Письмо другу-библиофилу и библиоману

Доро­гой друг!

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Хоте­ла напи­сать вам «и тут я взя­ла в руки „Исто­рии стра­ны Рем­бранд­та“ Оль­ги Тил­кес» (М.: Новое лите­ра­тур­ное обо­зре­ние, 2018) — и самой ста­ло смеш­но, ибо как раз это с дан­ной кни­гой не удаст­ся сде­лать — если пони­мать выра­же­ние взять в руки бук­валь­но. На моих домаш­них весах стрел­ка пока­за­ла более двух кг… Впро­чем, мои «пре­тен­зии» к оформ­ле­нию изда­ния этим исчер­пы­ва­ют­ся.

Ком­по­зи­ция кни­ги Оль­ги Тил­кес доволь­но при­хот­ли­ва, и это сде­ла­но явно наме­рен­но — так что зара­нее устрой­тесь поудоб­нее, поли­стай­те кни­гу и реши­те, о чем имен­но вы хоте­ли бы про­чи­тать.

Итак, если вас инте­ре­су­ет госу­дар­ствен­ная и воен­ная исто­рия соот­вет­ству­ю­щих тер­ри­то­рий, то это­му посвя­ще­ны пер­вые 360 стр. кни­ги, а если вы хоти­те узнать поболь­ше о том, чем боле­ли и как лечи­лись совре­мен­ни­ки Рем­бранд­та, то сра­зу откры­вай­те раз­дел об «Уро­ке ана­то­мии».

Кни­га Оль­ги Тил­кес инте­рес­на, сре­ди про­че­го, еще и тем, что в ней изоби­лие иллю­стра­тив­но­го мате­ри­а­ла не подав­ля­ет чита­те­ля, а (неяв­ным обра­зом) слу­жит вве­де­ни­ем в неис­чер­па­е­мые объ­е­мы напи­сан­но­го «ста­ры­ми масте­ра­ми» — преж­де все­го, «гол­ланд­ца­ми».

Стра­те­гия изло­же­ния, кото­рой при­дер­жи­ва­ет­ся автор, не сра­зу вос­при­ни­ма­ет­ся как след­ствие обду­ман­но­го выбо­ра, но, изряд­но поли­став кни­гу, вы этот выбор пой­ме­те и оце­ни­те — кому-то он при­дет­ся по душе, иной же чита­тель сочтет кни­гу слиш­ком «пест­рой» по тема­ти­ке и услож­нен­ной с точ­ки зре­ния ком­по­зи­ции.

Впро­чем, не зря поэт ска­зал: «Душа обя­за­на тру­дить­ся»…

Мне осо­бен­но инте­рес­но было про­чи­тать о том, как в зави­си­мо­сти от поли­ти­че­ско­го кли­ма­та меня­лось «место» Рем­бранд­та в наци­о­наль­но-госу­дар­ствен­ном пан­теоне искус­ства евро­пей­ских стран.

Подроб­но рас­ска­за­на и неве­се­лая исто­рия экс­по­зи­ции «Ноч­но­го дозо­ра», кото­рый в Гол­лан­дии тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся не толь­ко «глав­ной» кар­ти­ной Рем­бранд­та, но сво­е­го рода эта­лон­ным вопло­ще­ни­ем духа гол­ланд­ской живо­пи­си.

Заме­ча­тель­но инте­рес­ны отдель­ные гла­вы, посвя­щен­ные совре­мен­ни­кам Рем­бранд­та, чьи порт­ре­ты он писал. Таков, напри­мер, очерк «Пре­вос­ход­ный во всех отно­ше­ни­ях Ян Сикс» — подроб­ное жиз­не­опи­са­ние Яна Сик­са с рекон­струк­ци­ей воз­мож­но­го марш­ру­та его grand tour, его семей­но­го и дру­же­ско­го кру­га, его инте­ре­сов как кол­лек­ци­о­не­ра. Его «сти­ля жиз­ни», нако­нец.

Подоб­ные экс­кур­сы поз­во­ля­ют нам «погру­жать­ся» в кар­ти­ны и офор­ты выда­ю­ще­го­ся худож­ни­ка, ощу­тить тот уни­каль­ный куль­тур­ный слой, кото­рый необ­хо­дим для пони­ма­ния духа эпо­хи Рем­бранд­та, рав­но как и иных вели­ких и «малых» гол­ланд­цев.

И не пытай­тесь, друг мой, обой­тись без созер­ца­ния «кар­ти­нок» — я-то пом­ню Вашу стра­те­гию «пока толь­ко текст» — имен­но для Вас и подоб­ных Вам чем­пи­о­нов ско­ро­чте­ния зна­чи­тель­ная часть стра­ниц этой кни­ги сов­ме­ща­ет текст с иллю­стра­ци­я­ми, раз­ме­щен­ны­ми как бы на полях.

Жду Ваши впе­чат­ле­ния.

Р. Ф.

См. так­же лек­цию Оль­ги Тил­кес. Исто­рии стра­ны Рем­бранд­та (2018) https://vimeo.com/268547596

Анно­та­ция к кни­ге: «Исто­рии стра­ны Рем­бранд­та» — это исто­рия ста­нов­ле­ния Рес­пуб­ли­ки Соеди­нен­ных про­вин­ций, рас­ска­зан­ная через жизнь людей, запе­чат­лен­ных вели­ким гол­ланд­ским худож­ни­ком. Автор увле­ка­тель­но рас­ска­зы­ва­ет о поли­ти­че­ской и рели­ги­оз­ной борь­бе, о спо­рах по вопро­су о пред­опре­де­ле­нии, о тор­гов­ле с вра­гом, о бра­ках сыно­вей штат­галь­те­ров с англий­ски­ми прин­цес­са­ми и англо-гол­ланд­ских вой­нах. Узна­ет чита­тель и о раз­лич­ных аспек­тах обы­ден­ной жиз­ни: чем боле­ли и как лечи­лись гол­ланд­цы, кто и чему учил­ся в уни­вер­си­те­те, как про­хо­ди­ла про­це­ду­ра избра­ния в город­ской совет, где путе­ше­ство­ва­ли и чем инте­ре­со­ва­лись гол­ланд­ские тури­сты. Он позна­ко­мит­ся так­же с порт­ре­та­ми Рем­бранд­та, хра­ня­щи­ми­ся в запад­ных кол­лек­ци­ях и пото­му менее извест­ны­ми, чем кар­ти­ны худож­ни­ка в музе­ях Рос­сии.

Оль­га Тил­кес (1955) — док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, дол­гое вре­мя пре­по­да­ва­ла в Уни­вер­си­те­те Амстер­да­ма, автор ста­тей, пере­вод­чик.

Подроб­нее о кни­ге см. nlobooks.ru/books/otdelnye_izdaniya/19953/

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *