«Но, увы, еще не человек»

Борис Шалютин

Борис Шалютин, докт. филос. наук, профессор, проректор Института развития образования и социальных технологий (Курган).

1. Рене, ты не прав

Ясно, что этого не может быть,
но это есть, существует, это факт!
Леонид Андреев

В XVII веке великий математик представил весь физический мир проявлением простых математических функциональных зависимостей. Всё сущее, в том числе растения и даже животные, оказалось всего лишь механическими телами, процессами и системами. Только души человеческие, мыслящие и свободные, оставались вне этого протяженного, лишенного мышления автоматического царства. Строгая красота и фантастическая эффективность формул математики поспособствовали тому, что в мире науки эта странная оказалась всеобщей верой, которая начала подтачиваться лишь спустя пару веков. Постепенно чувствительных ударов накопилось немало, особенно применительно к высшим животным, и к 1960-м она, в общем, осталась в прошлом. Но никому еще и в голову не могло прийти, насколько ошибался Декарт. Сумей современный приматолог инкогнито рассказать коллегам из той поры о возможностях человекообразных обезьян, его бы подняли на смех. В последние полвека в приматологии произошла грандиозная революция, мало с чем сравнимая во всей истории науки. Краткий обзор некоторых из ее важнейших достижений начну с когнитивных (познавательных) способностей.

Аюму блестяще справляется с заданием (c сайта Primate Research Institute, Kyoto University)
Аюму блестяще справляется с заданием (c сайта Primate Research Institute, Kyoto University)

Шимпанзе Аюму, питомец Тецуро Мацудзавы, касается экрана. Перед ним вспыхивают хаотично расположенные цифры от одного до девяти, на которые он, выполняя задание, быстро и точно нажимает в порядке возрастания. В следующий раз после нескольких прикосновений цифры закрываются белыми квадратиками, однако Аюму безошибочно доводит дело до конца. Раз от раза время предъявления цифр сокращается, вплоть до 0,21 секунды. Просматривая видеозапись эксперимента, я едва успеваю разобрать, что на экране цифры. Но Аюму опять блестяще справляется с заданием. Этого не смог сделать ни один .

Понятно, что когнитивные способности нужны обезьянам не для защиты диссертаций, а для построения поведения. В природе они нагляднее всего проявляются в орудийной деятельности. С тех уже давних пор, когда Дж. Гудолл открыла, что изготавливают «удочки» для ловли термитов, удалось установить, что все до одного обитающие сегодня на Земле сообщества шимпанзе практикуют уникальную для каждого из них систему многообразной орудийной деятельности, настолько масштабной, что без нее они не способны обеспечить выживание. Несколько примеров. В Сенегале шимпанзе изготавливают копья, чтобы охотиться на маленьких приматов галаго. В Габоне для добывания меда они пользуются комплектом из пяти (!) типов орудий: пестика (толстой палки для взлома входа в улей), бура (им протыкают улей, чтобы добраться до отделения с медом), расширителя (для расширения прохода), коллектора (палки с расщепленным концом, чтобы доставать мед) и щетки (кусочка коры, чтобы его счищать). Как видно из исследования недавно обнаруженных в Кот-д’Ивуаре каменных орудий для раскалывания орехов, так называемый «каменный век шимпанзе» начался по меньшей мере 4300 лет назад и соответствующая технология негенетически транслировалась в течение жизни более 200 поколений.

Сэведж-Рамбо со своими питомцами Канзи и Панбанишей («Википедия»)
Сэведж-Рамбо со своими питомцами Канзи и Панбанишей («Википедия»)

Многочисленные эксперименты показывают, что высшим обезьянам доступны символизация и весьма сложные и разнообразные обобщения, обычно рассматриваемые как основа языка. В 1969 году Аллен и Беатрикс Гарднеры потрясли профессиональное сообщество, рассказав об освоении шимпанзе Уошо основ амслена (американского языка глухонемых). Сегодня подопечные С. Сэведж-Рамбо бонобо Канзи и Панбаниша владеют сотнями (как минимум, возможно, несколькими тысячами) слов, помимо амслена используют специально созданный язык лексиграмм (некий аналог иероглифов) йеркиш, понимают устную английскую речь, сложные синтаксические конструкции, под силу им и овладение элементарным письмом.

pixabay
pixabay.com

Сегодня установлено, что альфа-самец у шимпанзе не просто получает выгоды от своего положения, но обеспечивает соблюдение норм взаимного поведения.

В работах последних лет де Вааль показал, что в групповой жизни шимпанзе и особенно бонобо громадную роль играет (в приматологии этот термин практически синонимичен сопереживанию). Вот один из массы примеров: «Лоди во­обще покровительствовал очень многим, в том числе самке по имени Китти. Она ослепла и оглохла от старости и легко могла заблудиться в здании, полном дверей и туннелей. Утром Лоди осторожно выводил ее на любимое солнечное местечко на травке, а к концу дня будил, чтобы за руку проводить об­ратно в дом». Мирный порядок жизни поддерживается, помимо эмпатии, разрешением конфликтов высокоранговыми особями, наказаниями виновных (иногда спустя время, если сразу невозможно), «социальной экономикой взаимообменов» всего на всё: пищи, секса, груминга, поддержки в драке. Несомненно, важную роль играет и экспериментально выявленное чувство справедливости, вплоть до отказа от вознаграждения, если другие его не получают.

2. или Перчатка от де Вааля

И в пятый раз… Так я ли всех прекрасней?
Наталья Резник

Не думай, что ты особенный.

Всякая научная революция серьезно влияет на , что уж говорить о фантастических открытиях относительно наших ближайших животных родичей. Приматологи и работающие с ними в связке (так, что часто границ не различить) этологи, психологи, лингвисты и др. сформировали хотя и не абсолютно, но почти всеобщую для своего научного сообщества позицию.

Осмысление феноменальных когнитивных достижений отлилось в утверждения об «…отсутствии разрыва в познавательных способностях человека и человекообразных обезьян» (Зоя Зорина, Анна Смирнова). «…Шимпанзе могут превзойти людей в решении когнитивных задач. Многие до сих пор сохраняют наивную веру, что превосходят других животных во всех интеллектуальных областях. Это неправда. Каждый вид разработал свой собственный уникальный способ адаптации к окружающей среде» (Мацудзава). «Я рассматриваю человеческий как вариант животного разума» (де Вааль).

Под влиянием исследования орудийной деятельности приматологи переопределили культуру, переведя ее из прерогативы человека в присущую также высшим животным систему негенетически транслируемого поведения.

Борьба за власть у шимпанзе характеризуется как политика; . «Мораль связывает их и помогает сформировать приемлемый для всех образ жизни»предписывающие правила, правовое принуждение«Социальная организация шимпанзе настолько напоминает человеческую, что в это едва можно поверить».

Итак. Гоминоиды обладают культурой, близкими к человеку когнитивными способностями и социальной организацией, включающей политику, элементы морали и права. Принимая это как посылки, в заключении получаем: несостоятельны традиционные представления «о качественной уникальности человека» (Марина Бутовская), «о пропасти, отделяющей человека от остального животного мира» (Зорина, Смирнова); в общем, «люди являются одним из видов в животном царстве» (Мацудзава).

В ноябре 2017 года Джон Ричардсон, исполнительный директор Blackstone Ranch Institute, сформулировал в интервью с де Ваалем отличный вопрос: «Вы в течение многих лет проделали огромную работу, чтобы установить и объяснить общность нашего поведения с другими видами, прежде всего приматами. Каково ваше самое большое послание [message] человеческой аудитории?» Ответ несомненно выдающегося ученого, возможно, сегодня приматолога номер один и при этом знаменосца «приматологической философии» откровенен: встряхнуть гуманитарные науки и антропологию, которые живут в этом иллюзорном, додарвиновском мире, который, на мой взгляд, более религиозный, чем научный. Я хочу, чтобы они поняли, что мы по существу [basically] животные».

3. Аннексия словаря?

Важнейшей характеристикой научных революций является изменение знания о природе, включенного в язык…
Искажение или ломка ранее принятого научного языка является важнейшим показателем научной революции.



Льюис Кэрролл

Приматологическая революция частично интегрировала инструментарий гуманитарной науки: собственные имена вместо номеров особей, внимание к неповторимым событиям, принципиальный и прежде запрещенный антропоморфизм. В рамки этой трудно пробивавшей дорогу методологической диффузии, позволившей адекватно описывать мир высших обезьян, укладывается и вызванная недостаточностью привычного словаря попытка «рейдерского захвата» ряда важнейших гуманитарных категорий. Граница человеческого спускается «вниз», включая по крайней мере шимпанзе и бонобо. И если бы весь гуманитарный словарь здесь не утрачивал существенного содержания, это бы подтверждало отсутствие качественных различий между человеком и высшими гоминоидами. Однако дело обстоит иначе. Анализ того, почему, например, для понятия культуры такое расширение правомерно, а для политики, права и морали нет, позволит увидеть качественную, в том числе когнитивную, специфику человека в сравнении даже с бонобо и шимпанзе, для которых мы ближайшие родственники.

Если продолжать в гуманитарной традиции цепляться за определение культуры через человека, то и вопрос поставить нельзя о ее наличии у иных существ. Без культуры оказались бы даже более развитые, но непохожие на нас инопланетяне, что абсурдно.

В неживой природе на уровне макромира базовыми единицами бытия выступают отдельные тела: этот

Что касается политики, то в социальной науке она понимается как выражение в системе институционально организованной централизованной власти интересов различных социальных групп. Политическая структура надындивидуальна и коррелирует с социальной структурой общества. Централизованной власти мало кто дает больше десяти тысяч лет от роду, так что даже общества Homo sapiens sapiensсоциальной структуры, поскольку все внутригрупповые отношения носят исключительно межиндивидуальный характер. Логика политических и стоящих за ними социальных отношений принципиально иная, чем межиндивидуальных. Последние играют в политике сугубо подчиненную роль.

Общества изначально социально структурированы, поскольку возникают как дуальные союзы групп, ранее считавших друг друга подлежащей уничтожению нелюдью. Конфликт индивидов из разных половин решается не примирением (как внутри каждой, где, как и в группах шимпанзе, примирение восстанавливает нарушенную эмоциональную связь), а заменившей силовое столкновение рациональной процедурой установления виновных и определения наказания. Становление этой судебной процедуры, протекающей по определенным процессуальным нормам, то есть становление права, есть условие возникновения самого союза. Конфликт неизбежно оказывается не межиндивидуальным, а социальным, поскольку каждый из его участников оказывается не просто индивидом, а персонификацией своей половины.

Что касается морали, то и де Вааль, хотя и использует этическую терминологию, полагает, что из эмпатии она лишь вырастает (упомяну, что эту идею в XIX веке блестяще аргументировал Шопенгауэр), а до подлинных моральных субъектов обезьянам не хватает нравственного размышления. Между тем генезис последнего опять-таки связан с социальной структурой. Поскольку эмпатия возникает прежде всего по отношению к «своим», то двойственная самоидентификация (а она есть уже в первых обществах, поскольку половины экзогамны) неизбежно порождает ситуации, когда эмпатия действует «на разрыв». Внутренне раздираемые индивиды не имеют механизма разрешения такого рода ситуаций на эмоционально-эмпатическом уровне, вследствие чего и формируется рациональный моральный выбор.

4. О постприродном необществе и эмпатическом познании

Ты иглой орудовала рьяно,
Не сводя с меня мохнатых век.
Ты была уже не обезьяна,
Но, увы, еще не человек.
Александр Мень

Это всё француз гадит.
Почтмейстер (Гоголь, «Ревизор»)

Homo sapiens sapiens пустое, а некогда насыщенное живым движением, обусловившим, наряду с антропологической, колоссальную культурную и когнитивную эволюцию.

Постприродный мир

Эмоция, как известно, не просто энергетический выброс в его внутреннем восприятии субъектом. Это сила, направляющая прогнозировать поведение, что и составляет когнитивное содержание этой простейшей формы эмпатического познания. Более сложная форма позволяет прогнозировать и моделировать уже внеситуативное поведение: в психику субъекта как бы водружается (термин Фрейда) другой индивид, с которым есть опыт эмпатического взаимодействия. Обе эти формы, доступные высшим обезьянам, и позволяют строить сложнейшее внутригрупповое поведение.

обобщенныйнадындивидуального субъекта или входящего в него индивида. Воспринимая во время войны кого-либо как врага, представителя нейтральной стороны или своего, человек строит разные поведенческие прогнозы, никак не связанные с физическими свойствами другого.

несенсорно, и эта базовая оппозиция абсолютно четко была осознана еще в Античности.

конвенциональными

Ловля крокодила в папуасской деревне, панно. Фото Н. Вихрева
Ловля крокодила в папуасской деревне, панно. Фото Н. Вихрева

Подведем итоги. Великая приматологическая революция показала, что высшие обезьяны несопоставимо

P. S. Гносеологически самое интересное здесь, пожалуй, состоит в том, что когнитивный инструментарий, сформировавшийся для того, чтобы обслуживать жизнь в постприродном и социальном мире, будучи обращенным и на саму природу, оказался ключом к ее подлинному познанию, позволил заглянуть под ее сенсорную рубашку, обнаружив и там фундаментальные сенсорно не фиксируемые, а лишь умопостигаемые сущности и отношения между ними (в том числе выражаемые законами науки), проявлением которых, как это понял еще Платон, выступает пространственно организованный и сенсорно воспринимаемый мир. Впрочем, это уже совсем другая тема.

Борис Шалютин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
10 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Поддьяков
3 года (лет) назад

«Приматологическая революция подталкивает скорее не к тому, что люди — животные, а к тому, что некоторые животные — люди, ибо речь идет не об объяснении мира людей посредством естественнонаучного инструментария, а о противоположном процессе» — очень важное положение и важная статья, спасибо. В статье не прозвучало, но есть еще работы Майкла Томаселло https://trv-science.ru/2016/11/01/chelovekoobraznye-obezyany-postigli-teoriyu-razuma/ https://www.eva.mpg.de/psycho/staff/tomas/ Он провел красивые сравнительные эксперименты, в которых изучалось понимание чужих намерений и действий детенышами обезьян и человеческими детьми, их готовность-неготовность к кооперации. (Для эффективной кооперации необходимо понимание другого субъекта – его намерений и действий.) Среди прочего, Томаселло показал, что в отношении ориентации в физическом мире детеныши обезьян и человеческие дети находятся примерно на одинаковом уровне лет до двух (например, довольно сходно решают механические головоломки). А в плане ориентации в социальном мире ситуация другая. Человеческие дети очень быстро, еще до двух лет, начинают намного превосходить обезьянчиков в отношении социального познания, понимания намерений другого и готовности кооперироваться (даже страсти кооперироваться). У Томаселло есть видео. Экспериментатор кладет в середину небольшого коврика игрушку и затем дает края этого коврика мальчику лет полутора в руки, а за противоположные края берется сам. Оба сидят на полу. Экспериментатор начинает потряхивать свой край коврика, игрушка начинает немного подскакивать. Ребенок, подражая, начинает делать то же самое со своей стороны, причем весьма синхронно со взрослым, и так они и подбрасывают игрушку на этом «батуте», причем ребенку это дело явно очень нравится. Но взрослый в какой-то момент выпускает свой край, опускает руки. Ребенок встает, подходит ко взрослому, вкладывает игрушку в его руку, показывает на коврик (продолжаем, мол). В аналогичном эксперименте шимпанзенок того же возраста понимает, что с ним хотят поиграть, но прелести в синхронной кооперативной деятельности не находит. Он бросает вложенный ему в руки край коврика, заваливается на спину, улыбается, подставляет пузо. Нет нужды говорить, что для последующей совместной переноски бревна (на «раз» – взяли, а… Подробнее »

Vladislav Lesnikov
3 года (лет) назад

ФФФ

Анна Шубкина
Анна Шубкина
3 года (лет) назад

Интересно, но совсем не бесспорно.
Ну, с биологией, проблемы — формулировка » базовая единица — вид, то есть уникальная, генетически записанная программа (закон) поведения» отрицает онтогенетические изменения.А ведь именно усложнение онтогенеза на самых разных уровнях является одним из прогрессивных направлений эволюции.
Конечно, примитивизированно и, я бы сказала, фатально упрощено понимание социальности и социальной структуры животных (не только приматов). На этом фоне неестественно преувеличено значение ряда форм социальных взаимодействий человека — развившихся, скорее, в последние 5-10 тысячелетий. И, возможно, являющихся тупиковыми направлениями развития. А до их появления человек таковым не являлся?
Но в любом случае — небезинтересно

Михаил
Михаил
3 года (лет) назад

Блестящая статья!
Жаль, автор для полноты картины не упомянул генноинженерных супер-шимпанзе А. Кларка. А ведь они появятся быстрей, чем мы ожидаем!

Максим
Максим
3 года (лет) назад

Не слишком ли много восторгов? Напоминает время после публикации «Происхождения видов».
Напрашивается вывод, что качественное отличие человека, как ни странно, это способность к религии.

Пал Палыч
Пал Палыч
3 года (лет) назад
В ответ на:  Максим

Неа.
Вот вам религиозные шимпанзе в новой Гвинее
https://www.nature.com/articles/srep22219

Максим
Максим
3 года (лет) назад
В ответ на:  Пал Палыч

В статье, если я правильно понял, ритуальная мотивация- лишь одно из альтернативных, хотя и весьма желательных объяснений. Справедливо указано, что следует ещё дать определение самому понятию «ритуал». Тем более ритуал и религия далеко не одно и тоже, а иногда они и вовсе исключают друг друга.

Пал Палыч
Пал Палыч
3 года (лет) назад
В ответ на:  Максим

Согласен. Построили шимпанзюки свой стоунхендж, но талмуд же не написали. ну какая тут может быть религия! 8.)))

Дракон
Дракон
3 года (лет) назад

Приматы вроде как не понимают синонимы, если это так то это означает неспособность к абстрактному мышлению, имманентному признаку сознания.

trackback

[…] в журнале «Троицкий вариан&…». Общее […]

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (18 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: