Летние школы: как погрузиться в науку и не утонуть

Нача­лось лето — отлич­ная пора для про­ве­де­ния лет­них науч­ных школ и рас­ска­за о них нашим чита­те­лям. Пуб­ли­ку­ем интер­вью с орга­ни­за­то­ра­ми трех — Фёдо­ром Кон­дра­шо­вым (Шко­ла моле­ку­ляр­ной и тео­ре­ти­че­ской био­ло­гии, ШМТБ), Ива­ном Ола­дыш­ки­ным (Лет­няя физи­ко-мате­ма­ти­че­ская шко­ла ИПФ РАН) и Дани­лом Фёдо­ро­вых (ЛЭШ ILE).

Настоящая наука без боязни титулов и авторитетов

Фёдор Кон­дра­шов,
PhD (Кали­фор­ний­ский уни­вер­си­тет в Сан-Диего, США), эво­лю­ци­он­ный био­лог, про­фес­сор, зав. лабо­ра­то­ри­ей эво­лю­ци­он­ной гено­ми­ки Австрий­ско­го инсти­ту­та нау­ки и тех­но­ло­гии (IST Austria), науч­ный дирек­тор ШМТБ

— Под­ска­жи­те, когда была созда­на ваша шко­ла? Кто был ее ини­ци­а­то­ром?

— Пер­вый сезон ШМТБ про­шел в 2012 году, на тот момент это был про­ект фон­да «Дина­стия». Кон­цеп­ция шко­лы раз­ра­ба­ты­ва­лась тре­мя людь­ми: Анной Пио­тров­ской, Дмит­ри­ем Коко­ри­ным и мной.

— Како­ва кон­цеп­ция вашей лет­ней шко­лы?

— На ШМТБ мы ста­ра­ем­ся учить школь­ни­ков через их непо­сред­ствен­ное уча­стие в насто­я­щей науч­ной рабо­те под руко­вод­ством насто­я­щих уче­ных. На Запа­де этот фор­мат назы­ва­ет­ся authentic learning, что, навер­ное, мож­но пере­ве­сти как «аутен­тич­ное обу­че­ние». То есть это обу­че­ние, кото­рое осно­вы­ва­ет­ся на реше­нии аутен­тич­ных, насто­я­щих задач. Мы при­дер­жи­ва­ем­ся это­го фор­ма­та по несколь­ким при­чи­нам, в том чис­ле пото­му, что, как пока­за­ли недав­ние иссле­до­ва­ния, тако­го рода обу­че­ние спо­соб­ству­ет луч­ше­му осво­е­нию пред­ме­та обу­ча­ю­щи­ми­ся.

Кро­ме того, шко­ла заду­мы­ва­лась как место, где школь­ни­ки мог­ли бы попро­бо­вать себя в нау­ке до того, как они при­мут реше­ние о выбо­ре вуза, и мы реши­ли пока­зы­вать нау­ку настоль­ко реа­ли­стич­но, насколь­ко это воз­мож­но. Уча­стие насто­я­щих уче­ных высо­ко­го уров­ня для нас тоже явля­ет­ся клю­че­вым фак­то­ром. Мы стре­мим­ся к тому, что­бы для наших школь­ни­ков откры­тый диа­лог с уче­ны­ми стал ком­форт­ным: чем рань­ше ребя­та почув­ству­ют ком­форт в обсуж­де­нии сво­их идей с авто­ри­те­та­ми, тем лег­че им будет пред­ла­гать свои соб­ствен­ные идеи, без бояз­ни титу­лов и авто­ри­те­тов.

Мы вни­ма­тель­но сле­дим не толь­ко за науч­ной, но и за соци­аль­ной состав­ля­ю­щей обу­че­ния. Насто­я­щий уче­ный в нашей шко­ле — это модель для под­ра­жа­ния. Школь­ни­ки все раз­ные, уче­ные тоже, и поэто­му для уча­стия в ШМТБ мы ста­ра­ем­ся наби­рать раз­ных уче­ных, что­бы школь­ни­ки мог­ли почув­ство­вать это раз­но­об­ра­зие. Нам кри­ти­че­ски важ­но, что­бы на ШМТБ была ком­форт­ная атмо­сфе­ра, поз­во­ля­ю­щая ребя­там скон­цен­три­ро­вать­ся на про­ек­тах и обу­че­нии.

Мы счи­та­ем, что ком­форт­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния школь­ни­ка с пре­по­да­ва­те­ля­ми повы­ша­ет эффек­тив­ность обу­че­ния. Поэто­му мы стро­им наш малень­кий соци­ум на осно­ве ува­же­ния к лич­но­сти всех участ­ни­ков шко­лы — уче­ни­ков, роди­те­лей и сотруд­ни­ков. В рам­ках это­го под­хо­да мы неукос­ни­тель­но сле­ду­ем нашей анти­дис­кри­ми­на­ци­он­ной поли­ти­ке.

— Кто такие участ­ни­ки шко­лы? Как вы их отби­ра­е­те?

— Школь­ни­ки отби­ра­ют­ся каж­дый год осе­нью, более чем за пол­го­да до нача­ла шко­лы. Все заяв­ки на уча­стие рас­смат­ри­ва­ют­ся при­ем­ной комис­си­ей, кото­рая состо­ит из несколь­ких чело­век. Каж­дая заяв­ка неза­ви­си­мо рас­смат­ри­ва­ет­ся каж­дым экс­пер­том, после чего на собра­нии при­ем­ной комис­сии обсуж­да­ют­ся отдель­ные реше­ния. Мы стре­мим­ся к тому, что­бы скры­тые предубеж­де­ния экс­пер­тов комис­сии не вли­я­ли на окон­ча­тель­ное реше­ние, поэто­му экс­пер­ты обя­за­ны обсу­дить все раз­но­гла­сия по пово­ду оце­нок, то есть каж­дый экс­перт обя­зан объ­яс­нить свою отмет­ку. Кро­ме заяв­ки мы ста­ли чаще исполь­зо­вать резуль­та­ты допол­ни­тель­но­го интер­вью по скай­пу. Окон­ча­тель­ный спи­сок при­ня­тых школь­ни­ков — это кон­сен­сус всей при­ем­ной комис­сии.

Мы при­ни­ма­ем школь­ни­ков по двум пото­кам: рус­ско­языч­но­му и англо­языч­но­му. С каж­дым годом мы полу­ча­ем заяв­ки из всё более отда­лен­ных реги­о­нов. В част­но­сти, в 2018 году мы при­ня­ли на ШМТБ школь­ни­ков из Рос­сии, Укра­и­ны, Бело­рус­сии, США, Вели­ко­бри­та­нии, Испа­нии, Поль­ши, Хор­ва­тии и Филип­пин.

— Как вы состав­ля­е­те про­грам­му оче­ред­ной лет­ней шко­лы? Кто ваши пре­по­да­ва­те­ли? Как про­хо­дит обу­че­ние, в каких фор­ма­тах?

— Про­грам­ма состо­ит из науч­ных про­ек­тов. Ими руко­во­дят уче­ные, кото­рых при­гла­шаю лич­но я. Они сво­бод­но выби­ра­ют про­ект после кон­суль­та­ции со мной и в рам­ках огра­ни­че­ний по тех­ни­ке без­опас­но­сти. Зав­ла­бы при­во­зят с собой коман­ду сотруд­ни­ков, кото­рые непо­сред­ствен­но рабо­та­ют со школь­ни­ка­ми. У нас так­же есть неза­ви­си­мый пул вожа­тых, с кото­ры­ми мы рабо­та­ем уже несколь­ко лет, а недо­ста­ю­щие кад­ры мы неза­ви­си­мо отби­ра­ем по откры­то­му кон­кур­су.

Д. Б. Зимин и Г. Химуля, на тот момент ученик 11-го класса (2013 год). В настоящее время Григорий заканчивает бакалавриат в Гарварде
Д. Б. Зимин и Г. Химу­ля, на тот момент уче­ник 11-го клас­са (2013 год). В насто­я­щее вре­мя Гри­го­рий закан­чи­ва­ет бака­лаври­ат в Гар­вар­де

— Кто финан­со­во под­дер­жи­ва­ет шко­лу?

— Прак­ти­че­ски весь про­ект финан­си­ру­ет Zimin Foundation. В этом году мы полу­чи­ли трех­лет­ний грант от Howard Hughes Medical Institute. В 2016 году нам помог фонд «Эво­лю­ция»; бла­го­да­ря его под­держ­ке мы смог­ли послать науч­но-попу­ляр­ные кни­ги тем школь­ни­кам, кото­рые пода­ли заяв­ки к нам на кон­курс, но не про­шли. С фон­дом «Эво­лю­ция» нас объ­еди­ня­ет инте­рес к науч­но­му обра­зо­ва­нию и нау­ке, и мы наде­ем­ся раз­ви­вать наше вза­и­мо­дей­ствие.

— Что самое приятное/​интересное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Это целый ком­плекс вещей, кото­рые сов­мест­но созда­ют силь­ную моти­ва­цию у всех орга­ни­за­то­ров. Меня каж­дый год вос­хи­ща­ет транс­фор­ма­ция, кото­рая про­ис­хо­дит со школь­ни­ка­ми к кон­цу ШМТБ: мно­гие ста­но­вят­ся уве­рен­нее в себе, в сво­их зна­ни­ях и в сво­ем выбо­ре обра­зо­ва­ния. Так как мы суще­ству­ем уже несколь­ко лет, у нас теперь есть воз­мож­ность наблю­дать за транс­фор­ма­ци­ей выпуск­ни­ков по ходу обу­че­ния в вузе. Бла­го­да­ря допол­ни­тель­ной под­держ­ке Zimin Foundation в 2017 году мы откры­ли про­грам­му лет­них ста­жи­ро­вок для выпуск­ни­ков ШМТБ, попав­ших на шко­лу по рус­ско­языч­но­му

кон­кур­су. Нам чрез­вы­чай­но при­ят­но про­дол­жать участ­во­вать в науч­ном росте наших выпуск­ни­ков.

— Что самое трудное/​неприятное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Слож­нее все­го отка­зы­вать школь­ни­кам в уча­стии. Каж­дый год мы полу­ча­ем боль­ше заявок, чем можем при­нять. Мы очень хоро­шо пони­ма­ем, что мно­гие из тех, кому мы отка­за­ли, отлич­но бы спра­ви­лись с нашей про­грам­мой и что наш отказ — обид­ный и демо­ти­ви­ру­ю­щий. Мы изо всех сил ста­ра­ем­ся брать мак­си­маль­ное коли­че­ство школь­ни­ков и писать отказ мак­си­маль­но кор­рект­но, но каж­дый год мы рас­стра­и­ва­ем­ся.

— Какие три — пять сове­тов вы бы дали тем людям, кото­рые дума­ют об орга­ни­за­ции сво­ей лет­ней шко­лы? Что сто­ит делать? Чего делать не сто­ит?

— Мне кажет­ся, что тут всё про­сто. В первую оче­редь име­ет смысл опре­де­лить цели и цен­но­сти орга­ни­за­ции и дей­ство­вать исхо­дя из них. Мы опре­де­ли­ли наши цен­но­сти как соче­та­ние ува­же­ния к лич­но­сти участ­ни­ков с высо­ким уров­нем науч­ных иссле­до­ва­ний. Всё осталь­ное выте­ка­ет из того, что мы ста­ра­ем­ся при­дер­жи­вать­ся само­го высо­ко­го уров­ня науч­ных иссле­до­ва­ний, насколь­ко это воз­мож­но и разум­но, и ока­зы­вать мак­си­маль­ную под­держ­ку всем школь­ни­кам и сотруд­ни­кам, что­бы им было ком­форт­но и при­ят­но участ­во­вать в нашей про­грам­ме. Я уве­рен, что, если чет­ко опре­де­лить цен­но­сти и цели, что делать и как, чего не делать, — всё ста­но­вит­ся более или менее оче­вид­ным.

Подроб­нее о шко­ле см. molbioschool.com

«Заинтересовать школьников реальной наукой»

Иван Ола­дыш­кин,
27 лет, выпуск­ник Выс­шей шко­лы общей и при­клад­ной физи­ки ННГУ им. Лоба­чев­ско­го, в насто­я­щий момент закан­чи­ва­ет аспи­ран­ту­ру Инсти­ту­та при­клад­ной физи­ки РАН. Область науч­ных инте­ре­сов — нели­ней­ная опти­ка, вза­и­мо­дей­ствие мощ­но­го излу­че­ния с веще­ством. Руко­во­дит орг­ко­ми­те­том Лет­ней физи­ко-мате­ма­ти­че­ской шко­лы с 2013 года.

— Под­ска­жи­те, когда была созда­на ваша шко­ла? Кто был ее ини­ци­а­то­ром (люди или орга­ни­за­ция)?

— Впер­вые Лет­няя физи­ко-мате­ма­ти­че­ская шко­ла про­во­ди­лась в 1988 году и с тех пор про­хо­дит каж­дый август. В 2017 году мы празд­но­ва­ли юби­лей — состо­я­лась 30-я сме­на. Место про­ве­де­ния не меня­лось — это дет­ский лагерь Инсти­ту­та при­клад­ной физи­ки РАН, ДООЛ им. Н. С. Тала­луш­ки­на, кото­рый нахо­дит­ся в курорт­ном посел­ке Зелё­ный Город непо­да­ле­ку от Ниж­не­го Нов­го­ро­да.

ЛФМШ была орга­ни­зо­ва­на Инсти­ту­том при­клад­ной физи­ки, но, есте­ствен­но, есть и кон­крет­ные люди, без кото­рых шко­ла бы не появи­лась. Это руко­во­ди­те­ли ИПФ РАН того вре­ме­ни — ака­де­ми­ки РАН Андрей Вик­то­ро­вич Гапо­нов-Гре­хов и Алек­сандр Гри­го­рье­вич Лит­вак, по ини­ци­а­ти­ве и при посто­ян­ной под­держ­ке кото­рых нача­лись (да и про­хо­ди­ли все после­ду­ю­щие) шко­лы; это пре­зи­дент РАН Алек­сандр Михай­ло­вич Сер­ге­ев, при­ни­мав­ший актив­ное уча­стие в орга­ни­за­ции пер­вых смен, и это, есте­ствен­но, пер­вые пре­по­да­ва­те­ли и руко­во­ди­те­ли шко­лы — Миха­ил Юрье­вич Гля­вин, член­кор РАН Ефим Арка­дье­вич Хаза­нов, Андрей Алек­се­е­вич Шай­кин. Все они и сего­дня не забы­ва­ют об ЛФМШ, при­ни­ма­ют уча­стие в под­го­тов­ке, инте­ре­су­ют­ся жиз­нью шко­лы, при­ез­жа­ют с лек­ци­я­ми.

— Како­ва кон­цеп­ция вашей лет­ней шко­лы? Кто ее участ­ни­ки и как вы их отби­ра­е­те?

— Лет­няя физи­ко-мате­ма­ти­че­ская шко­ла — это соче­та­ние уче­бы, твор­че­ства и актив­но­го отды­ха. Сре­ди глав­ных прин­ци­пов шко­лы — факуль­та­тив­ность: обя­за­тель­ная учеб­ная про­грам­ма выпол­ня­ет­ся доволь­но лег­ко, дети само­сто­я­тель­но выби­ра­ют инте­рес­ные им заня­тия. Общая цель ЛФМШ — это заин­те­ре­со­вать слу­ша­те­лей реаль­ной нау­кой и при­влечь на есте­ствен­но­на­уч­ные факуль­те­ты, пока­зать, что за пре­де­ла­ми школь­ной про­грам­мы (да, вооб­ще-то, и в ней самой) есть дей­стви­тель­но инте­рес­ные вещи.

Наши слу­ша­те­ли — это сто ребят, окон­чив­ших 8–10-й клас­сы и про­шед­ших кон­курс­ный отбор. В основ­ном мы рабо­та­ем со школь­ни­ка­ми из Ниж­не­го Нов­го­ро­да и Ниже­го­род­ской обла­сти, одна­ко с каж­дым годом у нас всё боль­ше участ­ни­ков из дру­гих реги­о­нов — в этом году посту­пи­ло око­ло 30 заявок.

Общий кон­курс в ЛФМШ в 2018 году состав­ля­ет поряд­ка 2,5 чело­ве­ка на место. Кон­курс­ный отбор про­хо­дит в апре­ле и нача­ле мая, он состо­ит из двух эта­пов — пись­мен­но­го реше­ния задач по физи­ке и мате­ма­ти­ке и реше­ния задач в фор­ме собе­се­до­ва­ния с кура­то­ром.

— Как вы состав­ля­е­те про­грам­му оче­ред­ной лет­ней шко­лы? Кто ваши пре­по­да­ва­те­ли? Как про­хо­дит обу­че­ние, в каких фор­ма­тах?

— За мно­гие годы в ЛФМШ сло­жи­лось мно­же­ство фор­ма­тов заня­тий. Это еже­днев­ные науч­но-попу­ляр­ные лек­ции, факуль­та­тив­ные кур­сы, семи­на­ры (кото­рые про­во­дят сами слу­ша­те­ли), лабо­ра­тор­ные рабо­ты, круж­ки (дале­ко не толь­ко физи­ко-мате­ма­ти­че­ские), экза­ме­ны по лек­ци­ям, олим­пи­а­ды, ака­де­ми­че­ские бои.

Есть тра­ди­ци­он­ная часть заня­тий — это базо­вые факуль­та­тив­ные кур­сы и круж­ки по олим­пи­ад­ной физи­ке и мате­ма­ти­ке, заня­тия по про­грам­ми­ро­ва­нию, лабо­ра­тор­ные рабо­ты по физи­ке, факуль­та­ти­вы по «допол­ни­тель­ным темам» школь­ной про­грам­мы по есте­ствен­ным нау­кам. Конеч­но, из года в год про­грам­ма кор­рек­ти­ру­ет­ся и улуч­ша­ет­ся, мы можем добав­лять или уби­рать какие-то кур­сы.

Лек­ции чита­ют актив­но рабо­та­ю­щие уче­ные, веду­щие спе­ци­а­ли­сты в сво­их обла­стях. В основ­ном это физи­ка и мате­ма­ти­ка, но мы все­гда ста­ра­ем­ся раз­но­об­ра­зить про­грам­му лек­ци­я­ми по меди­цине, био­ло­гии, химии и даже линг­ви­сти­ке. Педа­го­ги­че­ский состав — это быв­шие слу­ша­те­ли ЛФМШ, нынеш­ние сту­ден­ты, выпуск­ни­ки и аспи­ран­ты вузов, а так­же моло­дые сотруд­ни­ки ИПФ РАН.

— Кто финан­со­во под­дер­жи­ва­ет шко­лу?

— Конеч­но, основ­ная орга­ни­за­ци­он­ная и финан­со­вая нагруз­ка по про­ве­де­нию ЛФМШ лежит на пле­чах ИПФ РАН. В какие-то годы инсти­ту­ту уда­ва­лось пол­но­стью покрыть рас­хо­ды на орга­ни­за­цию, и слу­ша­те­ли полу­ча­ли путев­ки бес­плат­но; сего­дня ребя­та опла­чи­ва­ют менее поло­ви­ны пол­ной сто­и­мо­сти уча­стия.

В 2017 году бла­го­да­ря под­держ­ке фон­да «Эво­лю­ция» мы смог­ли ком­пен­си­ро­вать ино­го­род­ним участ­ни­кам ЛФМШ рас­хо­ды на биле­ты до Ниж­не­го Нов­го­ро­да и обрат­но. Так­же на сред­ства фон­да была при­об­ре­те­на часть рас­ход­ных мате­ри­а­лов, необ­хо­ди­мых для про­ве­де­ния шко­лы. В послед­ние годы дру­гих гран­тов мы не выиг­ры­ва­ли.

— Что самое приятное/​интересное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Самое при­ят­ное лич­но для меня — это обще­ние с ребя­та­ми (в том чис­ле пре­по­да­ва­ние) и ощу­ще­ние общей сла­жен­ной рабо­ты в тече­ние самой сме­ны.

— Что самое трудное/​неприятное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Вся под­го­то­ви­тель­ная рабо­та, кото­рая начи­на­ет­ся еще в мар­те: она отни­ма­ет вре­мя и силы, но почти не дает отда­чи. Мно­го труд­но­стей воз­ни­ка­ет с тем, что­бы удо­вле­тво­рить всем тре­бо­ва­ни­ям дет­ско­го лаге­ря — по доку­мен­та­ции, меди­цин­ским книж­кам и справ­кам, рас­по­ряд­ку дня, штат­но­му рас­пи­са­нию и проч. Все эти тре­бо­ва­ния в основ­ном разум­ны, но выпол­нять их в режи­ме волон­тер­ской рабо­ты доволь­но тяже­ло.

— Какие три — пять сове­тов вы бы дали тем людям, кото­рые дума­ют об орга­ни­за­ции сво­ей лет­ней шко­лы? Что сто­ит делать? Чего делать не сто­ит?

1. Всё начи­на­ет­ся с коман­ды; для хоро­шей орга­ни­за­ции нуж­ны хотя бы несколь­ко чело­век, кото­рые будут вкла­ды­вать­ся в под­го­тов­ку в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни. Обя­за­тель­но долж­ны быть как ком­пе­тент­ные в пред­мет­ной обла­сти спе­ци­а­ли­сты, так и люди с опы­том орга­ни­за­ции каких-либо меро­при­я­тий.

2. Обра­щай­те вни­ма­ние на рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции — нуж­ны груп­пы в соц­се­тях, сайт, рас­сыл­ки, обзво­ны, афи­ши, объ­яв­ле­ния на олим­пи­а­дах и кон­кур­сах. В совре­мен­ной ситу­а­ции инфор­ма­ция рас­про­стра­ня­ет­ся очень пло­хо.

3. Изу­чи­те зако­ны и пра­ви­ла, каса­ю­щи­е­ся рабо­ты с детьми, дет­ских лаге­рей, пра­вил пере­воз­ки, допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния и т. п.

4. Поста­рай­тесь най­ти кон­так­ты и обсто­я­тель­но пого­во­рить с орга­ни­за­то­ра­ми меро­при­я­тий, кото­рые были бы мак­си­маль­но похо­жи на ваше (или то, о кото­ром вы меч­та­е­те).

Подроб­нее о шко­ле см. на стра­ни­це ЛФМШ во «ВКон­так­те»: vk.com/lphmsh и на сай­те lfmsh.ru

Найти заинтересованную аудиторию

Данил Фёдоровых
Данил Фёдо­ро­вых

Данил Фёдо­ро­вых, стар­ший пре­по­да­ва­тель факуль­те­та эко­но­ми­че­ских наук Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, посту­пил в Выш­ку, став при­зе­ром Все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды. В 2008 году вме­сте с дру­зья­ми — тоже быв­ши­ми олим­пи­ад­ни­ка­ми — запу­стил сайт ILoveEconomics.ru: сна­ча­ла это был сбор­ник олим­пи­ад­ных задач, а теперь — боль­шой и извест­ный про­ект, необ­хо­ди­мое под­спо­рье для под­го­тов­ки к олим­пи­а­дам по эко­но­ми­ке. Актив­но участ­ву­ет в попу­ля­ри­за­ции эко­но­ми­че­ских зна­ний как сре­ди школь­ни­ков, так и в более широ­кой ауди­то­рии. Руко­во­дит ЛЭШ.

— Под­ска­жи­те, когда была созда­на ваша шко­ла? Кто был ее ини­ци­а­то­ром (люди или орга­ни­за­ция)?

— Лет­няя эко­но­ми­че­ская шко­ла ILoveEconomics (ЛЭШ ILE) вырос­ла из неболь­ших учеб­ных лаге­рей, кото­рые рань­ше орга­ни­зо­вы­ва­лись в Липец­кой обла­сти для детей из школ это­го реги­о­на. В 2009 году орга­ни­за­тор при­гла­сил меня, тогда начи­на­ю­ще­го пре­по­да­ва­те­ля Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, про­чи­тать лек­цию. В тече­ние после­ду­ю­щих лет мы всё боль­ше и боль­ше акти­ви­зи­ро­ва­ли это парт­нер­ство, и в послед­ние годы ЛЭШ ILE пре­вра­ти­лась в мас­штаб­ное меро­при­я­тие с несколь­ки­ми сот­ня­ми участ­ни­ков из при­мер­но 40 реги­о­нов Рос­сии и из ближ­не­го зару­бе­жья. До 2017 года шко­ла так и про­во­ди­лась в Липец­кой обла­сти, но сей­час про­ект пере­рос свою изна­чаль­ную пло­щад­ку и с 2018 года пере­ехал в Под­мос­ко­вье.

— Како­ва кон­цеп­ция вашей лет­ней шко­лы? Кто ее участ­ни­ки? Как вы их отби­ра­е­те?

— ЛЭШ ILE пред­на­зна­че­на для школь­ни­ков, кото­рые пере­хо­дят в 9–11-й класс, хотя ино­гда встре­ча­ют­ся и вось­ми­класс­ни­ки. У нас все­гда боль­ше заявок, чем мы можем одоб­рить, поэто­му при­хо­дит­ся про­во­дить отбор и кому-то отка­зы­вать. Школь­ник запол­ня­ет доволь­но вну­ши­тель­ных раз­ме­ров анке­ту, в кото­рой рас­ска­зы­ва­ет о себе, сво­их дости­же­ни­ях (как учеб­ных, так и вне­учеб­ных), увле­че­ни­ях, инте­ре­сах; эти анке­ты потом чита­ют наши экс­пер­ты — орга­ни­за­то­ры и пре­по­да­ва­те­ли шко­лы.

Мы спра­ши­ва­ем в анке­те еще и о том, кто может дать реко­мен­да­цию школь­ни­ку — напри­мер, его учи­тель. Ино­гда свя­зы­ва­ем­ся с реко­мен­да­те­ля­ми и спра­ши­ва­ем, что они могут ска­зать о школь­ни­ке, кото­рый пода­ет заяв­ку. Для нас важ­но, в первую оче­редь, зара­нее убе­дить­ся, что участ­ник, когда при­е­дет к нам, будет имен­но учить­ся, то есть возь­мет мак­си­мум от ака­де­ми­че­ской части про­грам­мы ЛЭШ ILE. Такая моти­ва­ция важ­нее солид­ных олим­пи­ад­ных успе­хов, хотя и они могут сыг­рать роль. Лет­няя шко­ла — это учеб­ное меро­при­я­тие, хотя про­дук­тив­но сов­ме­щать уче­бу с отды­хом тоже мож­но.

— Как вы состав­ля­е­те про­грам­му оче­ред­ной лет­ней шко­лы? Кто ваши пре­по­да­ва­те­ли? Как про­хо­дит обу­че­ние, в каких фор­ма­тах?

— У нас есть две обра­зо­ва­тель­ные тра­ек­то­рии: олим­пи­ад­ная и про­грам­ма профори­ен­та­ции, и при пода­че заяв­ки школь­ни­ки выби­ра­ют, куда хотят поехать. Пер­вая пред­на­зна­че­на для тех, кто уже уве­рен, что эко­но­ми­ка — это его, и твер­до наце­лен на поступ­ле­ние на луч­шие эко­но­ми­че­ские бака­лавр­ские про­грам­мы. Для это­го нуж­но выиг­ры­вать олим­пи­а­ды по эко­но­ми­ке, и пер­вая про­грам­ма в основ­ном состо­ит из реше­ния олим­пи­ад­ных задач. Есть несколь­ко моду­лей, по кото­рым чита­ют­ся лек­ции: мате­ма­ти­ка, мик­ро- и мак­ро­эко­но­ми­ка, тео­рия игр, осно­вы финан­сов (финан­со­вой гра­мот­но­сти). После каж­дой лек­ции участ­ни­ки полу­ча­ют листок с зада­ча­ми по мате­ри­а­лу лек­ции; эти зада­чи нуж­но решить (само­сто­я­тель­но или в груп­пе) и рас­ска­зать пре­по­да­ва­те­лю, кото­рый будет зада­вать каверз­ные вопро­сы.

На про­грам­ме профори­ен­та­ции тоже мно­го эко­но­ми­ки (все-таки шко­ла эко­но­ми­че­ская), но есть и лек­ции по дру­гим соци­аль­ным нау­кам: социо­ло­гии, пси­хо­ло­гии, демо­гра­фии, инно­ва­ци­он­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству. Есть даже мини-курс про науч­ную жур­на­ли­сти­ку от Аси Казан­це­вой и про ней­ро­эко­но­ми­ку от Васи­лия Клю­ча­рё­ва. Уче­ба про­ще, мень­ше домаш­них зада­ний, но боль­ше рефлек­сии — на этой про­грам­ме учат­ся те, кто еще не уве­рен, что хочет стать имен­но эко­но­ми­стом, но инте­ре­су­ет­ся эко­но­ми­кой и смеж­ны­ми обла­стя­ми зна­ний; мы даем таким ребя­там воз­мож­ность пооб­щать­ся с пре­по­да­ва­те­ля­ми и иссле­до­ва­те­ля­ми из этих обла­стей.

Наши пре­по­да­ва­те­ли — пре­иму­ще­ствен­но сотруд­ни­ки Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки и Рос­сий­ской эко­но­ми­че­ской шко­лы, мно­гие из них так или ина­че задей­ство­ва­ны в дру­гих про­ек­тах для школь­ни­ков, то есть пони­ма­ют, что это за ауди­то­рия. Им помо­га­ют состав­лять зада­ния и про­ве­рять реше­ния сту­ден­ты, кото­рые сами в недав­нем про­шлом были олим­пи­ад­ни­ка­ми.

— Кто финан­со­во под­дер­жи­ва­ет шко­лу?

— В 2017 году ЛЭШ ILE участ­во­ва­ла в кон­кур­се под­держ­ки лет­них школ фон­да «Эво­лю­ция» и выиг­ра­ла неко­то­рую сум­му денег, кото­рую мы потра­ти­ли на орга­ни­за­цию бес­плат­но­го транс­фе­ра для участ­ни­ков наше­го кон­кур­са эссе, — шко­ла была в Липец­кой обла­сти, поэто­му транс­фер из Моск­вы тоже при­хо­ди­лось опла­чи­вать, а эти ребя­та полу­чи­ли его бес­плат­но.

У нас есть целая гран­то­вая про­грам­ма [1], в рам­ках кото­рой мы при­вле­ка­ем сред­ства — в основ­ном от част­ных лиц, кото­рые раз­де­ля­ют наши цен­но­сти, — и дела­ем скид­ки, а неко­то­рые ребя­та даже при­ез­жа­ют бес­плат­но. К сожа­ле­нию, сде­лать всю шко­лу бес­плат­ной или совсем недо­ро­гой невоз­мож­но, но мы ста­ра­ем­ся, что­бы те, кто при­ло­жил уси­лия и успеш­но поучаст­во­вал в спе­ци­аль­ном кон­кур­се эссе, смог­ли поехать бес­плат­но или со скид­кой. Как пра­ви­ло, меце­на­ты сами чита­ют эссе и выби­ра­ют полу­ча­те­лей сво­их гран­тов — обыч­но ими ста­но­вят­ся ребя­та из реги­о­нов, для кото­рых поезд­ка еще доро­же из-за необ­хо­ди­мо­сти доби­рать­ся до Моск­вы.

— Что самое приятное/​интересное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— В ЛЭШ ILE соби­ра­ет­ся уни­каль­ный кол­лек­тив пре­по­да­ва­те­лей-еди­но­мыш­лен­ни­ков, орга­ни­зо­вы­вать рабо­ту кото­рых и слож­но, и инте­рес­но. У всех свои идеи, свои под­хо­ды, и дири­жи­ро­вать этим оркест­ром — нетри­ви­аль­ная зада­ча. Но в резуль­та­те того, что они соби­ра­ют­ся вме­сте, в ЛЭШ воз­ни­ка­ет непо­вто­ри­мая интел­лек­ту­аль­ная сре­да, кото­рой поза­ви­до­ва­ли бы мно­гие меро­при­я­тия «для взрос­лых», — науч­ные кон­фе­рен­ции, напри­мер. Обще­ние с эти­ми кол­ле­га­ми, а так­же с участ­ни­ка­ми ЛЭШ — самое при­ят­ное, что есть в моей рабо­те.

— Что самое трудное/​неприятное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Лич­но для меня — бюро­кра­тия. Мно­же­ство доку­мен­тов, спра­вок, отче­тов — это то, с чем я не очень люб­лю рабо­тать. К сча­стью, у меня есть соор­га­ни­за­то­ры, кото­рые хоро­шо с этим справ­ля­ют­ся.

— Какие три — пять сове­тов вы бы дали тем людям, кото­рые дума­ют об орга­ни­за­ции сво­ей лет­ней шко­лы? Что сто­ит делать? Чего делать не сто­ит?

— Во-пер­вых, най­ди­те свою ауди­то­рию. Мы с кол­ле­га­ми при­хо­ди­ли к тому, что нуж­но делать шко­лу имен­но для олим­пи­ад­ни­ков-эко­но­ми­стов со всей стра­ны, посте­пен­но, каж­дый год рас­ши­ряя мас­штаб и как-то отве­чая на вызо­вы тако­го роста. Не сра­зу ста­ло понят­но, что на профори­ен­та­ци­он­ное направ­ле­ние тоже есть запрос — и не про­сто на профори­ен­та­ци­он­ное («Не знаю, био­ло­гом я хочу быть или инже­не­ром»), а имен­но для тех, кто выби­ра­ет меж­ду смеж­ны­ми дис­ци­пли­на­ми («Эко­но­ми­ка мне нра­вит­ся, но, может быть, там слиш­ком мно­го фор­мул и луч­ше пой­ти в социо­ло­гию, где их мень­ше, или, может быть, запу­стить свой стар­тап?»). Во-вто­рых, уде­ли­те мак­си­маль­ное вни­ма­ние соста­ву пре­по­да­ва­те­лей. Нам уда­ет­ся соби­рать несколь­ких звезд, име­на кото­рых извест­ны дале­ко за пре­де­ла­ми ЛЭШ ILE, но шко­ла дер­жит­ся не на них, а на тех, кто про­сто, во-пер­вых, доста­точ­но ква­ли­фи­ци­ро­ван, а во-вто­рых, име­ет энту­зи­азм и инте­рес. Обя­за­тель­но нуж­но при­гла­шать тех, кто не ото­рван от участ­ни­ков шко­лы по воз­рас­ту и поло­же­нию, а бли­зок к ним, — в нашем слу­чае это сту­ден­ты, кото­рые еще недав­но сами были школь­ни­ка­ми и езди­ли в ЛЭШ ILE учить­ся. Они пере­да­ют свой недав­ний опыт и луч­ше всех пони­ма­ют, как это тяже­ло и инте­рес­но — учить­ся в стар­ших клас­сах и бороть­ся за места на пре­стиж­ных олим­пи­а­дах. Конеч­но, они рабо­та­ют под руко­вод­ством более опыт­ных кол­лег.

Ну и, в-тре­тьих, про­ду­май­те бюд­жет. К сожа­ле­нию, об этом при­хо­дит­ся бес­по­ко­ить­ся, и, как бы ни были пре­крас­ны ваши наме­ре­ния, без серьез­но­го финан­со­во­го пла­ни­ро­ва­ния, поис­ка парт­не­ров и контр­аген­тов, пере­го­во­ров об усло­ви­ях про­ве­сти шко­лу — как и любой боль­шой про­ект — нель­зя. Если вы нико­гда не стал­ки­ва­лись с этим, луч­ше позо­ви­те на помощь про­фес­си­о­на­лов: орга­ни­за­ция шко­лы сопря­же­на с реше­ни­ем мно­же­ства юри­ди­че­ских и финан­со­вых вопро­сов.

1. iloveeconomics.ru/lesh/grants

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
1 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Александр Денисенко- Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Александр Денисенко-
Александр Денисенко-

Очень при­лич­ная лет­няя шко­ла про­во­дит­ся в Гер­ма­нии. Соби­ра­ют­ся наши быв­шие из раз­ных стран. Про­во­дят люди с ВМК. Там искать кон­цы. Сум­ма доступ­ная в рай­оне 700 или 800 евро за сме­ну. Род­ня англий­ская быва­ла и очень доволь­ны.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: