Кому выгоден единый учебник?

Пово­дом к напи­са­нию это­го тек­ста послу­жи­ла ста­тья одно­го из чле­нов Обще­ствен­но­го сове­та при Мино­бр­на­у­ки, кото­рый высту­пил на сто­роне мини­стра Оль­ги Васи­лье­вой за еди­ный учеб­ник. Автор напи­сал ему лич­ное пись­мо адре­сат побла­го­да­рил и боль­ше ниче­го подоб­но­го не пуб­ли­ко­вал. А посколь­ку он изме­нил свою пози­цию, то его фами­лия не упо­ми­на­ет­ся.

Сло­ва «еди­ное обра­зо­ва­тель­ное про­стран­ство» мож­но напол­нить содер­жа­ни­ем очень по-раз­но­му, сей­час они не более чем кра­си­вая фигу­ра речи, кото­рую повто­ря­ют как ман­тру. Вот если вез­де, вклю­чая гор­ный Алтай, будет хоро­ший Интер­нет с хоро­шей базой дан­ных по обра­зо­ва­нию и при­лич­ные учи­те­ля, кото­рые пока­жут детям кра­со­ту и поль­зу сво­их пред­ме­тов, то это будет еди­ным обра­зо­ва­тель­ным про­стран­ством, плюс воз­мож­ность попасть в спе­ци­аль­ные обра­зо­ва­тель­ные цен­тры по всей стране.

Еди­ный учеб­ник — это не еди­ное про­стран­ство, а вре­да от него будет боль­ше, чем поль­зы. Тезис о том, что с еди­ным учеб­ни­ком удоб­нее пере­хо­дить из шко­лы в шко­лу, сла­бый, посколь­ку это фак­тор тре­тье­го поряд­ка зна­чи­мо­сти по срав­не­нию с уров­нем учи­те­лей и каче­ством мате­ри­а­ла. Зани­мать­ся зуб­реж­кой по одно­му учеб­ни­ку или дру­го­му — не име­ет зна­че­ния. А для нор­маль­ных, тру­до­лю­би­вых уче­ни­ков разо­брать­ся в про­пу­щен­ном мате­ри­а­ле не пред­став­ля­ет про­бле­мы. Я сме­нил пять школ, учил­ся даже в Мол­да­вии, но не пом­ню труд­но­стей со сме­ной учеб­ни­ков.

С еди­ным учеб­ни­ком есть глав­ная про­бле­ма — не ста­нет кон­ку­рен­ции, а изда­тель­ство «Про­све­ще­ние» выбе­рет самых удоб­ных и дале­ко не луч­ших авто­ров, сде­ла­ет их учеб­ник един­ствен­ным, а само ста­нет моно­по­ли­стом. И вся­кое раз­ви­тие пре­кра­тит­ся. Уже исклю­чи­ли из переч­ня реко­мен­до­ван­ных Мино­бр­на­у­ки линей­ку учеб­ни­ков Гейд­ма­на, Петер­сон и дру­гих при­лич­ных авто­ров. Для «Про­све­ще­ния» лозунг еди­но­го обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства — это толь­ко пред­лог захва­тить рынок. Кро­ме того, я не пред­став­ляю себе учеб­ник, кото­рый годит­ся для лице­ев, обыч­ных школ и школ для детей с задерж­кой раз­ви­тия.

В рос­сий­ских усло­ви­ях еди­ный учеб­ник — это лафа для чинов­ни­ков: мож­но до пре­де­ла заор­га­ни­зо­вать учеб­ный про­цесс, всем выдать еди­ные поуроч­ные пла­ны и пре­вра­тить урок в тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс, где шаг впра­во-вле­во — нару­ше­ние. Луч­шим спо­со­бом и пре­по­да­вать, и сда­вать пред­мет будет выучить наизусть мето­ди­че­скую раз­ра­бот­ку по каж­дой теме. Стан­дарт на то и стан­дарт, что­бы малей­шее откло­не­ние счи­тать бра­ком в рабо­те. Намно­го луч­ше были сло­ва «мини­мум» или «ядро», кото­рые пока­зы­ва­ли, что нет пре­де­лов совер­шен­ству, а «стан­дарт» — это всех под одну гре­бен­ку.

Нынеш­ний министр обра­зо­ва­ния и нау­ки — чистый функ­ци­о­нер, к тому же со стран­ным тяго­те­ни­ем к пра­во­сла­вию и ста­ли­низ­му, заме­шан­ным на госу­дар­ствен­ном пат­ри­о­тиз­ме. В ее пони­ма­нии пат­ри­о­тизм — это при­вер­жен­ность суще­ству­ю­щей вла­сти и нена­висть к каж­до­му, кто эту власть и ее дела кри­ти­ку­ет. Сего­дня любой кри­тик — это пятая колон­на, экс­тре­мист и враг Рос­сии, кото­рая «отча­ян­но сра­жа­ет­ся в коль­це вра­гов». Сей­час нуж­но толь­ко силь­нее спла­чи­вать­ся вокруг вер­ти­ка­ли вла­сти и ее ген­се­ка, то бишь пре­зи­ден­та. Кста­ти, Оль­га Васи­лье­ва не раз гово­ри­ла, что в обра­зо­ва­нии нуж­но укреп­лять вер­ти­каль.

В пони­ма­нии нынеш­ней вла­сти еди­ное обра­зо­ва­тель­ное про­стран­ство поз­во­лит луч­ше кон­тро­ли­ро­вать обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, но не для того, что­бы улуч­шить обра­зо­ва­ние, а для того, что­бы всех дер­жать в узде. Плюс обо­га­ще­ние моно­по­ли­стов от обра­зо­ва­ния, кото­рые захва­тят рынок учеб­ни­ков. А нам – застой, т. е. «ста­биль­ность». Да, рас­пло­ди­лось мно­го без­дар­ных учеб­ни­ков, но это ров­но пото­му, что нет ника­ко­го кон­тро­ля сни­зу — эти учеб­ни­ки про­тал­ки­ва­ют­ся моно­по­ли­ста­ми. Когда я рабо­тал в экс­перт­ном сове­те по учеб­ни­кам, то одна­жды все трое рецен­зен­тов дали отри­ца­тель­ный отзыв, но вско­ре учеб­ник был издан с гри­фом «реко­мен­до­ван».

Арсе­ний Кузь­ми­чев

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

25
Оставить комментарий

avatar
5 Цепочка комментария
20 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
9 Авторы комментариев
Алексей В. ЛебедевАндрей СараевАлександрresSerj Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Olga Bazarkina
Гость
Olga Bazarkina

Если автор ста­тьи уже с ней не согла­сен, то поче­му её надо печа­тать, а уж читать-то? Посмот­ре­ла по диа­го­на­ли, набор либе­раль­ных мантр и штам­пов, ни одно­го живо­го сло­ва. «Дай мне напить­ся желез­но­до­рож­ной воды». Реши­ла не читать, коро­че.

Maxim Borisov
Гость
Maxim Borisov

По-мое­му, речь там не про мета­ния соб­ствен­но авто­ра пред­ла­га­е­мой ста­тьи, а про писа­ния того нена­зван­но­го чело­ве­ка, что послу­жи­ли лишь пово­дом… Хотя реше­ние о чте­нии мы при­ни­ма­ем в любом слу­чае исхо­дя из соб­ствен­ных инте­ре­сов.

TrV-Science
Гость
TrV-Science

Самое при­коль­ное, что автор и не либе­рал вовсе.

Ash
Гость
Ash

«…автор и не либе­рал вовсе.»
1. «…глав­ная про­бле­ма — не ста­нет кон­ку­рен­ции…»
2. «…ста­нет моно­по­ли­стом. И вся­кое раз­ви­тие пре­кра­тит­ся.»
3. «…лозунг еди­но­го обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства — это толь­ко пред­лог захва­тить рынок.»
4. «…чистый функ­ци­о­нер, к тому же со стран­ным тяго­те­ни­ем к пра­во­сла­вию и ста­ли­низ­му, заме­шан­ным на госу­дар­ствен­ном пат­ри­о­тиз­ме.»
5. «Сей­час нуж­но толь­ко силь­нее спла­чи­вать­ся вокруг вер­ти­ка­ли вла­сти и ее ген­се­ка…»
6. «…для того, что­бы всех дер­жать в узде.»
7. «Плюс обо­га­ще­ние моно­по­ли­стов от обра­зо­ва­ния, кото­рые захва­тят рынок учеб­ни­ков. А нам — застой…»
8. «Да, рас­пло­ди­лось мно­го без­дар­ных учеб­ни­ков, но это ров­но пото­му, что нет ника­ко­го кон­тро­ля сни­зу…»
————————-
«If it looks like a duck, swims like a duck and quacks like a duck, then it probably is a duck.»

Olga Bazarkina
Гость
Olga Bazarkina

Либе­рал в клас­си­че­ском смыс­ле это­го сло­ва по опре­де­ле­нию вовсе не обя­за­тель­но – без­от­вет­ствен­ный мер­за­вец, соци­ал-дар­ви­нист и деге­не­рат. А чело­век, сто­я­щий за сво­бо­ду лич­но­сти и ответ­ствен­ность. Жаль, что те, кто сей­час само­на­зва­лись либе­ра­ла­ми, часто явля­ют­ся чем-то совсем иным, с тота­ли­тар­ным душ­ком, по типу «либе­ра­лизм – это дик­та­ту­ра нас, «либе­ра­лов» (часто для отли­че­ния име­ну­е­мых либе­ро­и­да­ми). Поэто­му хоро­шо бы сна­ча­ла опре­де­лить само поня­тие, кого вы назы­ва­е­те «либе­ра­лом» и «не либе­ра­лом вовсе», и не есть ли это про­сто наме­ре­ние либо гряз­но оскор­бить, либо наобо­рот отма­зать от вся­че­ской кри­ти­ки, дав при этом воз­мож­ность чмы­рить и рас­че­ло­ве­чи­вать оппо­нен­тов в любом сущ­ност­ном спо­ре. Чего сто­ит раз­ве­ши­ва­ние авто­ром ярлы­ков «ста­ли­низм», «гос­пат­ри­о­тизм» и пр. вме­сто обсуж­де­ния вопро­са по… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Гость
Алексей В. Лебедев

На дан­ный момент суще­ство вопро­са как раз и есть в обо­га­ще­нии Ротен­бер­гов, на сто­роне кото­рых фак­ти­че­ски и вы высту­па­е­те.

Ash
Гость
Ash

«На дан­ный момент суще­ство вопро­са как раз и есть в обо­га­ще­нии Ротен­бер­гов…»
К сожа­ле­нию, не толь­ко.
Более суще­ствен­ный вопрос – что будет с учеб­ни­ка­ми, если не най­дёт­ся заин­те­ре­со­ван­ной оли­гар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки? Ответ я не знаю. Могут угро­бить изда­ние учеб­ни­ков про­сто адми­ни­стра­тив­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, по глу­по­сти.
А вли­я­тель­ные заин­те­ре­со­ван­ные лица могут ока­зать­ся полез­ны для дела.
Вот такой тяжё­лый выбор.

Алексей В. Лебедев
Гость
Алексей В. Лебедев

Как раз в этом слу­чае я бы согла­сил­ся с вашей моде­лью – изда­тель­ство «Про­све­ще­ние», как явно стре­мя­ще­е­ся к моно­по­лиз­му, надо сде­лать сно­ва госу­дар­ствен­ным. Воз­мож­но, тогда чис­ло людей, рату­ю­щих за еди­ный учеб­ник, сокра­тит­ся, а с остав­ши­ми­ся уже мож­но будет вести содер­жа­тель­ный раз­го­вор.

Serj
Гость
Serj

Пра­виль­ная пози­ция. А с нынеш­ним пра­во­слав­но оза­бо­чен­ным мини­стром каши не сва­ришь.

res
Гость
res

Меня в шко­ле учи­ли по еди­но­му учеб­ни­ку. И нор­маль­но выучи­ли. Дело не в коли­че­стве учеб­ни­ков, а в каче­стве раз­ме­щен­но­го в них мате­ри­а­ла и уров­ня педа­го­гов. Пред­став­ля­ет­ся, что автором/​авторами еди­но­го учеб­ни­ка могут быть толь­ко спе­ци­а­ли­сты, достиг­шие выда­ю­щих­ся резуль­та­тов в дан­ной обла­сти. При­ме­ры: кур­сы Лан­дау и Фей­н­ма­на или 2-х том­ник Клей­на для школь­ной мате­ма­ти­ки. В есте­ствен­ных нау­ках, кста­ти, авто­ры не обя­за­тель­но долж­ны быть из РФ, мож­но выбрать и зару­беж­ные учеб­ни­ки, купить пра­во и пере­ве­сти. Вооб­ще отбо­ром долж­ны зани­мать­ся экс­пер­ты РАН. К сожа­ле­нию, учи­тель­ский кор­пус силь­но про­сел за послед­ние годы. Поэто­му, дале­ко не все учи­те­ля смо­гут разо­брать­ся в насто­я­щем учеб­ни­ке ((

Ash
Гость
Ash

«…а в каче­стве раз­ме­щен­но­го в них мате­ри­а­ла и уров­ня педа­го­гов.»
Самое глав­ное – школь­ни­ки долж­ны видеть, что даёт обра­зо­ва­ние.
Это толь­ко млад­ше­класс­ни­ков мож­но заста­вить учить­ся «на энту­зи­аз­ме».
У нас уже в сред­них клас­сах дети видят, что от обра­зо­ва­ния мало что зави­сит.

Александр
Гость
Александр

«У нас уже в сред­них клас­сах дети видят, что от обра­зо­ва­ния мало что зависит.»-так рань­ше и не скры­ва­ли, что шко­ла-это систе­ма при­ну­ди­тель­но­го вби­ва­ния в голо­вы нацие­об­ра­зу­ю­щих стереотипов+предказарменная недо­му­шт­ра, а обра­зо­ва­ние вто­рич­но. Сей­час же это «каме­ра хра­не­ния детей» стар­ше сади­ка. Ну что­бы рода­ки были спо­кой­ны, а цве­ты жиз­ни не ширя­лись по подъ­ез­дам, типа того.

Ash
Гость
Ash

«…систе­ма при­ну­ди­тель­но­го вби­ва­ния в головы…а обра­зо­ва­ние вто­рич­но.»
Одно дру­го­му совер­шен­но не про­ти­во­ре­чит. И нель­зя ска­зать, что для вла­сти важ­нее.
Напри­мер, в СССР 30-х годов обра­зо­ван­ные люди в сред­нем полу­ча­ли замет­но боль­ше необ­ра­зо­ван­ных, власть хоте­ла, что­бы обра­зо­ван­ных людей было как мож­но боль­ше и при этом вби­ва­ла в голо­вы пред­став­ле­ния о сво­ём вели­чии.
Все более-менее сов­ме­ща­лось.

Александр
Гость
Александр

Никто и не утвер­ждал, что это пло­хо. СССР был заин­те­ре­со­ван в уве­ли­че­нии обра­зо­ван­ной про­слой­ки для инду­стри­а­ли­за­ции. Сей­час заин­те­ре­со­ван­но­сти нет-люди явля­ют­ся фак­ти­че­ски доп­на­хлеб­ни­ка­ми на тру­бе.
То, что уже стар­шие школь­ни­ки не пони­ма­ют зачем нуж­но учить­ся было сфор­му­ли­ро­ва­но дав­но-игра в бисер же. В этом плане совер­шен­но не важ­но чем занять на 10 лет 5 дней в неде­лю-нау­ка­ми, или зазуб­ри­ва­ни­ем Торы али Кора­на.

Ash
Гость
Ash

«В этом плане совер­шен­но не важ­но чем занять на 10 лет 5 дней в неде­лю…»
А это смот­ря где. Ска­жем, для США, кото­рые сидят на финан­со­вых пото­ках, это одно, а для нас, сидя­щих на тру­бе – совсем дру­гое.
Финан­со­вые пото­ки быст­ро пере­на­пра­вить невоз­мож­но, а цена на нефть может рух­нуть за месяц – и через два-три квар­та­ла нач­нёт­ся цирк.

Александр
Гость
Александр

Финан­со­вые пото­ки непри­чём. Ско­рее осмыс­лен­ность набо­ра школь­ных дис­ци­плин и их объ­ём под­чи­ня­ют­ся тем же прин­ци­пам, что и в армии-мне надо не чистый плац, а что­бы ты задол­бал­ся. Посколь­ку любой офи­цер зна­ет: если у сол­да­та появ­ля­ет­ся сво­бод­ное вре­мя-жди от него беды. За кото­рую, есте­ствен­но, при­дёт­ся отве­чать сво­ей шку­рой. Пото­му мы и име­ем пере­на­сы­щен­ную школь­ную про­грам­му, или откро­вен­ную чепу­ху вро­де ОПК, но не име­ем прак­ти­че­ски полез­но­го типа ПДД, ока­за­ние пер­вой помо­щи.

Ash
Гость
Ash

«Посколь­ку любой офи­цер зна­ет: если у сол­да­та появ­ля­ет­ся сво­бод­ное вре­мя-жди от него беды.…Потому мы и име­ем пере­на­сы­щен­ную школь­ную про­грам­му…»
В СССР это тоже было извест­но, но про­грам­ма пере­на­сы­ще­на не была.
При­чи­на в том, что в СССР школь­ни­ки посту­па­ли в ПТУ, тех­ни­ку­мы и ВУЗы, пре­по­да­ва­те­ли кото­рых нес­ли ответ­ствен­ность за под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов, рабо­та­ю­щих по сво­е­му про­фи­лю.
Пере­гру­жен­ная же про­грам­ма сни­жа­ет каче­ство аби­ту­ри­ен­тов, что поэто­му её и не дава­ли пере­гру­жать.
А сей­час обрат­ных свя­зей нет и чинов­ни­ки рез­вят­ся в меру сво­их пред­став­ле­ний.

Алексей В. Лебедев
Гость
Алексей В. Лебедев

Прав­да? Пес­ня Пуга­че­вой на тему пере­гру­зок в шко­ле, 1978 года, это 40 лет назад.

https://youtu.be/Ti_2vCkMRl8

Ash
Гость
Ash

«Пес­ня Пуга­че­вой на тему пере­гру­зок в шко­ле…»
Лич­но учил­ся по той про­грам­ме.
И по срав­не­нию с нынеш­ней это были пустя­ки.

Алексей В. Лебедев
Гость
Алексей В. Лебедев

https://www.rospres.org/showbiz/23185/

… «Про­све­ще­ние» было при­ва­ти­зи­ро­ва­но в 2012 году, долю в изда­тель­стве у госу­дар­ства выку­пи­ли осно­ва­те­ли «Олма медиа» Вла­ди­мир Узун и Олег Ткач за 2,5 млрд руб­лей Боль­шую часть этих средств изда­те­ли при­влек­ли в «СМП бан­ке» Арка­дия и Бори­са Ротен­бер­гов. В 2014 году Арка­дий Ротен­берг стал пред­се­да­те­лем сове­та дирек­то­ров изда­тель­ства, источ­ни­ки ТАСС гово­ри­ли, что доля биз­не­сме­на в ком­па­нии – 20%. В 2016 году агент­ство «Руспрес» сооб­ща­ло о пла­нах бра­тьев Ротен­бер­гов взять под кон­троль финан­со­вые пото­ки в обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре, лоб­би­руя через вице-пре­мье­ра Оль­гу Голо­дец созда­ние «госкор­по­ра­ции по раз­ви­тию обра­зо­ва­ния», через кото­рую мож­но было бы моно­поль­но навя­зы­вать шко­лам услу­ги соб­ствен­но­го изда­тель­ства…

Андрей Сараев
Гость
Андрей Сараев

Вот я не знаю, как стать свя­то-веру­ю­щим хоть во что-нибудь! Я бы тоже хотел вос­при­ни­мать дей­стви­тель­ность так же одно­цвет­но, как идей­ные либе­ра­лы или уль­т­ра-пут­ри­о­ты. Но не полу­ча­ет­ся. У авто­ра в тек­сте отсут­ству­ет как тако­вой учи­тель, а у ком­мен­та­то­ров учи­тель­ский кор­пус «про­сел». Будучи прак­ти­ку­ю­щим до недав­не­го вре­ме­ни учи­те­лем и на то, и на дру­гое отве­чу: если «еди­ный» учеб­ник будет пред­став­лять собою чистую белую бума­гу, дети без учи­те­ля об этом даже не узна­ют. Я, конеч­но, утри­рую, но при­мер­но это так. Учеб­ник может быть пло­хим, может быть хоро­шим (таких не видел ни до попы­ток создать «еди­ный» учеб­ник, ни после), может быть напи­сан с пози­ций рафи­ни­ро­ван­но­го либе­ра­ла или, напро­тив, яро­го ста­ли­ни­ста –… Подробнее »

Ash
Гость
Ash

1. «…уче­ни­ку про­сто нет дела ни до чего.» Есть ста­рый анек­дот. ————— Интер­вью с пред­се­да­те­лем «Лиги пофи­ги­стов»: – А прав­да, что вам всё пофи­гу? – Прав­да. – И зар­пла­та? – Нет, зар­пла­та не пофи­гу. – Неувя­зоч­ка выхо­дит. – А вот неувя­зоч­ка нам как раз пофи­гу. ————— Подав­ля­ю­ще­му боль­шин­ству насе­ле­ния вполне без­раз­лич­ны все спо­ры «ста­ли­ни­стов» с «либе­ра­ла­ми». Но здесь на фору­ме мно­го людей из мень­шин­ства. 2. «…име­ет к реаль­ным про­бле­мам обра­зо­ва­ния самое опо­сре­до­ван­ное отно­ше­ние.» У авто­ра мате­ри­а­ла (как, впро­чем, и у почти все­го насе­ле­ния) напрочь отсут­ству­ет кар­ти­на стра­ны в целом. В част­но­сти, он не зна­ет, как «оно долж­но быть», при­чём про­сто пото­му, что на эту тему прак­ти­че­ски не думал. Осмыс­лен­ная… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Гость
Алексей В. Лебедев

Бороть­ся с про­дви­же­ни­ем ком­мер­че­ских инте­ре­сов Ротен­бер­гов под идео­ло­ги­че­ской вывес­кой пат­ри­о­тиз­ма или носталь­гии по совет­ским вре­ме­нам – это доста­точ­но осмыс­лен­ная пози­ция.

Алексей В. Лебедев
Гость
Алексей В. Лебедев

В смыс­ле про­дви­же­ние под вывес­кой, а не борь­ба.

Ash
Гость
Ash

«Бороть­ся с про­дви­же­ни­ем ком­мер­че­ских инте­ре­сов Ротен­бер­гов…»
В первую оче­редь речь долж­на идти о суще­стве дела. Вывес­ки вто­рич­ны.
И с точ­ки зре­ния суще­ства дела дале­ко не оче­вид­но, что нуж­но бороть­ся с про­дви­же­ни­ем ком­мер­че­ских инте­ре­сов Ротен­бер­гов в фор­ме еди­но­го учеб­ни­ка.
То, что самих Ротен­бер­гов от про­цес­са необ­хо­ди­мо отстра­нить – отдель­ный вопрос.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: