«Мы выступаем за вариативность аспирантуры»

На про­шлой неде­ле в РАН состо­я­лись слу­ша­ния по раз­ви­тию аспи­ран­ту­ры в Рос­сии, в кото­рых при­ня­ли уча­стие пре­зи­дент Ака­де­мии наук Алек­сандр Сер­ге­ев и его кол­ле­ги, а так­же пред­ста­ви­те­ли Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния и Росо­бр­над­зо­ра. С докла­дом о пред­ло­же­ни­ях по раз­ви­тию науч­ной аспи­ран­ту­ры Рос­сии высту­пил член-кор­ре­спон­дент РАН Юрий Кова­лев [1, 2].

— 1 нояб­ря в Ака­де­мии наук про­шли обще­ствен­ные слу­ша­ния о науч­ной аспи­ран­ту­ре. Каков глав­ный итог состо­яв­шей­ся дис­кус­сии, на ваш взгляд?

— Мне кажет­ся, был достиг­нут кон­сен­сус: мы кате­го­ри­че­ски не можем поз­во­лить, что­бы про­изо­шла оче­ред­ная болез­нен­ная и тяже­лая рефор­ма аспи­ран­ту­ры. При этом науч­ная аспи­ран­ту­ра долж­на быть орга­ни­зо­ва­на так, что­бы было удоб­но науч­ным и обра­зо­ва­тель­ным орга­ни­за­ци­ям, аспи­ран­ты вме­сте со сво­и­ми руко­во­ди­те­ля­ми мог­ли зани­мать­ся имен­но нау­кой, а рос­сий­ские дипло­мы кан­ди­да­тов наук при­зна­ва­лись в мире.

— Идея, пред­ло­жен­ная Сове­том по нау­ке, что­бы суще­ство­ва­ли как науч­ные, так и науч­но-педа­го­ги­че­ские аспи­ран­ту­ры, мно­ги­ми кол­ле­га­ми была отверг­ну­та. Боль­шин­ство выска­за­лось толь­ко за науч­ные аспи­ран­ту­ры…

— Год или пол­то­ра назад, когда мы нача­ли зани­мать­ся этим вопро­сом в Сове­те по нау­ке про­шло­го Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки, я тоже гово­рил о том, что нуж­на толь­ко науч­ная аспи­ран­ту­ра. Одна­ко обсуж­де­ние это­го вопро­са с чинов­ни­ка­ми Мино­бр­на­у­ки при­ве­ло к пони­ма­нию, что поми­мо зна­чи­тель­но­го чис­ла орга­ни­за­ций с серьез­ной науч­ной ком­по­нен­той есть не менее зна­чи­тель­ное чис­ло обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций, кото­рым аспи­ран­ту­ра нуж­на для доучи­ва­ния сво­их маги­стров до уров­ня, необ­хо­ди­мо­го для рабо­ты пре­по­да­ва­те­лем в вузах. Для них крайне важ­но иметь воз­мож­ность в рам­ках аспи­ран­ту­ры дать выпуск­ни­кам маги­стра­тур допол­ни­тель­ные зна­ния, необ­хо­ди­мые для рабо­ты пре­по­да­ва­те­лем. В рам­ках совре­мен­ных феде­раль­ных госу­дар­ствен­ных обра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов (ФГОС) таким аспи­ран­ту­рам рабо­та­ет­ся хоро­шо, но аспи­ран­там, стре­мя­щим­ся к науч­ной рабо­те, и их науч­ным руко­во­ди­те­лям в этой систе­ме неудоб­но. Поэто­му мы пред­ла­га­ем вари­ант, кото­рый направ­лен на вари­а­тив­ность и суще­ство­ва­ние двух путей раз­ви­тия аспи­ран­ту­ры.

Пер­вый — науч­но-педа­го­ги­че­ская аспи­ран­ту­ра. Если уро­вень под­го­тов­ки маги­стров недо­ста­то­чен и орга­ни­за­ции нуж­но доучить чело­ве­ка, то ей мож­но пой­ти по пути науч­но-педа­го­ги­че­ской аспи­ран­ту­ры. Тогда боль­шое коли­че­ство учеб­ных часов, кото­рые запла­ни­ро­ва­ны в рам­ках ФГО­Сов, будут орга­ни­за­ции в помощь. Может быть, орга­ни­за­ция захо­чет еще боль­ше часов на лек­ции и семи­на­ры. Логич­но, если после завер­ше­ния подоб­но­го обу­че­ния люди будут полу­чать дипло­мы об окон­ча­нии аспи­ран­ту­ры и с эти­ми дипло­ма­ми смо­гут пре­по­да­вать. Тогда не нуж­но будет пытать­ся «лепить» сла­бых кан­ди­да­тов наук, если у моло­дых кол­лег нет цели рабо­тать в нау­ке.

Вто­рой путь — науч­ная аспи­ран­ту­ра. На слу­ша­ни­ях в РАН как раз обсуж­да­лось, чтó сего­дня меша­ет науч­ной аспи­ран­ту­ре. Обя­за­лов­ка по «пал­кам» боль­шо­го коли­че­ства учеб­ных часов при­во­дит к тому, что наши аспи­ран­ты сидят на не очень нуж­ных им заня­ти­ях. В рам­ках науч­ной аспи­ран­ту­ры долж­но быть мини­маль­ное коли­че­ство учеб­ных кур­сов — толь­ко то, кото­рое необ­хо­ди­мо для сда­чи кан­ди­дат­ских мини­му­мов. И это всё! Осталь­ное вре­мя наши аспи­ран­ты долж­ны зани­мать­ся науч­ной рабо­той: учить­ся и выпол­нять иссле­до­ва­тель­скую рабо­ту.

Мы счи­та­ем, что науч­ная аспи­ран­ту­ра долж­на закан­чи­вать­ся защи­той дис­сер­та­ции. Соот­вет­ствен­но, в ее рам­ках мы долж­ны гото­вить кан­ди­да­тов наук. Хочу заме­тить, что поже­ла­ние закан­чи­вать науч­ную аспи­ран­ту­ру имен­но защи­той дис­сер­та­ции не долж­но при­ве­сти к тре­бо­ва­нию 100% защит по окон­ча­нии аспи­ран­ту­ры. Ина­че в этом слу­чае дале­ко не все дис­сер­та­ции будут на необ­хо­ди­мом высо­ком уровне.

Вари­а­тив­ность, кото­рую мы пред­ла­га­ем, мож­но реа­ли­зо­вать в рам­ках суще­ству­ю­ще­го зако­на об обра­зо­ва­нии изме­не­ни­ем ФГО­Сов. Это как раз и поз­во­лит вузам и науч­ным орга­ни­за­ци­ям выби­рать, по како­му пути в рам­ках аспи­ран­ту­ры они хотят пой­ти. Заме­чу, что суще­ству­ют и дру­гие пути реше­ния дан­ной зада­чи. Они обсуж­да­лись нами и кол­ле­га­ми на обще­ствен­ных слу­ша­ни­ях.

— Вос­при­ни­ма­ют­ся ли ваши идеи Мини­стер­ством нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния?

— Да, у нашей рабо­чей груп­пы есть вза­и­мо­по­ни­ма­ние с мини­стер­ством о том, как идеи, свя­зан­ные с науч­ной аспи­ран­ту­рой, пре­тво­рить в жизнь. Но сле­ду­ю­щий шаг сей­час долж­на сде­лать Ака­де­мия наук по резуль­та­там состо­яв­ших­ся обще­ствен­ных слу­ша­ний. Как было ска­за­но во вре­мя заклю­чи­тель­но­го сло­ва пре­зи­ден­та РАН А. М. Сер­ге­е­ва и вице-пре­зи­ден­та РАН А. Р. Хох­ло­ва, будет под­го­тов­лен резуль­ти­ру­ю­щий доку­мент, кото­рый дол­жен отра­зить кон­сен­сус­ное мне­ние, сфор­ми­ро­ван­ное в ходе это­го обсуж­де­ния. И этот доку­мент будет направ­лен в Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Теперь вопрос в том, какой доку­мент под­го­то­вит Ака­де­мия наук и как на него отре­а­ги­ру­ет мини­стер­ство. У меня пози­тив­ные ожи­да­ния. Мне кажет­ся, что на слу­ша­ни­ях мы все, при суще­ству­ю­щей раз­ни­це в дета­лях, гово­ри­ли об одном и том же. Нам вме­сте с чинов­ни­ка­ми необ­хо­ди­мо при­нять реше­ние о том, как наи­бо­лее опти­маль­но с точ­ки зре­ния зако­на и наи­бо­лее эффек­тив­но и без­бо­лез­нен­но для науч­но-обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций, аспи­ран­тов и их науч­ных руко­во­ди­те­лей реа­ли­зо­вать реше­ние обсуж­да­е­мых выше задач.

Видео­за­пись обще­ствен­ных слу­ша­ний, 1 нояб­ря 2018

1. Видео­за­пись дис­кус­сии.

2. Пре­зен­та­ция Ю. Кова­ле­ва, Е. Шева­ля и др. участ­ни­ков рабо­чей груп­пы.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
10 Цепочка комментария
44 Ответы по цепочке
16 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
16 Авторы комментариев
y.v.В.П.av:)Александр Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Andrew
Andrew

Чинов­ни­ки созда­ли про­бле­му 4 года назад, доб­лест­но «рефор­ми­руя» быв­шие инсти­ту­ты РАН, а теперь с умным видом воз­вра­ща­ют всё назад. Глав­ное, бюд­жет попи­лен, и смысл чино­вье­го суще­ство­ва­ния оправ­дан.

Denny
Denny

ИМХО, это прин­ци­пи­аль­но невер­ный шаг. И так наши ВУЗов­ские пре­по­да­ва­те­ли мало зна­ко­мы с нау­кой и вооб­ще с каким-либо реаль­ным делом. А в слу­чае деле­ния аспи­ран­ту­ры это будет офи­ци­аль­но закреп­ле­но. И спе­ци­а­ли­стов в ВУЗах будут гото­вить люди, кото­рые сами спе­ци­а­ли­ста­ми не явля­ют­ся. Это вооб­ще нон­сенс. Выпу­сти­ли сту­ден­тов, доучи­ли у себя в аспи­ран­ту­ре, и они ста­ли в свою оче­редь пре­по­да­вать. Полу­ча­ет­ся замкну­тый цикл функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пре­по­да­ва­те­лей, совер­шен­но ото­рван­ный от реаль­ной дея­тель­но­сти. Выпуск­ни­ки вооб­ще будут ни на что не год­ны. И так сту­ден­тов при­хо­дит­ся фак­ти­че­ски заби­рать из ВУЗов, что­бы на месте в лабо­ра­то­рии обу­чить хоть чему-нибудь полез­но­му. А сто­и­ло бы дви­гать­ся ров­но в обрат­ном направ­ле­нии. В сто­ро­ну созда­ния базо­вых кафедр, в сто­ро­ну при­вле­че­ния реаль­ных спе­ци­а­ли­стов к пре­по­да­ва­нию и т.д. Это к вопро­су о том,… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Я думаю, это будет касать­ся гума­ни­тар­ных спе­ци­аль­но­стей, так что не сто­ит бес­по­ко­ить­ся.

Илья
Илья

Вы из дру­гой реаль­но­сти, сударь. Вузов­ские пре­по­да­ва­те­ли в про­вин­ции вынуж­де­ны вести по 11–14 пар в неде­лю (нор­ма­тив 12 сту­ден­тов на пре­по­да­ва­те­ля, поду­ше­вое финан­си­ро­ва­ние, пол­ное отсут­ствие финан­си­ро­ва­ния нау­ки, теперь толь­ко кон­курс в рам­ках гос­за­да­ния) и писать по 3 и более ста­тьи в при­лич­ных жур­на­лах на 22 т.р. в месяц (зар­пла­та доцен­та, к.ф.-м.н.), ина­че их не атте­сту­ют, в то вре­мя как сотруд­ни­ки мос­ков­ских НИИ полу­ча­ют боль­шую зар­пла­ту и отчи­ты­ва­ют­ся пуб­ли­ка­ци­я­ми, сде­лан­ны­ми в уни­вер­си­те­тах и реги­о­наль­ных фили­а­лах. И выжи­ва­ют толь­ко за счёт гран­тов. Это реаль­ная кар­ти­на для мно­гих обла­стей физи­ки, химии и био­ло­гии. НИИ не вкла­ды­ва­ют­ся в сту­ден­тов, а хотят, что­бы им отда­ли луч­шее за так и при этом стро­ят из себя эли­ту. Совер­шен­но ясно, что если вуз учит… Подробнее »

Denny
Denny

Я пол­но­стью в кур­се этих про­блем. И пола­гаю, что дви­гать­ся надо в сто­ро­ну сни­же­ния педа­го­ги­че­ской нагруз­ки на сотруд­ни­ков ВУЗов, что­бы они име­ли боль­ше вре­ме­ни зани­мать­ся нау­кой (или дру­гим прак­ти­че­ским делом). Сде­лать это мож­но за счет при­вле­че­ния к пре­по­да­ва­тель­ско­му про­цес­су сотруд­ни­ков НИИ. Для кото­рых может быть сти­му­лом зачет пре­по­да­ва­тель­ской рабо­ты в гос­за­да­ние. Тогда пре­по­да­ва­тель­ская нагруз­ка и науч­ная рабо­та были бы более рав­но­мер­но рас­пре­де­ле­ны. И про­ти­во­ре­чие меж­ду ВУЗа­ми и НИИ было бы в зна­чи­тель­ной мере сня­то. Я рабо­таю в питер­ском НИИ и точ­но знаю, что выпуск­ни­ков для нас никто не гото­вит. При­хо­дит­ся вкла­ды­вать­ся в сту­ден­тов самим. Неофи­ци­аль­но. А мож­но было бы тоже самое дело вполне легаль­но в рам­ках рабо­ты экс­пе­ри­мен­таль­ных базо­вых кафедр и лек­ций. Раз­гру­зив от части… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

В слу­чае про­вин­ци­аль­ных вузов рядом может не быть ника­ких НИИ или не быть под­хо­дя­щих по спе­ци­аль­но­стям.

Denny
Denny

Может. Но тогда не очень понят­но, для кого и для чего сей про­вин­ци­аль­ный ВУЗ гото­вит спе­ци­а­ли­стов. Ведь тут не обя­за­тель­ны имен­но НИИ. Опыт­ные вра­чи могут мно­го­му научить сту­ден­тов-меди­ков. Инже­не­ры – инже­не­ров. Юри­сты – юри­стов, и т.д. Поинт в том, что спе­ци­а­ли­стов долж­ны гото­вить спе­ци­а­ли­сты, а не пере­ска­зы­ва­те­ли учеб­ни­ков. Афо­нюш­кин Васи­лий имен­но это ниже напи­сал.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Вер­но ли, что вся­кий спе­ци­а­лист в сво­ем деле спо­со­бен под­го­то­вить спе­ци­а­ли­ста? По-мое­му, что­бы учить, тоже нуж­ны какие-то зна­ния и уме­ния в обла­сти пре­по­да­ва­ния, а не толь­ко зна­ния и уме­ния в сво­ем деле.

Если исхо­дить из того, что­бы спе­ци­а­ли­сты гото­ви­ли спе­ци­а­ли­стов, тогда вузы вооб­ще не нуж­ны. Это схе­ма сред­не­ве­ко­вых ремес­лен­ни­ков, масте­ров и под­ма­сте­рьев.

Denny
Denny

«Вер­но ли, что вся­кий спе­ци­а­лист в сво­ем деле спо­со­бен под­го­то­вить спе­ци­а­ли­ста? » Что за стран­ный вопрос? Разу­ме­ет­ся – НЕТ. Но те, кто гото­вит спе­ци­а­ли­стов, сами долж­ны быть из чис­ла спе­ци­а­ли­стов. И совер­шен­но оче­вид­но, что для под­го­тов­ки хирур­га мало одно­го хирур­га. В под­го­тов­ке долж­ны так­же участ­во­вать спе­ци­а­лист-физио­лог, спе­ци­а­лист-био­хи­мик и мно­го дру­гих. Орга­ни­за­ци­ей это­го слож­но­го про­цес­са и зани­ма­ют­ся ВУЗы. «В любом слу­чае, если вуз гото­вит не уче­ных для НИИ, то и науч­ная аспи­ран­ту­ра (с науч­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми и защи­той дис­сер­та­ции) ему не обя­за­тель­на.» Совер­шен­но вер­но. Тем, кто гото­вит вра­чей, не обя­за­тель­на аспи­ран­ту­ра с защи­той (боль­шин­ству из них). Но им нужен опыт вра­чеб­ной рабо­ты, пони­ма­ние сути этой рабо­ты, ее осо­бен­но­стей и тон­ко­стей. А часть… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Вы совер­шен­но пра­виль­но гово­ри­те, что аспи­ран­там нуж­на реаль­ная прак­ти­ка. И прак­ти­ка долж­на быть в учеб­ном плане аспи­ран­ту­ры по любо­му. Но прак­ти­ка и науч­ная рабо­та над дис­сер­та­ци­ей – раз­ные вещи.

Denny
Denny

С этим совер­шен­но согла­сен. Все­гда утвер­ждал, что зна­че­ние дис­сер­та­ций у нас неве­ро­ят­но пере­оце­не­но по срав­не­нию с реаль­ной поль­зой от них. Отсю­да, кста­ти, и мас­со­вость фейков.Многим для дела она не нуж­на, а ее нали­чие тре­бу­ют. Там же, где дис­сер­та­ция явля­ет­ся нор­маль­ным след­стви­ем рабо­ты (у тех, кто нау­кой зани­ма­ет­ся) фей­ко­вых дис­се­ров почти нет.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

В любом слу­чае, если вуз гото­вит не уче­ных для НИИ, то и науч­ная аспи­ран­ту­ра (с науч­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми и защи­той дис­сер­та­ции) ему не обя­за­тель­на.

Александр
Александр

С каки­ми реаль­ны­ми дела­ми необ­хо­ди­мо быть зна­ко­мым пре­по­да­ва­те­лю ино­стран­но­го язы­ка, вся­кой там исто­рии – фило­со­фии – в есте­ствен­ных Вузах? А тем, кто пре­по­да­ет матан, общую физи­ку, инту­ры и диф­фу­ры какой нау­кой необ­хо­ди­мо зани­мать­ся, что­бы каче­ствен­но под­го­то­вить сту­ден­та? Вот из-за таких рас­суж­де­ний и выхо­дит куча недо­учек.… «А зачем нам тео­рвер, мы ж нау­кой будем зани­мать­ся, экс­пе­ри­мен­ты ста­вить.»

Denny
Denny

Пре­по­да­ва­те­лю ино­стран­но­го язы­ка в есте­ствен­ных ВУЗах непло­хо бы иметь реаль­ную прак­ти­ку рабо­ты с есте­ствен­но­на­уч­ны­ми тек­ста­ми и язы­ком науч­ных кон­фе­рен­ций. А так у нас поло­ви­на уче­ных не может ни ста­тью напи­сать, ни с докла­дом высту­пить.

Если чело­век толь­ко и может, что читать матан по учеб­ни­ку для обще­го раз­ви­тия, то цена ему неве­ли­ка. В том и беда, что спе­ци­а­ли­стов в наших ВУЗах гото­вят пере­ска­зы­ва­те­ли учеб­ни­ков. Кото­рые поня­тия не име­ют, кому и для чего они тео­рвер чита­ют. Вот и при­хо­дит­ся потом выпуск­ни­ков доучи­вать самым эле­мен­тар­ным вещам. Поло­ви­на не пони­ма­ет, чем SD от SE отли­ча­ет­ся, и что когда надо исполь­зо­вать.

Алексей Лк
Алексей Лк

«Пре­по­да­ва­те­лю ино­стран­но­го язы­ка в есте­ствен­ных ВУЗах непло­хо бы иметь реаль­ную прак­ти­ку рабо­ты с есте­ствен­но­на­уч­ны­ми тек­ста­ми и язы­ком науч­ных кон­фе­рен­ций» – очень смеш­но. В МГУ у пре­по­да­ва­те­лей англий­ско­го язы­ка напри­мер такая прак­ти­ка есть и это как то меня­ет дело? Какой рас­клад – пер­вые пол­то­ра года име­ем раз­ные груп­пы сту­ден­тов в зави­си­мо­сти от зна­ния англий­ско­го язы­ка, при­чем самым сла­бым надо давать про­сто азы, а самым силь­ным ходить на заня­ти­ся часто про­сто неин­те­рес­но. В сере­дине вто­ро­го кур­са про­ис­хо­дит пере­та­сов­ка, и груп­пы наби­ра­ют­ся уже в зави­си­мо­сти от кафед­ры, как это вли­я­ет на уро­вень пре­по­да­ва­ния англий­ско­го язы­ка и сте­пень его усво­я­е­мо­сти сту­ден­та­ми? ответ – никак, так как сла­бые как не зна­ли так и не зна­ют, а силь­ным еще более… Подробнее »

Denny
Denny

Для изу­че­ния язы­ка нуж­но мно­го сил и вре­ме­ни при сред­них спо­соб­но­стях. А вот для того, что­бы научить­ся решать кон­крет­ную зада­чу – писать ста­тьи по сво­ей теме в обла­сти есте­ствен­ных наук, чтоб они про­хо­ди­ли через редак­ции – вполне доста­точ­но. Фиш­ка как раз в том, что имен­но это­му кон­крет­но­му уме­нию не учат. То есть обу­ча­ю­щие не дума­ют и часто не зна­ют. что вооб­ще пона­до­бит­ся в буду­щем спе­ци­а­ли­сту, кото­ро­го они гото­вят. Имен­но пото­му, что сами спе­ци­а­ли­ста­ми не явля­ют­ся.

Алексей Лк
Алексей Лк

«Для изу­че­ния язы­ка нуж­но мно­го сил и вре­ме­ни при сред­них спо­соб­но­стях. А вот для того, что­бы научить­ся решать кон­крет­ную зада­чу — писать ста­тьи по сво­ей теме в обла­сти есте­ствен­ных наук, чтоб они про­хо­ди­ли через редак­ции — вполне доста­точ­но». – вполне доста­точ­но чего? Если бы с само­го пер­во­го кур­са обу­ча­ли толь­ко навы­кам напи­са­ния тек­ста ста­тей то может быть 300 часов и было бы доста­точ­но), но при этом под­ра­зу­ме­ва­ет­ся что те кто начи­на­ют слу­шать такой спе­ци­а­ли­з­ир­ро­ван­ный курс в совер­шен­стве вла­де­ют грам­ма­ти­кой уже к момен­ту поступ­ле­ния. А это­го то как раз и нет и не будет. Поэто­му и выхо­дит «Фиш­ка как раз в том, что имен­но это­му кон­крет­но­му уме­нию не учат» « То есть обу­ча­ю­щие… Подробнее »

Denny
Denny

«но при этом под­ра­зу­ме­ва­ет­ся что те кто начи­на­ют слу­шать такой спе­ци­а­ли­з­ир­ро­ван­ный курс в совер­шен­стве вла­де­ют грам­ма­ти­кой уже к момен­ту поступ­ле­ния. » Да гос­подь с вами! Не нуж­на там ника­кая систе­ма­ти­че­ская грам­ма­ти­ка. Тем паче в совер­шен­стве. В тех­ни­че­ских и науч­ных текстах исполь­зу­ет­ся дай бог сот­ня стан­дарт­ных кон­струк­ций. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство выпуск­ни­ков тех­ни­че­ских ВУЗов толь­ко с таки­ми тек­ста­ми и будут иметь дело по рабо­те. А вот тем, кто хочет язы­ко­во­го совер­шен­ства лите­ра­тур­но­го уров­ня, мож­но давать рас­ши­рен­ный курс или зани­мать­ся само­об­ра­зо­ва­ни­ем. «…дать пред­став­ле­ние о язы­ке что бы в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти обу­ча­ю­щий­ся сам в даль­ней­шем по мере потреб­но­сти смог …» Это мож­но отне­сти почти ко всем обла­стям. В том и про­бле­ма, что у нас «дают пред­став­ле­ние о…». В резуль­та­те выпуск­ни­ки ниче­го… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

1) «Да гос­подь с вами! Не нуж­на там ника­кая систе­ма­ти­че­ская грам­ма­ти­ка. Тем паче в совер­шен­стве»

2) «Это мож­но отне­сти почти ко всем обла­стям. В том и про­бле­ма, что у нас «дают пред­став­ле­ние о…»

3) «Необ­хо­ди­мость како­го-то осо­бо­го пре­по­да­ва­тель­ско­го дара силь­но пре­уве­ли­че­на»

Пред­ла­гаю чита­те­лям ТрВ выска­зать­ся по этим трем пунк­там и выска­зать свое согла­сие или несо­гла­сие. Что же каса­ет­ся напи­са­ния тек­стов на англий­ском ста­тей, то мне неиз­вест­ны люди со сред­ним intermediate уров­нем кото­рые смог­ли бы эту зада­чу само­сто­я­тель­но оси­лить. Ну и вопрос о том поче­му тех­нарь дол­жен читать курс англий­ско­го вме­сто про­фес­си­о­на­ла так и остал­ся откры­тым.

Denny
Denny

«Ну и вопрос о том поче­му тех­нарь дол­жен читать курс англий­ско­го вме­сто про­фес­си­о­на­ла так и остал­ся откры­тым.»

Этот вопрос – ваша соб­ствен­ная при­дум­ка. Я такой ерун­ды нико­гда не пред­ла­гал. Англий­ский тех­на­рям дол­жен пре­по­да­вать про­фес­си­о­нал в англий­ском для тех­на­рей. С целью дать буду­щим тех­на­рям тот англий­ский, кото­рый им, тех­на­рям, реаль­но нужен для рабо­ты. И это отно­сит­ся не толь­ко к англий­ско­му, а ко всем дис­ци­пли­нам.

Толь­ко тогда ВУЗы будут выпус­кать при­год­ных для рабо­ты спе­ци­а­ли­стов. Пока же ВУЗы «дают пред­став­ле­ние о», я могу брать толь­ко тех выпуск­ни­ков, кото­рые про­шли 2–3 года ста­жи­ров­ки в нашей лабо­ра­то­рии или в кол­лек­ти­вах, кото­рые я хоро­шо знаю.

Алексей Лк
Алексей Лк

Раз­бе­рем что вы ска­за­ли: « Фиш­ка как раз в том, что имен­но это­му кон­крет­но­му уме­нию не учат. То есть обу­ча­ю­щие не дума­ют и часто не зна­ют. что вооб­ще пона­до­бит­ся в буду­щем спе­ци­а­ли­сту, кото­ро­го они гото­вят. Имен­но пото­му, что сами спе­ци­а­ли­ста­ми не явля­ют­ся« – вы утвер­жда­е­те что спе­ци­а­ли­сты по англий­ско­му не учат сту­ден­тов тех­ни­че­ско­му англий­ско­му (име­ет­ся вви­ду навык напи­са­ния ста­тей) так как они не явля­ют­ся спе­ци­а­ли­ста­ми тех­на­ря­ми. В такой интер­пре­та­ции логич­но пред­по­ло­жить что вас не устра­и­ва­ют пре­по­да­ва­те­ли англий­ско­го язы­ка в целом (они ведь не спе­ци­а­ли­сты тех­на­ри) хотя вы дей­стви­тель­но нигде не гово­ри­те об этом пря­мо. «Англий­ский тех­на­рям дол­жен пре­по­да­вать про­фес­си­о­нал в англий­ском для тех­на­рей» – согла­шусь толь­ко… Подробнее »

:)
:)

«Что же каса­ет­ся напи­са­ния тек­стов на англий­ском ста­тей, то мне неиз­вест­ны люди со сред­ним intermediate уров­нем кото­рые смог­ли бы эту зада­чу само­сто­я­тель­но оси­лить»

В годы Совет­ско­го Сою­за, на Физ­те­хе, учи­ли англий­ский по сло­ва­рю-мини­му­му.
600 слов + стан­дарт­ная грам­ма­ти­ка.
И не зная ни про какие intermediate, ста­тьи в хоро­ших жур­на­лах, тем не менее, пуб­ли­ко­ва­ли.

В.П.
В.П.

Навер­но воз­мож­ность реше­ния зада­чи «напи­са­ния ста­тьи на англий­ском для зару­беж­но­го жур­на­ла» зави­сит от обла­сти зна­ния. В нашем мате­ма­ти­че­ском инсти­ту­те боль­шин­ство сотруд­ни­ков эту зада­чу реша­ют само­сто­я­тель­но даже если англий­ский на уровне «читаю со сло­ва­рём, не гово­рю никак» (как у меня напри­мер).

av
av

Не быва­ет пло­хо­го англий­ско­го, быва­ет низ­кий реги­стра­ци­он­ный взнос

В.П.
В.П.

Може­те назвать при­лич­ный мате­ма­ти­че­ский жур­нал, в кото­ром берут пла­ту за пуб­ли­ка­цию?

av
av

Journal of Modern Mathematics for example. По пово­ду при­ли­чий я не рабо­таю в инсти­ту­те, раз­да­ю­щем меда­ли выда­ю­щим­ся мате­ма­ти­кам…

В.П.
В.П.

В WoS тако­го жур­на­ла нет ни в каком рас­ши­рен­ном спис­ке http://mjl.clarivate.com/cgi-bin/jrnlst/jloptions.cgi?PC=EX
Поэто­му в нашем инсти­ту­те пуб­ли­ка­ция в нём будет учи­ты­вать­ся как пре­принт в arXiv (т.е. никак) По пово­ду меда­лей, а что на ВМК есть кого номи­ни­ро­вать?

Denny
Denny

«Воз­ми­те выбор­ку из 10 чело­век с уров­нем зна­ний англий­ско­го на уровне intermediate и …» При­мер невер­ный. При общем сред­нем уровне – не напи­шут. А вот если обу­че­ны писать тех­ни­че­ские тек­сты, то напи­шут запро­сто, даже если общий уро­вень язы­ка у них сла­бый. «не уве­рен что таких спе­ци­а­ли­стов хоть кто-то спе­ци­аль­но гото­вит, » Пра­виль­но. Таких спе­ци­а­ли­стов не гото­вят. Как и вооб­ще спе­ци­а­ли­стов. «вы обя­за­ны сами гото­вить спе­ци­а­ли­стов под кон­крет­ную сфе­ру на месте, а вовсе не ВУЗ. » Стран­ная мысль. Я полу­чаю день­ги за науч­ную рабо­ту, а ВУЗ – за обу­че­ние. Тем не менее гото­вить спе­ци­а­ли­стов дол­жен я. Разу­ме­ет­ся, никто кро­ме меня (в широ­ком смыс­ле сло­ва) их под­го­то­вить не может.… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

“При­мер невер­ный. При общем сред­нем уровне — не напи­шут. А вот если обу­че­ны писать тех­ни­че­ские тек­сты, то напи­шут запро­сто, даже если общий уро­вень язы­ка у них сла­бый” – при­мер очень даже вер­ный так как осно­ван на реаль­ном поло­же­нии вещей. К сло­ву – а чем в таком слу­чае зани­ма­ют­ся на кур­сах англий­ско­го в аспи­ран­ту­ре как не натас­ки­ва­ни­ем на напи­са­ние тек­стов ста­тей (я нико­гда не был аспи­ран­том так что досто­вер­но не знаю)? Логич­но в таком слу­чае срав­нить уже две груп­пы по 10 чело­век (выпуск­ни­ки vs аспи­ран­ты), хотя что то мне под­ска­зы­ва­ет что раз­ли­чия меж­ду эти­ми груп­па­ми будут ста­ти­сти­че­ски незна­чи­мы­ми. Но толь­ко реаль­ный опыт пока­жет. Ну а если нигде не учат… Подробнее »

Denny
Denny

«ну ок, а НИИ живет сво­им отдель­ным изо­ли­ро­ван­ным науч­ным мир­ком. И неиз­вест­но что хуже.»

Так я о том и пишу, что ОБА ХУЖЕ. Никто ж не пред­ла­га­ет обну­лить ВУЗы. Речь акку­рат о том, что­бы эти систе­мы были инте­гри­ро­ва­ны. Что­бы спе­ци­а­ли­сты (не толь­ко из НИИ) актив­но при­вле­ка­лись к пре­по­да­ва­нию (преж­де все­го спец­кур­сов). Что­бы лабо­ра­то­рии из НИИ про­во­ди­ли прак­ти­че­ские заня­тия. Что­бы хоро­шие НИИ вели у себя базо­вые кафед­ры. Боль­ше участ­ни­ков – мень­ше пре­по­да­ва­тель­ская нагруз­ка на каж­до­го, луч­ше связь обра­зо­ва­ния с прак­ти­че­ской рабо­той (не толь­ко науч­ной), боль­ше раз­но­об­ра­зие в под­го­тов­ке спе­ци­а­ли­стов.

А пред­ла­га­е­мое раз­де­ле­ние аспи­ран­ту­ры – шаг к углуб­ле­нию изо­ля­ции. То есть шаг в непра­виль­ном направ­ле­нии. ВУЗы и науч­ни­ки разой­дут­ся еще даль­ше.

Denny
Denny

Про рецеп­то­ры посме­ял­ся. Ну какой курс био­хи­мии может дать пред­став­ле­ние об этом пред­ме­те? Это будет пере­сказ учеб­ни­ка чет­верть­ве­ко­вой дав­но­сти. А вот я бы мог про­чи­тать неболь­шой блок про рецеп­то­ры на совре­мен­ном уровне. Мне это нетруд­но, ибо сам эти­ми веща­ми зани­ма­юсь.

Алексей Лк
Алексей Лк

«Речь акку­рат о том, что­бы эти систе­мы были инте­гри­ро­ва­ны. Что­бы спе­ци­а­ли­сты (не толь­ко из НИИ) актив­но при­вле­ка­лись к пре­по­да­ва­нию (преж­де все­го спец­кур­сов). Что­бы лабо­ра­то­рии из НИИ про­во­ди­ли прак­ти­че­ские заня­тия. Что­бы хоро­шие НИИ вели у себя базо­вые кафед­ры» – то о чем вы гово­ри­те как раз и реа­ли­зо­ван­но в МГУ напри­мер, напри­мер кафед­ра эмбрио­ло­гии при­креп­ле­на к ИБР и спе­ци­а­ли­сты из ИБРа чита­ют лек­ции на кафед­ре МГУ. Это было реа­ли­зо­ва­но даже когда я еще учил­ся. И это нера­бо­та­ет. Во пер­вых выше я уже писал к чему при­во­дит такая прак­ти­ка в запад­ных уни­вер­си­те­тах. Во вто­рых – науч­ные сотруд­ни­ки в состо­я­нии рас­ска­зать толь­ко о том чем они кон­крет­но зани­ма­ют­ся, чет­ко­го и внят­но­го кур­са даю­ще­го имен­но общее пред­став­ле­ние о пред­ме­те у них выстро­ить… Подробнее »

Denny
Denny

«Это было реа­ли­зо­ва­но даже когда я еще учил­ся. И это нера­бо­та­ет. » Не путай­те Кару­зо с тем, что вам напел Раби­но­вич. «выше я уже писал к чему при­во­дит такая прак­ти­ка в запад­ных уни­вер­си­те­тах. » А я в запад­ных уни­вер­си­те­тах рабо­тал. И с выпуск­ни­ка­ми рабо­тал. И знаю, к чему такая систе­ма при­во­дит. При­во­дит к тому, что со сту­ден­та­ми и выпуск­ни­ка­ми мож­но общать­ся по делу. Они в теме того, что дела­ет­ся в мире в их обла­сти. И они спо­соб­ны сами рабо­тать с совре­мен­ной лите­ра­ту­рой. И с совре­мен­ны­ми мето­ди­ка­ми. В отли­чии ото наших. У кото­рых я еже­год­но при­ни­маю экза­ме­ны в аспи­ран­ту­ру. Из при­ве­ден­ных вами изда­ний све­жей явля­ет­ся толь­ко книж­ка Тка­чу­ка. Ну так он очень и очень гра­мот­ный спе­ци­а­лист. Учеб­ни­ки нуж­ны. Как осно­ва для лек­то­ра, кото­рый не… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«Не путай­те Кару­зо с тем, что вам напел Раби­но­вич» – я гово­рю о том что видел сво­и­ми гла­за­ми. Это схе­ма нера­бо­та­ет даже в веду­щем вузе стра­ны. Сра­ще­ние НИИ и ВУЗов на уровне чте­ния лек­ций я имею вви­ду. Соста­вить внят­ный инте­рес­ный курс лек­ций (8−10 на семестр) – слож­ней­шая зада­ча, и у сотруд­ни­ков НИИ заня­тых рутин­ной науч­ной рабо­той види­мо не хва­та­ет на это сил, опы­та и вре­ме­ни. Не хва­та­ет сил часто даже на одну нор­маль­ную лек­цию. «А я в запад­ных уни­вер­си­те­тах рабо­тал. И с выпуск­ни­ка­ми рабо­тал. И знаю, к чему такая систе­ма при­во­дит» – какие общие сло­ва. Пояс­ни­те подроб­нее: 1) «При­во­дит к тому, что со сту­ден­та­ми и выпуск­ни­ка­ми мож­но общать­ся по делу» – к вам при­хо­дят… Подробнее »

Denny
Denny

«Это схе­ма нера­бо­та­ет даже в веду­щем вузе стра­ны.» Эта схе­ма не может рабо­тать вот про­сто так. Нуж­ны систе­ма­ти­че­ские серьез­ные орга­ни­за­ци­он­ные уси­лия, что­бы она зара­бо­та­ла. А МГУ дей­стви­тель­но веду­щий ВУЗ. В МГУ более-менее хва­та­ет сво­их спе­ци­а­ли­стов. То есть как раз для МГУ эта про­бле­ма менее акту­аль­на, чем для дру­гих ВУЗов. 1. Они как раз полу­ча­ют в ВУЗе спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку, вза­и­мо­дей­ствуя со спе­ци­а­ли­ста­ми в инте­ре­су­ю­щей ИХ обла­сти. 2. Име­ет­ся в виду, что чело­век, читая совре­мен­ную ста­тью, пони­ма­ет про­бле­му, новиз­ну, суть исполь­зо­ван­ных мето­дик и пр. Это вхо­дит в спец под­го­тов­ку, кото­рую дает ВУЗ в инте­ре­су­ю­щей ИХ обла­сти. 3. В той обла­сти, кото­рая инте­рес­на ИМ, в той обла­сти, где они пла­ни­ру­ют рабо­тать. 4. Спе­ци­аль­ны­ми мето­да­ми… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

“Нуж­ны систе­ма­ти­че­ские серьез­ные орга­ни­за­ци­он­ные уси­лия, что­бы она зара­бо­та­ла” – нуж­ны чет­кие кри­те­рии каким дол­жен быть курс кото­рый чита­ют науч­ные сотруд­ни­ки из РАН, нуж­на внят­ная про­грам­ма тем лек­ций (сей­час это­го нет), без это­го любые орга­ни­за­ци­он­ные уси­лия бес­по­лез­ны. «В МГУ более-менее хва­та­ет сво­их спе­ци­а­ли­стов» – а вот и нет, МГУ покры­ва­ет лек­ци­он­ную про­грам­му на Био­фа­ке напри­мер где то до сере­ди­ны 4-го кур­са, даль­ше начи­на­ет­ся хаос из лек­ций при­гла­шен­ных сотруд­ни­ков РАН так как сво­их спе­цов нет. В этом смыс­ле лек­ции на млад­ших кур­сах как ни стран­но ока­зы­ва­ют­ся на поряд­ки более цен­ны­ми чем на стар­ших. «1. Они как раз полу­ча­ют в ВУЗе спе­ци­аль­ную под­го­тов­ку, вза­и­мо­дей­ствуя со спе­ци­а­ли­ста­ми в инте­ре­су­ю­щей… Подробнее »

Denny
Denny

«Нуж­ны систе­ма­ти­че­ские серьез­ные орга­ни­за­ци­он­ные уси­лия…» Со всем вами пере­чис­лен­ным совер­шен­но согла­сен. Это вхо­дит в мое поня­тие систе­ма­ти­че­ских серьез­ных уси­лий. 1. Я не иде­а­ли­зи­рую запад­ные ВУЗы и запад­ных иссле­до­ва­те­лей. Но сам прин­цип сов­ме­ще­ния иссле­до­ва­тель­ской и пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти (не на 100% разу­ме­ет­ся) я счи­таю про­дук­тив­ным. Кон­крет­ные орга­ни­за­ци­он­ные фор­мы реа­ли­за­ции это­го прин­ци­па могут быть раз­ны­ми. 2. «Ну а вооб­ще любо­му сту­ден­ту любой науч­ник будет вти­рать что то чем он зани­ма­ет­ся у себя в лабе и есть самое пер­спек­тив­ное.» Пра­виль­но. Имен­но поэто­му – чем рань­ше сту­дент нач­нет наби­рать­ся опы­та, раз­би­рать­ся и вни­кать – тем луч­ше. А вот если выпуск­ник впер­вые попа­да­ет к науч­ни­ку – ему при­дет­ся туго. 3. Общий курс заин­те­ре­со­вал. Схо­дил на спец­курс – узнал… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

2. «Ну, а вооб­ще любо­му сту­ден­ту любой науч­ник будет вти­рать что-то чем он зани­ма­ет­ся у себя в лабе и есть самое пер­спек­тив­ное.» Пра­виль­но” – пра­виль­но для науч­ни­ка но не для сту­ден­та и буду­ще­го спе­ци­а­ли­ста. Вспом­ни­лись сло­ва одно­го рус­ско­го пост­до­ка кото­рый еще в аспи­рант­ские годы попал в лабо­ра­то­рию кото­рая зани­ма­ет­ся гене­ти­кой дро­зо­фил­лы (кото­рая если ему верить была изу­че­на вдоль и попе­рек но он об этом не знал). В ито­ге он потра­тил мно­го лет на этот глуш­няк, из кото­ро­го было слож­но вырвать­ся. Он поте­рял самое цен­ное – моло­дость на иссле­до­ва­ние бес­пер­спек­тив­ной темы сво­е­го науч­ни­ка. «Имен­но поэто­му — чем рань­ше сту­дент нач­нет наби­рать­ся опы­та, раз­би­рать­ся и вни­кать — тем луч­ше. А вот если выпуск­ник… Подробнее »

Denny
Denny

«а на запа­де есть ресур­сы?» Там модель уни­вер­си­те­та дру­гая. Там это боль­шой ком­плекс со сво­ей боль­шой нау­кой и прак­ти­кой. И с соот­вет­ству­ю­щи­ми ресур­са­ми. То есть там про­сто нет этой про­бле­мы в таком виде. А в Рос­сии НИИ отде­ле­ны от ВУЗов орга­ни­за­ци­он­но. И они долж­ны либо актив­но сотруд­ни­чать, либо пре­вра­щать­ся в изо­ли­ро­ван­ные мир­ки – с соот­вет­ству­ю­щим печаль­ным исхо­дом. «слиш­ком высо­ка цена за поиск. Рецеп­та нет. Вы пред­ла­га­е­те учить­ся на сво­их ошиб­ках – но это при­мер­но как на войне – если сол­дат ново­бра­нец пере­жил три бит­вы то ясное дело что ему ниче­го объ­с­нять не надо, он сам всем и все объ­яс­нит. Толь­ко дело за малым – выжить в трех бит­вах. »… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«а на запа­де есть ресур­сы?» Там модель уни­вер­си­те­та дру­гая. Там это боль­шой ком­плекс со сво­ей боль­шой нау­кой и прак­ти­кой. И с соот­вет­ству­ю­щи­ми ресур­са­ми» – тото чем вы гово­ри­те отно­сит­ся ско­рее к топо­вым запад­ным ВУЗам. ВУЗ на запа­де как ни кру­ти это маши­на по зара­ба­ты­ва­нию денег, а содер­жа­ние ВУЗа не про­из­во­дя­ще­го ниче­го кро­ме выпуск­ни­ков и ста­тей обхо­дит­ся доро­го. Пола­гаю что даже на Запа­де в ВУЗах сред­ней руки дела обсто­ят не очень радуж­но, кста­ти в кни­ге Миха­и­ла Соко­ло­ва этот вопрос так же затра­ги­ва­ет­ся. «Рецеп­та дей­стви­тель­но нет. И дей­стви­тель­но надо выжить в трех бит­вах» – «На Федю­хи­ны высо­ты Нас при­шло все­го две роты А пошли пол­ки..» – Лев Тол­стой. Это дар­ви­нов­ский отбор, толь­ко… Подробнее »

Denny
Denny

Мы с вами пошли уже по деся­то­му кру­гу. Запад­ные ВУЗы как и запад­ные науч­ни­ки очень раз­ные. Но нор­маль­ная (хотя и дале­ко не без­греш­ная) кон­ку­рент­ная сре­да спо­соб­ству­ет про­дви­же­нию луч­ших. Про­бле­мы поис­ка для сту­ден­тов мы затра­ги­ва­ли мно­го раз. Чем рань­ше сту­дент позна­ко­мить­ся со спе­ци­а­ли­ста­ми, чем боль­ше спе­ци­а­ли­стов и лабо­ра­то­рий он узна­ет, тем осо­знан­нее будет его выбор. Поэто­му чем боль­ше кру­тых спе­ци­а­ли­стов при­вле­ка­ет ВУЗ, тем кру­че его репу­та­ция. Ведь учеб­ни­ки-то вез­де одни и те же. Ленин­джер он и в Афри­ке Ленин­джер. А спе­ци­а­ли­сты ведь не толь­ко лек­ции чита­ют. Они при­но­сят с собой те же гран­ты, то есть мето­ди­ки, обо­ру­до­ва­ние и воз­мож­ность для сту­ден­тов все это изу­чать и во всем этом участ­во­вать. Мно­гие спе­ци­а­ли­сты… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

“Мы с вами пошли уже по деся­то­му кру­гу” – вер­но) я ждал когда вы ска­жи­те эти сло­ва) «Запад­ные ВУЗы как и запад­ные науч­ни­ки очень раз­ные» – вот это мне уже боль­ше нра­вит­ся, зна­чит и там мож­но лег­ко нарвать­ся) а то мно­гие дума­ют что раз запад­ный ВУЗ то все ок) «Но нор­маль­ная (хотя и дале­ко не без­греш­ная) кон­ку­рент­ная сре­да спо­соб­ству­ет про­дви­же­нию луч­ших» – в тео­рии да «Поэто­му чем боль­ше кру­тых спе­ци­а­ли­стов при­вле­ка­ет ВУЗ, тем кру­че его репу­та­ция» – и тем доро­же в нем обу­че­ние.… «У нас же при отсут­ствии реаль­ной свя­зи ВО и нау­ки выбор для сту­ден­та дей­стви­тель­но явля­ет­ся чистой рулет­кой. И выбор под­хо­дя­щих выпуск­ни­ков для зав­ла­ба — тоже» – что и тре­бо­ва­лось… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«И так наши ВУЗов­ские пре­по­да­ва­те­ли мало зна­ко­мы с нау­кой и вооб­ще с каким-либо реаль­ным делом»

«Выпуск­ни­ки вооб­ще будут ни на что не год­ны»

«А сто­и­ло бы дви­гать­ся ров­но в обрат­ном направ­ле­нии»

«Я думаю, это будет касать­ся гума­ни­тар­ных спе­ци­аль­но­стей, так что не сто­ит бес­по­ко­ить­ся»

Одна­жды Лебедь, Рак, да Щука
Вез­ти с покла­жей воз взя­лись,
И вме­сте трое все в него впряг­лись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Покла­жа бы для них каза­лась и лег­ка:
Да Лебедь рвёт­ся в обла­ка,
Рак пятит­ся назад, а Щука тянет в воду.
Кто вино­ват из них, кто прав, — судить не нам;
Да толь­ко воз и ныне там.

«Это к вопро­су о том, как рефор­ми­ро­вать нау­ку и обра­зо­ва­ние» Denny.

y.v.
y.v.

» а чем в таком слу­чае зани­ма­ют­ся на кур­сах англий­ско­го в аспи­ран­ту­ре как не натас­ки­ва­ни­ем на напи­са­ние тек­стов ста­тей». По сек­ре­ту ска­жу: натас­ки­ва­ют на пере­вод с англий­ско­го на рус­ский. Более того, уро­вень «на вхо­де» настоль­ко раз­ный, что и эта зада­ча полу­ча­ет­ся не у всех. В аспи­ран­ту­ру нын­че кон­курс зача­стую отри­ца­тель­ный, что не добав­ля­ет опти­миз­ма…

Сергей
Сергей

В при­зна­нии аспи­ран­ту­ры тре­тьей сту­пе­нью обра­зо­ва­ния не сто­ит забы­вать про армию, точ­нее про мотив легаль­но­го отко­са от армии. В посред­ствен­ных вузах этот мотив «аспи­ран­тов» нахо­дит кон­сен­сус с моти­вом руко­вод­ства вузов хоть что-то зара­бо­тать на плат­ных аспи­ран­тах и дать сво­им пре­по­да­ва­те­лям средне-без­дель­ные 50 часов в год в нагруз­ку. В преж­ние вре­ме­на, закон­чив­шие аспи­ран­ту­ру и не защи­тив­шие кан­ди­дат­скую стыд­ли­во скры­ва­ли сей факт, а сей­час за аспи­ран­ту­ру дают отдель­ный диплом. Преж­ний Минобр про­сто «отво­е­вы­вал» кли­ен­ту­ру у Мин­здра­ва и Мино­бо­ро­ны, повы­шая «цен­ность» дипло­ма аспи­ран­та офи­ци­аль­ным при­зна­ни­ем ненуж­но­сти защи­ты кан­ди­дат­ской. В усло­ви­ях уже­сто­че­ния про­це­дур и кри­те­ри­ев защит дис­сер­та­ций, выде­ле­ния веду­щих вузов с пра­вом само­сто­я­тель­но­го при­суж­де­ния сте­пе­ней полу­чить каче­ствен­ных аспи­ран­тов для сотен посред­ствен­ных вузов прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Необ­хо­ди­мо про­сто про­дол­жить… Подробнее »

Андрей
Андрей

Поче­му толь­ко два вида аспи­ран­ту­ры? Надо боль­ше! Науч­но-прак­ти­че­ская аспи­ран­ту­ра, меди­ко-педа­го­ги­че­ская аспи­ран­ту­ра, гума­ни­тар­ная аспи­ран­ту­ра, есте­ствен­ная аспи­ран­ту­ра, отдель­ные аспи­ран­ту­ры для тро­еч­ни­ков, хоро­ши­стов и отлич­ни­ков. Зачем оста­нав­ли­вать­ся? Мож­но ещё сде­лать раз­лич­ные аспи­ран­ту­ры с раз­ным уров­нем тре­бо­ва­ний для раз­ных реги­о­нов – долж­ны же мы учи­ты­вать часо­вые поя­са!

Андрей
Андрей

В пред­ло­же­нии создать два типа аспи­ран­ту­ры я вижу неко­то­рую недо­ра­бо­тан­ность. Поче­му толь­ко два? Надо сде­лать науч­но-про­из­вод­ствен­ную аспи­ран­ту­ру (и, отдель­но, про­из­вод­ствен­но-науч­ную), меди­цин­ско-педа­го­ги­че­скую, сель­ско­хо­зяй­ствен­ную обя­за­тель­но. Нуж­ны отдель­ные виды аспи­ран­ту­ры для отлич­ни­ков, хоро­ши­стов и тро­еч­ни­ков. Нако­нец, нель­зя забы­вать, что у нас несколь­ко феде­раль­ных окру­гов со сво­ей спе­ци­фи­кой, в каж­дом из кото­рых есть несколь­ко часо­вых поя­сов. Все это тоже заслу­жи­ва­ет осо­бо­го под­хо­да. А вот необ­хо­ди­мость защи­щать дис­сер­та­цию после аспи­ран­ту­ры – это пере­жи­ток про­шло­го. Доста­точ­но справ­ки об обу­че­нии для воен­ко­ма­та. Опять-таки, мно­го­чис­лен­ные чинов­ни­ки из Мино­бр­на­у­ки успеш­но защи­ти­ли дис­сер­та­ции (несколь­ко вто­рич­ные, ну так что ж) безо вся­кой аспи­ран­ту­ры.

Афонюшкин Василий
Афонюшкин Василий

сму­ща­ет необ­хо­ди­мость для пре­по­да­ва­ния обу­че­ния в аспи­ран­ту­ре. Напри­мер, сту­дент мед­ву­за. сра­зу отучив­шись в аспи­ран­ту­ре полу­ча­ет пра­во пре­по­да­вать хирур­гию… а вот опыт­ней­ший хирург отра­бо­тав­ший лет 5–10 и достиг­ший мно­го­го в сво­ей про­фес­сии – нет.. Так что-ли? Кста­ти дово­ди­лось уже видеть ситу­а­ции когда како­го-нибудь очень кру­то­го инже­не­ра , спе­ци­а­ли­ста миро­во­го уров­ня.. кото­рый решил попре­по­да­вать про­сто ради повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции сту­ден­тов попро­си­ли уйти ибо аспи­ран­ту­ры он в свое вре­мя не окон­чил..
На мой взгляд, на наших ВУЗов нали­чие моло­дых пре­по­да­ва­те­лей после­вы­пуск­но­го воз­рас­та долж­но сни­жать бал­лы, рав­но как и отсут­ствие про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов из прак­ти­ки или нау­ки…
Люди отста­и­ва­ю­щие науч­но-педа­го­ги­че­скую аспи­ран­ту­ру это весь­ма стран­ные люди.

Denny
Denny

Вот здесь я вас пол­но­стью под­дер­жи­ваю.

Каштанов
Каштанов

Инсти­тут аспи­ран­ту­ры в нынеш­нем виде дав­но уста­рел. За три года в экс­пе­ри­мен­таль­ной нау­ке в Рос­сии хоро­шую рабо­ту сде­лать нель­зя. Осо­бен­но с уче­том кан­ди­дат­ских мини­му­мов, кото­рые толь­ко отвле­ка­ют от рабо­ты. Аспи­рант дол­жен при­хо­дить на гото­вые мето­ди­ки и три года наби­рать мате­ри­ал. Имен­но по это­му пока­за­те­лю его надо и оце­ни­вать через три года. А потом пере­во­дить на став­ку науч­но­го сотруд­ни­ка и еще два года на мини­му­мы и дис­сер­та­цию. Это и будет пол­но­цен­ной аспи­ран­ту­рой.

Сергей
Сергей

В жела­нии рефор­ми­ро­вать или удли­нить аспи­ран­ту­ру не сле­ду­ет забы­вать про фак­ти­че­ское удли­не­ние обу­че­ния за счет маги­стра­ту­ры и вари­а­тив­ность этой маги­стра­ту­ры. В маги­стра­ту­ре есть науч­ные семи­на­ры, хоро­шая маги­стер­ская дис­сер­та­ция состав­ля­ет 2⁄3 посред­ствен­ной кан­ди­дат­ской, без порт­фо­лио кон­фе­рен­ций и ста­тей в маги­стра­ту­ру на бюд­жет в пре­стиж­ный вуз не посту­пить. Если моло­дой чело­век пошел в маги­стра­ту­ру по сво­ей же спе­ци­а­ли­за­ции бака­лав­ри­та, на совесть выпол­нил всю про­грам­му и полу­чил крас­ный диплом, ему вполне мож­но умень­шить обу­че­ние в аспи­ран­ту­ре до двух лет за счет имен­но учеб­ной ком­по­нен­ты. В Бри­та­нии слу­ша­те­ли про­грамм MPh и PhD учат­ся вме­сте пер­вые два года, затем пер­вые закан­чи­ва­ют и вто­рые про­дол­жа­ют зани­мать­ся имен­но нау­кой и немно­го ведут семи­на­ры за сво­и­ми науч­ны­ми руко­во­ди­те­ля­ми. Доучи­вать в аспи­ран­ту­ре… Подробнее »

Сергей
Сергей

Еще сле­ду­ет пом­нить про удли­не­ние уче­бы за счет 10–11 клас­сов шко­лы, когда под­го­тов­ка на высо­ко­баль­ни­ка ЕГЭ или при­зе­ра олим­пи­а­ды I уров­ня тре­бу­ет погру­же­ния в пред­мет, увле­че­ние им. Увле­чен­ные силь­ные бака­лав­ры уже на 2–3 кур­се демон­стри­ру­ют задат­ки аспи­ран­тов, нуж­но лишь гра­мот­но эти задат­ки раз­ви­вать за счет науч­ных семи­на­ров, силь­ных науч­ных руко­во­ди­те­лей ВКР и порт­фо­лио.

res
res

А на запа­де аспи­ран­ту­ры нет даже в силь­ных науч­ных цен­трах. Толь­ко в уни­вер­си­те­тах. О как ))

Замкадыш
Замкадыш

Рефор­ми­ро­ва­ние аспи­ран­ту­ры мож­но срав­нить с хао­ти­че­ским лече­ни­ем паци­ен­тов раз­лич­ны­ми лекар­ства­ми без вся­кой после­до­ва­тель­но­сти, даже не дожи­да­ясь про­яв­ле­ния эффек­тов от их при­е­ма. При таком под­хо­де вопрос толь­ко в том, как ско­ро паци­ент умрет. Жела­ние чинов­ни­ков от обра­зо­ва­ния и нау­ки посто­ян­но что-то рефор­ми­ро­вать, нуж­но зако­но­да­тель­но огра­ни­чи­вать. Моти­вы этой рефор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти не свя­за­ны с попыт­ка­ми улуч­шить функ­ци­о­ни­ро­ва­ние аспи­ран­ту­ры – рефор­мы им нуж­ны про­сто ради самих реформ как пред­ло­га для рас­хи­ще­ния бюд­жет­ных средств. Посто­ян­ные рефор­мы толь­ко ухуд­ша­ют рабо­ту аспи­ран­ту­ры. Поэто­му так­же обя­за­тель­но нуж­но вве­сти ответ­ствен­ность за при­ни­ма­е­мые реше­ния и их послед­ствия. Срок огра­ни­че­ния на рефор­ма­тор­ские раз­вле­че­ния долж­ны быть не менее 10 лет – толь­ко за такой срок мож­но оце­нить эффек­тив­ность… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: