Университет, открытый миру

О том, поче­му в Скол­тех при­ез­жа­ют сту­ден­ты со все­го мира, как он под­хва­тил зна­мя фон­да «Дина­стия» и с какой музы­кой ассо­ци­и­ру­ет­ся уни­вер­си­тет у вице-пре­зи­ден­та по раз­ви­тию, мы пого­во­ри­ли с Алек­сан­дром Сафо­но­вым. Бесе­до­ва­ла Ната­лия Деми­на.

 

Александр Сафонов. Фото с сайта Сколтеха

Алек­сандр Сафо­нов. Фото с сай­та Скол­те­ха

В 2006 году Алек­сандр Сафо­нов окон­чил Мос­ков­ский физи­ко-тех­ни­че­ский инсти­тут (МФТИ) с крас­ным дипло­мом. В 2008 году защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по тех­ни­че­ским нау­кам, пред­ста­вив рабо­ту по теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ным сетям и систе­мам.

Еще будучи в маги­стра­ту­ре МФТИ, начал рабо­ту в Инсти­ту­те про­блем пере­да­чи инфор­ма­ции (ИППИ РАН). Внес вклад в раз­ви­тие стан­дар­тов свя­зи IEEE 802.11 (Wi-Fi), пред­став­ляя резуль­та­ты иссле­до­ва­ний лабо­ра­то­рии № 18 ИППИ РАН на засе­да­ни­ях Меж­ду­на­род­но­го коми­те­та по стан­дар­ти­за­ции локаль­ных и город­ских сетей IEEE 802 LAN/​MAN. Явля­ет­ся авто­ром более 40 науч­ных ста­тей и меж­ду­на­род­ных патен­тов.

 

— Не жале­е­те, что в сту­ден­че­стве у вас не было тако­го Скол­те­ха?

— Если бы я был сту­ден­том сей­час, обя­за­тель­но попро­бо­вал бы посту­пить в Скол­тех. Хотя, воз­мож­но, на тот момент мне не хва­ти­ло бы уров­ня англий­ско­го, ведь при поступ­ле­нии в Скол­тех необ­хо­ди­мо сдать TOEFL и вооб­ще учить­ся на англий­ском язы­ке. А я зани­мал­ся англий­ским все­рьез уже на Физ­те­хе.

 

— Англий­ский язык — един­ствен­ная уни­каль­ная чер­та? Как постро­е­на систе­ма отбо­ра сту­ден­тов? Насколь­ко жест­кие тре­бо­ва­ния?

— Систе­ма отбо­ра силь­но отли­ча­ет­ся от дру­гих уни­вер­си­те­тов стра­ны, где боль­шин­ство посту­па­ю­щих в маги­стра­ту­ру — выпуск­ни­ки соб­ствен­но­го бака­лаври­а­та. У нас бака­лаври­а­та нет, и поэто­му необ­хо­ди­мо при­вле­кать сту­ден­тов со всей стра­ны, да и все­го мира.

Глав­ный прин­цип при­ем­ной кам­па­нии — applying by doing. Уже для того, что­бы попасть на собе­се­до­ва­ние в Скол­тех, нуж­но при­ло­жить неко­то­рые уси­лия. Запол­нить доволь­но слож­ную анке­ту на англий­ском язы­ке, при­ло­жить моти­ва­ци­он­ное пись­мо и два реко­мен­да­тель­ных пись­ма от кого-то, кого мы зна­ем как спе­ци­а­ли­ста в соот­вет­ству­ю­щей обла­сти. Одно, навер­ное, от преды­ду­ще­го науч­но­го руко­во­ди­те­ля, а вто­рое сту­ден­ту еще нуж­но поис­кать, кого попро­сить напи­сать. Потом прой­ти непро­стой онлайн-тест, кото­рый длит­ся несколь­ко часов.

Мы про­во­дим так назы­ва­е­мые Selection weekends и при­гла­ша­ем тех, кто про­шел пред­ва­ри­тель­ный отбор. Нуж­но при­е­хать в выход­ной день и сдать, поми­мо TOEFL, серьез­ный экза­мен по мате­ма­ти­ке.

Бли­жай­ший Selection weekend прой­дет 26–27 мая. Заяв­ле­ния в маги­стра­ту­ру на 2018/​2019 год при­ни­ма­ют до 16 июня 2018 года, в аспи­ран­ту­ру — до 29 июля.

Даль­ше еще инте­рес­нее. Напри­мер, собе­се­до­ва­ние на про­грам­му «Био­тех­но­ло­гия» про­во­дит комис­сия из деся­ти про­фес­со­ров. Аби­ту­ри­ен­там зара­нее на выбор пред­ла­га­ет­ся набор све­жих ста­тей этих про­фес­со­ров, нуж­но выбрать одну, кому какая инте­рес­нее, разо­брать­ся и уметь дис­ку­ти­ро­вать по выбран­ной теме, т. е. фак­ти­че­ски про­ве­сти мини-иссле­до­ва­ние перед собе­се­до­ва­ни­ем. Само собе­се­до­ва­ние длит­ся око­ло полу­ча­са.

В Скол­те­хе 10 маги­стер­ских и 7 аспи­рант­ских про­грамм, у каж­дой свои допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти поступ­ле­ния. Напри­мер, что­бы посту­пить на «Вычис­ли­тель­ные систе­мы в нау­ке и тех­ни­ке» в этом году, мож­но прой­ти тест на пор­та­ле «N+1», полу­чив допол­ни­тель­ные бал­лы. На про­грам­му «Нау­ка дан­ных» мож­но было посту­пить через сов­мест­ную олим­пи­а­ду с Выш­кой, кото­рая завер­ши­лась две неде­ли назад.

Вручение дипломов победителям студенческой олимпиады «Статистическая теория обучения», организованной совместно Сколтехом и ВШЭ

Вру­че­ние дипло­мов побе­ди­те­лям сту­ден­че­ской олим­пи­а­ды «Ста­ти­сти­че­ская тео­рия обу­че­ния», орга­ни­зо­ван­ной сов­мест­но Скол­техом и ВШЭ

При­о­ри­тет­ные направ­ле­ния раз­ви­тия Скол­те­ха: нау­ка о дан­ных и искус­ствен­ный интел­лект, нау­ки о жиз­ни и био­ме­ди­ци­на, совре­мен­ные мето­ды про­ек­ти­ро­ва­ния и пер­спек­тив­ные мате­ри­а­лы, энер­го­эф­фек­тив­ность, кван­то­вые тех­но­ло­гии, пер­спек­тив­ные иссле­до­ва­ния.

К нам при­ез­жа­ют аби­ту­ри­ен­ты со всей стра­ны — от Вла­ди­во­сто­ка до Кали­нин­гра­да — и, кста­ти гово­ря, за свой счет. Скол­тех не ком­пен­си­ру­ет рас­хо­ды на про­езд и про­жи­ва­ние в Москве. Все ребя­та очень моти­ви­ро­ван­ные: раз­би­ра­ют­ся, гото­вят­ся, сда­ют экза­ме­ны, берут ответ­ствен­ность за свою судь­бу в свои руки.

— У вас высо­кий кон­курс?

— В про­шлом году общее чис­ло заяв­ле­ний пре­вы­си­ло 11 тысяч.

— А какой план при­е­ма на этот год?

— Пла­ни­ру­ем при­нять 320 чело­век в маги­стра­ту­ру и, как и в про­шлом году, чуть боль­ше 100 — на про­грам­мы PhD. В США и Евро­пе при­ня­то выби­рать уни­вер­си­тет гораз­до рань­ше, чем в Рос­сии, поэто­му при­ем­ная кам­па­ния сей­час в самом раз­га­ре.

Порт­фо­лио про­грамм маги­стра­ту­ры: нау­ка о дан­ных, вычис­ли­тель­ные систе­мы в нау­ке и тех­ни­ке, био­тех­но­ло­гия, кос­ми­че­ские и инже­нер­ные систе­мы, инно­ва­ци­он­ные циф­ро­вые и инже­нер­ные тех­но­ло­гии, мате­ри­а­ло­ве­де­ние, энер­ге­ти­че­ские систе­мы, неф­те­га­зо­вое дело, фото­ни­ка и кван­то­вые мате­ри­а­лы, мате­ма­ти­че­ская и тео­ре­ти­че­ская физи­ка. 

Порт­фо­лио про­грамм аспи­ран­ту­ры: вычис­ли­тель­ные систе­мы и ана­лиз дан­ных в нау­ке и тех­ни­ке, нау­ки о жиз­ни, нау­ки о мате­ри­а­лах, неф­те­га­зо­вое дело, инже­нер­ные систе­мы, физи­ка, мате­ма­ти­ка и меха­ни­ка.

— Это пока пре­дел ваших воз­мож­но­стей?

— Это план наше­го роста. Он свя­зан с уве­ли­че­ни­ем чис­ла про­фес­со­ров, раз­ви­ти­ем инфра­струк­ту­ры. Теку­щий кам­пус уже тесен. Мы исполь­зу­ем учеб­ное про­стран­ство на 100%, и его недо­ста­точ­но…

— Ваш кам­пус — это одно зда­ние или несколь­ко?

— Еще год назад это было одно зда­ние, где мы нахо­дим­ся сей­час. А теперь вынуж­де­ны арен­до­вать под лабо­ра­то­рии и учеб­ные ауди­то­рии зна­чи­тель­ную часть двух сосед­них зда­ний. А наш флаг­ман­ский курс — Innovation Workshop — про­хо­дит в тех­но­пар­ке «Скол­ко­во», пото­му что здесь уже нет поме­ще­ния, кото­рое вме­сти­ло бы всех сту­ден­тов.

— Что такое Innovation Workshop?

— «Мастер­ская инно­ва­ций» — это пер­вый курс для всех сту­ден­тов Скол­те­ха. Курс-погру­же­ние, длит­ся целый месяц, с утра до вече­ра, дру­гих кур­сов у сту­ден­тов в это вре­мя нет. Ребя­та зна­ко­мят­ся друг с дру­гом, узна­ют о воз­мож­но­стях инно­ва­ци­он­ной эко­си­сте­мы, о под­держ­ке, кото­рую мож­но полу­чить для транс­ля­ции резуль­та­тов сво­их иссле­до­ва­тель­ских работ в прак­ти­че­ское рус­ло, рабо­та­ют в меж­дис­ци­пли­нар­ных коман­дах над общи­ми про­ек­та­ми. Этот курс про­во­дят мен­то­ры, тре­не­ры soft skills, прак­ти­ки.

«Мастер­ская» — не един­ствен­ный инно­ва­ци­он­ный ком­по­нент обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, но самый пер­вый. Она поз­во­ля­ет ребя­там впо­след­ствии лег­че фор­ми­ро­вать меж­дис­ци­пли­нар­ные груп­пы для рабо­ты уже над соб­ствен­ны­ми про­ек­та­ми и ком­мер­ци­а­ли­за­ции резуль­та­тов иссле­до­ва­ний.

«Мастер­скую» про­хо­дят все сту­ден­ты: буду­щие спе­ци­а­ли­сты по фото­ни­ке, био­ин­фор­ма­ти­ки, инже­не­ры, даже тео­р­фи­зи­ки. Такое погру­же­ние — отли­чи­тель­ная чер­та всех про­грамм Скол­те­ха, мы сохра­ня­ем ее и в парт­нер­ских про­грам­мах, кото­рые орга­ни­зу­ем вме­сте с Физ­техом, Выш­кой, ДВФУ, КФУ.

В 2017 году в про­ве­де­ние это­го кур­са были вовле­че­ны сту­ден­ты-ново­бран­цы, более 40 настав­ни­ков, и в резуль­та­те было выпол­не­но 47 сту­ден­че­ских про­ек­тов. Може­те себе пред­ста­вить мас­штаб. Нам обя­за­тель­но нужен новый кам­пус.

— Когда будет тор­же­ствен­ное откры­тие? В этом году?

— Мы рас­счи­ты­ва­ем на это. Уже идут рабо­ты по устрой­ству учеб­ных ауди­то­рий и лабо­ра­то­рий. Каж­дый месяц кам­пус выгля­дит по-ново­му. Я там недав­но был, очень инте­рес­но: малень­кие «кары» вози­ли песок для устрой­ства анти­виб­ра­ци­он­ных поду­шек для ска­ни­ру­ю­ще­го элек­трон­но­го мик­ро­ско­па. Это будет уни­каль­ная в Рос­сии уста­нов­ка. Неко­то­рые дру­гие лабо­ра­то­рии, напри­мер, «чистая ком­на­та», конеч­но, будут достра­и­вать­ся и в сле­ду­ю­щем году.

Новый кампус Сколтеха

Новый кам­пус Скол­те­ха

— Там будет место толь­ко для уче­бы или для про­жи­ва­ния сту­ден­тов?

— Это будет лабо­ра­тор­ное и обра­зо­ва­тель­ное про­стран­ство. Жить там не пред­по­ла­га­ет­ся, хотя мно­гие лабо­ра­то­рии будут рабо­тать в режи­ме 247. Что каса­ет­ся обще­жи­тия, этот вопрос уже под­ни­мал­ся на собра­нии попе­чи­тель­ско­го сове­та. Думаю, он будет решен поло­жи­тель­но. Отсут­ствие обще­жи­тия, дей­стви­тель­но, явля­ет­ся сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром.

— Всё же хоро­шо помо­гать посту­пив­шим хотя бы пер­вые пол­го­да, что­бы осмот­реть­ся в Москве… По пути в Скол­тех слы­ша­ла, как сту­ден­ты рас­ска­зы­ва­ли о сво­ей жиз­ни — они сни­ма­ют вше­сте­ром трех­ком­нат­ную квар­ти­ру на Кро­пот­кин­ской.

— Сту­ден­ты Скол­те­ха не толь­ко полу­ча­ют хоро­шее обра­зо­ва­ние, но и не боят­ся нахо­дить­ся в посто­ян­ном дви­же­нии, рис­ко­вать, решать свои вопро­сы, в том чис­ле быто­вые. В реше­нии вопро­сов с жильем очень помо­га­ет отдел Student Life и сту­ден­че­ское сооб­ще­ство. Через груп­пы в соци­аль­ных сетях новые сту­ден­ты полу­ча­ют полез­ную инфор­ма­цию от сту­ден­тов постар­ше.

—  Насколь­ко сту­ден­ту хва­та­ет сти­пен­дии на то, что­бы думать толь­ко об уче­бе, а не о том, как про­жить?

— В Скол­те­хе достой­ные сти­пен­дии, они поз­во­ля­ют сту­ден­там снять жилье, хотя бы всклад­чи­ну. Кро­ме того, в кам­пу­се созда­ны быто­вые усло­вия: есть сто­ло­вая, спор­тив­ный зал, про­гу­лоч­ная зона, биб­лио­те­ка с под­пис­кой на все необ­хо­ди­мые жур­на­лы и базы дан­ных. У сту­ден­тов и пост­до­ков есть воз­мож­ность зани­мать­ся люби­мым делом.

— Аби­ту­ри­ент како­го воз­рас­та может пре­тен­до­вать на поступ­ле­ние в Скол­тех? Есть ли воз­раст­ной пре­дел? Если пожи­лой чело­век при­дет сда­вать экза­ме­ны, вы его при­ме­те? Вдруг кто-то захо­чет поме­нять свою жизнь?

— У нас нет огра­ни­че­ний по воз­рас­ту, но и пре­це­ден­тов таких пока не было. Одна­ко в маги­стра­ту­ру неред­ко посту­па­ют сту­ден­ты, кото­рые уже закон­чи­ли спе­ци­а­ли­тет или маги­стра­ту­ру где-то еще, так как мно­гие кур­сы Скол­те­ха уни­каль­ны, а про­грам­мы в целом очень высо­ко­го уров­ня.

Каж­дый год порт­фо­лио кур­сов суще­ствен­но обнов­ля­ет­ся и рас­ши­ря­ет­ся. В этом году мы пред­ла­га­ем 170 дис­ци­плин, и это при том, что в Скол­те­хе все­го 700 сту­ден­тов. Это поз­во­ля­ет сту­ден­там и их науч­ным руко­во­ди­те­лям очень гиб­ко выстра­и­вать обра­зо­ва­тель­ные тра­ек­то­рии.  

— Како­во соот­но­ше­ние обя­за­тель­ных пред­ме­тов и пред­ме­тов по выбо­ру?

— Пре­ва­ли­ру­ют элек­ти­вы. В каж­дой про­грам­ме — все­го несколь­ко обя­за­тель­ных кур­сов, харак­те­ри­зу­ю­щих направ­ле­ние под­го­тов­ки, осталь­ные обя­за­тель­ные ком­по­нен­ты — иссле­до­ва­тель­ская рабо­та, инду­стри­аль­ная прак­ти­ка.

Ребя­та при­хо­дят из очень раз­ных уни­вер­си­те­тов, зача­стую меняя свою спе­ци­а­ли­за­цию. Напри­мер, на про­грам­му по био­тех­но­ло­гии при­хо­дят ребя­та из Выш­ки, Бау­ман­ки с очень раз­ным базо­вым обра­зо­ва­ни­ем, не име­ю­щим отно­ше­ние к обла­сти био­ло­гии. Поэто­му у нас есть курс по моле­ку­ляр­ной био­ло­гии, вырав­ни­ва­ю­щий базо­вый уро­вень зна­ний.

Почти все сту­ден­ты берут базо­вый курс в обла­сти наук о дан­ных. Это важ­но, что­бы они зна­ли клас­си­че­ские мате­ма­ти­че­ские зада­чи и встре­тив­шись впо­след­ствии с кон­крет­ной про­бле­мой, не оста­нав­ли­ва­лись и не изоб­ре­та­ли вело­си­пед, а зна­ли, что подоб­ные зада­чи уже встре­ча­лись у дру­гих и нуж­но пой­ти к мате­ма­ти­кам за помо­щью. Так фор­ми­ру­ют­ся меж­дис­ци­пли­нар­ные кол­лек­ти­вы.

— А по како­му прин­ци­пу на био­ло­гию выби­ра­ют не био­ло­гов?

— Отбор про­во­дят сами про­фес­со­ра. Смот­рят, зачем это чело­ве­ку нуж­но, како­ва моти­ва­ция. Как пра­ви­ло, берут ребят из смеж­ных обла­стей на боль­шие меж­дис­ци­пли­нар­ные зада­чи.

— Из каких стран к вам едут аби­ту­ри­ен­ты?

— По резуль­та­там при­ем­ной ком­па­нии 2017 года, 20% — ино­стран­цы из 35 стран мира, вклю­чая Кана­ду, Бра­зи­лию, Гер­ма­нию, стра­ны СНГ, Иран, Индию, Китай и дру­гие стра­ны.

— Инте­рес­но, поче­му ребя­та из Аме­ри­ки или Евро­пы едут к вам?

— Мне это тоже все­гда инте­рес­но, и я все­гда читаю их моти­ва­ци­он­ные пись­ма. У нас силь­ный кол­лек­тив про­фес­со­ров, извест­ных на миро­вом уровне, серьез­ная под­держ­ка ака­де­ми­че­ской мобиль­но­сти, рабо­чий англий­ский язык. Име­на Кри­чи­ве­ра и Лан­до гово­рят сами за себя. Про­грам­ма «Нау­ка о дан­ных», выстро­ен­ная Фёдо­ро­вым и Спо­кой­ным сов­мест­но с Выш­кой, нахо­дит­ся на уровне ана­ло­гич­ной про­грам­мы Стэн­фор­да, кото­рую спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют силь­ней­шей в мире.

Про­грам­ма «Био­тех­но­ло­гия», создан­ная Севе­ри­но­вым и Гель­фандом, поз­во­ля­ет про­во­дить иссле­до­ва­ния, напри­мер, в такой «горя­чей» обла­сти, как CRISPR, и ста­жи­ро­вать­ся в пере­до­вых лабо­ра­то­ри­ях Фэна Чжа­на (Feng Zhang) и Эмма­ну­эль Шар­пан­тье (Emmanuelle Charpentier), веро­ят­но, сле­ду­ю­щих пре­тен­ден­тов на Нобе­лев­скую пре­мию. Ино­гда ино­стран­цы пишут, что изу­ча­ли как minor рус­скую лите­ра­ту­ру и теперь, когда есть воз­мож­ность учить­ся в меж­ду­на­род­ном уни­вер­си­те­те в Рос­сии, инте­рес­но сюда при­е­хать.

 

О развитии

— Сколь­ко уже было выпус­ков маги­стров и аспи­ран­тов?

— Три выпус­ка маги­стра­ту­ры и один выпуск вось­ми аспи­ран­тов в про­шлом году. Хочу отме­тить, что все выпуск­ни­ки аспи­ран­ту­ры успеш­но защи­ти­лись, при­чем защи­та в Скол­те­хе постро­е­на по гораз­до более жест­ким пра­ви­лам, чем в обыч­ном ваков­ском сове­те. Это дей­стви­тель­но очень силь­ное меж­ду­на­род­ное жюри. Пусть сте­пень PhD Скол­те­ха пока нико­му не извест­на, пото­му что уни­вер­си­тет очень моло­дой и толь­ко-толь­ко начи­на­ет свой путь, одна­ко за защи­тив­ших­ся у нас ребят мож­но пору­чить­ся.

Напри­мер, Сер­гей Шма­ков (кста­ти, посту­пив­ший в Скол­тех на про­грам­му «Био­тех­но­ло­гии» из Бау­ман­ки, т. е. изна­чаль­но не био­лог) полу­чил в 2016 году NIH Director’s Award за рабо­ту в обла­сти CRISPR-Cas в соста­ве груп­пы Кон­стан­ти­на Севе­ри­но­ва. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния опуб­ли­ко­ва­ны в Nature, он пер­вый автор, что в био­ло­ги­че­ских ста­тьях важ­но.

Сергей Шмаков (посередине) и его научные руководители Константин Северинов (слева) и Евгений Кунин (справа). Фото с сайта Сколтеха

Сер­гей Шма­ков (посе­ре­дине) и его науч­ные руко­во­ди­те­ли Кон­стан­тин Севе­ри­нов (сле­ва) и Евге­ний Кунин (спра­ва). Фото с сай­та Скол­те­ха

— Какие тра­ек­то­рии дви­же­ния выпуск­ни­ков, что с ними даль­ше про­ис­хо­дит?

— Треть выпуск­ни­ков маги­стра­ту­ры про­дол­жи­ла учить­ся в аспи­ран­ту­ре Скол­те­ха, еще 14% уеха­ли в аспи­ран­ту­ру луч­ших уни­вер­си­те­тов за рубе­жом. Каж­дый деся­тый выпуск­ник создал свой или при­со­еди­нил­ся к суще­ству­ю­ще­му стар­та­пу. 20% рабо­та­ют в совре­мен­ных инду­стри­аль­ных ком­па­ни­ях в Рос­сии, напри­мер в «Яндек­се», IPG Photonics, «Сбер­те­хе», «Визи­лек­те», при­мер­но 9% — в иссле­до­ва­тель­ских лабо­ра­то­ри­ях. Око­ло 10% — в инду­стри­аль­ных ком­па­ни­ях и лабо­ра­то­ри­ях за рубе­жом.

— Каким вы види­те раз­ви­тие Скол­те­ха в бли­жай­шие пять лет?

— Скол­тех про­дол­жит свое раз­ви­тие как меж­ду­на­род­ный уни­вер­си­тет. Мы скон­цен­три­ру­ем­ся на шести наме­чен­ных при­о­ри­тет­ных направ­ле­ни­ях. Пере­едем на новый кам­пус и «обжи­вем» его, раз­вер­нем луч­шие в клас­се лабо­ра­то­рии, созда­дим цен­тры кол­лек­тив­но­го поль­зо­ва­ния. Чис­ло про­фес­со­ров и сту­ден­тов удво­ит­ся.

Если гово­рить о струк­тур­ных изме­не­ни­ях, то, что­бы стать пол­но­цен­ным уни­вер­си­те­том, Скол­тех запу­стит бака­лавр­ские про­грам­мы. В дан­ный момент актив­но обсуж­да­ем этот вопрос. Нуж­но при­нять мно­же­ство реше­ний, начи­ная с выбо­ра обла­сти зна­ний, в кото­рой такой бака­лаври­ат созда­вать.

На этот счет раз­ные мне­ния. Часть кол­лег счи­та­ет, что нужен бака­лаври­ат по физи­ке, пото­му что физи­ки лег­че все­го пере­учи­ва­ют­ся в спе­ци­а­ли­стов смеж­ных спе­ци­аль­но­стей. Кто-то гово­рит, что это долж­ны быть нау­ки о дан­ных как осно­ва циф­ро­вой эко­но­ми­ки. У кол­лег, кото­рые зани­ма­ют­ся функ­ци­о­наль­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, свой взгляд.

Думаю, Скол­тех нач­нет с того, что в неко­то­рых меж­ду­на­род­ных уни­вер­си­те­тах назы­ва­ет­ся Undergraduate Research Opportunities, когда сту­ден­ты парт­нер­ских уни­вер­си­те­тов могут прий­ти в Скол­тех делать диплом и прой­ти неко­то­рые «про­дви­ну­тые» кур­сы. Начав с это­го, Скол­тех откро­ет две­ри для бака­лав­ров, а позд­нее появит­ся и пер­вая про­грам­ма бака­лаври­а­та.

— Вы дума­е­те о вхож­де­нии в меж­ду­на­род­ные рей­тин­ги?

— Если гово­рить про пози­ци­о­ни­ро­ва­ние в мире, мы актив­но участ­ву­ем в меж­ду­на­род­ных кон­кур­сах. Напри­мер, пару недель назад ребя­та из лабо­ра­то­рии робо­то­тех­ни­ки заня­ли пятое место на «Евро­бот-2018» — круп­ней­шем робо­то­тех­ни­че­ском сорев­но­ва­нии в Евро­пе. Они три года под­ряд выиг­ры­ва­ют рос­сий­ский этап, и вот теперь новое дости­же­ние — пятые на евро­пей­ской сцене. А это уже не «дво­ро­вый фут­бол».

Если вы име­е­те в виду рей­тин­ги Times Higher Education или QS World University Rankings, о кото­рых идет речь в про­грам­ме «5−100», то в них как раз бака­лаври­ат — необ­хо­ди­мое усло­вия для вхож­де­ния. Это лег­ко объ­яс­нить: мно­гие пока­за­ли счи­та­ют­ся удель­но, на чис­ло ППС, и пока нет бака­лаври­а­та, у нас есть объ­ек­тив­ное пре­иму­ще­ство.

Со вре­ме­нем, после появ­ле­ния бака­лаври­а­та, Скол­тех, конеч­но, вой­дет во все меж­ду­на­род­ные рей­тин­ги. Но пока есть воз­мож­ность быть «малень­ки­ми», мы будем ей поль­зо­вать­ся и оста­нем­ся дина­мич­ны­ми и гиб­ки­ми.

— Суще­ству­ют ли у вас какие-то огра­ни­че­ния со сто­ро­ны рос­сий­ских бюро­кра­ти­че­ских струк­тур? Или вы совер­шен­но сво­бод­ны, дела­е­те, что хоти­те?

— С фор­маль­ной точ­ки зре­ния мы авто­ном­ная неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция. При этом рабо­та­ем в рос­сий­ском зако­но­да­тель­ном про­стран­стве, в част­но­сти, наши обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы име­ют госу­дар­ствен­ную аккре­ди­та­цию. Но, как я уже гово­рил, мы доволь­но гиб­ко их фор­ми­ру­ем и посто­ян­но обнов­ля­ем сов­мест­но с инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми.

— А внут­ри уни­вер­си­те­та нет бюро­кра­тии при фор­ми­ро­ва­нии про­грамм?

— Какая-то бюро­кра­тия есть, навер­ное, вез­де. Но мы име­ем воз­мож­ность быст­рее реа­ги­ро­вать на пред­ло­же­ния наших про­фес­со­ров вклю­чать в про­грам­мы новые кур­сы, новые прак­ти­ки.

Скол­тех сотруд­ни­ча­ет более чем с 150 ака­де­ми­че­ски­ми парт­не­ра­ми во всем мире и более чем с 350 рос­сий­ски­ми и зару­беж­ны­ми инду­стри­аль­ны­ми парт­не­ра­ми.

 

Открыть Сколтех

— Ваш уни­вер­си­тет — сино­ним непре­рыв­но­го роста. Вы явля­е­тесь вице-пре­зи­ден­том по раз­ви­тию. В чем вы види­те свою глав­ную зада­чу?

— Слу­жить раз­ви­тию Скол­те­ха и «открыть» его для стра­ны и мира.

— Понят­но, что Скол­те­ху нуж­но от веду­щих вузов — талант­ли­вые выпуск­ни­ки. А что та же Выш­ка может полу­чить от Скол­те­ха? Она не боит­ся поте­рять умных сту­ден­тов, сотруд­ни­чая со Скол­техом?

— Мы ста­ра­ем­ся выстро­ить не сопер­ни­че­ство, а сотруд­ни­че­ство. Напри­мер, в фор­ме «сете­вых» обра­зо­ва­тель­ных про­грамм. Сту­дент Скол­те­ха может одно­вре­мен­но являть­ся сту­ден­том Выш­ки или Физ­те­ха, иметь двух сору­ко­во­ди­те­лей, под­го­то­вить диплом, кото­рый удо­вле­тво­ря­ет тре­бо­ва­ни­ям двух уни­вер­си­те­тов, защи­тить­ся, разу­ме­ет­ся, на англий­ском язы­ке, и в ито­ге полу­чить два дипло­ма.

Александр Сафонов. Фото В. Шустикова

Алек­сандр Сафо­нов. Фото В. Шуст­и­ко­ва

— Что самое слож­ное в раз­ви­тии Скол­те­ха?

— Вме­сте с ростом сохра­нять высо­кий уро­вень.

В 2017 году более поло­ви­ны зачис­лен­ных сту­ден­тов — выпуск­ни­ки ТОП-300 уни­вер­си­тет­ских рей­тин­гов QS или THE. В целом, сту­ден­ты набо­ра про­шло­го года пред­став­ля­ют 86 уни­вер­си­те­тов в 29 стра­нах.

Еще одна труд­ность — это «утеч­ка моз­гов». Если сту­дент полу­ча­ет при­гла­ше­ния из МIT или Стэн­фор­да, то нам пока труд­но что-то про­ти­во­по­ста­вить… Оста­ет­ся рабо­тать для того, что­бы такие сту­ден­ты, прой­дя обу­че­ние в аспи­ран­ту­ре за рубе­жом, вер­ну­лись к нам пост­до­ка­ми. Мы ста­ра­ем­ся созда­вать для это­го все усло­вия.

— Насколь­ко ситу­а­ция в стране вли­я­ет на Скол­тех?

— Конеч­но, вли­я­ет, ведь мы явля­ем­ся частью стра­ны. Напри­мер, ста­ло слож­нее при­вле­кать про­фес­со­ров с меж­ду­на­род­но­го рын­ка. Вме­сте с тем за про­шлый год око­ло 300 наших сту­ден­тов про­шли ста­жи­ров­ки в луч­ших лабо­ра­то­ри­ях мира. В этом смыс­ле ситу­а­ция не ухуд­ши­лась нико­им обра­зом. Ака­де­ми­че­ский мир инте­ре­су­ет не поли­ти­ка, а высо­кий уро­вень сту­ден­тов, поэто­му от нас не отвер­ну­лись, наших сту­ден­тов по-преж­не­му при­ни­ма­ют на ста­жи­ров­ки.

— Вы боль­ше рас­счи­ты­ва­е­те на свои кад­ры или меж­ду­на­род­ные?

— Скол­тех заду­ман так, что­бы заин­те­ре­со­вать людей, кото­рые дол­гое вре­мя рабо­та­ли в веду­щих зару­беж­ных науч­ных цен­трах. Это поз­во­ля­ет при­вле­кать ком­пе­тен­ции, кото­рых в Рос­сии не хва­та­ет, пере­ни­мать луч­шие прак­ти­ки науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти, раз­ви­вать парт­нер­скую сеть.

Вме­сте с тем мы орга­ни­зу­ем ряд про­ек­тов по под­держ­ке моло­дых талан­тов у нас в стране. Напри­мер, послед­ние два года мы явля­ет­ся соор­га­ни­за­то­ра­ми кон­кур­са «Моло­дая мате­ма­ти­ка Рос­сии».

— Это про­ект, кото­рый рань­ше вели фонд «Дина­стия» и Пьер Делинь?

— Да, это кра­си­вый и важ­ный для нас про­ект.

— Вам само­му уда­ет­ся сей­час зани­мать­ся нау­кой или слож­но со вре­ме­нем?

— При­знать­ся, с этим слож­но, хотя стар­шие кол­ле­ги напо­ми­на­ют, что очень важ­но не поте­рять ква­ли­фи­ка­цию. Нуж­но этим зани­мать­ся, я рас­счи­ты­ваю, что в этом году уде­лю это­му боль­ше вре­ме­ни, чем в про­шлом.

— И послед­ний вопрос. Если бы вы срав­ни­ли Скол­тех с какой-то музы­кой, то что это было бы? Рок? Джаз? Автор­ская пес­ня?

— Музы­ка Боба Дила­на. Мы тоже рас­счи­ты­ва­ем на Нобе­лев­ку.

— Спа­си­бо за интер­вью.

 

Скол­тех создан в 2011 году в сотруд­ни­че­стве с MIT (Мас­са­чу­сет­ским тех­но­ло­ги­че­ским инсти­ту­том). Сего­дня уни­вер­си­тет объ­еди­ня­ет 104 про­фес­со­ра, 200 науч­ных сотруд­ни­ков, пост­до­ков и 700 сту­ден­тов. В 2017 году более 500 работ Скол­те­ха были про­ин­дек­си­ро­ва­ны в Web of Science или Sсopus.

Стас Смирнов. Фото В. Шустикова

Стас Смир­нов, член Попе­чи­тель­ско­го сове­та Скол­те­ха, лау­ре­ат Фил­дсов­ской пре­мии, про­фес­сор Женев­ско­го уни­вер­си­те­та, науч­ный руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии им. П. Л. Чебы­шё­ва СПб­ГУ

 

Александр Кулешов. Фото В. Шустикова

Алек­сандр Куле­шов, рек­тор Скол­те­ха, ака­де­мик РАН, спе­ци­а­лист в обла­сти инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и мате­ма­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния

Валерий Рубаков. Фото В. Шустикова

Вале­рий Руба­ков, член Уче­но­го сове­та Скол­те­ха, ака­де­мик РАН, гл. науч. сотр. ИЯИ РАН, спе­ци­а­лист в обла­сти кван­то­вой тео­рии поля, физи­ки высо­ких энер­гий

Фото В. Шуст­и­ко­ва

 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

32 комментария

  • Ash:

    «…20% рабо­та­ют в совре­мен­ных инду­стри­аль­ных ком­па­ни­ях в Рос­сии, напри­мер в … IPG Photonics…»

    «IPG is headquartered in Oxford, Massachusetts, and operates internationally…»

    https://en.wikipedia.org/wiki/IPG_Photonics

  • Александр Денисенко:

    20 про­цен­тов заня­тых делом – не так мало, при­мер­но КПД паро­во­за. На нём вой­ну выиг­ра­ли.
    Про сти­пен­дии всё-таки пора раз­гла­сить гостай­ну – кому надо её всё рав­но зна­ют. Это не само­цель типа ток-шоу, всех рас­пуб­ли­ко­вать.
    Раз­мер этой сти­пен­дии сло­жил­ся доста­точ­но объ­ек­тив­но – по вре­ме­ни, месту, обсто­я­тель­ствам.
    Поче­му не навя­зать зако­но­да­тель­но этот раз­мер­чик всем маги­стра­ту­рам, пре­тен­ду­ю­щим на топы – они же име­ют от бюд­же­та мега­гран­ты, не обед­не­ют. Таких вузов все­го-то пара дюжин.
    Было бы так­же соци­аль­но спра­вед­ли­во назна­чить гоно­рар при­гла­ша­е­мым про­фес­со­рам за лек­ции как в Скол­ко­ве, но в Поли­тех­ни­че­ском музее – для широ­ких масс науч­ной моло­де­жи. День­ги всё рав­но казён­ные, но рас­цен­ки сло­жи­лись рыноч­но. Уве­рен, что наши науч­ные гости с немень­шим азар­том чита­ли бы лек­ции «на Лубян­ке» в зда­нии клас­си­че­ской архи­тек­ту­ры, чем в стек­ляш­ках ближ­не­го Зам­ка­дья.
    Вооб­ще всё без­об­лач­но у Скол­ко­во, хотя вот новый гла­ва Счёт­ной Пала­ты…

  • Афонюшкин Василий:

    Пом­нит­ся несколь­ко лет назад, наши сту­ден­ты выиг­ра­ли Скол­ков­ский кон­курс науч­ных сту­ден­че­ских про­ек­тов в Ново­си­бир­ске (в смыс­ле им дали гра­мо­ту). Про­ект под­ра­зу­ме­вал созда­ние ген­но-моди­фи­ци­ро­ван­ных личи­нок мух (про­ду­ци­ру­ю­щих EGF) для лече­ния раз­но­го рода ран, язв, очист­ки от некро­ти­зи­ро­ван­ных тка­ней.. А недав­но уче­ные из MIT .… Конеч­но же это про­сто сов­па­де­ние. Но куда идут рабо­тать выпуск­ни­ки? Не пре­вра­ща­ет­ся ли Скол­ко­во в насос пере­ка­чи­ва­ю­щий свет­лые умы из Рос­сии в дру­гие стра­ны? Что, кста­ти, тоже не пло­хо но лишь при усло­вии нали­чия «насо­сов» выка­чи­ва­ю­щих потом наших сооте­че­ствен­ни­ков и их ино­стран­ных кол­лег в наши НИИ и уни­вер­си­те­ты.

    • Александр Денисенко:

      Вот тут и гра­ни­ца поня­тий кол­ла­бо­ра­ция и науч­ный шпи­о­наж. Скол­ко­во или Анна Чап­мен.

  • петров:

    Созда­ны искус­ствен­но чудо­вищ­ные пре­фе­рен­ции исклю­чи­тель­но бла­го­да­ря капри­зу неких пер­вых лиц собе­зьян­ни­чать пре­сло­ву­тую «доли­ну». При­чём отда­чи осо­бой не вид­но. При этом поче­му-то аспи­ран­ты и сту­ден­ты дру­гих, -вполне и дав­но себя заре­ко­мен­до­вав­ших вузов ( там где «по ста­рин­ке» пре­по­да­ют на «ненужном«русском) лише­ны бар­ской мило­сти и вынуж­де­ны под­ра­ба­ты­вать. Отчёт­ли­во про­сле­жи­ва­ет­ся попыт­ка сде­лать под­го­то­ви­тель­ное учре­жде­ние для наде­ю­щих­ся обре­сти себя на бога­том Запа­де. Впро­чем пока осо­бых талан­тов не заме­че­но, «нехай едуть». Денег жал­ко толь­ко.

    • Александр Денисенко:

      Мож­но неко­то­рым и при­пла­тить на доро­гу. Фило­соф­ский паро­ход мог­ли уто­пить, но посла­ли раз­ла­гать Евро­пу. Боль­ше­ви­ки не дура­ки были…
      Чего жаль, так это души моло­дых тол­ко­вых детей.

    • Александр Денисенко:

      Часть денег по доро­ге за бугор ося­дет в Даге­стане, а это тоже Рос­сия. Раз­ве Нет?

    • Александр Денисенко:

      Про пре­сло­ву­тую доли­ну, кото­рую лицо наше реши­ло собе­зья­нить. Адам Миц­ке­вич про Пет­ра царя :
      «Он видел так­же Амстер­дам, и воду в город напус­ка­ет. »
      Это про Питер.
      Ниче­го ново­го.

    • n11:

      Гос­по­ди, да обыч­ный «образ­цо­вый кол­хоз»! Что, в пер­вый раз что ли?

    • Афонюшкин Василий:

      если рас­смат­ри­вать это как модель Запад­но­го университета..То для вла­стей это дока­за­тель­ство неце­ле­со­об­раз­но­сти выпол­не­ния тре­бо­ва­ний Рос­сий­ской про­фес­су­ры – ника­ких денег не хва­тит так финан­си­ро­вать осталь­ные ВУЗы. Ну и кон­кур­сы раз­лич­ных про­ек­тов под­ра­зу­ме­ва­ют мак­си­маль­ную про­ра­бо­тан­ность про­ек­та близ­кую к завер­ша­ю­щей ста­дии. По фак­ту это пара­зи­ти­ро­ва­ние на всей осталь­ной нау­ке и обра­зо­ва­нии в кото­рой эти идеи зарож­да­лись, вызре­ва­ли.. Посе­я­ли одни, а уро­жай соби­рать хотят дру­гие. Ана­ло­гич­ная стра­те­гия посту­ли­ру­ет­ся и ново­си­бир­ским ака­дем­пар­ком. Но при чем тут госу­дар­ствен­ный бюд­жет? Вро­де бы мно­гие инве­сто­ры и кре­дит­ные орга­ни­за­ции явля­ют­ся част­ны­ми и вполне само­до­ста­точ­ны.

      Но как аль­тер­на­ти­ва осталь­ной систе­ме обра­зо­ва­ния, поче­му бы и нет? Нуж­но толь­ко нала­дить воз­ра­ще­ние уехав­ших за рубеж моло­дых людей, либо ком­пен­са­цию затрат на их обу­че­ние (мини­мум в двой­ном раз­ме­ре).

      • Александр Денисенко:

        А что если бы моя жена наде­ла такие чере­вич­ки… Дикань­ка

      • Александр Денисенко:

        Пла­тить ком­пен­са­цию долж­ны учре­ди­те­ли и хозя­е­ва Скол­те­ха?

        • Алексей Лк:

          Как вари­ант мож­но пове­сить на всех жела­ю­щих вру­бить трак­тор соот­вест­ву­ю­щие финан­со­вые обя­за­тель­ства и не выпус­кать как долж­ни­ков за гра­ни­цу пока не рас­пла­тят­ся с госу­дар­ством. Пла­тить разу­ме­ет­ся при этом долж­ны сами выпуск­ни­ки, а уж как – их про­бле­мы

          • Алексей В. Лебедев:

            На самом деле наше госу­дар­ство само не дает здесь воз­мож­но­стей этим людям хоро­шо зара­бо­тать, ина­че бы они и не уез­жа­ли, т.е. само пре­пят­ству­ет тому, что­бы с ним рас­пла­тить­ся. Так что наобо­рот, надо выпус­кать, пусть там зара­ба­ты­ва­ют, а день­ги при­сы­ла­ют сюда.

            • Алексей Лк:

              В прин­ци­пе эта дис­кус­сия о день­гах актив­но обсуж­да­лась в смеж­ной теме про скол­тех. В конеч­ном ито­ге от наше­го недо­воль­ства или доволь­ства отно­си­тель­но эмми­гра­ции выпуск­ни­ков ниче­го не изме­нит­ся – уез­жа­ли и будут уез­жать, и мы никак это­му не вос­пре­пят­ству­ем. Фак­ти­че­ски мы сей­час в поло­же­нии Англии 50-ых – им то же не нра­ви­лась мигра­ция в США выпуск­ни­ков окс­фор­да, но они это при­ня­ли. При­дет­ся при­нять и нам. Но вот толь­ко в англии есть такая Кавен­диш­ская лабо­ра­то­рия, и до нача­ла 1990-ых она ста­биль­но дава­ла лау­ре­а­тов, а потом пере­ста­ла. Запа­са проч­но­сти англий­ской нау­ки хва­ти­ло на 40 лет… На сколь­ко хва­ти­ло запа­са нашей нау­ки мне объ­яс­нять не надо.…

              • Алексей Лк:

                PS. Есть ли в мире госу­дар­ство кото­рое дает кому то хоро­шо зара­бо­тать))) так во всем мире – капи­та­лизм, вер­тись как хочешь)))

        • Афонюшкин Василий:

          Напри­мер, в Казах­стане доволь­но мно­го воз­мож­но­стей уехать за рубеж, учит­ся, ста­жи­ро­вать­ся. Одна­ко есть ответ­ствен­ность за госу­дар­ствен­ные сред­ства и если чело­век не вер­нул­ся то он или его род­ствен­ни­ки долж­ны доволь­но круп­ную сум­му. На мой взгляд это спра­вед­ли­во если обу­че­ние в уни­вер­си­те­те было бес­плат­ным.

      • Сергей:

        «Нуж­но толь­ко нала­дить воз­ра­ще­ние уехав­ших за рубеж моло­дых людей, либо ком­пен­са­цию затрат на их обу­че­ние (мини­мум в двой­ном раз­ме­ре)» – это сде­лать невоз­мож­но да и не нуж­но. При­ез­жа­ют не толь­ко из-за денег (тем более что в рос­сий­ских усло­ви­ях день­ги не очень боль­шие). Еще есть поня­тие как сре­да про­жи­ва­ния – как и в каких усло­ви­ях жить, где будут учить­ся дети, пер­сп­кек­ти­вы рабо­ты жены (мужа), без­опас­ность, меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, эко­ло­гия в кон­це кон­цов. Вот если все пере­чис­лен­ное буд­тет на уровне, то мож­но наде­ять­ся на воз­вра­ще­ние и глав­ное ста­биль­ное выра­щи­ва­ние сво­их кад­ров. А без финин­си­ро­ва­ния «осталь­ных ВУЗов» любые выда­ю­щи­е­ся про­ек­ты про­блем­ны и крат­ко­сроч­ны

  • Афонюшкин Василий:

    если зару­беж­ный про­фес­сор поде­лил­ся зна­ни­я­ми с мест­ны­ми сту­ден­та­ми то все ОК. Груст­но конеч­но, что нема­ло моих кол­лег даже не рас­смат­ри­ва­ют воз­мож­ность что-то внед­рить в РФ (Индия, Китай.. США ) кое кто даже не име­ет визи­ток на рус­ском.

  • Афонюшкин Василий:

    инте­рес­но. Поче­му-то в Китае, Казах­стане меха­низ­мы моти­ва­ции к воз­вра­ще­нию уехав­ших суще­ству­ют (это и необ­хо­ди­мость вер­нуть день­ги за обу­че­ние и раз­лич­ные пер­спек­ти­вы карьер­но­го роста), а вот Рос­сия – уни­каль­ная стра­на! Нуж­но со всей широ­той рус­ской души про­стить несколь­ко мил­ли­о­нов потра­чен­ных бюд­жет­ных средств за бес­плат­ное обу­че­ние. Если чело­век уехал туда где луч­ше, то там ему не соста­вит тру­да зара­бо­тать необ­хо­ди­мую сум­му и вер­нуть. Насчет созда­ния усло­вий для воз­вра­щен­цев согла­сен. Пара­докс в том, что неред­ко даже жела­ю­щие вер­нут­ся на общих осно­ва­ни­ях не могут полу­чить место т.к. нет ста­вок и никто не хочет видеть людей с дру­гим опы­том и дру­гим потен­ци­а­лом.

    Инте­рес­но что наша стра­на гото­ва тра­тить сот­ни мил­ли­о­нов на мега­гран­ты ради еди­нич­ных уче­ных и не гото­ва про­сто обес­пе­чить хотя бы слу­жеб­ным жильем и рабо­чи­ми места­ми суще­ствен­но боль­шее коли­че­ство жела­ю­щих (что как раз мог­ло бы ради­каль­но повли­ять на науч­ную сре­ду).

  • Александр Денисенко:

    Уди­ви­тель­но, но по сути ни одно­го ком­мен­та­рия в защи­ту Скол­ко­во и теха. Что-то тут не так… Юлия Кали­ни­на из МК образ­но назва­ла это всё – гольф поля с нано­клюш­ка­ми.

    • y.v.:

      Текст то реклам­ный по сути, «джин­са» как опи­сал кто из ком­мен­та­то­ров преды­ду­щий ана­ло­гич­ный текст. Более того, один из редак­то­ров ТрВ как бы рабо­та­ет в Скол­ко­во и навер­ня­ка непло­хо там полу­ча­ет.…

      Было бы забав­но, если авто­ры при­ле­пи­ли к подоб­но­му тек­сту опрос­ник: как чита­те­ли ТрВ отно­сят­ся к «Скол­ко­во»))

      • Александр Денисенко:

        Зна­чит от Скол­ко­во есть поль­за – ТрВ того сто­ит.

      • Александр Денисенко:

        Джин­сы непло­хая вещь. Про мне­ние чита­те­лей ТрВ о Скол­ко­ве и так вро­де всё ясно. Попыт­ки най­ти люби­те­лей Скол­ко­во при­ве­ли к несколь­ким людям, кото­рые там име­ют свои гешеф­ты. Что поде­ла­ешь. Как гово­рил Сати­рик, всё рав­но все­го на всех не хва­тит.

        • Алексей Лк:

          Джин­сы то вещь непло­хая, но не по цене мер­се­де­са, даже несмот­ря на лэй­бак (кото­рый при про­вер­ке ока­зал­ся совсем не таким как заяв­ля­лось…)

          • Александр Денисенко:

            Хоро­ший итог, согла­сен

          • Александр Денисенко:

            Навёл неофи­ци­аль­но неболь­шие справ­ки про цены, по кото­рым поку­па­ли неко­то­рое обо­ру­до­ва­ние, но это зада­ча дру­гих това­ри­щей раз­би­рать­ся – не смей­тесь, но они тоже на бюд­же­те. Синер­гия, как ска­за­ли бы когни­тив­щи­ки Кур­чат­ни­ка. По-рус­ски – ворон­ка бес­пре­де­ла в госу­дар­стве. Но есть и при­ме­ры нор­маль­ных людей по заго­тов­ке копыт, кото­рых там вынуж­де­ны ино­гда при­вле­кать для отпо­лас­ки­ва­ния затрат. При­чём за нор­маль­ные, хотя и недол­го, день­ги. Глав­ное – заста­вить власть рас­про­стра­ня­ет­ся и рас­ши­рять этот опыт. Вот и Сер­ге­ев на днях пред­ло­жил нор­маль­ную стар­то­вую сти­пен­дию и отме­ну ЕГЭ. Может, ТрВ ему кла­дут на Стол? И с семе­на­ми свек­лы в Кры­му оза­да­чил­ся – пока пере­во­ды идут, м рис­ку­ет к хох­лов пр полз­ти за саха­ром – семян сво­их нет.

      • Александр Денисенко:

        Собран­ная инфор­ма­ция гово­рит, что в редак­ции ТрВ вро­де вооб­ще нет штат­ных сотруд­ни­ков. Так что рабо­та на Скол­ко­во не предо­су­ди­тель­на даже «по поня­ти­ям».
        Но готов узнать раз­мер дохо­да и ком­пен­си­ро­вать с помо­щью обще­ствен­но­сти эту сум­му, что­бы у людей не было потреб­но­сти обслу­жи­вать сомни­тель­ные про­ек­ты.

        • Алексей Лк:

          А кому ком­пен­си­ро­вать то соби­ра­е­тесь? И за какой пери­од? И на каком осно­ва­нии? К тому же толь­ко пятая часть сотруд­ни­ков скол­ко­во ука­зы­ва­ет скол­тех основ­ным местом рабо­ты (т.е види­мо сидит на пол­ном окла­де в 800000р в месяц), как быть с сов­ме­сти­те­ля­ми? Но я бы то же хотел узнать раз­мер дохо­да сотруд­ни­ков скол­те­ха в зави­си­мо­сти от зва­ния и заня­то­сти. И может ува­жа­е­мый редак­тор ТрВ Кото­рый руко­во­ди­тель маги­стер­ской про­грам­мы «Био­тех­но­ло­гии» Скол­те­ха нако­нец ска­жет свое вес­кое сло­во в защи­ту скол­те­ха? Ска­жем так отпра­вит чест­ных нало­го­пла­тель­щи­ков в нока­ут одним уда­ром, чуть более подроб­но разъ­яс­нив (чем некий про­фес­сор Кон­стан­тин С…) поче­му у про­фес­со­ра Скол­ко­ва на пол­ной став­ке зп месяц в два раза выше чем в MIT?

  • Александр Денисенко:

    Давид Самой­лов:
    «Чита­тель мой сурок, он писем мне не пишет, но впро­чем пару строк, в кото­рых прав­ду слы­шит,
    он зна­ет назу­бок…»
    Могу неточ­но – тек­ста под рука­ми нет, по памя­ти.
    Но как-то так

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com