Спасение «Союза»

Ракета «Союз-ФГ». Фото NASA/Bill Ingalls
Александр Хохлов
Александр Хохлов

11 октября в 11:40 мск с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-ФГ» (АО «РКЦ Прогресс») с кораблем «Союз МС-10» (ПАО «РКК „Энергия“»), на борту которого находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг (основная экспедиция МКС-57/58). Отсутствие третьего члена экипажа было связано с решением Роскосмоса сократить российский экипаж МКС с трех до двух человек до момента стыковки со станцией Многофункционального лабораторного модуля «Наука» [1].

Фото NASA/Bill Ingalls

Примерно на 123-й секунде полета во время отделения боковых ускорителей первой ступени произошла нештатная ситуация. В прямой трансляции NASA это выглядело как задымление ракеты и отсутствие ровного Креста Королёва (расходящиеся с закруткой четыре боковушки), экипаж непривычно сильно встряхнуло, фоном было слышно, как пищит морзянка — АН (авария носителя) — и видеокартинка с корабля пропала. Затем несколько минут шла анимация от Роскосмоса о штатном отделении второй ступени и работе третьей ступени, эти же сообщения появились в социальных сетях госкорпорации (потом их потерли). Еще через несколько секунд канал NASA TV переключился на картинку из ЦУПа в Хьюстоне, где специалисты беспокойно смотрели на мониторы…

Фото NASA/Bill Ingalls

По основной версии один из блоков первой ступени при отделении мог зацепить центральный блок ракеты (вторую ступень). В результате вторая ступень потеряла ориентацию, сработало аварийное выключение двигателей второй ступени. Так как штанга системы аварийного спасения (САС) буквально за секунды до этого отстрелилась, то сработала нижняя часть САС, и верхняя часть головного обтекателя с бытовым отсеком и спускаемым аппаратом была отделена от ракеты и недолго находилась в свободном суборбитальном полете. Командир корабля Алексей Овчинин сообщил по радиосвязи, что они ощущают невесомость и головной обтекатель уже отделился. По указанию с Земли Алексей выдал команду БС (баллистический спуск) в 11:45:30 (308-я секунда полета). Спускаемый аппарат совершил посадку приблизительно в 20 км от города Жезказган. Первыми на место приземления с самолета парашютировались три спасателя, которые и открыли люк СА и извлекли экипаж. Прибывшие затем вертолеты доставили Алексея Овчинина и Ника Хейга в аэропорт Жезказгана, откуда они отправились на самолете обратно на Байконур, а 12 октября в Звёздный городок под Москвой [2].

Действие САС различно на трех участках полета:

  • На первом участке в случае аварии ракеты на стартовом столе или в первые секунды полета увод части корабля (бытового отсека — БО — и спускаемого аппарата — СА) от ракеты производится с помощью твердотопливных двигателей, установленных на штанге САС. Подобный вариант был 26 сентября 1983 года при подготовке старта корабля «Союз-Т», в котором находились В. Г. Титов и Г. М. Стрекалов, когда прямо на стартовой площадке начался пожар в двигателе ракеты. Решение о включении САС приняли руководитель пуска и технический руководитель по ракете-носителю.
  • На втором участке, когда отходят боковые ускорители и отстреливается штанга САС, увод БО и СА корабля производится второй частью САС, твердотопливными двигателями, установленными в верхней части головного обтекателя, до момента его сброса. После этого для отделения модулей «Союза» используются пиросредства. 5 апреля 1975 года при выведении корабля «Союз-18−1», который пилотировали космонавты В. Г. Лазарев и О. Г. Макаров, аварийная ситуация произошла на втором участке работы САС при выведении. На 288-й секунде полета не отделилась вторая ступень. И на 294-й секунде полета от автоматики поступила команда «Авария», по которой произошло разделение спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека, а также увод от ракеты. Из-за сбоя системы управления СА экипаж при спуске испытал максимальную перегрузку 21,3 g вместо расчетной около 15 [3].
  • На третьем участке, при работе третьей ступени ракеты, корабль уже без обтекателя отстреливается целиком от ракеты и производится разделение отсеков «Союза» по штатной схеме. СА приземляется в режиме баллистического спуска.

В несостоявшийся полет Алексей Овчинин и Ник Хейг отправились с помощью одной из последних ракет-носителей «Союз-ФГ» (с аналоговой системой управления, изготавливаемой в Украине), до этого считавшейся очень надежной (ни одной аварии за 64 пуска с начала эксплуатации). Осталось всего пять пусков в течение 2018−2019 годов.

На смену для пилотируемых полетов идет (проходит сертификацию) модернизированная ракета-носитель «Союз-2.1а» с цифровой системой управления (производство НПО автоматики в Екатеринбурге). С начала 2020 года для пусков по программе МКС будет использоваться только она.

На ракетах «Союз-2.1а» к МКС уже стартовали грузовые космические корабли «Прогресс», а первый полет с кораблем «Союз МС-14» будет беспилотным. Запуск корабля планируется в августе 2019 года для отработки совместного полета с новой ракетой. Специалистам необходимо протестировать взаимодействие системы аварийного спасения корабля «Союз» с ракетой «Союз-2.1а», так как на «Прогрессах» САС не используется.

Обратно Алексей Овчинин и Ник Хейг вернулись бы в апреле 2019 года, и с ними — первый астронавт ОАЭ — либо Хазаа аль-Мансури, либо Султан ан-Нияди (сейчас они проходят подготовку в ЦПК, и один из них полетит на станцию, а второй будет дублером). Контракт на полет между Роскосмосом и космическим агентством ОАЭ был подписан прямо перед аварийным стартом «Союза МС-10». Теперь полет на МКС состоится в другом экипаже и, вероятно, позже.

В бытовом отсеке корабля на станцию должен был быть доставлен прибор «Орган.Авт» для эксперимента «Магнитный 3D-биопринтер» [4]. Это был бы пилотный коммерческий эксперимент российской компании 3D Bioprinting Solutions, открывающий новую программу коммерциализации российского сегмента МКС. К сожалению, биопринтер разбился при свободном падении БО на Землю. Сейчас рассматривается возможность доставки в космос тренировочного экземпляра прибора «Орган.Авт».

Старты ракет-носителей «Союз» временно приостановлены до решения государственной комиссии. На борту МКС работают три члена экипажа: Александр Герст (Германия), Серена Ауньон-Чэнселлор (США) и Сергей Прокопьев (Россия). Именно в их корабле «Союз МС-9» была обнаружена негерметичность в БО [5]. Теперь им предстоит немного задержаться на станции, пока не прибудет экипаж корабля «Союз МС-11».

Несомненно, что буквально перед своим двадцатилетием программа МКС оказалась под угрозой, NASA даже рассматривает вариант временной консервации станции для беспилотного полета. Но есть надежда, что государственная комиссия быстро разберется с причиной аварии и пуски к МКС в скором времени возобновятся. В этом случае основным ущербом, кроме репутационного для Роскосмоса, будет некоторое снижение количества выполненных на борту станции экспериментов.

Уже известно, что основной версией аварии стала механическая неполадка, допущенная в ходе стыковки боковых блоков ко второй ступени ракеты в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур. Есть в этой ситуации и «положительный момент»: в полевых условиях была проверена система аварийного спасения корабля «Союз МС» и работа поисково-спасательных служб.

Интересно, что по непубличному указу президента (от 2012 года) в 2018 году планировался пилотируемый пуск с космодрома Восточный, курировал его подготовку тогда заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин. Одной из причин отказа от такого пуска стала неготовность Роскосмоса и поисково-спасательных служб к эвакуации космонавтов из акватории Тихого океана, над которой частично пролегала бы трасса полета.

С 2009 года все основные экипажи МКС доставляются на станцию только на российских пилотируемых кораблях (и с 2011-го, после закрытия программы Space Shuttle, — все люди вообще). Первые тестовые полеты новых американских кораблей Dragon 2 и Starliner, которые существенно повысят устойчивость программы МКС, планируются в 2019 году [6].

Александр Хохлов,
популяризатор космонавтики, член Северо-Западной
организации Федерации космонавтики РФ

1. Хохлов А. Пилотируемая программа МКС: грядут изменения? // ТрВ-Наука, № 211 от 23 августа 2016 года.
2. youtu.be/XUcDE5j5IfA
3. Батурин Ю. Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе. — М.: Альпина Паблишер, 2018.
4. bioprinting.ru/press-center/publications/body-ed-is-ready-to-send-to-the-iss/
5. Хохлов А. Космическая утечка // ТрВ-Наука, № 262 от 11 сентября 2018 года.
6. kosmolenta.com/index.php/1304−2018−10−05-ccdev

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
4 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
4 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Абрам С.Абрам Сол.Пал ПалычАлександр ХохловКоммерс Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Коммерс
Коммерс

Не было у Лазарева с Макаровым ГО в 1975

Александр Хохлов
Александр Хохлов

Спасибо за уточнение. Проверим и поправим.
Ошибка вкралась при цитировании из книги: Батурин Ю. Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе.

Пал Палыч
Пал Палыч

Молодцы, система спасения сработала на ять!
Вообще не представлял, что подобное возможно!

Абрам Сол.
Абрам Сол.

Похоже что будуще пилотируемых экспедиций за одноразовыми короблями? интересно, как дела обстоят на многоразовом варианте с возвращаемой первой ступенью? если бы 11.10 в баках было бы значительно больше топлива как сработала бы САС? Похоже на гептиле надежность выше чем на сжиженых газах ведь как мы видели воспламенения топлива не происходит, а баки с компонентами по всей видимости надежно разделены? На habr-е в комментариях было что-то про АН морзянкой стандартный чекпоинт при переключении трансподеров на другую частоту почему автор пишет что ан — авария носителя откуда такая информация?

Абрам С.
Абрам С.

интереснно, а можно вывести на орбиту под видом мирной нагрузки касету с термоядерными зарядами есть ли средства позволяюшие своевременно отследить такой ход? до появления сверхтяжёлых носителей такой маневр был вроде не возможен ведь понадобится дополнительное топливо для манёвров. самое время вписать себя в историю, человеку с амбициями :) я бы долго не думал ведь можно упустить шанс. правда сначала было бы неплохо например китай с индией «подружить» но они и сами не плохо справляются. эх почему я не президент? :) старина адольф отдыхает. наигрался я в «фёст страйк». :)

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (12 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: