От «Поэта» к «Поэзии»

Елена Романичева

Еле­на Рома­ни­че­ва

22 мая 2018 года в Цен­траль­ном доме лите­ра­то­ров состо­я­лась… Я напи­са­ла эту строч­ку и заду­ма­лась: а что же состо­я­лось? Закры­тие пре­мии «Поэт», про­су­ще­ство­вав­шей 13 лет (все-таки не зря это чис­ло у мно­гих вызы­ва­ет нега­тив­ные ассо­ци­а­ции!)? Объ­яв­ле­ние о рож­де­нии новой пре­мии «Поэ­зия», кото­рую в соци­аль­ных сетях уже окре­сти­ли «Доч­кой „Поэта“»? В общем, будем счи­тать, что состо­я­лась пере­да­ча эста­фе­ты. И эта пере­да­ча была кра­си­вой и… пра­виль­ной.

Кра­си­вой пото­му, что все, кто под­ни­мал­ся на сце­ну, гово­ри­ли о совре­мен­ной поэ­зии или чита­ли сти­хи. Пото­му что пере­да­ча эста­фе­ты сопро­вож­да­лась бла­го­дар­но­стью в адрес тех, кто 13 лет спо­рил, обсуж­дал, при­хо­дил к согла­сию или даже выхо­дил из соста­ва жюри, но сло­вом и делом слу­жил поэ­зии. Пото­му что пре­мия «Поэ­зия» взя­ла тайм-аут: ее побе­ди­тель в 2018 году назван не был — это дань ува­же­ния к пре­мии «Поэт» и бла­го­дар­ность всем тем, кто все эти годы был с ней так или ина­че свя­зан, это «оста­нов­ка», на кото­рой пре­мия «Поэт» вхо­ди­ла в исто­рию оте­че­ствен­ной сло­вес­но­сти, о чем очень чело­веч­но, точ­но и без пафо­са ска­зал пред­се­да­тель жюри, кри­тик Сер­гей Чупри­нин.

Конеч­но, даль­ше мож­но было бы рас­ска­зать о тех номи­на­ци­ях, по кото­рым будет при­суж­дать­ся новая пре­мия, о поряд­ке пода­чи (чуть было не напи­са­ла «доку­мен­тов»), точ­нее, представления/​выдвижения поэ­ти­че­ских про­из­ве­де­ний на кон­курс, но мне дума­ет­ся, что об этом луч­ше спро­сить у учре­ди­те­лей и орга­ни­за­ци­он­но­го коми­те­та. Мне бы хоте­лось ска­зать о дру­гом.

А. Архангельский. Фото © Anatoli Stepanenko, 2018

А. Архан­гель­ский. Фото © Anatoli Stepanenko, 2018

Алек­сандр Архан­гель­ский, пред­став­ляя новую пре­мию, ска­зал о том, что при­ду­мы­вая ее, преж­де все­го дума­ли о моло­дых чита­те­лях, при­чем не толь­ко о завсе­гда­та­ях поэ­ти­че­ских вече­ров и «погло­ти­те­лях» новых поэ­ти­че­ских сбор­ни­ков, а о тех, кто может для себя открыть уди­ви­тель­ный, очень необыч­ный мир совре­мен­ной поэ­зии, о тех, кто может ощу­тить себя участ­ни­ком живо­го лите­ра­тур­но­го про­цес­са и открыть для себя… поэ­зию.

Не сек­рет, что школь­ная про­грам­ма (а с поэ­зи­ей юный чита­тель зна­ко­мит­ся преж­де все­го в шко­ле) хоро­шо пред­став­ля­ет поэ­ти­че­скую клас­си­ку. Я вовсе не про­тив при­сут­ствия в поэ­зии клас­си­че­ских тек­стов, но к любо­му тек­сту, в том чис­ле и поэ­ти­че­ско­му, мож­но отно­сить­ся как… к памят­ни­ку и как к чему-то живо­му, что и про меня тоже.

К сожа­ле­нию, прак­ти­ка школь­но­го пре­по­да­ва­ния лите­ра­ту­ры в мас­се сво­ей (отдель­ные исклю­че­ния под­твер­жда­ют пра­ви­ло) фор­ми­ру­ет имен­но такое… почти­тель­ное, коле­но­пре­кло­нен­ное отно­ше­ние: поэ­ти­че­ским тек­стом нуж­но вос­хи­щать­ся (он совер­ше­нен), перед ним нуж­но бла­го­го­веть (он напи­сан вели­ким поэтом), его дóлж­но «ана­ли­зи­ро­вать» (искать поэ­ти­че­ские при­е­мы, гово­рить об обра­зе лири­че­ско­го героя и проч.), но раз прочитанный/​изученный таким обра­зом, он перей­дет в чис­ло «прой­ден­ных» (в луч­шем слу­чае выучен­ных наизусть и бла­го­по­луч­но забы­тых), для чте­ния-пере­чи­ты­ва­ния необя­за­тель­ных.

Но ведь «заход» к клас­си­че­ско­му тек­сту мож­но совер­шить и через текст совре­мен­ный, близ­кий по вре­ме­ни и рит­му, «адек­ват­ный» настро­е­нию и миро­вос­при­я­тию, а может, неожи­дан­ный и непо­нят­ный, опро­вер­га­ю­щий все «кано­ны», взры­ва­ю­щий их изнут­ри …и этим и инте­рес­ный чита­те­лю-совре­мен­ни­ку.

Конеч­но, точ­ка вхо­да в мир боль­шой поэ­зии у моло­до­го чита­те­ля может быть раз­ной, но пре­мия пред­ла­га­ет вой­ти через совре­мен­ность и при­гла­ша­ет к это­му моло­дых, пото­му что ее орга­ни­за­то­ры, сами не чуж­дые ни сло­вес­но­сти, ни обра­зо­ва­нию, пони­ма­ют: вре­мя пре­бы­ва­ния чело­ве­ка в шко­ле — это не под­го­тов­ка к даль­ней­шей жиз­ни, а уж тем более к пре­сло­ву­то­му ЕГЭ, это — сама жизнь, в том чис­ле и жизнь внут­ри, а не вне куль­ту­ры, лите­ра­ту­ры, совре­мен­но­го лите­ра­тур­но­го про­цес­са.

А. Кушнер и его жена. Фото Н. Деминой

А. Куш­нер и его жена. Фото Н. Деми­ной

Это чте­ние совре­мен­ных тек­стов и спо­ры о них (имен­но спо­ры, а не ана­лиз), это чте­ние сти­хов если не наизусть, то вслух, пото­му что поэ­ти­че­ское сло­во вос­при­ни­ма­ет­ся преж­де все­го «на слух», в зву­ча­нии, это встре­чи с живы­ми, сего­дняш­ни­ми, насто­я­щи­ми поэта­ми, кото­рых мно­го и кото­рые… «раз­ные» (и как здесь ни вспом­нить Мая­ков­ско­го с его «боль­ше поэтов, хоро­ших и раз­ных»!), это выход в мир лите­ра­ту­ры, суще­ству­ю­щий за пре­де­ла­ми «класс­ной ком­на­ты», бур­ля­щий, очень раз­ный…

И если пре­мия «Поэ­зия» видит и ста­вит себе такую зада­чу, то ей нуж­на под­держ­ка, под­держ­ка в первую оче­редь со сто­ро­ны учи­те­лей-сло­вес­ни­ков, пре­по­да­ва­те­лей вузов, всех тех, кто про­фес­си­о­наль­но рабо­та­ет с моло­ды­ми… Пото­му что моло­дые чита­те­ли — это насто­я­щее и буду­щее совре­мен­ной лите­ра­ту­ры, кото­рая когда-то ста­нет (или не ста­нет) клас­си­кой, пото­му что они гото­вы сей­час, а не зав­тра, гото­вы читать и слу­шать сти­хи (сре­ди зри­те­лей, быв­ших в этот день в ЦДЛ, были школь­ни­ки, кото­рые уж точ­но при­шли сюда не по раз­на­ряд­ке-рас­по­ря­же­нию, а пото­му что хоте­ли и пото­му что инте­рес­но и важ­но), созда­вать по ним мульт­филь­мы…

В фина­ле цере­мо­нии был пока­зан чудес­ный мульт­фильм, став­ший луч­шим завер­ше­ни­ем пре­мии «Поэт» и нача­лом «Поэ­зии». Он был сде­лан уче­ни­цей мос­ков­ской шко­лы № 1514 по сти­хо­тво­ре­нию Алек­сандра Куш­не­ра. А сам автор — пер­вый лау­ре­ат пре­мии «Поэт» — про­чи­тал участ­ни­кам вече­ра свои новые сти­хи.

Еле­на Рома­ни­че­ва

Запись пря­мой транс­ля­ции вече­ра см. youtu.be/5qFDZWnpRWE. Стра­ни­ца в «Фейс­бу­ке» — www.facebook.com/poetryprize.

P. S. Как сооб­щи­ли орга­ни­за­то­ры, новый состав жюри пре­мии «Поэ­зия» (ее сайт — poetryprize.ru) будет объ­яв­лен 10 фев­ра­ля 2019 года, и нач­нет­ся при­ем заявок. В день рож­де­ния Пуш­ки­на, 6 июня 2019 года, будет опуб­ли­ко­ван длин­ный спи­сок. Корот­кий спи­сок огла­шать­ся не будет, а в день Лицея, 19 октяб­ря 2019 года, жюри назо­вет име­на лау­ре­а­тов по трем номи­на­ци­ям: «Сти­хо­тво­ре­ние года», «Пере­вод года» и «Кри­ти­ка года».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

3 комментария

  • «19 июня 2018 года … состо­я­лась…» :) :) :)

  • demina:

    Спа­си­бо за ост­рый глаз, попра­вим. Живем уже в буду­щем!

  • Александр Денисенко:

    «Если не наизусть, то вслух» – не очень понят­но. Хотя види­мо точ­но.
    Вооб­ще поэ­ти­че­ские темы мог­ли бы поча­ще воз­ни­кать в ТрВ. Толь­ко без мате­ма­ти­че­ско­го нау­ко­об­ра­зия.
    Поче­му это всё так важ­но? Посу­ди­те сами – по сути, после Док­то­ра Жива­го рома­нов у нас счи­тай
    и не рож­да­лось. Всё боль­ше жан­ры корот­кой про­зы. Новое поко­ле­ние не пони­ма­ет тек­ста
    дли­ной боль­ше СМС. А через сти­хи навер­ное мож­но гово­рить меж­ду поко­ле­ни­я­ми. И очень важ­но
    заме­ча­ние про школь­ный под­ход – про­хож­де­ние, как строя на пара­де. Непо­нят­но, мож­но ли сего­дня
    обес­пе­чить адек­ват­ное зву­ча­ние сти­ха на сай­те. Может,попробуете?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com