«Буран» — машина глобальной войны

Антон Первушин
Антон Перву­шин

Трид­цать лет назад, 15 нояб­ря 1988 года, свой пер­вый и послед­ний полет совер­шил кос­ми­че­ский корабль мно­го­ра­зо­во­го исполь­зо­ва­ния «Буран». Он выгля­дел насто­я­щим тех­ни­че­ским чудом даже для сво­е­го вре­ме­ни, поэто­му отказ от даль­ней­ше­го раз­ви­тия про­ек­та про­дол­жа­ет вызы­вать вопро­сы. И как-то забы­ва­ет­ся, что для «Бура­на» не суще­ство­ва­ло ника­ких иных задач, кро­ме воен­ных.

5 янва­ря 1972 года пре­зи­дент США Ричард Ник­сон объ­явил о созда­нии новой ракет­но-кос­ми­че­ской систе­мы Space Shuttle. Посколь­ку одним из ее заказ­чи­ков высту­пал Пен­та­гон, совет­ские спе­ци­а­ли­сты реши­ли, что аме­ри­кан­ский корабль пла­ни­ру­ет­ся исполь­зо­вать для раз­вер­ты­ва­ния бое­вых ком­плек­сов на око­ло­зем­ной орби­те. Кро­ме того утвер­жда­лось, что шаттл будет спо­со­бен совер­шить «нырок» над Моск­вой и сбро­сить вниз тер­мо­ядер­ный заряд, пре­одо­лев таким обра­зом назем­ную систе­му обо­ро­ны.

В каче­стве отве­та на стра­те­ги­че­скую ини­ци­а­ти­ву был пред­ло­жен про­ект ана­ло­гич­но­го мно­го­ра­зо­во­го кораб­ля, запус­ка­е­мо­го сверх­тя­же­лой раке­той. Голов­ным пред­при­я­ти­ем для его реа­ли­за­ции ста­ло Науч­но-про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние «Энер­гия», воз­глав­ля­е­мое зна­ме­ни­тым кон­струк­то­ром Вален­ти­ном Пет­ро­ви­чем Глуш­ко. Про­ек­ти­ро­ва­ни­ем «Бура­на» руко­во­ди­ли Игорь Нико­ла­е­вич Садов­ский и Павел Вла­ди­ми­ро­вич Цыбин. В тече­ние пяти лет были про­ра­бо­та­ны пять вари­ан­тов кон­струк­тор­ских схем. Одно­вре­мен­но выпус­ка­лась доку­мен­та­ция и велась под­го­тов­ка про­из­вод­ства. Окон­ча­тель­ный вари­ант систе­мы был утвер­жден Глуш­ко 12 декаб­ря 1976 года. Лет­ные испы­та­ния пред­по­ла­га­ли начать во вто­ром квар­та­ле 1979 года. При созда­нии «Бура­на» объ­еди­ни­ли уси­лия 1206 пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций, почти ста мини­стерств и ведомств1.

«Буран»В конеч­ном виде корабль «Буран» (11Ф35) пред­став­лял собой орби­таль­ный само­лет (кос­мо­план), выпол­нен­ный по схе­ме «бес­хвост­ка». В носо­вой части нахо­ди­лась гер­ме­тич­ная каби­на общим объ­е­мом 73 м3, в кото­рой рас­по­ла­га­лись эки­паж чис­лен­но­стью до деся­ти чело­век и основ­ная часть аппа­ра­ту­ры. Пол­ная дли­на «Бура­на» — 35,4 м; высо­та при выпу­щен­ном шас­си — 16,5 м, стар­то­вая мас­са — до 105 т; мас­са полез­но­го гру­за — до 30 т. Корабль был рас­счи­тан на сто рей­сов и мог выпол­нять поле­ты в пило­ти­ру­е­мом и бес­пи­лот­ном вари­ан­тах2.

Для отра­бот­ки тех­но­ло­гии сбор­ки кораб­ля и при­мер­ки его с назем­ным обо­ру­до­ва­ни­ем были созда­ны два пол­но­раз­мер­ных маке­та: ­ОК-МЛ1 и ОК-МТ. Для атмо­сфер­ных испы­та­ний был постро­ен спе­ци­аль­ный ана­лог БТС-002 ГЛИ (ОК-ГЛИ), осна­щен­ный тур­бо­ре­ак­тив­ны­ми дви­га­те­ля­ми. 10 нояб­ря 1985 года состо­ял­ся его пер­вый две­на­дца­ти­ми­нут­ный полет. Все­го до апре­ля 1988 года было про­ве­де­но 24 поле­та3. Пер­вым испы­та­те­лем кораб­ля-ана­ло­га стал Игорь Пет­ро­вич Волк — руко­во­ди­тель груп­пы кан­ди­да­тов в кос­мо­нав­ты, гото­вив­ших­ся по про­грам­ме «Буран». Он сам побы­вал на орби­те в соста­ве эки­па­жа «Сою­за Т-12», а после при­зем­ле­ния сра­зу совер­шил полет на «Ту-154» и «МиГ-25» по марш­ру­ту Бай­ко­нур — Ахту­бинск — Бай­ко­нур, дока­зав тем самым, что пилот спо­со­бен управ­лять лета­тель­ным аппа­ра­том, про­ве­дя перед тем две­на­дцать дней в кос­мо­се.

Пер­вый полет кораб­ля «Буран» в бес­пи­лот­ном вари­ан­те был запла­ни­ро­ван все­го на два вит­ка. В пери­од с 14 янва­ря по 2 фев­ра­ля 1988 года над раке­той «Энер­гия-1Л» про­во­ди­лись рабо­ты на стар­те с целью ком­плекс­ной про­вер­ки систем. Фак­ти­че­ски раке­та была гото­ва поле­теть в мар­те; слож­нее обсто­я­ли дела со сбор­кой и испы­та­ни­я­ми кораб­ля.

9 октяб­ря рабо­ты по под­го­тов­ке ком­плек­са «Энер­гия — Буран» были завер­ше­ны, и утром 10 октяб­ря огром­ный уста­нов­щик мас­сой 3500 т с помо­щью четы­рех мощ­ней­ших теп­ло­во­зов напра­вил­ся в сто­ро­ну стар­та. 28 октяб­ря, когда нача­лись под­го­то­ви­тель­ные опе­ра­ции к заправ­ке раке­ты, Гос­ко­мис­сия и тех­ни­че­ское руко­вод­ство при­бы­ли на команд­ный пункт. К утру сле­ду­ю­ще­го дня, за десять минут до стар­та, нача­лись авто­ма­ти­че­ские опе­ра­ции по набо­ру готов­но­сти. Но за 51 секун­ду до коман­ды к нача­лу дви­же­ния «Энер­гии» про­цесс был оста­нов­лен: одна из пло­ща­док обслу­жи­ва­ния не ото­шла от раке­ты.

«Буран»

Устра­не­ние тех­ни­че­ских про­блем и новая заправ­ка носи­те­ля заня­ли доволь­но мно­го вре­ме­ни. Сле­ду­ю­щая попыт­ка запу­стить ком­плекс была назна­че­на на 15 нояб­ря. На этот раз цик­ло­грам­ма пред­стар­то­вой под­го­тов­ки про­шла без заме­ча­ний. В 6:00 мск «Энер­гия» ото­рва­лась от стар­то­во­го сто­ла и сра­зу ушла в низ­кую облач­ность. Через восемь минут завер­ши­лась рабо­та раке­ты, и «Буран» начал само­сто­я­тель­ный полет, вый­дя на рабо­чую орби­ту высо­той 250–260 км. Бор­то­вой вычис­ли­тель­ный ком­плекс рас­счи­тал и сооб­щил назем­ным пунк­там пара­мет­ры тор­моз­но­го манев­ра. Уточ­нен­ные дан­ные о ско­ро­сти и направ­ле­нии вет­ра были пере­да­ны на борт. «Буран» ста­би­ли­зи­ро­вал­ся кор­мой впе­ред и вверх. В 8:20 вклю­чил­ся мар­ше­вый дви­га­тель. Корабль начал сни­же­ние и через пол­ча­са вошел в атмо­сфе­ру. На высо­те деся­ти кило­мет­ров он лег по тра­ек­то­рию, отра­бо­тан­ную ана­ло­гом БТС-002 ГЛИ.

Несмот­ря на пло­хие погод­ные усло­вия, к «Бура­ну» напра­вил­ся само­лет сопро­вож­де­ния «МиГ-25», пило­ти­ру­е­мый Маго­ме­дом Ома­ро­ви­чем Тол­бо­е­вым. На экране ЦУПа появи­лось чет­кое теле­ви­зи­он­ное изоб­ра­же­ние кораб­ля, кото­рый вер­нул­ся из кос­мо­са целым и невре­ди­мым. В 9:24, после выпол­не­ния орби­таль­но­го поле­та и про­хож­де­ния 8000 км в верх­них сло­ях атмо­сфе­ры, опе­ре­жая все­го на секун­ду рас­чет­ное вре­мя, «Буран» мяг­ко кос­нул­ся поса­доч­ной поло­сы и, совер­шив неболь­шой про­бег, замер в ее цен­тре. Про­грам­ма испы­та­ний была выпол­не­на пол­но­стью4.

Пла­ны по даль­ней­ше­му раз­ви­тию про­грам­мы «Энер­гия — Буран» преду­смат­ри­ва­ли еще три бес­пи­лот­ных поле­та. В 1994 и 1995 годах долж­ны были состо­ять­ся четы­ре рей­са тре­тье­го экзем­пля­ра кораб­ля (изде­лие 2.01) с кос­мо­нав­та­ми. Для этих мис­сий НПО «Энер­гия» соби­ра­лось изго­то­вить иссле­до­ва­тель­ские моду­ли, кото­рые при­сты­ко­вы­ва­лись бы с помо­щью дистан­ци­он­но­го мани­пу­ля­то­ра кораб­ля к боко­во­му узлу моду­ля «Кри­сталл» орби­таль­но­го ком­плек­са «Мир»5.

Реа­ли­за­ция наме­чен­ной про­грам­мы оце­ни­ва­лась в 5 млрд руб. в ценах 1989 года. И пер­во­на­чаль­но она была под­дер­жа­на Сове­том обо­ро­ны, посколь­ку мень­шее финан­си­ро­ва­ние при­ве­ло бы к стаг­на­ции и раз­ва­лу ракет­но-кос­ми­че­ско­го ком­плек­са. Одна­ко в том же 1989 году нача­лась мощ­ная обще­ствен­ная кри­ти­ка всей кос­ми­че­ской отрас­ли с при­зы­ва­ми сокра­тить непо­мер­ные рас­хо­ды. Дей­стви­тель­но, быст­рой эко­но­ми­че­ской отда­чи от такой слож­ной и доро­гой систе­мы, как «Энер­гия — Буран», ожи­дать не при­хо­ди­лось. По оцен­ке спе­ци­а­ли­стов, она ста­ла бы оку­пать­ся не рань­ше 1995 года, а при­но­сить при­быль — лишь к 2003 году. И это в усло­ви­ях пла­но­вой эко­но­ми­ки!

«Буран»

Про­бле­мой ста­ла и высо­кая зави­си­мость про­грам­мы от воен­ных зака­зов. «Буран» созда­вал­ся преж­де все­го в инте­ре­сах Мини­стер­ства обо­ро­ны, и вме­сте с кораб­лем про­ек­ти­ро­ва­лись полез­ные нагруз­ки для него. С целью пора­же­ния вра­же­ских кос­ми­че­ских объ­ек­тов были раз­ра­бо­та­ны два бое­вых аппа­ра­та на еди­ной кон­струк­тив­ной осно­ве, осна­щен­ные раз­лич­ны­ми типа­ми бор­то­вых ком­плек­сов воору­же­ния — лазер­ным (ком­плекс «Скиф») и ракет­ным (ком­плекс «Кас­кад»). Что­бы пора­жать назем­ные цели, в гру­зо­вой отсек «Бура­на» соби­ра­лись уста­но­вить ката­пульт­ную уста­нов­ку револь­вер­но­го типа: она «выстре­ли­ва­ла» пла­ни­ру­ю­щи­ми ядер­ны­ми моду­ля­ми-бом­ба­ми. Пять таких бомб мог­ли сте­реть всё живое с поверх­но­сти Зем­ли в поло­се шири­ной до 3000 км. Под «Буран» раз­ра­ба­ты­ва­лись и высо­ко­точ­ные раке­ты «Болид» в ядер­ном испол­не­нии: они долж­ны были ата­ко­вать бун­ке­ры и под­зем­ные базы, поэто­му их бето­но­бой­ная бое­вая часть мог­ла перед взры­вом внед­рять­ся на глу­би­ну до 30 м.

Дру­гой вари­ант исполь­зо­ва­ния «Бура­на» в каче­стве носи­те­ля удар­ных средств преду­смат­ри­вал раз­ме­ще­ние на его бор­ту орби­таль­ных голов­ных частей раке­ты «Р-36орб», каж­дая из кото­рых состо­я­ла из кор­пу­са, при­бор­но­го отсе­ка с систе­мой управ­ле­ния, тор­моз­ной дви­га­тель­ной уста­нов­ки и бое­во­го бло­ка с тер­мо­ядер­ным заря­дом. Бло­ки долж­ны были выво­дить­ся на низ­кие орби­ты ожи­да­ния высо­той 150–180 км, при схо­де с кото­рых авто­ном­ная систе­ма управ­ле­ния обес­пе­чи­ва­ла высо­кую точ­ность попа­да­ния в назем­ную цель. «Буран» в одном поле­те мог выве­сти в кос­мос до пят­на­дца­ти бло­ков, заме­нив ана­ло­гич­ное чис­ло ракет «Р-36орб» (для срав­не­ния: в СССР было раз­вер­ну­то все­го лишь восем­на­дцать шахт­ных пус­ко­вых уста­но­вок этой раке­ты).

Есть отры­воч­ные све­де­ния и о дру­гих воен­ных аспек­тах при­ме­не­ния совет­ских кос­мо­пла­нов. В част­но­сти, в рам­ках «асим­мет­рич­но­го отве­та» аме­ри­кан­ской про­грам­ме «Звезд­ных войн» (Стра­те­ги­че­ская обо­рон­ная ини­ци­а­ти­ва, СОИ) рас­смат­ри­ва­лись вопро­сы мини­ро­ва­ния око­ло­зем­но­го про­стран­ства. Кос­ми­че­ские аппа­ра­ты это­го про­ек­та, полу­чив­шие наиме­но­ва­ние «Ками­ны» (от «кос­ми­че­ские мины»), мог­ли исполь­зо­вать­ся как в обыч­ном, так и в ядер­ном сна­ря­же­нии. Кро­ме того, для них преду­смат­ри­вал­ся осо­бый вари­ант сна­ря­же­ния, спо­соб­но­го созда­вать орби­таль­ные бри­зант­ные обла­ка, быст­ро и пол­но­стью «вычи­ща­ю­щие» от искус­ствен­ных объ­ек­тов весь кос­мос до высот 3000 км.

«Буран»

Поми­мо достав­ки на орби­ту удар­ных средств (что мог­ло при­го­дить­ся толь­ко на поро­ге гло­баль­ной вой­ны на вза­им­ное уни­что­же­ние), «Буран» соби­ра­лись исполь­зо­вать для тех­ни­че­ской под­держ­ки дру­гих воен­ных про­ек­тов. Напри­мер, парал­лель­но шли рабо­ты над орби­таль­ным ком­плек­сом мно­гос­пек­траль­ной раз­вед­ки «Сап­фир». Его осно­вой дол­жен был стать опти­че­ский теле­скоп с диа­мет­ром основ­но­го зер­ка­ла 3 м. Про­ект успел про­дви­нуть­ся до изго­тов­ле­ния лет­но­го образ­ца. Соглас­но тех­но­ло­ги­че­ской кар­те, стек­лян­ная заго­тов­ка зер­ка­ла долж­на была мед­лен­но осты­вать в печи несколь­ко лет, но к момен­ту ее осты­ва­ния рас­пал­ся Совет­ский Союз, и «Сап­фир» стал не нужен6.

Разу­ме­ет­ся, после три­ум­фаль­но­го поле­та «Бура­на» запад­ные экс­пер­ты дога­да­лись о его под­лин­ном назна­че­нии. Одна­ко они мог­ли не пере­жи­вать по пово­ду того, что СССР вос­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ством в «звезд­ных вой­нах»: гла­ва госу­дар­ства Миха­ил Сер­ге­е­вич Гор­ба­чёв взял курс на «раз­ряд­ку», и судь­ба кос­ми­че­ских систем, име­ю­щих воен­ное назна­че­ние, была пред­ре­ше­на.

Гор­ба­чёв сам заявил о сво­ем выбо­ре во вре­мя визи­та на Бай­ко­нур в мае 1987 года. Глав­ный кон­струк­тор раке­ты «Энер­гия» Борис Ива­но­вич Губа­нов вспо­ми­нал: «Миха­ил Сер­ге­е­вич оста­но­вил­ся, ожи­дая, когда подой­дет основ­ная груп­па, и, гля­дя на „Буран“ (ком­по­зи­ция раке­ты и кораб­ля пока назы­ва­лась одним име­нем), ска­зал: „Ну… види­мо, кораб­лю мы навряд ли най­дем при­ме­не­ние… Но раке­та, мне кажет­ся, най­дет свое место…“ Мол­ча­ние. Откро­ве­ние вслух зву­ча­ло как при­го­вор. Не думаю, что эти фра­зы роди­лись у него лич­но и толь­ко что. Осталь­ные „мол­чав­шие“ не воз­ра­жа­ли. Зна­чит, они про­дол­жа­ли нача­тый не сей­час раз­го­вор»7.

Конеч­но же, тема при­ме­не­ния ком­плек­са «Энер­гия — Буран» обсуж­да­лась и позд­нее — в июле 1987 года на Сове­те обо­ро­ны под пред­се­да­тель­ством Гор­ба­чё­ва. Ока­за­лось, что целе­вых гру­зов для «Бура­на» пока нет, а в све­те сокра­ще­ния воен­но­го бюд­же­та их созда­ние не пла­ни­ру­ет­ся.

При новом эко­но­ми­че­ском укла­де, кото­рый воз­ник после раз­ва­ла СССР, о сохра­не­нии и раз­ви­тии ком­плек­са нече­го было и меч­тать. Систе­ма «Энер­гия — Буран» была пере­ве­де­на из Про­грам­мы воору­же­ний в Госу­дар­ствен­ную кос­ми­че­скую про­грам­му реше­ния народ­но­хо­зяй­ствен­ных задач. В даль­ней­шем Рос­сий­ское кос­ми­че­ское агент­ство при­ня­ло реше­ние о пре­кра­ще­нии работ по «Бура­ну» и кон­сер­ва­ции создан­но­го заде­ла — как выяс­ни­лось, навсе­гда.

Часто спра­ши­ва­ют, поче­му наша стра­на не соби­ра­ет­ся воз­рож­дать столь мощ­ную и высо­ко­тех­но­ло­гич­ную ракет­но-кос­ми­че­скую про­грам­му. Ответ прост: если мы не гото­вим­ся к гло­баль­ной войне, то нет смыс­ла зано­во тра­тить­ся на доро­го­сто­я­щий про­ект, кото­рый в прин­ци­пе не спо­со­бен оку­пить­ся. Ока­за­лось, что гру­зы куда дешев­ле выво­дить на орби­ту с помо­щью обыч­ных ракет-носи­те­лей, кото­рые при жела­нии тоже мож­но сде­лать мно­го­ра­зо­вы­ми. Кро­ме того, печаль­ный опыт Space Shuttle пока­зал, что исполь­зо­ва­ние кос­мо­пла­нов в пило­ти­ру­е­мым вари­ан­те не обес­пе­чи­ва­ет доста­точ­ную без­опас­ность для эки­па­жей, а любая серьез­ная ава­рия с чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми на годы оста­но­вит раз­ви­тие кос­мо­нав­ти­ки и, вполне веро­ят­но, потре­бу­ет оче­ред­но­го пере­смот­ра всей ее стра­те­гии. «Буран» был пре­кра­сен, но ему, к сожа­ле­нию, так и не смог­ли най­ти достой­ное при­ме­не­ние.

Антон Перву­шин


1 Ракет­но-кос­ми­че­ская кор­по­ра­ция «Энер­гия» име­ни С. П. Коро­лё­ва: 1946–1996 /​ Под ред. Ю. Семё­но­ва. — М.: Менон­сов­по­ли­граф, 1996.

2 buran.ru/htm/mtkkmain.htm

3 buran.ru/htm/anabst.htm

4 buran.ru/htm/flight.htm

5 buran.ru/htm/pilots.htm

6 buran.ru/htm/spirit.htm

7 Губа­нов Б. И. Три­умф и тра­ге­дия «Энер­гии». Раз­мыш­ле­ния глав­но­го кон­струк­то­ра. Том 3: «Энер­гия — Буран». Ниж­ний Нов­го­род: Изд-во НИЭР, 1998.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
9 Цепочка комментария
4 Ответы по цепочке
7 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
8 Авторы комментариев
Алексей ЛкvictorАлександр Денисенкоy.v.Victor Vodkin Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Михаил Родкин
Михаил Родкин

Гм, а … этич­но ли и преду­смот­ри­тель­но ли воору­жать этим не умное и не ответ­ствен­ное руко­вод­ство? Не озна­ча­ет ли это — задо­ро­го (!) — но копать моги­лу сво­им детям и вну­кам? Про пара­докс Фер­ми ведь слы­ша­ли? Сие отно­сит­ся не толь­ко к совет­ским-рос­сий­ским уче­ным, но к ним боль­ше. Авто­ри­тар­ной (тота­ли­тар­ной) дер­жа­ве про­ще орга­ни­зо­вать вне­зап­ный удар, чем либе­раль­ной, да и уро­вень сек­рет­но­сти выше. Сколь­ко меся­цев пона­до­би­лось США что­бы согла­со­вать нане­се­ние уда­ра по Хус­сей­ну? Пре­иму­ще­ство авто­ри­тар­ных дер­жав — луч­шая быст­рей­шая моби­ли­за­ция и сек­рет­ность. Либе­раль­ных — более высо­кий общий уро­вень раз­ви­тия. Каж­дая сто­ро­на БУДЕТ исполь­зо­вать свои пре­иму­ще­ства, раз­ве не так? А что уро­вень интел­лек­та у эли­ты не высок — так посмот­ри­те про­цент дутых… Подробнее »

Влад
Влад

Раду­ет, что нако­нец-то доду­ма­лись до «откры­тых пуб­ли­ка­ций». Прав­да, как все­гда , без нас. А дав­но пора! И пуб­ли­ка­ции- есте­ствен­но плат­ные! При­чем п.4. оч. хорош: не автор пла­тит за пуб­ли­ка­цию, а его НИИ-кон­то­ра или гос-во (Мин­на­у­ки). При­чем денег там надо все­го-то 2–3% от фон­да з/​п, что сей­час выде­ля­ет­ся для нау­ки. Т.е. «копей­ки». Дав­но пора на пере­хо­дить плат­ные пуб­ли­ка­ции и в РФ, на тех же прин­ци­пах!. Но! Рецен­зии надо опла­чи­вать, а Рецен­зент несет есте­ствен­ность за «свою муру», если автор это дока­жет изда­тель­ству. Что­бы непо­вад­но было нести чепу­ху. А то рас­пло­ди­лись «мухо­мо­ры», тра­вят все под­ряд.!!!! Вы спро­си­те, как быть с биб­лио­гра­фи­ей? Ответ прост как веник! Защи­щать надо пуб­ли­ка­ции в спец. Уч… Подробнее »

михаил
михаил

Доро­гой Влад, Вам не кажет­ся, что Вы про­ком­мен­ти­ро­ва­ли совсем дру­гую ста­тью? Как реко­мен­ду­е­те посту­пать с таки­ми ком­мен­та­то­ра­ми?

paulkorry
paulkorry

Ну и зачем «чисто воен­но­му» Бура­ну десять чело­век эки­па­жа? А к МКС он что, в прин­ци­пе не мог при­сты­ко­вать­ся? Хоте­лось бы узнать.

Victor Vodkin
Victor Vodkin

вик­тор вод­ки
какой смысл в заго­лов­ке ста­тьи?
осо­бе­но в наше вре­мя.
пояс­ни­те, кто может.

y.v.
y.v.

На самом деле ста­тья очень позна­ва­тель­ная и даже в чем то полез­ная. Для меня, напри­мер, Буран это насто­я­щий кос­ми­че­ский корабль, на кото­рый я в дет­стве ходил смот­реть в парк Горь­ко­го – пре­крас­ный сим­вол совет­ской кос­мо­нав­ти­ки. И, в общем то, яркий сим­вол совет­ских дости­же­ний, что мы поте­ря­ли в 90е. А тут выяс­ня­ет­ся, что это это не про­сто дости­же­ние совет­ской кос­мо­нав­ти­ки, а еще и при­зрак ядер­ной вой­ны, а это уже совсем дру­гое зна­че­ние. И мно­гое в общем вста­ёт на свои места в этой исто­рии…

Алексей Лк
Алексей Лк

«какой смысл в заго­лов­ке ста­тьи? осо­бен­но в наше вре­мя» – а что не так? Буран созда­вал­ся как чисто воен­ный орби­таль­ный само­лет спо­соб­ный года­ми кур­си­ро­вать по орби­те над США неся на бор­ту тер­мо­ядер­ные заря­ды. В этом его смысл и основ­ная цель суще­ство­ва­ния, для того такой акцент и на авто­ма­ти­че­ской систе­ме поле­та и посад­ки. Ком­пью­тер слу­жил там пер­вой скрип­кой а чел­век – пилот был лишь дуб­ли­ру­ю­щей систе­мой ком­пью­те­ра. Учи­ты­вая что бес­пи­лот­ных мно­го­ра­зо­вых орби­таль­ных кораб­лей за 30 лет так и не созда­но и ско­рее все­го не будет созда­но еще очень дол­го то мож­но кон­стан­ти­ро­вать факт – чисто воен­ная систе­ма Буран-Энер­гия зало­жен­ная в 1976 году мини­мум на пол­ве­ка опе­ре­ди­ла вре­мя. Систе­ма Буран-Энер­гия это Самое высо­ко­тех­но­ло­ги­че­ское и совер­шен­ное… Подробнее »

Victor Vodkin
Victor Vodkin

вик­тор вод­кин
1.бУРАН «УМЕРНЕНО» МНОГОРАЗОВАЯ МАШИНА. ТЕМ БОЛЕЕ НЫНЕ, КОГДА НАЧАЛИ ВОЗВРАЩАЮТЬ РАЗГОННЫЕ БЛОКИ.
2. ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПИЛОТИРУМЫЙ, МОЖЕТ ДЕЛАТЬ АВТОМАТ ИЛИ ДИСТАНЦИОННО.УПРВЛЯЕМЫЙ.
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКИПАЖА СТОИТ ОЧЕНЬ ДОРОГО.

Алексей Лк
Алексей Лк

«бУРАН «УМЕРНЕНО» МНОГОРАЗОВАЯ МАШИНА» – имен­но Буран (пла­нер) как раз вполне себе мно­го­ра­зо­вый, а вот раке­та Энер­гия да, сго­ра­ет пол­но­стью. Но пол­но­стью мно­го­ра­зо­вых систем еще никто не при­ду­мал.

«ТЕМ БОЛЕЕ НЫНЕ, КОГДА НАЧАЛИ ВОЗВРАЩАЮТЬ РАЗГОННЫЕ БЛОКИ» – ну так на Спейс Шатт­ле то же воз­вра­ща­ли боко­вые раз­гон­ные бло­ки, лови­ли их в оке­ане (день­ги), раз­би­ра­ли (день­ги), тести­ро­ва­ли (день­ги), чини­ли (день­ги) и соби­ра­ли зано­во (сно­ва день­ги). В ито­ге к 2011 году один запуск услов­но мно­го­ра­зо­во­го шат­ла США обхо­дил­ся в пол­то­ра мил­ли­ар­да дол­ла­ров. Они воз­вра­ща­ли раз­гон­ные бло­ки да.

«ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПИЛОТИРУМЫЙ, МОЖЕТ ДЕЛАТЬ АВТОМАТ ИЛИ ДИСТАНЦИОННО.УПРАВЛЯЕМЫЙ» – пока систе­ма авто­ма­та была реа­ли­зо­ва­на толь­ко на Буране.

victor vodkin
victor vodkin

ВИКТОР ВОДКИН
ВСЕ БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АВТОМАТ И ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЙ АППАРАТ
ВЫПРОНЯТ НЕ ХУЖЕ. РАЗГОННЫЕ БЛОКИ НАЧАЛИ ВОЗВРАШАТЬ.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКИПАЖА СТОИТ ОЧЕНЬ ДОРОГО

Александр Денисенко
Александр Денисенко

А какой смысл в воз­вра­те раз­гон­ных бло­ков? Их доля в общих рас­хо­дах на запуск како­ва? А Вы бы поле­те­ли на секонд-хен­де из-за 10–15процентов эко­но­мии? И вооб­ще пока успе­хи гос­си­сте­мы НАСА впе­чат­ля­ют боль­ше, чем жур­на­ли­ста Мас­ка… осо­бен­но если учесть что Алан пара­зи­ти­ру­ет на насле­дии НАСА.

victor
victor

ВИКТОР ВОДКИН
ЕСЛИ ВОЗВРАТОМ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ ЗАНИМАЕТСЯ ЧАСТНАЯ ФИРМА,
ИГРА СТОИТ СВЕЧ.
АВТОР БЛЕСТЯЩЕЙ ПОСАДКИ БУРАНА полу­чил ленин­скую пре­мию.
поз­же НАЧАЛ РБОТАТЬ НА КИТАй. обо­ру­до­вал аэро­дро­мы для сле­пой посад­ки граж­дан­ских само­ле­тов. слу­чай обо­вал рабоу.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: