О «времени надежд»

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Ниче­го
Не может про­пасть. Еще мене —
Семья и талант.

Борис Пастер­нак

Георгий Кизевальтер. Время надежд, время иллюзий. Проблемы истории советского неофициального искусства. 1950–1960 годы: Статьи и материалы. — М.: НЛО, 2018

Геор­гий Кизе­валь­тер. Вре­мя надежд, вре­мя иллю­зий. Про­бле­мы исто­рии совет­ско­го неофи­ци­аль­но­го искус­ства. 1950–1960 годы: Ста­тьи и мате­ри­а­лы. — М.: НЛО, 2018

О кни­ге «Вре­мя надежд» я узна­ла из рецен­зии Оль­ги Бал­ла в авгу­стов­ском номе­ре жур­на­ла «Зна­мя» [1]. Бал­ла — вдум­чи­вый кри­тик без огляд­ки на авто­ри­те­ты и штам­пы; у меня не одна­жды была воз­мож­ность в этом убе­дить­ся (сре­ди про­че­го, на при­ме­ре моих соб­ствен­ных сочи­не­ний). Изда­тель­ство «Новое лите­ра­тур­ное обо­зре­ние» любез­но снаб­ди­ло меня этой новой кни­гой Кизе­валь­те­ра, а заод­но и преды­ду­щей его рабо­той «Эти стран­ные семи­де­ся­тые, или Поте­ря невин­но­сти» (вышла в 2010 году).

Мой инте­рес к сфе­ре худо­же­ствен­ной дея­тель­но­сти, кото­рую у нас неко­гда назы­ва­ли «неофи­ци­аль­ным искус­ством», угас в кон­це 1980-х; да и соот­вет­ству­ю­щие пред­по­чте­ния оста­лись в про­шлом (неуди­ви­тель­но, что я про­пу­сти­ла кни­гу Кизе­валь­те­ра о семи­де­ся­тых).

Новая его кни­га — «Вре­мя надежд» — скла­ды­ва­ет­ся из бесед авто­ра с худож­ни­ка­ми и ана­ли­ти­че­ских очер­ков о худо­же­ствен­ной жиз­ни опи­сы­ва­е­мой эпо­хи.

Георгий Кизевальтер (2015 год). Фото В. Леденева

Геор­гий Кизе­валь­тер (2015 год). Фото В. Леде­не­ва

В Интер­не­те нахо­дим сле­ду­ю­щие стро­ки авто­ра о вре­ме­ни и о себе: «Балан­си­руя <…> меж­ду откры­тым дис­си­дент­ством и ложью офи­ци­аль­но-глян­це­во­го застоя „соц­ре­а­лиз­ма“, худож­ник анде­гра­ун­да выби­рал для себя „домаш­ний аван­гард“, и, в част­но­сти, как спо­соб выжи­ва­ния. Счи­тая себя уче­ни­ком и после­до­ва­те­лем И. Каба­ко­ва, я дол­гое вре­мя раз­ра­ба­ты­вал „авто­ра пер­со­на­жа“, где реаль­ный автор при­ду­мы­вал вна­ча­ле не кар­ти­ну, а неко­го мифи­че­ско­го худож­ни­ка, кото­рый уже созда­ет серию работ. При этом реаль­ный худож­ник, как пра­ви­ло, абсо­лют­но отстра­нен от создан­но­го им обра­за-мифа и ника­ких эмо­ций по отно­ше­нию к создан­ной им рабо­те не испы­ты­ва­ет» [2]. Сна­ча­ла мне пока­за­лось, что автор­ский мате­ри­ал (очень лич­ный по тону и уже поэто­му инте­рес­ный) в обсуж­да­е­мой кни­ге подан несколь­ко хао­тич­но. И всё же, види­мо, автор удач­но избрал спо­соб не втис­ки­вать живой рас­сказ в рам­ки какой-либо кон­цеп­ции. Заме­чу, что сохра­нить инто­на­ции геро­ев в повест­во­ва­нии мему­ар­но­го харак­те­ра — это само­сто­я­тель­ная и весь­ма слож­ная худо­же­ствен­ная зада­ча, так что ее удач­ные реше­ния — боль­шая ред­кость. Напри­мер, покой­ный Андрей Сер­ге­ев сумел это сде­лать в сво­их крат­ких вос­по­ми­на­ни­ях о встре­чах с Брод­ским. Навер­ное, опре­де­лен­ная холод­ность автор­ской инто­на­ции в подоб­ных слу­ча­ях вполне умест­на.

Осо­бую цен­ность пред­став­ля­ет опуб­ли­ко­ван­ный в обсуж­да­е­мой кни­ге свод­ный спи­сок офи­ци­аль­ных и неофи­ци­аль­ных худо­же­ствен­ных выста­вок за 1953–1970 годы, а так­же дру­гие обшир­ные спра­воч­ные мате­ри­а­лы, уни­каль­ность кото­рых я — как «чело­век со сто­ро­ны» — не берусь оце­нить. Во вся­ком слу­чае, моло­дой чита­тель полу­чил дель­ный вари­ант путе­во­ди­те­ля по целой эпо­хе в ее важ­ней­ших про­яв­ле­ни­ях.

Ревек­ка Фрум­ки­на

1. magazines.russ.ru/znamia/2018/8/balla.html
2. www.artinfo.ru/artbank/scripts/russian/author.asp?author_id=161

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *