Увидеть Неаполь

Бар­бье П. Празд­не­ства в Неа­по­ле. Театр, музы­ка и кастра­ты в XVIII веке (Naples en fete. Theatre, musique et castrats au XVIIIe siecle). Пер. С. Рай­ско­го и И. Моро­зо­вой. ИД Ива­на Лим­ба­ха, 2018

Екатерина Буз

Ека­те­ри­на Буз

По сте­че­нию обсто­я­тельств и при актив­ном уча­стии вла­стей в лице Кар­ла VII в Неа­по­ли­тан­ском коро­лев­стве в XVIII веке слу­чил­ся неви­дан­ный рас­цвет нау­ки и искус­ства. Заве­ли при­лич­ный уни­вер­си­тет, пре­по­да­ва­ли поли­ти­че­скую эко­но­мию, рас­ка­пы­ва­ли Пом­пеи и Гер­ку­ла­нум, а най­ден­ное акку­рат­но сво­зи­ли в музей. Поки­дая Неа­поль ради испан­ско­го тро­на, король Карл VII снял и оста­вил коль­цо, най­ден­ное на рас­коп­ках…

Но глав­ной была всё же музы­ка. В ту эпо­ху насе­ле­ние (в силу спе­ци­фи­ки неа­по­ли­тан­ско­го наци­о­наль­но­го харак­те­ра) обо­жа­ло свет­скую и цер­ков­ную музы­ку. В четы­рех город­ских кон­сер­ва­то­ри­ях учи­ли исклю­чи­тель­но маль­чи­ков. На выхо­де полу­ча­ли не про­сто хоро­шо выучен­ных инстру­мен­та­ли­стов, ком­по­зи­то­ров и пев­цов, но твор­че­скую сре­ду. Все игра­ли и пели вез­де — в опе­ре, во двор­це, в салоне, в церк­ви, пото­му что пла­ти­ли мало и надо было изво­ра­чи­вать­ся. И сочи­ня­ли сего­дня опе­ру, а зав­тра — мес­су — по тем же при­чи­нам. Король, двор, выс­шее обще­ство счи­та­ли сво­им дол­гом покро­ви­тель­ство­вать и меце­нат­ство­вать. В част­ных домах устра­и­ва­лись впе­чат­ля­ю­щие кон­цер­ты. Для неа­по­ли­тан­ской ари­сто­кра­тии было оди­на­ко­во нор­маль­но стро­ить двор­цы и зака­зы­вать музы­ку у Ген­де­ля (был в Неа­по­ле про­ез­дом) или Пор­по­ры. Так что твор­че­ская сре­да жила бур­ной и насы­щен­ной жиз­нью.

Барбье П. Празднества в Неаполе. Театр, музыка и кастраты в XVIII веке (Naples en fete. Theatre, musique et castrats au XVIIIe siecle). Пер. С. Райского и И. Морозовой. ИД Ивана Лимбаха, 2018

Бар­бье П. Празд­не­ства в Неа­по­ле. Театр, музы­ка и кастра­ты в XVIII веке (Naples en fete. Theatre, musique et castrats au XVIIIe siecle). Пер. С. Рай­ско­го и И. Моро­зо­вой. ИД Ива­на Лим­ба­ха, 2018

«Одна­ко луч­ши­ми каче­ства­ми это­го наро­да оста­ют­ся его жиз­не­ра­дост­ность, при­вет­ли­вость, изоб­ре­та­тель­ность, лег­кость на подъ­ем и актив­ная под­держ­ка любо­го музы­каль­но­го начи­на­ния. Не будем забы­вать, что на после­ду­ю­щих стра­ни­цах имен­но этим людом будут заби­ты бал­ко­ны и галер­ка теат­ра „Сан-Кар­ло“, имен­но он будет участ­ни­ком самых пре­крас­ных цер­ков­ных празд­неств под музы­ку выход­цев из это­го горо­да, имен­но он запол­нит теат­раль­ные залы опе­ры-буфф, открыв этот музы­каль­ный жанр для всей Евро­пы. Житель Неа­по­ля, вопре­ки недо­стат­ку обра­зо­ван­но­сти, наде­лен осо­бой вос­при­им­чи­во­стью к искус­ству, осо­бен­но к музы­ке, кото­рая сопро­вож­да­ет его круг­ло­су­точ­но: в рос­кош­ном двор­це, где он рабо­та­ет, в церк­ви, где при­сут­ству­ет на служ­бах, на ули­це во вре­мя мас­со­вых шествий, в опер­ном теат­ре, если уда­ет­ся купить билет по кар­ма­ну».

Гуман­ность и пра­ва ребен­ка тогда были не в моде. В моде были кастра­ты. Бед­ные и мно­го­дет­ные роди­те­ли часто про­из­во­ди­ли над маль­чи­ком 7–8 лет эту опе­ра­цию в рас­че­те на музы­каль­ную карье­ру и высо­кие гоно­ра­ры. Кастрат тогда был глав­ный голос в опе­ре, ему пла­ти­ли боль­ше, чем при­ма­донне. Сей­час преж­ние пар­тии кастра­тов испол­ня­ют кон­тр­те­но­ры, у них дру­гая тех­ни­ка пения и физи­че­ские кон­ди­ции. А те сла­дост­ные зву­ки, кото­рые взрос­лые муж­чи­ны извле­ка­ли из сво­их дет­ских гор­та­ней, исчез­ли навсе­гда.

Бар­бье опи­сы­ва­ет эту жизнь с насла­жде­ни­ем, ему всё цен­но и инте­рес­но: длин­ные ари­сто­кра­ти­че­ские име­на меце­на­тов, латынь в назва­ни­ях частей като­ли­че­ской мес­сы, соч­ный неа­по­ли­тан­ский жар­гон, мало­гра­мот­ные пись­ма юно­го коро­ля роди­те­лем с отче­том о пер­вой брач­ной ночи, подроб­но­сти теат­раль­ных скан­да­лов, ужас­ные капри­зы при­ма­донн, нра­вы неа­по­ли­тан­ских кон­сер­ва­то­рий, шум празд­нич­ных шествий на Виа Толе­до, подроб­но­сти стро­и­тель­ства «Сан-Кар­ло», воров­ство антре­пре­не­ров и исчез­но­ве­ние разом 500 сереб­ря­ных ложек во двор­це после бала. И, конеч­но, вид на Неа­по­ли­тан­ский залив, кото­рый про­нял даже мрач­но­го англий­ско­го писа­те­ля Адисо­на, завед­ше­го в евро­пей­ской лите­ра­ту­ре моду на само­убий­ства.

«Век Кар­ла Бур­бо­на и его мини­стра Тануч­чи — это так­же вре­мя Пер­го­ле­зи и Пор­по­ры, кастра­тов Фари­нел­ли и Каф­фа-рел­ли, наи­выс­ше­го взле­та искус­ства опе­ры seria и buffa, появ­ле­ния теат­ра „Сан Кар­ло“, коро­лев­ско­го при­ю­та для бед­ных и двор­цо­вых ком­плек­сов в Пор­ти­чи, Казер­те или Капо­ди­мон­те. Он совер­шен­но по-ново­му высве­чи­ва­ет связь музы­ки с обще­ствен­ной жиз­нью, коро­лев­ским дво­ром, родо­вой зна­тью, Цер­ко­вью и госу­дар­ством в целом».

Для рус­ско­го чита­те­ля это даже более необыч­ное чте­ние, чем для про­чих евро­пей­цев, пото­му что совсем не похо­же на тот же пери­од в исто­рии Оте­че­ства. В Неа­по­ле был рас­цвет, а в Рос­сии всё толь­ко начи­на­лось. Для рус­ской куль­ту­ры нача­ло XVIII века — это уче­ни­че­ство, вре­мя пере­сад­ки евро­пей­ских норм и цен­но­стей на род­ную поч­ву. Тогда начал­ся экс­порт евро­пей­ской куль­ту­ры в Рос­сию. Опе­ра, а тем более музы­ка като­ли­че­ско­го бого­слу­же­ния в чис­ло пред­ме­тов пер­вой необ­хо­ди­мо­сти не вхо­ди­ли. Осо­бен­но в нача­ле века, когда Рос­сия вкла­ды­ва­ла все силы в Север­ную вой­ну. И кастра­тов в Рос­сии для осо­бен­но сла­дост­но­го пения не про­из­во­ди­ли. Тра­ди­ция не та. Поэто­му бароч­ная опе­ра у нас — экзо­ти­ка. Ее, конеч­но, ста­ви­ли, но при дво­ре.

Пер­вое опер­ное пред­став­ле­ние в Рос­сии состо­я­лось в 1736–1737 годах при импе­ра­три­це Анне Иоан­новне. Она при­гла­си­ла ком­по­зи­то­ра Фран­чес­ка Арайя (разу­ме­ет­ся, неа­по­ли­тан­ца) и его труп­пу рабо­тать в Рос­сии. В 1755 году Арайя напи­сал опе­ру «Цефал и Про­крис» на либ­рет­то Сума­ро­ко­ва. Это была пер­вая наци­о­наль­ная опе­ра. Даль­ше дело пошло весе­лей. Но это была уже дру­гая эпо­ха. А в 2017 году «Цефал и Покрис» сно­ва поста­ви­ли в Боль­шом теат­ре на Новой сцене.

Неа­по­ли­тан­ская куль­ту­ра рас­цве­та­ла на фоне депрес­сив­ной эко­но­ми­ки, кор­руп­ции, дур­ных дорог, запу­тан­но­го зако­но­да­тель­ства и зарож­де­ния ита­льян­ской мафии. При этом не то, что­бы все силь­но хоте­ли пере­мен… Про рево­лю­цию в нача­ле XVIII века никто не думал. Все хоте­ли празд­ни­ка. И король Карл VII это понял. Тяже­лые рефор­мы он пору­чил мини­стру Тануч­чи, а сам постро­ил в рекорд­ные сро­ки самый боль­шой в тогдаш­ней Евро­пе опер­ный театр име­ни себя -«Сан-Кар­ло». Там до сих пор сезон откры­ва­ет­ся 4 нояб­ря, в день авгу­стей­ших име­нин. Стро­и­тель­ство теат­ра обес­пе­чи­ло коро­лю пожиз­нен­ную попу­ляр­ность. Даже колос­саль­ный при­ют для бед­ных ока­зал­ся гораз­до менее выиг­рыш­ной зате­ей.

В «Сан-Кар­ло» были деше­вые места. И зре­ли­ще при­ми­ря­ло всех. Это при том, что король гово­рил по-ита­льян­ски, конеч­но, и мест­но­го диа­лек­та не знал. Его сын, король Фер­ди­нанд, будет пер­вым в этой дина­стии монар­хом, кто заго­во­рил с наро­дом на одном язы­ке. И так же, как отец, он будет покор­но выси­жи­вать спек­так­ли в «Сан-Кар­ло», хотя ни тот, ни дру­гой опе­ру не люби­ли. Это была исклю­чи­тель­но осо­знан­ная госу­дар­ствен­ная необ­хо­ди­мость (что извест­но из коро­лев­ской семей­ной пере­пис­ки).

В Рос­сии сопо­ста­ви­мое место по вли­я­нию на умы и госу­дар­ствен­ное устрой­ство в XIX-XX веках име­ла толь­ко лите­ра­ту­ра, кото­рая вре­ме­на­ми заме­ня­ла всё осталь­ное. Такие срав­не­ния Рос­сии и Неа­по­ли­тан­ско­го коро­лев­ства достав­ля­ют ни с чем не срав­ни­мое удо­воль­ствие при чте­нии. Еще один бонус — это воз­мож­ность слу­шать в Интер­не­те любое из упо­мя­ну­тых Бар­бье музы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Сра­зу пони­ма­ешь, что он имел в виду, когда писал об игре све­та и тени в “Stabat mater” Пер­го­ле­зи…

Ека­те­ри­на Буз

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 2,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *