Пожар в Бологом, изменивший кинотеатры Российской Империи

Павел Колосницын

Павел Колос­ни­цын

В 1911 году в селе Боло­гое про­изо­шел один из самых страш­ных пожа­ров в Рос­сий­ской импе­рии. В резуль­та­те воз­го­ра­ния кино­ап­па­ра­та в пере­пол­нен­ном зале погиб­ло более ста чело­век. Тра­ге­дия ста­ла широ­ко извест­на, потряс­ла рос­сий­ское обще­ство и навсе­гда изме­ни­ла кино­те­ат­ры.

При­чи­ны ката­стро­фы были типич­ны — боль­шое коли­че­ство людей в одном поме­ще­нии, огне­опас­ные мате­ри­а­лы и отсут­ствие выхо­дов.

По иро­нии судь­бы пожар про­изо­шел в зда­нии клу­ба Боло­гов­ско­го воль­но-пожар­но­го обще­ства. Дере­вян­ный дом построй­ки нача­ла XIX века обще­ство, нуж­дав­ше­е­ся в допол­ни­тель­ных сред­ствах, сда­ва­ло куп­цу для исполь­зо­ва­ния в каче­стве кино­те­ат­ра.

Вече­ром 20 фев­ра­ля (по ста­ро­му сти­лю) 1911 года, в Про­ще­ное вос­кре­се­нье, дол­жен был состо­ять­ся оче­ред­ной показ, орга­ни­зо­ван­ный извест­ным в то вре­мя антре­пре­не­ром кине­ма­то­гра­фа, мос­ков­ским арти­стом Давы­до­вым. Кине­ма­то­граф все­гда при­вле­кал мно­же­ство зри­те­лей, а это пред­став­ле­ние в завер­ша­ю­щий день Мас­ле­ни­цы было послед­ней воз­мож­но­стью раз­влечь­ся перед Вели­ким постом. Жела­ю­щих было настоль­ко мно­го, что биле­ты про­да­ва­ли не толь­ко на сидя­чие, но и на сто­я­чие места. В резуль­та­те зал был набит бит­ком — око­ло 150 чело­век зани­ма­ли все места и про­хо­ды. Для того что­бы не про­пу­стить без­би­лет­ни­ков, вход осу­ществ­лял­ся толь­ко через одну створ­ку две­ри, а окна и запас­ные выхо­ды были креп­ко запер­ты. Кино­ап­па­рат сто­ял в зале перед сце­ной, рядом рас­по­ла­гал­ся музы­кант.

Но празд­ник длил­ся недол­го. Во вре­мя пока­за начал­ся пожар. Дело в том, что демон­стра­ция филь­мов на заре кине­ма­то­гра­фа была доволь­но рис­ко­ван­ным заня­ти­ем. Глав­ную опас­ность пред­став­ля­ла кино­плен­ка, выпус­кав­ша­я­ся в то вре­мя на осно­ве крайне пожа­ро­опас­ной, но проч­ной нит­ро­цел­лю­ло­зы. Соб­ствен­но гово­ря, она опас­на как порох, пото­му что имен­но из нит­ро­цел­лю­ло­зы про­из­во­дит­ся без­дым­ный порох — пирок­си­лин. Такая кино­плен­ка была исклю­чи­тель­но изно­со­устой­чи­ва, но лег­ко вос­пла­ме­ня­лась и горе­ла без досту­па кис­ло­ро­да, выде­ляя ток­сич­ные газы.

Источ­ни­ком воз­го­ра­ния слу­жи­ли исполь­зо­вав­ши­е­ся в кино­про­ек­то­рах мощ­ные дуго­вые лам­пы или осве­ще­ние на осно­ве Друм­мон­до­ва све­та [1]. Этот при­бор пред­став­лял собой цилиндр из окси­да каль­ция, кото­рый рас­ка­лял­ся до бело­го кале­ния стру­ей кис­ло­род­но-водо­род­но­го пла­ме­ни, нагре­вав­шей его до 2572 °C. Плен­ка момен­таль­но заго­ра­лась от сопри­кос­но­ве­ния с таким источ­ни­ком све­та или нагре­ва­лась до тем­пе­ра­ту­ры горе­ния даже во вре­мя крат­ко­вре­мен­ной оста­нов­ки про­тяж­но­го меха­низ­ма.

Это было серьез­ной про­бле­мой. Пер­вый круп­ный пожар по этой при­чине про­изо­шел уже через два года после пер­во­го кино­се­ан­са бра­тьев Люмьер — в 1897 году на бла­го­тво­ри­тель­ном база­ре в Пари­же (погиб­ло 124 чело­ве­ка). Еще более ста погиб­ло при пожа­ре в париж­ском кино­те­ат­ре в 1907 году.

Но в Боло­гом не толь­ко не преду­смот­ре­ли воз­мож­ность пожа­ра. Кино­ап­па­рат, уста­нов­лен­ный перед сце­ной, рабо­тал на источ­ни­ке Друм­мон­до­ва све­та, рядом сто­я­ли необ­хо­ди­мые для него бал­ло­ны с водо­ро­дом и кис­ло­ро­дом. В какой-то момент плен­ка при­кос­ну­лась к рас­ка­лен­но­му мело­во­му стерж­ню и момен­таль­но вспых­ну­ла. Пла­мя пере­ки­ну­лось на бал­ло­ны с газом и сто­яв­шую рядом бутыль с бен­зи­ном, кото­рые немед­лен­но вос­пла­ме­ни­лись и взо­рва­лись. Пожар мгно­вен­но охва­тил тес­ное дере­вян­ное зда­ние, запол­нен­ное деко­ра­ци­я­ми.

Вынос тел сгоревшей семьи подрядчика Мельникова (niva.ws)

Вынос тел сго­рев­шей семьи под­ряд­чи­ка Мель­ни­ко­ва (niva.ws)

Орга­ни­за­тор кино­се­ан­са Давы­дов, веро­ят­нее все­го, погиб при взры­ве. Зри­те­ли, сре­ди кото­рых было мно­же­ство детей, в пани­ке бро­си­лись спа­сать­ся. Но выход из зала был толь­ко один — в кон­це длин­но­го изви­ли­сто­го тем­но­го кори­до­ра через одну створ­ку откры­ва­ю­щей­ся внутрь две­ри.

Ситу­а­ция изна­чаль­но была прак­ти­че­ски без­на­деж­ной. Одни пыта­лись про­тис­нуть­ся сквозь дав­ку в кори­до­ре и две­рях, дру­гие тщет­но пыта­лись открыть запер­тые окна. 64 чело­ве­ка, в том чис­ле 43 ребен­ка, не смог­ли выбрать­ся из зда­ния. Сре­ди жертв были не толь­ко посе­ти­те­ли кине­ма­то­гра­фа, погиб­ли несколь­ко чело­век из про­хо­жих и жите­лей сосед­них домов, бро­сив­ших­ся на помощь.

На сле­ду­ю­щий день газе­ты пуб­ли­ко­ва­ли рас­ска­зы о гибе­ли на пожа­ре желез­но­до­рож­но­го слу­жа­ще­го, спас­ше­го несколь­ких чело­век, и 10-лет­не­го маль­чи­ка, выбрав­ше­го­ся из огня, но бро­сив­ше­го­ся обрат­но за семьей. Пожар закон­чил­ся быст­ро — уже ночью нача­ли раз­би­рать дымя­ще­е­ся пепе­ли­ще и доста­вать тела. Но спи­сок не огра­ни­чил­ся погиб­ши­ми в пла­ме­ни — выбрав­ши­е­ся из горя­ще­го зда­ния уми­ра­ли от ожо­гов. Все­го жерт­ва­ми пожа­ра стал 101 чело­век. Несколь­ко семей погиб­ли в пол­ном соста­ве, дру­гие поте­ря­ли детей. Несколь­ко дней в Боло­гом шли бес­ко­неч­ные похо­ро­ны.

Обугленные трупы 9 человек в часовне при железнодорожной больнице (niva.ws)

Обуг­лен­ные тру­пы 9 чело­век в часовне при желез­но­до­рож­ной боль­ни­це (niva.ws)

Новость о пожа­ре теле­граф мгно­вен­но раз­нес по всей Рос­сий­ской импе­рии. Уже утром при­бы­ли репор­те­ры и фото­гра­фы петер­бурж­ских и мос­ков­ских газет, в том чис­ле «отец рус­ско­го фото­ре­пор­та­жа» Карл Бул­ла. О тра­ге­дии в Боло­гом напи­са­ли прак­ти­че­ски все газе­ты и жур­на­лы, фото­гра­фии пожа­ри­ща и похо­рон даже печа­та­ли на поч­то­вых открыт­ках. В то вре­мя круп­ные пожа­ры с жерт­ва­ми слу­ча­лись неред­ко, но прак­ти­че­ски мгно­вен­ная гибель ста чело­век в кино­за­ле, а осо­бен­но смер­ти мно­же­ства детей в огне потряс­ли Рос­сию.

Через год на месте сго­рев­ше­го клу­ба в память о погиб­ших по ини­ци­а­ти­ве С. К. Мель­ни­ко­ва и М. К. Ляхо­ва, поте­ряв­ших свои семьи, была постро­е­на поми­наль­ная часов­ня Ивер­ской ико­ны Божьей Мате­ри, сохра­нив­ша­я­ся до сих пор [2].

Но это ста­ло не един­ствен­ным след­стви­ем тра­ге­дии. Пожар в Боло­гом вызвал в Рос­сии актив­ное обсуж­де­ние вопро­сов пожар­ной без­опас­но­сти кино­те­ат­ров и воз­мож­но­сти предот­вра­ще­ния таких тра­ге­дий в даль­ней­шем. По горо­дам импе­рии про­шла вол­на про­ве­рок, пока­зав­шая, что даже боль­шин­ство петер­бурж­ских кино­те­ат­ров были так же опас­ны, как сине­ма­то­граф в Боло­гом.

В резуль­та­те уже в 1912 году были при­ня­ты пра­ви­ла об устрой­стве и содер­жа­нии кине­ма­то­гра­фов в Рос­сии. Соглас­но им для демон­стра­ции филь­мо­ко­пий кино­те­ат­рам выда­ва­лась лицен­зия, а офи­ци­аль­ные орга­ны про­ве­ря­ли соблю­де­ние пра­вил тех­ни­ки без­опас­но­сти. Кино­те­ат­ры раз­ре­ша­лось откры­вать толь­ко на пер­вых и вто­рых эта­жах камен­ных зда­ний. Запре­ща­лось устрой­ство кино­за­лов непо­сред­ствен­но над и под апте­ка­ми, апте­кар­ски­ми скла­да­ми, мос­ка­тель­ны­ми лав­ка­ми и дру­ги­ми поме­ще­ни­я­ми, в кото­рых хра­ни­лись горю­чие веще­ства и жид­ко­сти.

Кино­те­ат­ры сле­до­ва­ло отде­лять от дру­гих поме­ще­ний глу­хи­ми камен­ны­ми сте­на­ми и несго­ра­е­мы­ми пото­лоч­ны­ми пере­кры­ти­я­ми. В залах долж­ны были быть преду­смот­ре­ны запас­ные выхо­ды на слу­чай пожа­ра и устрой­ства при­ну­ди­тель­ной вен­ти­ля­ции. Кино­плен­ку над­ле­жа­ло хра­нить в отдель­ных несго­ра­е­мых поме­ще­ни­ях и метал­ли­че­ских короб­ках.

Со вре­ме­нем про­ек­то­ры усо­вер­шен­ство­ва­ли меха­низ­ма­ми, предот­вра­ща­ю­щи­ми воз­го­ра­ние плен­ки, потом вооб­ще пере­нес­ли в отдель­ные поме­ще­ния. Так после пожа­ра в Боло­гом были вве­де­ны пра­ви­ла пожар­ной без­опас­но­сти, счи­та­ю­щи­е­ся сей­час нор­мой, а кино­те­ат­ры в Рос­сии при­об­ре­ли зна­ко­мый нам совре­мен­ный вид.

Павел Колос­ни­цын,
архео­лог

1. Друм­мон­дов свет

2. fondbologoe.ru/pominalnaya/

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *