Читаем Алана Холлингхёрста

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Алан Хол­лин­гхёрст (Alan James Hollinghurst, р. 1954) — зна­ме­ни­тый англий­ский рома­нист, лау­ре­ат мно­гих лите­ра­тур­ных пре­мий и посто­ян­ный сотруд­ник почтен­но­го изда­ния Times Literary Supplement. Я про­чи­та­ла два рома­на Хол­лин­гхёр­ста из чис­ла наи­бо­лее извест­ных.

Один из них — «Дитя незна­ком­ца» (“The Stranger’s Child”, 2011) мне даже понра­вил­ся (я, прав­да, не поня­ла, к кому меня отсы­ла­ет загла­вие, но это не важ­но). Сюжет это­го рома­на доволь­но-таки раз­мыт, при этом опи­сан­ные собы­тия раз­де­ле­ны деся­ти­ле­ти­я­ми, так что текст «по ходу дела» ока­зы­ва­ет­ся насе­лен ранее не появ­ляв­ши­ми­ся дей­ству­ю­щи­ми лица­ми. Впро­чем, к подоб­ной «рых­ло­сти» при­вы­ка­ешь, тем более что логи­ка пове­де­ния геро­ев доста­точ­но внят­на — с моей точ­ки зре­ния, боль­шая ред­кость для совре­мен­но­го рома­на…

«Точ­кой схо­да» лиц, мне­ний и собы­тий в романе явля­ет­ся погиб­ший в Первую миро­вую вой­ну поэт Сесил Валанс (вымыш­лен­ное лицо) и его поэ­ма «Два акра», став­шая после его смер­ти хре­сто­ма­тий­ным сочи­не­ни­ем.

Герои рома­на — уже немо­ло­дые люди, в юно­сти лич­но знав­шие и любив­шие поэта, а так­же новые поко­ле­ния чита­те­лей — наши совре­мен­ни­ки, кото­рым сти­хи Валан­са теперь ока­зы­ва­ют­ся адре­со­ва­ны. Соб­ствен­но, о самих сти­хах далее ниче­го ска­за­но не будет, кро­ме того, что, по мне­нию одно­го из геро­ев рома­на, твор­че­ство Сеси­ла Валан­са — это пер­во­ста­тей­ный при­мер того, как вто­ро­сорт­ный поэт в созна­нии мас­со­во­го чита­те­ля ценит­ся выше мно­гих вели­ких масте­ров1.

Одна­ко в романе сти­хи Валан­са (т. е. нечто вымыш­лен­ное) изу­ча­ют весь­ма достой­ные люди, а из рецен­зий на «Дитя незна­ком­ца» вид­но, что, по край­ней мере, роман Хол­лин­гхёр­ста о Валан­се тоже был вни­ма­тель­но про­чи­тан и про­ана­ли­зи­ро­ван.

Вто­рой роман Хол­лин­гхёр­ста из недав­но мной про­чи­тан­ных — «Линия кра­со­ты» (“The Line of Beauty”, 2004); имен­но за него писа­тель в свое вре­мя полу­чил Буке­ров­скую пре­мию.

Алан Холлингхёрст («Википедия»)
Алан Хол­лин­гхёрст («Вики­пе­дия»)

Я послуш­но про­чи­та­ла кни­гу «от кор­ки до кор­ки», испы­ты­вая при этом пре­иму­ще­ствен­но недо­уме­ние… Роман этот инте­ре­сен, что назы­ва­ет­ся, места­ми — посколь­ку непро­пи­сан­ной оста­лась логи­ка харак­те­ра глав­но­го героя — Ника.

Закан­чи­ва­ю­щий обу­че­ние в Окс­фор­де Ник ока­зы­ва­ет­ся посто­ян­ным гостем в доме бога­той семьи Фед­ден, где отец семей­ства доста­точ­но извест­ный дея­тель пар­тии тори, что­бы при­гла­сить в гости саму Мар­га­рет Тэт­чер. Сюжет скла­ды­ва­ет­ся из опи­са­ния встреч Ника с чле­на­ми семьи Фед­ден, затем с бога­тым моло­дым ливан­цем Вани Ура­ди, кото­рый вовле­ка­ет его в свои мас­штаб­ные ком­мер­че­ские пла­ны, и, соот­вет­ствен­но, Ник ока­зы­ва­ет­ся в новом для себя окру­же­нии, и т. д.

В целом сюжет «Линии кра­со­ты» сла­бо струк­ту­ри­ро­ван, так что воз­ни­ка­ет, с одной сто­ро­ны, ощу­ще­ние неза­кон­чен­но­сти, а с дру­гой — повто­ря­е­мо­сти сюжет­ных ходов. Тем не менее у чита­те­ля оста­ет­ся впе­чат­ле­ние при­об­щен­но­сти к жиз­ни и цен­но­стям опре­де­лен­но­го слоя бри­тан­ско­го обще­ства.

Ревек­ка Фрум­ки­на


1 www.theguardian.com/books/2011/jun/17/strangers-child-alan-hollinghurst-review

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: