Кто такие песчаные блохи

Никита Вихрев

О том, кто такие песчаные блохи, меня спросил приятель, который был кем-то незаметно покусан на пляже в Таиланде. Я забил в поиске: «Кто такие песчаные блохи?» — прочитал пару статей и решил, что нужно написать заметку.

Типичная статья про песчаных блох — это рассказ о нескольких совершенно разных животных, как если бы животное было одно. Венчает сей рассказ обычно приведенное ниже фото (рис. 1) с подписью: «Вот он, враг рода человеческого!»

Рис. 1. Бокоплав (Amphipoda, Talitridae). Происхождение фото установить не удалось — кочует по всему Интернету
Рис. 1. Бокоплав (Amphipoda, Talitridae).
Происхождение фото установить не удалось — кочует по всему Интернету

Безобидный бокоплав

Давайте с «врага» и начнем. Он «и не друг, и не враг, а так», он — ракообразное, бокоплав (Amphipoda, Talitridae). Среди представителей этого отряда есть виды, обитающие не в воде, как большинство ракообразных, а в зоне прибоя на мокром песке, где они питаются выброшенными на берег водорослями. За что безобидный вегетарианец оклеветан в Интернете? Дело в том, что бокоплавы — излюбленная пища куликов-песочников. Вероятно, многие видели песочников на берегах холодных и теплых морей. Стайка их движется вдоль берега по синусоиде, отбегая от приходящих волн и догоняя уходящие (рис. 2). Бокоплавы от такой жизни научились прыгать, резко разгибая подогнутое под тело брюшко. Направление прыжка бокоплавы регулировать умеют плохо, но, видимо, прыжок и так осложняет охоту песочникам. За эти прыжки бокоплавы прибойной зоны северо-восточной Атлантики получили название sand fleas, и их родственники на теплых пляжах тоже стали называться «песчаными блохами».

Рис. 2. Стая песочников охотится на бокоплавов. Фото Григория Смекалова (Сахалин)

Английский язык не богат словообразовательными инструментами: морская звезда — starfish, медуза — jellyfish. Название sand flea использовано дважды — для прибойных бокоплавов и для действительно противной блохи, к которой мы, реабилитировав бокоплавов, и перейдем.

Блоха, да не та

Блохи — отряд насекомых, которые утратили крылья, но освоили длинные прыжки с помощью задней пары ног. Большинство блох живет на млекопитающих, имеющих постоянные норы, или в гнездах птиц. Взрослые особи кусают хозяев нор/гнезд и пьют их кровь, а личинки находят пищу в подстилке. Современный человек от блох не только не страдает, но, как правило, вообще их никогда не видел.

Sand flea, или бразильская земляная блоха (Tunga penetrans, рис. 3), ведет свободный образ жизни, кусая проходящих мимо животных, что неприятно, но терпимо. А вот оплодотворенная самка T. penetrans вгрызается под кожу — после этого брюшко самки раздувается до размера горошины, из которой яйца вываливаются наружу по мере созревания. Зуд, расчесы, воспаления…

Рис. 3. Блоха T. penetrans до и после внедрения, с бразильского сайта aneste.org/entomologia.html
Рис. 3. Блоха T. penetrans до и после внедрения, с бразильского сайта aneste.org/entomologia.html

В XIX веке земляную блоху из Южной Америки завезли в Африку, где она сразу почувствовала себя как дома. В XX веке она добралась до Индии. Достоверных подтверждений наличия земляной блохи в Юго-Восточной Азии я не нашел. В любом случае моего приятеля, который к тому же медик по образованию, кусала не земляная блоха с очевидными симптомами при ее внедрении, а кто-то невидимый. Кто?

Многоликая sandfly

Стоит немного переделать sand flea на sandfly — и разгадка приблизится.

В неамериканском английском sandfly переводится как «москит» (семейство Phlebotomidae). Москитов не следует путать с комарами, которые нас в лесу донимают (семейство Culicidae); москитов, как и блох, мало кто видел, они живут в засушливых регионах, например в Средней Азии (и потому название sandfly по отношению к ним вполне оправдано). Если кто-то все-таки хочет познакомиться с москитами лично, то из курортных мест могу порекомендовать Турцию, где на обширных песчаных дюнах вокруг руин античного Сиде они есть, хоть и немного. Для неспециалиста москиты выглядят как обычные кровососущие комары, только явно мелкие. Однако днем они сидят в укрытиях, чаще всего в норах грызунов, а кусаться летят ночами. Поэтому на пляже острова Чанг моего приятеля кусали не москиты.

В американском английском sandfly обозначает или слепней (Tabanidae), или мельчайших комариков из семейства Ceratopogonidae, которые по-русски называются «мокрецами». (Я не могу даже предположить, почему слепни и мокрецы названы «песчаными мухами»: слепни никаким боком с песком не связаны; мокрецы не только не песчаные, но даже и не мухи, а комарики. За разъяснениями — к американцам, пожалуйста.) Слепни в Таиланде есть, но даже коровы и лошади, когда их кусает слепень, это хорошо замечают и адекватно реагируют. Моего друга обижали явно не они. А вот мокрецы — это и есть правильный ответ. Эти мелкие (обычно 1,0–1,5 мм) существа (рис. 4) неспроста заслужили отдельное слово в русском языке.

Рис. 4. Самка мокреца Culicoides кусает человека (diptera.info/photogallery.php?photo_id=4947)
Рис. 4. Самка мокреца Culicoides кусает человека (diptera.info/photogallery.php?photo_id=4947)

Гроза геологов, туристов и стрекоз

Казалось бы, чем еще можно огорчить людей, которые работают в тайге, окруженные бесчисленными комарами? Но про комаров забываешь, когда вылетает мокрец: ни плотная одежда, ни наглухо застегнутая палатка не помешают рою этих крошечных существ добраться до вашего тела. При этом укусы мокрецов намного болезненнее, чем можно ожидать от таких микроскопических насекомых.

На тропических пляжах охотятся как раз наиболее мелкие Ceratopogonidae рода Culicoides. Я однажды имел несчастье быть атакованным этими мокрецами на Мадагаскаре, где они даже имеют специальное название Mokafohy (мукафý), — ощущения запомнились на всю жизнь, а меня много кусали, поверьте, есть с чем сравнить. В Сети нетрудно найти отчеты французских туристов, которые сбежали с Мадагаскара из-за того, что их зажрали мукафу. В Юго-Восточной Азии род Culicoides представлен видами, отличными от мадагаскарских: укусы их менее болезненны, но ощущения тоже не сладостные. Мокрецы действительно очень малозаметны, это позволило семейству Ceratopogonidae освоить уникальную экологическую нишу — питание кровью (точнее, гемолимфой) других насекомых. На рис. 5 самка рода Forcipomyia кусает стрекозу; мокрецы также нападают на гусениц бабочек, тараканов, жуков.

Рис. 5. Forcipomyia кусает стрекозу. Фото Hallo Christian (makro-treff.de/de/taxonomy/term/1475)
Рис. 5. Forcipomyia кусает стрекозу.
Фото Hallo Christian (makro-treff.de/de/taxonomy/term/1475)

Зачем я всё это рассказал? Во-первых, то, о чем спрашивал приятель, может быть интересно и другим. Во-вторых, если то, что я написал, вы сочтете заслуживающим доверия, то посмотрите пару псевдомедицинских сайтов о песчаной блохе. Лично меня это сочетание дремучего невежества и желания облегчить карман пациента впечатлило.

Кстати, нет ли у меня рекомендаций, как избежать укусов? Можно облиться дихлофосом, но, во-первых, неприятно, а во-вторых, это до первого купания. Я бы посоветовал меньше лежать на пляже — вокруг столько интересного!

Никита Вихрев,
канд. биол. наук, сотр. Зоологического музея МГУ

Vlad Sannikov

Отличная статья. И по стилю, и по содержанию. Автору респект.

Александр Денисенко

Гораздо интереснее, чем про вождей прошлых и нынешних. Поклон автору и редакции. Энтомология с астрономией очень читаемый детворы. Сколько могу судить по знакомым.

Александр Денисенко

Было Решение высокой католической инстанции о возможности держать медведей (это без намёка) в монастырях. Для иллюстрации разнообразия замысла Божьего Промысла. Букашки не имеют даже нейросети в обыденно-математическом (не скажу вульгарном) понимании. Насекомые и Галактики озадачивают. Как это без Творца могло произойти…

Александр Денисенко

Государства должны содержать на достойном (!
!!) уровне астрономов, энтомологов, архивариусов, математиков и др, а молекулярных биологов пусть содержат аптеки и фармофирмы, информатиков – яндексы и гуглы (кстати, яндекс это очень прилично делает).

yarr

я так понимаю sandfea и sandfy нужно читать как sandflea и sandfly?

В ответ на:  yarr

Да, почти всюду при распознавании вкралась ошибка, мне говорили, что слитные fl и fi плохо распознаются… Поправил также в словах с fish… Разумеется, в бумажной газете и в PDF это всё правильно.

В ответ на:  Максим Борисов

Вот это интересно. У вас первичен контент в бумажной\PDF-версии, а на сайт статьи попадают из OCR? Почему не наоборот? Я давно регулярно замечаю мелкие ошибки, которые на это намекают. Выглядит… неоптимально.

В ответ на:  Михаил

Да, всё так… Есть существенные доводы в пользу того пути и наоборот, я коллег подталкиваю больше к первичности интернет-версии, некоторые статьи публикуем и так.

ao
В ответ на:  Максим Борисов

Господа, вы – звери! Чистые звери!

Какого лысого черта не выкладывать конверсию электронного формата, а выкладывать перетурбацию неперетурбируемого?!

Нету больше дихлофосу. Вместо него под тем же названием в магазинах продаются пиретроиды: циперметрин и пр. Этими лучше не обливаться.

Ирина
В ответ на:  Сергей

Уважаемый автор, то что Вы называете безобидным бокоплавом мне приходилось неоднократно отдирать от собственных ног на островах Таиланда и Филиппин. Особенно жадно впивались они в мелкие ранки и потертости на ногах. И было это именно в зоне прибоя. На Филиппинах тропический ливень заставил нас безвылазно провести в палатке на пляже почти сутки, поставились мы на узком пятачке до которого лишь едва не докатывалась прибойная волна. И эти твари периодически запрыгивали в наше убежище, действительно, на вид они похожи на рачков, на ощупь жесткие – давть тяжело. Песчаные мухи, их еще называют ник-ник, мне также встречались на Филиппинах, кусать начинают на закате, глазом не видны, при чем меня они искусали нещадно, а мужа и сына то ли не тронули вообще, то ли на них их яд не подействовал. Я же чесалась неделю, хотя мы были уже в России, на дворе стоял январь и местных кровососущих просто не было.

ao
В ответ на:  Ирина

Тако же и в западной Франции в Бретани – прогуляешься по пляжу, особенно после заката – и привет, укушенный весь.

Анастасия
В ответ на:  Ирина

Здравствуйте! Этот “бокоплав” действительно кусается, схоже с уксусом овода, укус после жутко чешется. Я была удивлена, увидев его у нас на пляже в Приморском крае, в бухте Рисовая падь.

Stanislav Dzen

Спасибо от жителя ЮВА. Еще бы понять, что за “кусачий планктон” в воде бывает… жжется как медуза, но что – непонятно.

Даниил