Пожар в Бологом, изменивший кинотеатры Российской Империи

Павел Колосницын

В 1911 году в селе Бологое произошел один из самых страшных пожаров в Российской империи. В результате возгорания киноаппарата в переполненном зале погибло более ста человек. Трагедия стала широко известна, потрясла российское общество и навсегда изменила кинотеатры.

По иронии судьбы произошел в здании клуба Бологовского вольно-пожарного общества. Деревянный дом постройки начала XIX века общество, нуждавшееся в дополнительных средствах, сдавало купцу для использования в качестве кинотеатра.

Источником возгорания служили использовавшиеся в кинопроекторах мощные дуговые лампы или на основе Друммондова света [1]. Этот прибор представлял собой цилиндр из оксида кальция, который раскалялся до белого каления струей кислородно-водородного пламени, нагревавшей его до 2572 °C. Пленка моментально загоралась от соприкосновения с таким источником света или нагревалась до температуры горения даже во время кратковременной остановки протяжного механизма.

Но в Бологом не только не предусмотрели возможность пожара. Киноаппарат, установленный перед сценой, работал на источнике Друммондова света, рядом стояли необходимые для него баллоны с водородом и кислородом. В какой-то момент пленка прикоснулась к раскаленному меловому стержню и моментально вспыхнула. Пламя перекинулось на баллоны с газом и стоявшую рядом бутыль с бензином, которые немедленно воспламенились и взорвались. Пожар мгновенно охватил тесное деревянное здание, заполненное декорациями.

Вынос тел сгоревшей семьи подрядчика Мельникова (niva.ws)
Вынос тел сгоревшей семьи подрядчика Мельникова (niva.ws)

Ситуация изначально была практически безнадежной. Одни пытались протиснуться сквозь давку в коридоре и дверях, другие тщетно пытались открыть запертые окна. 64 человека, в том числе 43 ребенка, не смогли выбраться из здания. Среди жертв были не только посетители кинематографа, погибли несколько человек из прохожих и жителей соседних домов, бросившихся на помощь.

Обугленные трупы 9 человек в часовне при железнодорожной больнице (niva.ws)
niva.ws)

Новость о пожаре телеграф мгновенно разнес по всей Российской империи. Уже утром прибыли репортеры и фотографы петербуржских и московских газет, в том числе «отец русского фоторепортажа» Карл Булла. О трагедии в Бологом написали практически все газеты и журналы, пожарища и похорон даже печатали на почтовых открытках. В то время крупные пожары с жертвами случались нередко, но практически мгновенная ста человек в кинозале, а особенно смерти множества детей в огне потрясли Россию.

Через год на месте сгоревшего клуба в о погибших по инициативе С. К. Мельникова и М. К. Ляхова, потерявших свои семьи, была построена поминальная часовня Иверской иконы Божьей Матери, сохранившаяся до сих пор [2].

Но это стало не единственным следствием трагедии. Пожар в Бологом вызвал в России активное обсуждение вопросов пожарной безопасности кинотеатров и возможности предотвращения таких трагедий в дальнейшем. По городам империи прошла волна проверок, показавшая, что даже большинство петербуржских кинотеатров были так же опасны, как синематограф в Бологом.

В результате уже в 1912 году были приняты правила об устройстве и содержании кинематографов в России. Согласно им для демонстрации фильмокопий кинотеатрам выдавалась лицензия, а официальные органы проверяли соблюдение правил техники безопасности. Кинотеатры разрешалось открывать только на первых и вторых этажах каменных зданий. Запрещалось устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами, москательными лавками и другими помещениями, в которых хранились горючие вещества и жидкости.

Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. В залах должны были быть предусмотрены запасные выходы на пожара и устройства принудительной вентиляции. Кинопленку надлежало хранить в отдельных несгораемых помещениях и металлических коробках.

Со временем проекторы усовершенствовали механизмами, предотвращающими возгорание пленки, потом вообще перенесли в отдельные помещения. Так после пожара в Бологом были введены правила пожарной безопасности, считающиеся сейчас нормой, а кинотеатры в России приобрели знакомый нам современный вид.

Павел Колосницын,
археолог

1. Друммондов свет

2. fondbologoe.ru/pominalnaya/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Влад
2 года (лет) назад

Печальная история, жалко людей.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: