Мое почтенье, Майкл Бэнкс

В феврале 2018 года стало известно, что , профессор Чикагского университета, выпускник «Второй школы» и мехмата МГУ, вместе с Владимиром Дринфельдом стал лауреатом премии Вольфа по математике. Вручение премии состоялось в Иерусалиме 31 мая 2018 года [1]. А. Б. отдал всю денежную часть приза организациям BOSF и CARE, пытающимся спасти обезьян (орангутанов на Борнео и павианов в Южной Африке).

Александр Бейлинсон. Фото И. Бейлинсон
Александр Бейлинсон. Фото И. Бейлинсон

2, всё более походящими на обезумевших Парок, сосредоточенных на уничтожении всей ткани жизни на Земле.

То, что мы не замечаем их власти, связано с одной нашей чертой: нам крайне важно, чтоб наши мнения не отличались от мнений ближайшего окружения (мы видим в этом залог нашей безопасности), и мы предпочитаем не отличать эти мнения от реальности. Как следствие, подобно модели Изинга при низкой температуре3, человеческое общество оказывается разделенным на кластеры людей, имеющих одинаковые мнения, принимаемые внутри каждого кластера за самоочевидные истины. Большинство великих делений человечества (цивилизации, организованные религии, нации, идеологии, …) являются такими кластерами.

4.

* * *

Вот несколько кластерных верований.

5.

6

А что делать с нашей уверенностью в абсолютном превосходстве над животными? Но само это сравнение лишено смысла. Как и , любое живое существо обладает своим кругом восприятия мира, вне которого оно едва способно что-либо различить7. Круги различных существ различны, у существ отдаленных видов они едва пресекаются. Что мы понимаем, скажем, о крысе, лежит в пересечении нашего и ее кругов, и да, это пересечение куда меньше нашего круга. Но мы не можем ничего сказать о размере этого пересечения по сравнению со всем кругом крысы. Мы просто утверждаем, без какого-либо обоснования, что круг крысы лежит целиком внутри нашего, и заключаем, что крыса по сравнению с нами ничто. Но ситуация симметрична, и крыса, пожелай она рассуждать в нашем духе, должна с необходимостью заключить, что в нас нет ничего стоящего8.

9.

К нему примыкает идея гуманизма об окончательном отделении человека от остального мира1011). На пути к этой цели мы уже создали материалы, время существования которых чрезвычайно велико, таких как пластик, которым мы заполнили океаны и землю, и содержимое ядерных реакторов.

Русский философ XIX века Николай Фёдоров объявил, что целью научного прогресса является воскрешение мертвых. Чтобы справиться с проистекающим отсюда перенаселением, Фёдоров предложил колонизировать космос12. С той поры прогресс обеспечил невероятный прирост человеческого населения13 (без единого воскрешения) и изобретение легиона разных способов избавиться от него (не привлекая космические путешествия).

Заслуги и награды имеют смысл, как мне кажется, лишь в мире чиновников и военных. Настоящее стихотворение, как и любое другое приближение к истине, не несет в себе никакой заслуги. В красоте дерева нет заслуги. Что влечет почести и похвалы, не является поэзией14.

Пушкинское переложение оды Горация Exegi monumentum

Веленью Божию15, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

* * *

В какой мере Изинговы верования ограничивают нашу возможность думать и видеть? Мозг составляет целостную картинку действительности из того нового, что мы видим, и из того, что ему уже известно и что он расценивает как факты. Если новое противоречит уже известному, обычная реакция состоит в том, что мы отказываемся видеть новое, а не задаемся вопросом, верны ли «факты». Таким образом, кластерные верования искажают наше зрение, создавая в нем огромные слепые пятна16. Из-за них мы не ощущаем немыслимую жестокость того, что причиняем другим.

Юный актер, сыгравший Майкла Бэнкса, к сожалению прожил всего 21 год. В Индии он заболел гепатитом и умер от панкреатита
Юный актер, сыгравший Майкла Бэнкса1, к сожалению прожил всего 21 год. В Индии он заболел гепатитом и умер от панкреатита

История, как и сама жизнь, зависит от того, что нам в ней интересно. Это может быть то, что мы находим в газетах и учебниках по истории и социальным наукам: кесари и президенты, шум и ярость17 цивилизации. Но можно смотреть по-другому, и тогда становятся видны не только люди, но и другие существа. Ты видишь изуродованные и срубленные деревья18, бойни и сожженные города1920, слепому скрипачу и старушке кормящей птиц (см. youtube.com/watch?v=XHrRxQVUFN4

21.

Александр Бейлинсон

1. www.gazeta.ru/science/2018/06/10_a_11792839.shtml?updated


1 Мальчик, чья няня — Мэри Поппинс.

2 Согласно Будде, это жадность, ненависть и глупость.

3 С гамильтонианом, чей знак говорит, совпадает мнение соседей или нет.

4 «Я понял, что у очень многих домашних животных стремления есть и совокупляться резко усилены, в то время как более тонкие социальные инстинкты ослаблены. Я испугался — и этот страх поныне со мной — при о том, что аналогичный генетический процесс упадка, возможно, происходит с цивилизованным человечеством». (К. Лоренц, «Биографическое», в Les Prix Nobel en 1973.)

5 Допустим, наш мир — это плоскость, наше восприятие — это проекция на ориентированную прямую. Плоскость никак не упорядочена, а наше представление о ней упорядочено.

6 «Занимаясь философией, тебе приходится спускаться в древний хаос и быть там как дома». (Л. Витгенштейн, «Культура и ценность».)

7 Первые слова Будды после его просветления были: «Как удивительно, что все живые существа обладают сутью Будды».

8 «Я отчаянно хотел приблизиться к животным. Частично поскольку был уверен, что они знают нечто, что я не знаю, и что мне, по неясной причине, было необходимо узнать… Ничего не получилось. Дрозд оставался неуловим. Ощущение полноты его тайны — величайший дар моего детства. Если бы я решил, хоть на мгновение, что я понял, это было б крушением всего. Я мог бы стать нефтепромышленником, банкиром или сутенером. Ранняя уверенность в своем понимании или мастерстве превращает людей в чудовищ». (Ч. Фостер, «Будучи зверем».)

9 «Для дикого существа ни боль, ни смерть несравнимы с ужасом, внушаемым человеком… Мы убийцы. Мы воняем смертью. Мы носим ее с собой. Она пристала к нам как мороз. Нам ее не отодрать». (Дж.А. Бейкер, «Сапсан».)

10 «…Ничто не удивительно, кроме как душа, которая, будучи великой, не видит вне себя ничего великого». (Петрарка, «Восхождение на гору Ванту», письмо Дионисию да Борго Сан Сеполькро.) Разумеется, наличие души — прерогатива человека.

11  См. en.wikipedia.org/wiki/Massacre_of_the_Innocents_(Bruegel).

12 С этой целью его ученик Константин Циолковский разработал идею космической ракеты. Видение Фёдорова повлияло, среди прочих, на Андрея Платонова, Николая Заболоцкого и Павла Филонова.

13 См. theguardian.com/environment/2018/may/21/human-race-just-001-of-all-life-but-has-destroyed-over-80-of-wild-mammals-study.

14 «В Англии поэт-лавреат являлся как бы придворной должностью… В 1630 году ему назначен был оклад в 100 фунтов стерлингов; к ним прибавлялась бочка канарского вина, которую при Саути заменила надбавка к пенсии в 27 фунтов. Поэт-лавреат обязан был ежегодно сочинять оду ко дню рождения государя и временами воспевать национальные победы». (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь, статья «Лавреат».)

15 В черновике первые слова «Призванью своему».

16 «Люди могут рассматривать всё зло в себе как слепоту». (Л. Витгенштейн, там же.)

17 В. Шекспир, «Макбет», акт 5, сцена 5, стр. 17-28.

18 «…Наши улицы представляют из себя процессии, достойные гравюр Калло, где изуродованные поднимают свои обрубки над безразличием автомобилей, столь виновных в этой тупой расправе». (Ж. Грин, «Париж».)

19poemhunter.com/poem/original-sin/.

20 А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»

21 Последняя фраза относится к эпизоду чудного фильма с Джули Эндрюс, en.wikipedia.org/wiki/Mary_Poppins_(film), где Майкл хочет кормить птиц (что приводит к панике в банке).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
4 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Денис Г.
Денис Г.
3 года (лет) назад

Оно, может, и умно, но больно непонятно ….

Не рассчитывает ли автор заставить читателя задуматься? Те, кто в силах разобраться в написанном, и так уже задумались. И не до чего не додумались.

Спасибо за любопытный материал.

Владимир Аксайский
Владимир Аксайский
3 года (лет) назад

Статья понравилась – трепетный призыв взглянуть на Мир шире, из-за пределов круга известного — в полном соответствии с теоремой Гёделя.
Конечно, думать о бесконечности –
бесконечной во всём —
скучно было и раньше, и сейчас и потом —
это, считай, говорить ни о чём.
Нам интересней бесконечности разные —
в образах моделей Изинга –
и вовсе бесподобные, безобразные. :)

Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад

https://m.gazeta.ru/science/2018/06/10_a_11792839.shtml
Обычная «второшкольная» околоматематическая заумь (поэт Крученых — копирайт).
Вот злесь по ссылке вверху — имхо, посерьезней.
Л.К.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Вот еще до кучи древняя перепечатка трехлетней давности. Прошу по возможности найти отличия в фоткахх в тексте и в ссылке соответственно:
http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432858/I_M_Gelfand_i_ego_seminar
Л.К.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 оценок, среднее: 3,38 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: