ные дома оста­ва­лись жилы­ми. Соот­вет­ствен­но, наря­ду с фото­гра­фи­я­ми домов и инте­рье­ров квар­тир с их внут­рен­ним убран­ством, в кни­ге при­во­дят­ся фото­гра­фии их оби­та­те­лей, что заме­ча­тель­ным обра­зом насе­ля­ет квар­ти­ры, дво­ры и подъ­ез­ды, созда­вая эффект, напо­ми­на­ю­щий сво­е­го рода театр.

Что каса­ет­ся «кон­струк­ции» кни­ги, то, на мой взгляд, она заслу­жи­ва­ет самой высо­кой оцен­ки. Как извест­но, чита­тель-непро­фес­си­о­нал, листа­ю­щий, напри­мер, архи­тек­тур­ный аль­бом само­го высо­ко­го каче­ства, быст­ро уста­ет, и если он не ищет изоб­ра­же­ние уже извест­но­го ему зда­ния, то всё осталь­ное неиз­беж­но пре­вра­ща­ет­ся в уто­ми­тель­ный фон.

С обсуж­да­е­мым томом это­го не про­ис­хо­дит, хотя бес­цен­ный мате­ри­ал при оформ­ле­нии его в кни­гу ста­вит перед авто­ра­ми весь­ма труд­ную зада­чу. Преж­де все­го пото­му, что это имен­но кни­га, а не аль­бом с под­пи­ся­ми…

На мой взгляд, зада­ча эта была успеш­но реше­на за счет сня­тия сво­е­го рода «ака­де­ми­че­ских» огра­ни­че­ний — при сохра­не­нии неко­то­рых (полез­ных, как мне пред­став­ля­ет­ся) кано­нов. При всей изыс­кан­но­сти маке­та в нем нет «наво­ро­чен­но­сти»; и цель, кото­рую в каж­дом отдель­ном слу­чае пре­сле­до­ва­ли авто­ры, как пра­ви­ло, понят­на.

Заме­чу, что «Исто­рии мос­ков­ских домов…» мож­но читать в любом поряд­ке, но луч­ше все­го сна­ча­ла поли­стать кни­гу и понять, как она сде­ла­на, а потом читать и вни­ма­тель­но смот­реть иллю­стра­ции, кото­рые уни­каль­ны сами по себе.

Ревек­ка Фрум­ки­на

1. the-village.ru/village/weekend/books/249821-istorii-domov-moskvy

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: