От мозга человека до болезней кораллов

Какие проблемы решают биоинформатики в Сколтехе

Пять моло­дых уче­ных, науч­ных сотруд­ни­ков Цен­тра систем­ной био­ме­ди­ци­ны и био­тех­но­ло­гий Скол­те­ха, рас­ска­за­ли ТрВ-Нау­ка о сво­их иссле­до­ва­ни­ях и о том, мож­но ли сего­дня зани­мать­ся нау­кой в Рос­сии. Вопро­сы зада­ва­ла Надеж­да Мар­ки­на.

Как выключить жизнь и запустить обратно

Павел Мазин

Павел Мазин

Павел Мазин, мл. науч. сотр., науч­ная груп­па проф. Филип­па Хай­то­ви­ча

— Павел, я знаю, что два объ­ек­та ваших послед­них иссле­до­ва­ний — это мозг и комар. Давай­те нач­нем с моз­га.

— ОК, хотя про кома­ра, я думаю, ста­тья полу­чи­лась инте­рес­нее. Что каса­ет­ся моз­га, то наша рабо­та не столь­ко про мозг, сколь­ко про аль­тер­на­тив­ный сплай­синг. Два сло­ва о том, что это такое. Инфор­ма­ция о стро­е­нии бел­ков у эука­ри­от зако­ди­ро­ва­на в гене не непре­рыв­но, а кусоч­ка­ми, экзо­на­ми; участ­ки меж­ду ними — интро­ны — при копи­ро­ва­нии в РНК долж­ны быть выре­за­ны. Этот про­цесс назы­ва­ет­ся сплай­син­гом, и он может про­ис­хо­дить по-раз­но­му — неко­то­рые экзо­ны ино­гда про­пус­ка­ют­ся. Это и есть аль­тер­на­тив­ный сплай­синг.

— Это тот меха­низм, кото­рый поз­во­ля­ет одно­му гену коди­ро­вать несколь­ко бел­ков?

— Один из меха­низ­мов. Когда ста­ли срав­ни­вать сплай­синг у раз­ных видов, выяс­ни­лось, что в моз­ге и пече­ни чело­ве­ка он более схо­ден, чем в моз­ге чело­ве­ка и шим­пан­зе, хотя мозг и печень физио­ло­ги­че­ски не име­ют ниче­го обще­го. Это озна­ча­ет, что сплай­синг очень быст­ро эво­лю­ци­о­ни­ру­ет, если даже меж­ду близ­ки­ми вида­ми он силь­но раз­ли­ча­ет­ся. Но раз он не кон­сер­ва­ти­вен, зна­чит, не несет боль­шой смыс­ло­вой нагруз­ки? Мы срав­ни­ли сплай­синг в коре боль­ших полу­ша­рий у чело­ве­ка, шим­пан­зе и мака­ки от рож­де­ния и в раз­ном воз­расте. Конеч­но, наде­я­лись уви­деть какие-то спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти чело­ве­ка, но ока­за­лось, что изме­не­ния сплай­син­га с воз­рас­том у трех видов про­ис­хо­дят при­мер­но оди­на­ко­во. И полу­ча­ет­ся, что, несмот­ря на быст­рую в целом эво­лю­цию сплай­син­га, регу­ли­ру­е­мый аль­тер­на­тив­ный сплай­синг эво­лю­ци­о­ни­ру­ет мед­лен­но.

— А что инте­рес­но­го вам рас­ска­зал комар?

— В этой рабо­те полу­чил­ся совер­шен­но неожи­дан­ный резуль­тат. Наш объ­ект — это афри­кан­ский комар, его личин­ка живет в лужах, кото­рые пере­сы­ха­ют. Комар пол­но­стью высы­ха­ет, впа­дая в состо­я­ние, назы­ва­е­мое «ангид­ро­би­оз» — бук­валь­но «жизнь без воды». А потом его мож­но раз­мо­чить, и он совер­шен­но нор­маль­но живет даль­ше. Выхо­дит, мож­но в нем «выклю­чить» жизнь и запу­стить обрат­но. Наши япон­ские кол­ле­ги про­чи­та­ли геном кома­ра и нашли гены, кото­рые начи­на­ют рабо­тать при высы­ха­нии. Ана­ли­зи­руя эти дан­ные, я искал ответ на вопрос, как акти­ви­ру­ют­ся эти гены. И обна­ру­жил, что у мно­гих из них перед нача­лом гена есть один и тот же мотив из семи нук­лео­ти­дов. Такой чет­кий сиг­нал — боль­шая уда­ча. Пола­гая, что это сайт свя­зы­ва­ния тран­скрип­ци­он­но­го регу­ля­то­ра, мы ста­ли искать этот регу­ля­тор, и мы его нашли! Им ока­зал­ся регу­ля­тор теп­ло­во­го стрес­са. Это хоро­шо изу­чен­ная и очень кон­сер­ва­тив­ная систе­ма. Но комар ее взял и при­спо­со­бил для дру­гой цели — при высы­ха­нии про­ис­хо­дит не толь­ко теп­ло­вой стресс, но и мно­го все­го дру­го­го. Под регу­ля­цию это­го фак­то­ра попа­ли сот­ни раз­ных генов — это отлич­ный при­мер пла­стич­но­сти регу­ля­тор­ных систем.

— Может ли из это­го откры­тия появить­ся какой-то прак­ти­че­ский выход?

— Ну, выход на прак­ти­ку здесь как раз поня­тен. Было бы очень инте­рес­но научить­ся хра­нить «на пол­ке», без замо­роз­ки, кле­точ­ные линии, ну а в пер­спек­ти­ве — целые орга­ны, хотя до это­го, конеч­но, еще дале­ко.

— Павел, рас­ска­жи­те про вашу науч­ную био­гра­фию.

— Я закон­чил ФББ МГУ, аспи­ран­ту­ру в МГУ, рабо­тал под руко­вод­ством Миха­и­ла Гель­фанда. С дан­ны­ми, полу­чен­ны­ми в груп­пе Филип­па Хай­то­ви­ча по аль­тер­на­тив­но­му сплай­син­гу, я рабо­тал в Китае. А когда Филипп решил вер­нуть­ся в Рос­сию, он позвал меня в созда­ва­е­мую лабо­ра­то­рию в Скол­те­хе, кото­рая зани­ма­ет­ся иссле­до­ва­ни­я­ми моз­га. Сей­час мы немно­го сме­ни­ли фокус рабо­ты на изу­че­ние липид­но­го соста­ва моз­га. Для это­го нуж­ны масс-спек­тро­мет­ры, и они у нас есть.

— Рабо­тая здесь, ощу­ща­е­те ли вы вовле­чен­ность в миро­вое науч­ное сооб­ще­ство? Не дума­ли уехать из Рос­сии?

— Ну, толь­ко если для при­об­ре­те­ния ново­го опы­та, что­бы не рабо­тать всё вре­мя на одном месте. Но сей­час меня всё устра­и­ва­ет. А что каса­ет­ся вовле­чен­но­сти, то это не зави­сит от места рабо­ты, для это­го доста­точ­но читать, пуб­ли­ко­вать­ся и ездить на кон­фе­рен­ции.

«Непонятный белок мы раскрутили в глобальный регулятор»

Мария Тутукина

Мария Туту­ки­на

Мария Туту­ки­на, науч. сотр., науч­ная груп­па проф. Миха­и­ла Гель­фанда

— Мария, рас­ска­жи­те про ваши иссле­до­ва­ния в Скол­те­хе.

— Мы иссле­ду­ем раз­лич­ные аспек­ты регу­ля­ции мета­бо­лиз­ма бак­те­рий, что­бы понять, как мож­но направ­лен­но моди­фи­ци­ро­вать чело­ве­че­ский мик­ро­биом. При­чем с помо­щью не анти­био­ти­ков, кото­рые уби­ва­ют как вред­ные, так и полез­ные бак­те­рии, и не ген­ной моди­фи­ка­ции, а опре­де­лен­ных доба­вок. Хотим най­ти такие веще­ства, кото­рые пра­виль­ные бак­те­рии будут с удо­воль­стви­ем есть и коло­ни­зо­вать кишеч­ник и при этом не давать жить вред­ным бак­те­ри­ям. Это могут быть какие-то саха­ра или дру­гие источ­ни­ки пита­ния. Но для того, что­бы выбрать агент, нуж­но сна­ча­ла понять, как бак­те­рии ути­ли­зи­ру­ют раз­ные суб­стра­ты.

Одна из наших послед­них ста­тей — о том, что у кишеч­ной палоч­ки одна и та же кас­се­та генов может обес­пе­чи­вать ути­ли­за­цию сра­зу двух саха­ров — лак­то­зы и суль­фо­глю­ко­зы. Суль­фо­глю­ко­за — очень экзо­ти­че­ский сахар, у чело­ве­ка его нет, он встре­ча­ет­ся толь­ко у рас­те­ний. Зачем кишеч­ной палоч­ке есть суль­фо­глю­ко­зу, непо­нят­но. Мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли кас­се­ту генов мета­бо­лиз­ма суль­фо­глю­ко­зы мето­да­ми срав­ни­тель­ной гено­ми­ки, и ока­за­лось, что она очень похо­жа на кас­се­ту генов мета­бо­лиз­ма лак­то­зы. Потом это было под­твер­жде­но экс­пе­ри­мен­таль­но. Отсю­да сле­ду­ет вывод: кас­се­та генов может быть мно­го­функ­ци­о­наль­на, в зави­си­мо­сти от суб­стра­та в пита­тель­ной сме­си пере­клю­чать­ся на один или дру­гой путь мета­бо­лиз­ма. И, воз­мож­но, давая бак­те­рии опре­де­лен­ную добав­ку, мы можем этот путь зада­вать. В этой рабо­те, кото­рая дела­лась под руко­вод­ством проф. Миха­и­ла Гель­фанда, участ­во­ва­ли так­же школь­ни­ки, теперь уже сту­ден­ты. Они с помо­щью пипе­ток и про­би­рок помо­га­ли экс­пе­ри­мен­таль­но про­ве­рять наши гипо­те­зы: сами под­би­ра­ли прай­ме­ры для изу­че­ния экс­прес­сии генов, сами выде­ля­ли РНК.

— А как вы при­вле­ка­ли к рабо­те школь­ни­ков?

— Они зани­ма­лись этой рабо­той в рам­ках Шко­лы моле­ку­ляр­ной и тео­ре­ти­че­ской био­ло­гии (molbioschool.com). Мы ее уже шесть лет дела­ем для стар­ше­класс­ни­ков, кото­рые хотят попро­бо­вать себя в нау­ке. Из Шко­лы вырос­ла и еще одна рабо­та — про белок-регу­ля­тор, про кото­рый было извест­но толь­ко то, что он каким-то обра­зом участ­ву­ет в регу­ля­ции генов мета­бо­лиз­ма саха­ров. Но мы выяс­ни­ли, что он вли­я­ет не толь­ко на мета­бо­лизм саха­ров, но и на спо­соб­но­сти кле­ток кишеч­ной палоч­ки к подвиж­но­сти, обра­зо­ва­нию коло­ний и фор­ми­ро­ва­нию биоп­ле­нок. И если мы будем направ­лен­но дей­ство­вать на него, то смо­жем повли­ять на спо­соб­ность бак­те­рий при­креп­лять­ся к стен­кам кишеч­ни­ка. Сей­час это боль­шой про­ект, кото­рый мы дела­ем сов­мест­но с лабо­ра­то­ри­ей Фёдо­ра Кон­дра­шо­ва в IST Austria. Ока­за­лось, что есть три фор­мы это­го бел­ка, коди­ру­е­мые одним геном, — они свя­зы­ва­ют­ся с раз­ны­ми участ­ка­ми ДНК. Одна фор­ма — с участ­ка­ми, кото­рые регу­ли­ру­ют мета­бо­лизм саха­ров (а он важен для коло­ни­за­ции бак­те­ри­я­ми орга­низ­ма хозя­и­на), дру­гая — с участ­ка­ми, коди­ру­ю­щи­ми фер­мен­ты и транс­пор­те­ры мета­бо­лиз­ма желе­за (это пер­вое, что меня­ет­ся при зара­же­нии). Сей­час мы пыта­ем­ся понять, как направ­лен­но моди­фи­ци­ро­вать дей­ствие это­го бел­ка и таким обра­зом менять что-то в мик­ро­био­ме. Так малень­кий непо­нят­ный белок мы рас­кру­ти­ли в гло­баль­ный регу­ля­тор.

— Экс­пе­ри­мен­таль­ной рабо­той вы зани­ма­е­тесь на базе Скол­те­ха?

— В сотруд­ни­че­стве с Инсти­ту­том био­фи­зи­ки клет­ки РАН. Но сей­час мы актив­но раз­ви­ва­ем здесь экс­пе­ри­мен­таль­ную базу. Очень хоро­шо, что у нас появил­ся секве­на­тор одно­го из послед­них поко­ле­ний Illumina, и теперь с помо­щью Марии Лога­чё­вой мы можем быст­ро и хоро­шо отсе­кве­ни­ро­вать то, что нам нуж­но. Кро­ме того, мы уже боль­ше вось­ми лет дру­жим с Бир­мин­гем­ским уни­вер­си­те­том (Англия), в кото­ром есть воз­мож­но­сти рабо­ты с пато­ген­ны­ми штам­ма­ми и под­бо­ра опти­маль­ных лиган­дов направ­лен­но­го дей­ствия.

— Мария, како­ва ваша науч­ная био­гра­фия, кото­рая при­ве­ла вас в Скол­тех?

— Я закан­чи­ва­ла био­фак и хим­фак Воро­неж­ско­го уни­вер­си­те­та, аспи­ран­ту­ру в Пущи­но, в Инсти­ту­те био­фи­зи­ки клет­ки.

— Была у вас воз­мож­ность уехать из Рос­сии?

— Да, она у меня и сей­час есть. Когда я закан­чи­ва­ла аспи­ран­ту­ру, было ощу­ще­ние, что всё пло­хо, что нау­ки в Рос­сии нет. Но теперь, пора­бо­тав в раз­ных местах, я могу ска­зать, что и по кре­а­тив­но­сти уче­ных, и по орга­ни­за­ции нау­ки, и по атмо­сфе­ре в хоро­ших рос­сий­ских лабо­ра­то­ри­ях не силь­но хуже, чем во мно­гих евро­пей­ских стра­нах.

— Ну, веро­ят­но, Скол­тех — это такой оазис, где мож­но моло­дым уче­ным рабо­тать в Рос­сии, пото­му что их рабо­та опла­чи­ва­ет­ся на дру­гом уровне, чем в инсти­ту­тах РАН?

— Конеч­но, рабо­та с достой­ной зар­пла­той дает воз­мож­ность думать о нау­ке, а не о том, как выжить. Хотя день­ги — это не глав­ное.

«Мы ищем лаборатории и клиники, которые хотели бы с нами сотрудничать»

Елена Набиева

Еле­на Наби­е­ва

Еле­на Наби­е­ва, науч. сотр., науч­ная груп­па проф. Геор­гия Базы­ки­на

— Еле­на, ваше иссле­до­ва­ние свя­за­но с меди­цин­ской про­бле­ма­ти­кой?

— Да, мы зани­ма­ем­ся иссле­до­ва­ни­ем спон­тан­но­го пре­ры­ва­ния бере­мен­но­сти у чело­ве­ка в тех слу­ча­ях, кото­рые не могут быть объ­яс­не­ны извест­ны­ми при­чи­на­ми. К извест­ным при­чи­нам отно­сят­ся, напри­мер, хро­мо­сом­ные ано­ма­лии. Неко­то­рые три­со­мии (лиш­ние хро­мо­со­мы в кари­о­ти­пе) сов­ме­сти­мы с жиз­нью, такие как син­дром Дау­на, но бóль­шая часть несов­ме­сти­ма, так что зна­чи­тель­ная часть слу­ча­ев пре­ры­ва­ния бере­мен­но­сти объ­яс­ня­ет­ся хро­мо­сом­ны­ми ано­ма­ли­я­ми. Но нас инте­ре­су­ют дру­гие гене­ти­че­ские при­чи­ны, воз­мож­но, какие-то точеч­ные мута­ции, кото­рые при­ве­ли к поте­ре бере­мен­но­сти. Это могут быть небла­го­при­ят­ные мута­ции, кото­рые в рецес­сив­ном состо­я­нии были у обо­их роди­те­лей, но если они объ­еди­ня­ют­ся в гено­ме ребен­ка, такое соче­та­ние может быть несов­ме­сти­мо с жиз­нью. Могут быть и более хит­рые вещи, напри­мер, не мута­ции в каком-то одном гене, а про­сто слиш­ком мно­го вред­ных мута­ций, или же у пло­да воз­ни­ка­ют новые мута­ции, кото­рых не было у роди­те­лей.

— Вам уже уда­лось что-то понять?

— Этот про­ект нахо­дит­ся на началь­ной ста­дии. Сей­час наша глав­ная зада­ча — собрать доста­точ­ное коли­че­ство образ­цов. Мы сотруд­ни­ча­ем с лабо­ра­то­ри­я­ми, кото­рые зани­ма­ют­ся ана­ли­зом таких тка­ней, полу­чен­ных из кли­ник. Рабо­та­ем с теми слу­ча­я­ми, где нет хро­мо­сом­ных ано­ма­лий и их нель­зя объ­яс­нить мето­да­ми, кото­рые при­ме­ня­ют­ся в широ­кой прак­ти­ке. Мы эти образ­цы секве­ни­ру­ем, этим зани­ма­ет­ся наша кол­ле­га Мария Лога­чё­ва, при­чем нас инте­ре­су­ет экзом — часть ДНК, коди­ру­ю­щая бел­ки. При этом нам нуж­но секве­ни­ро­вать ДНК не толь­ко неро­див­ших­ся детей, но и их роди­те­лей. Мы набра­ли неко­то­рое коли­че­ство таких «тро­ек», и часть мате­ри­а­ла уже на ста­дии био­ин­фор­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за, но нам нуж­но боль­ше образ­цов.

— Есть ли подоб­ные иссле­до­ва­ния в мире по такой жиз­нен­но важ­ной про­бле­ме?

— Насколь­ко я знаю, подоб­ных иссле­до­ва­ний в мире очень мало, а точ­но таких, как наше, не дела­лось вовсе. Были экзом­ные иссле­до­ва­ния, в кото­рых име­лась явная ано­ма­лия пло­да по УЗИ. Но если есть види­мая пато­ло­гия, это сужа­ет круг гипо­тез и спи­сок генов, кото­рые надо изу­чить. Если же нет такой инфор­ма­ции, то надо искать более широ­ко. Так что наша зада­ча более слож­ная.

— Вы исход­но био­ин­фор­ма­тик? Как вы ока­за­лись в Скол­те­хе?

— Я закан­чи­ва­ла Прин­стон­ский уни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти computer science, это даже не совсем био­ин­фор­ма­ти­ка, там боль­ше алго­рит­ми­ки. Я зна­ко­ма с Геор­ги­ем Базы­ки­ным еще с аспи­ран­ту­ры, потом рабо­та­ла с ним в МГУ, и он при­гла­сил меня в этот про­ект.

Надо ска­зать, что мы сей­час актив­но ищем лабо­ра­то­рии и кли­ни­ки, кото­рые хоте­ли бы с нами сотруд­ни­чать. На сего­дня мы рабо­та­ем с тре­мя лабо­ра­то­ри­я­ми, но хоте­ли бы рас­ши­рить их спи­сок.

О том, что бесполое размножение не всегда ведет к вымиранию

Ольга Вахрушева

Оль­га Вах­ру­ше­ва

Оль­га Вах­ру­ше­ва, мл. науч. сотр., науч­ная груп­па проф. Геор­гия Базы­ки­на

Оль­га, я знаю толь­ко то, что пред­мет ваше­го иссле­до­ва­ния — коло­врат­ки. Что это за зве­ри?

— Я зани­ма­юсь несколь­ки­ми про­ек­та­ми, но давай­те рас­ска­жу про бдел­ло­ид­ных коло­вра­ток. Это назва­ние под­клас­са (Bdelloidea), а вооб­ще коло­врат­ки — это тип мно­го­кле­точ­ных живот­ных. Инте­рес­ны бдел­ло­ид­ные коло­врат­ки в первую оче­редь тем, что, как счи­та­лось дол­гие годы, это одна из немно­гих древ­них групп видов, кото­рые пол­но­стью отка­за­лись от поло­во­го раз­мно­же­ния. Это важ­но в све­те дис­кус­сий о том, зачем вооб­ще нуж­но поло­вое раз­мно­же­ние и поче­му оно полу­чи­ло такое широ­кое рас­про­стра­не­ние сре­ди эука­ри­от. Одна из рас­про­стра­нен­ных гипо­тез гово­рит о том, что оно поз­во­ля­ет более эффек­тив­но уда­лять из попу­ля­ции вред­ные мута­ции. В дока­за­тель­ство этой гипо­те­зы при­во­дят тот факт, что груп­пы бес­по­лых орга­низ­мов чаще все­го сидят на кон­цах вето­чек фило­ге­не­ти­че­ских дере­вьев и вклю­ча­ют неболь­шое чис­ло видов. По-види­мо­му, это озна­ча­ет, что пере­ход к бес­по­ло­му раз­мно­же­нию при­во­дит к быст­ро­му выми­ра­нию груп­пы, и за то недол­гое вре­мя, что эта бес­по­лая груп­па суще­ству­ет, в ней не успе­ва­ет воз­ник­нуть боль­шое чис­ло видов. Но есть и контр­при­ме­ры, и один из самых ярких — бдел­ло­ид­ные коло­врат­ки. Счи­та­ет­ся, что они отка­за­лись от поло­во­го раз­мно­же­ния несколь­ко десят­ков мил­ли­о­нов лет назад, и за это вре­мя внут­ри этой груп­пы появи­лось очень мно­го видов. Никто не пони­ма­ет, поче­му в этом слу­чае пере­ход к бес­по­ло­му раз­мно­же­нию не при­вел к выми­ра­нию. Если бы было под­твер­жде­но, что бдел­ло­ид­ные коло­врат­ки раз­мно­жа­ют­ся исклю­чи­тель­но бес­по­лым путем, это был бы серьез­ный контр­ар­гу­мент про­тив необ­хо­ди­мо­сти поло­во­го раз­мно­же­ния для дол­го­сроч­но­го успе­ха вида.

— Где они живут?

— Это мик­ро­ско­пи­че­ские бес­по­зво­ноч­ные, кото­рые живут в воде, во мху или в поч­ве, где мно­го воды. Уче­ные про­смот­ре­ли несколь­ко сотен тысяч осо­бей бдел­ло­ид­ных коло­вра­ток и сре­ди них не уви­де­ли ни одно­го сам­ца — толь­ко самок. И никто у них нико­гда не наблю­дал мей­о­за (это деле­ние клет­ки, при­во­дя­щее к обра­зо­ва­нию поло­вых кле­ток). Несколь­ко лет назад мы в соста­ве боль­шо­го меж­ду­на­род­но­го кон­сор­ци­у­ма секве­ни­ро­ва­ли пер­вый геном бдел­ло­ид­ной коло­врат­ки. Ана­лиз пока­зал, что клас­си­че­ско­го мей­о­за у них точ­но не может про­ис­хо­дить, так как у них отсут­ству­ют пар­ные хро­мо­со­мы. Боль­шин­ство генов, как и у нас, пред­став­ле­ны в виде двух копий, но эти копии раз­бро­са­ны по гено­му в моза­ич­ном поряд­ке.

— То есть это сам­ки, раз­мно­жа­ю­щи­е­ся, мож­но ска­зать, кло­ни­ро­ва­ни­ем?

— В каком-то смыс­ле, да. Но то, что у них нет клас­си­че­ско­го поло­во­го раз­мно­же­ния, не исклю­ча­ет веро­ят­но­сти того, что может суще­ство­вать какой-то дру­гой спо­соб обме­на гене­ти­че­ским мате­ри­а­лом. Мы секве­ни­ро­ва­ли гено­мы 11 коло­вра­ток, собран­ных в Мос­ков­ской обла­сти, что­бы изу­чить, как у них устро­е­на гене­ти­че­ская измен­чи­вость. Если у коло­вра­ток нет реком­би­на­ции и обме­на гене­ти­че­ским мате­ри­а­лом, то, напри­мер, если мута­ция А про­изо­шла в кон­тек­сте мута­ций В и С, эти мута­ции и даль­ше будут оста­вать­ся сцеп­лен­ны­ми. А если реком­би­на­ция про­ис­хо­дит, то это сцеп­ле­ние будет раз­ры­вать­ся, при­чем тем чаще, чем боль­ше физи­че­ское рас­сто­я­ние меж­ду мута­ци­я­ми. И мы уви­де­ли имен­но такую кар­ти­ну — это сцеп­ле­ние раз­ры­ва­ет­ся. Зна­чит, какие-то фор­мы обме­на гене­ти­че­ским мате­ри­а­лом у коло­вра­ток про­ис­хо­дят, хотя это и не клас­си­че­ский мей­оз. Воз­мож­но, имен­но поэто­му им уда­лось так дол­го и успеш­но эво­лю­ци­о­ни­ро­вать.

— А ваши­ми мето­да­ми мож­но узнать, что все-таки у них про­ис­хо­дит?

— Это доволь­но слож­но. Мож­но на осно­ве того, как зави­сит ско­рость рас­цеп­ле­ния мута­ций от рас­сто­я­ния меж­ду ними, попы­тать­ся понять, какой меха­низм лежит в осно­ве это­го.

— Ваш про­ект отно­сит­ся к чисто фун­да­мен­таль­ной нау­ке. Вы в Скол­те­хе име­е­те воз­мож­ность зани­мать­ся таки­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, кото­рые пока не име­ют ника­кой инно­ва­ци­он­ной пер­спек­ти­вы?

— Да, полу­ча­ет­ся, что так.

«Самые интересные люди, которые занимаются биоинформатикой в России, собрались здесь»

Софья Гарушянц

Софья Гару­шянц

Софья Гару­шянц, мл. науч. сотр., науч­ная груп­па срав­ни­тель­ной гено­ми­ки проф. Миха­и­ла Гель­фанда

— Софья, давай­те пого­во­рим про ваше иссле­до­ва­ние с корал­ла­ми.

— В послед­ние годы в резуль­та­те гло­баль­но­го потеп­ле­ния в мире боль­шое коли­че­ство корал­лов ока­за­лось пора­же­но раз­лич­ны­ми болез­ня­ми. Попу­ля­ции про­сто тра­ги­че­ски сокра­ща­ют­ся, в слу­чае Боль­шо­го барьер­но­го рифа — как мини­мум на 30–40%. Оста­ют­ся толь­ко ске­ле­ты, а сами коло­нии выми­ра­ют. К нам в лабо­ра­то­рию при­шли зоо­ло­ги с кафед­ры зоо­ло­гии бес­по­зво­ноч­ных МГУ и при­нес­ли образ­цы боль­ных и здо­ро­вых тка­ней корал­лов. Мы сво­и­ми мето­да­ми пыта­ем­ся понять, какие имен­но орга­низ­мы вызы­ва­ют болез­ни, — срав­ни­ва­ем обра­зец боль­ной и здо­ро­вой тка­ни и смот­рим, как они отли­ча­ют­ся по бак­те­ри­аль­но­му соста­ву.

— Вы секве­ни­ру­е­те геном корал­ла и бак­те­рий?

— Мы исполь­зу­ем под­ход, кото­рый назы­ва­ет­ся мета­ге­но­ми­ка. Тоталь­но секве­ни­ру­ем участ­ки рибо­со­маль­ной РНК, при­чем такие участ­ки, кото­рые есть у бак­те­рий и кото­рых нет у корал­лов. Тем самым мы полу­ча­ем набор всех бак­те­рий, кото­рый есть в образ­це.

Это­му про­ек­ту пред­ше­ство­ва­ла дру­гая рабо­та. Мы про­ве­ря­ли гипо­те­зу, что изме­не­ние внеш­не­го вида корал­лов (их раз­рас­та­ние) свя­за­но с малень­ки­ми рач­ка­ми — копе­по­да­ми, кото­рые живут внут­ри коло­нии. Эти рач­ки выде­ля­ют какие-то веще­ства, и в резуль­та­те на корал­ле обра­зу­ет­ся что-то типа гал­лов, как на рас­те­ни­ях, а рач­ки пита­ют­ся эти­ми раз­рас­та­ю­щи­ми­ся тка­ня­ми. Мы про­ве­ря­ли, свя­за­ны ли эти раз­рас­та­ния с изме­не­ни­ем бак­те­ри­аль­но­го соста­ва. Была идея, что рач­ки пере­но­сят на корал­лы какие-то бак­те­рии, вызы­ва­ю­щие болез­ни. Такая связь обна­ру­же­на, но не слиш­ком оче­вид­ная.

— А про дру­гие ваши рабо­ты рас­ска­же­те?

— В наших бак­те­ри­аль­ных иссле­до­ва­ни­ях объ­ек­ты могут быть самы­ми раз­ны­ми. В кон­це про­шло­го года вышла ста­тья, при напи­са­нии кото­рой мы сотруд­ни­ча­ли с меди­цин­ски­ми мик­ро­био­ло­га­ми. В рабо­те иссле­до­ва­лись при­чи­ны болез­ни Кро­на — это целая груп­па забо­ле­ва­ний, при­во­дя­щих к вос­па­ле­нию кишеч­ни­ка. Часть из наблю­да­е­мых слу­ча­ев явно насле­ду­е­мые, а часть спон­тан­ные. Появи­лась гипо­те­за, что эта болезнь может быть свя­за­на с изме­не­ни­ем соста­ва мик­ро­био­ты кишеч­ни­ка. У здо­ро­во­го чело­ве­ка в кишеч­ни­ке поряд­ка 300 видов бак­те­рий, а при болез­ни Кро­на боль­шую часть мик­ро­био­ма состав­ля­ют кишеч­ные палоч­ки. Мы секве­ни­ро­ва­ли гено­мы кишеч­ных пало­чек, выде­лен­ных у паци­ен­тов, что­бы понять, какие осо­бен­но­сти гено­мов могут быть свя­за­ны с их накоп­ле­ни­ем. И нашли, что в боль­шин­стве штам­мов при­сут­ству­ют спе­ци­аль­ные плаз­ми­ды, кото­рые, види­мо, и обес­пе­чи­ва­ют захват кишеч­ни­ка при болез­ни Кро­на.

— Софья, вы исход­но био­ин­фор­ма­тик? И что при­ве­ло вас в Скол­тех?

— Я учи­лась на ФББ МГУ, но мно­го лет рабо­та­ла в экс­пе­ри­мен­таль­ной моле­ку­ляр­ной био­ло­гии на кафед­ре виру­со­ло­гии. А био­ин­фор­ма­ти­кой зани­ма­лась у Миха­и­ла Гель­фанда в Инсти­ту­те про­блем пере­да­чи инфор­ма­ции (ИППИ РАН), и в Скол­тех он позвал меня и еще несколь­ких сотруд­ни­ков.

— Рабо­та в Скол­те­хе дает воз­мож­ность зани­мать­ся нау­кой в Рос­сии?

— Оче­вид­но, да. Хотя есть раз­ные моде­ли. В ака­де­ми­че­ском инсти­ту­те тебе пла­тят мало, зато у тебя фак­ти­че­ски посто­ян­ная пози­ция. А здесь кон­трак­ты огра­ни­че­ны по вре­ме­ни, но при этом зар­пла­та силь­но выше. Хотя при этом труд­нее полу­чать гран­ты. Ну а еще мне нра­вит­ся наш центр, пото­му что здесь очень силь­ный состав про­фес­со­ров и зани­мать­ся био­ин­фор­ма­ти­кой очень инте­рес­но. Мне кажет­ся, что самые инте­рес­ные люди, кото­рые зани­ма­ют­ся био­ин­фор­ма­ти­кой в Рос­сии, сей­час собра­лись здесь.

Вопро­сы зада­ва­ла Надеж­да Мар­ки­на
Фото В. Шуст­и­ко­ва и А. Попо­ви­ча

 

Маги­стер­ская про­грам­ма «Био­тех­но­ло­гия» Скол­те­ха

Двух­го­дич­ный обра­зо­ва­тель­ный курс, вклю­ча­ю­щий в себя как кур­сы по моле­ку­ляр­ной и кле­точ­ной био­ло­гии, так и био­ин­фор­ма­ти­че­ские кур­сы и кур­сы по мате­ма­ти­че­ско­му моде­ли­ро­ва­нию в био­ло­гии. Изу­чая клас­си­че­ские и совре­мен­ные под­хо­ды, сту­ден­ты про­во­дят иссле­до­ва­ния в обла­сти био­ме­ди­ци­ны и био­тех­но­ло­гии с исполь­зо­ва­ни­ем мето­дов био­ин­фор­ма­ти­ки и ком­пью­тер­ной био­ло­гии. На про­грам­му «Био­тех­но­ло­гия» при­гла­ша­ют­ся не толь­ко бака­лав­ры по био­ло­гии и химии, но и физи­ки, спе­ци­а­ли­сты в обла­сти IT и ана­ли­за дан­ных, выпуск­ни­ки меди­цин­ских и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных вузов. Сту­ден­ты-био­те­хи сотруд­ни­ча­ют с раз­лич­ны­ми био­тех­но­ло­ги­че­ски­ми ком­па­ни­я­ми. Пони­ма­ние того, как рабо­та­ет био­ме­ди­цин­ский биз­нес, помо­га­ет не толь­ко выбрать более успеш­ный карьер­ный путь, но и стать более эффек­тив­ным иссле­до­ва­те­лем.

Про­грам­ма аспи­ран­ту­ры Скол­те­ха по спе­ци­аль­но­сти «Нау­ки о жиз­ни» 

Про­грам­ма рас­счи­та­на на четы­ре года. Аспи­ран­ты ведут иссле­до­ва­ния под руко­вод­ством про­фес­со­ров Скол­те­ха из Цен­тра транс­ля­ци­он­ной био­ме­ди­ци­ны и Цен­тра систем­ной био­ме­ди­ци­ны и био­тех­но­ло­гии и могут защи­щать­ся по спе­ци­аль­но­стям «моле­ку­ляр­ная био­ло­гия», «био­тех­но­ло­гия» и «био­ин­фор­ма­ти­ка». Аспи­ран­ты име­ют воз­мож­ность посе­щать лек­ции веду­щих про­фес­со­ров Скол­те­ха, выби­рая кур­сы, наи­бо­лее акту­аль­ные для их науч­ной рабо­ты. Кро­ме кур­сов по спе­ци­аль­но­сти обя­за­тель­ны­ми явля­ют­ся кур­сы по исто­рии и мето­до­ло­гии нау­ки, пред­при­ни­ма­тель­ству и педа­го­ги­ке. Каж­дый аспи­рант обу­ча­ет­ся по инди­ви­ду­аль­но­му пла­ну, состав­ля­е­мо­му сов­мест­но с науч­ным руко­во­ди­те­лем и утвер­жда­е­мо­му инди­ви­ду­аль­ным коми­те­том, состо­я­щим из извест­ных уче­ных как из Скол­те­ха, так и из дру­гих рос­сий­ских и зару­беж­ных уни­вер­си­те­тов.

Боль­ше о поступ­ле­нии:

msc.skoltech.ru/biotekhnologiya

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

28 комментариев

  • Ash:

    «…о том, мож­но ли сего­дня зани­мать­ся нау­кой в Рос­сии. Вопро­сы зада­ва­ла Надеж­да Мар­ки­на.»
    Спра­ши­вать нуж­но было не о том, мож­но ли зани­мать­ся нау­кой в Рос­сии, а о том, с какой ста­ти зани­мать­ся нау­кой имен­но в Рос­сии.
    Поче­му бы, напри­мер, не пере­не­сти весь Скол­тех куда-нибудь на юг? Ска­жем, в южные про­вин­ции Китая (в какой-нибудь город вто­ро­го-тре­тье­го эше­ло­на по ценам на недви­жи­мость) или, напри­мер, на север Индии?
    Плю­сы нали­цо:
    1) стро­и­тель­ство и экс­плу­а­та­ция соору­же­ний обо­шлись бы намно­го дешев­ле;
    2) иссле­до­ва­те­ли ока­за­лись бы намно­го бли­же к пред­при­я­ти­ям, нуж­да­ю­щим­ся в соот­вет­ству­ю­щих НИОКР;
    3) при той же зар­пла­те уро­вень жиз­ни сотруд­ни­ков был бы выше из-за более дешё­вых цен в ука­зан­ных стра­нах.
    И ни одно­го зна­чи­тель­но­го мину­са не вид­но (кро­ме, разу­ме­ет­ся, необ­хо­ди­мо­сти в неко­то­рой аккли­ма­ти­за­ции).

  • Ash:

    Кста­ти, поучи­тель­ные наблю­де­ния на тему «бытие опре­де­ля­ет созна­ние» от золо­тых рыбок из скол­техов­ско­го аква­ри­ума.

    1. Рыб­ка помо­ло­же.
    «Когда я закан­чи­ва­ла аспи­ран­ту­ру, было ощу­ще­ние, что всё пло­хо, что нау­ки в Рос­сии нет. Но теперь, пора­бо­тав в раз­ных местах, я могу ска­зать, что и по кре­а­тив­но­сти уче­ных, и по орга­ни­за­ции нау­ки, и по атмо­сфе­ре в хоро­ших рос­сий­ских лабо­ра­то­ри­ях не силь­но хуже, чем во мно­гих евро­пей­ских стра­нах.…
    Конеч­но, рабо­та с достой­ной зар­пла­той дает воз­мож­ность думать о нау­ке, а не о том, как выжить. Хотя день­ги — это не глав­ное.»
    То есть тяжё­лые впе­чат­ле­ния от общей ситу­а­ции моло­дой орга­низм быст­ро забыл. И даже в боло­те нашлись пре­лест­ные заво­ди, в кото­рых мож­но с удо­воль­стви­ем попла­вать – конеч­но, воз­вра­ща­ясь на кор­мёж­ку в аква­ри­ум.

    2. Рыб­ка постар­ше.
    «…мно­го лет рабо­та­ла в экс­пе­ри­мен­таль­ной моле­ку­ляр­ной био­ло­гии на кафед­ре виру­со­ло­гии.
    В ака­де­ми­че­ском инсти­ту­те тебе пла­тят мало, зато у тебя фак­ти­че­ски посто­ян­ная пози­ция. А здесь кон­трак­ты огра­ни­че­ны по вре­ме­ни, но при этом зар­пла­та силь­но выше.»
    Ина­че гово­ря, эта рыб­ка хоро­шо пом­нит, что зна­чит «сосать лапу» (в дан­ном слу­чае – соб­ствен­ный плав­ник).
    И зна­ет, что такое день­ги.

  • Алексей Лк:

    Ну если не оши­ба­юсь Кон­стан­тин Севе­ри­нов как то в мае про­шло­го года обмол­вил­ся что у Скол­ко­ва бюд­жет утвер­жден толь­ко до 2020 года – а даль­ше пол­ная неиз­вест­ность. Так что тем кому «повез­ло» учит­ся и рабо­тать в этом заве­де­нии (Скол­тех) сле­ду­ет научит­ся жить сего­дняш­ним днем, не утруж­дая себя мыс­ля­ми о зав­тра – а то как то рез­ко груст­но может стать. Обнинск и Пущи­но то же когда то отлич­но спон­си­ро­ва­лись и име­ли пере­до­вые для сво­е­го вре­ме­ни инсти­ту­ты – как ока­за­лось это горо­да на одно поко­ле­ние. Так что все эти про­ек­ты, весь этот опти­мизм от опро­шен­ных – вила­ми по воде писа­но. Обру­бят им финан­си­ро­ва­ние – и пой­дут они пост­до­ка­ми по миру ски­тат­ся, как это уже было в 1990-ые (а они может и не про­тив даже). А Вооб­ще у меня сло­жи­лось впе­чат­ле­ние что Скол­тех это такой псев­до­э­лит­ный запо­вед­ник для вся­ких воз­вра­щен­цев кото­рые не хотят под­чи­нят­ся РАН или МГУ, а рабо­тать им где то надо – вот и созда­ли себе анклав. Когда то точ­но так же был создан неза­ви­си­мый мате­ма­ти­че­ский инсти­тут НМУ (как аль­тер­на­ти­ва мех­ма­ту МГУ) и факуль­тет Био­ин­же­не­рии МГУ (как аль­тер­на­ти­ва Био­фа­ку МГУ) – пер­вые годы подоб­ные заве­де­ния дей­сти­тель­но дер­жа­лись, но НМУ по слу­хам уже дав­но ска­тил­ся, а факуль­тет Био­ин­же­не­рии так и не смог внят­но заявить о себе. Посмот­рим повто­рит ли Скол­тех их судь­бу. И ни на секун­ду не забы­ва­ем – в конеч­ном сче­те это заве­де­ние гото­вит кад­ры во мно­гом для внеш­не­го мира (те же пост­до­ки), о чем они не раз и гово­ри­ли – в чем поль­за от это­го для чест­ных нало­го­пла­тель­щи­ков на кото­рые суще­ству­ет это заве­де­ние я в упор не вижу.

    • Алексей Лк:

      PS. Назва­ние ста­тьи – какие про­бле­мы реша­ют био­ин­фор­мат­ки в Скол­те­хе – вспом­ни­лось что раз у нас в стране как раз есть целый факуль­тет Био­ин­фор­ма­ти­ки МГУ. Воз­ни­ка­ет вопрос – факуль­тет Био­ин­фор­ма­ти­ки выпус­ка­ет по 50 чело­век в год – инте­рес­но где осе­да­ют все эти люди, и каков вклад Скол­те­ха в тру­до­устрой­стве этих выпуск­ни­ков. Или скол­тех выпус­ка­ет сво­их соб­ствен­ных био­ин­фор­ма­ти­ков? тогда у нас в стране целых два факуль­те­та кото­рые нара­ба­ты­ва­ют обра­зо­ван­ную био­мас­су из выпуск­ни­ков – и куда же при­стро­ить в нашей стране (имен­но в нашей) столь­ко выпуск­ни­ков при том что в фун­да­мен­таль­ной нау­ке у нас задей­ство­ва­но исче­за­ю­ще малое чис­ло людей.

  • n11:

    А ведь здесь мог­ла быть ваша рекла­ма (нет, не мог­ла)

  • С.:

    Инте­рес­но было бы почи­тать о жиз­ни и взгля­дах НЕ моло­дых учё­ных. Их совсем спи­са­ли со сче­тов?

    • Мож­но загля­нуть на дру­гие стра­ни­цы ТрВ, несо­мнен­но, най­де­те.

      • Ash:

        «Инте­рес­но было бы почи­тать о жиз­ни и взгля­дах НЕ моло­дых учё­ных.»
        «Мож­но загля­нуть на дру­гие стра­ни­цы ТрВ, несо­мнен­но, най­де­те.»
        Суще­ствен­ных рас­хож­де­ний со взгля­да­ми моло­дых не наблю­да­ет­ся: у тех, кто ещё не в боло­те – всё более-менее хоро­шо, а у тех, кого уже суну­ли – пло­хо.

    • res:

      Если их спи­сать, поте­ря­ют­ся науч­ные шко­лы. А без них нау­ка не рабо­та­ет. Вер­нее начи­на­ет­ся дея­тель­ность, боль­ше похо­жая на лже­на­у­ку.

      • Алексей Лк:

        «поте­ря­ют­ся науч­ные шко­лы» – науч­ные шко­лы были толь­ко в Гер­ма­нии и СССР (взя­то из како­го то недав­не­го интер­вью на ТрВ. В Япо­нии и США тако­го поня­тия как науч­ная шко­ла нет – живут как то, прав­да США за счет выса­сы­ва­ния умов со все­го мира. А в Рос­сии по срав­не­нию с СССР я так подо­зре­ваю 95% уже науч­ных школ уте­ря­но, Лысен­ко отды­ха­ет – так что все рав­но все с нуля при­дет­ся созда­вать если будет потреб­ность в нау­ке.

        • Алексей Лк:

          PS. А вот что я нашел на стра­ни­цах вики­пе­дии https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Научная_школа по пово­ду науч­ных школ:

          Шко­лы – симп­том незре­ло­сти нау­ки. С утвер­жде­ни­ем пара­диг­мы и пере­хо­дом к «нор­маль­ной» нау­ке шко­лы схо­дят со сце­ны. Уста­нав­ли­ва­ет­ся общ­ность тео­ре­ти­че­ских и мето­ди­че­ских пози­ций всех пред­ста­ви­те­лей дан­ной науки[7].

          Шко­лы, воз­мож­но, оста­ют­ся как орга­ни­за­ци­он­ные объ­еди­не­ния – лабо­ра­то­рии, отде­лы, в кото­рых вслед­ствие малой теку­че­сти кад­ров сохра­ня­ют­ся ста­биль­ные груп­пы сотруд­ни­ков в тече­ние мно­гих лет (Гар­ри Абе­лев) – в совре­мен­ных усло­ви­ях со сред­ним сро­ком жиз­ни пост­до­ка в 3 года о каком посто­ян­стве кад­ров, харак­тер­ных для шко­лы может идти речь?

          Вопрос о жиз­нен­ных цик­лах науч­ных школ менее все­го раз­ра­бо­тан в науч­ной лите­ра­ту­ре. Ино­гда они пре­кра­ща­ют своё суще­ство­ва­ние про­сто из-за нехват­ки финан­си­ро­ва­ния. Одна­ко, при опре­де­ле­нии веду­щих школ часто не учи­ты­ва­ет­ся их жиз­нен­ный цикл, поэто­му зача­стую полу­ча­ют под­держ­ку име­ни­тые, но застыв­шие в сво­ем раз­ви­тии, а не ста­но­вя­щи­е­ся и весь­ма пер­спек­тив­ные науч­ные школы[8].

          Вырож­де­ние науч­ных школ (их уга­са­ние) про­ис­хо­дит в двух основ­ных фор­мах: бюро­кра­ти­за­ции и ком­мер­ци­а­ли­за­ции. Обе эти фор­мы свя­за­ны с модер­ни­за­ци­ей и моди­фи­ка­ци­ей уже име­ю­щих­ся резуль­та­тов, сво­дят­ся к управ­ле­нию про­ек­та­ми вме­сто науч­но­го поис­ка, что уби­ва­ет твор­че­ство, а сле­до­ва­тель­но саму науч­ную школу[9].

          Вот так вот) а мы то тут всю жизнь дума­ли что шко­ла это.….…..

          • Ash:

            «С утвер­жде­ни­ем пара­диг­мы…»
            Как пра­ви­ло, после сло­ва «пара­диг­ма» начи­на­ет­ся поток чепу­хи.
            Что в дан­ном слу­чае и име­ет место.

            • Алексей Лк:

              Точ­но Ash-у луч­ше вид­но что в вики­пе­дии чепу­ха а что нет))) мило­сти про­сим редак­то­ру вики напи­сать с аргу­мен­та­ци­ей про кри­те­рии чепу­хи после сло­ва пара­диг­ма что бы все зна­ли что есть исти­на))))

              • Алексей Лк:

                PS. Кро­ме редак­то­ра вики мож­но и здесь заод­но с почтен­ной ауди­то­ри­ей поде­лит­ся что бы все были в кур­се о том что не так с пара­диг­мой и тем что после нее идет))))

                • Ash:

                  «…заод­но с почтен­ной ауди­то­ри­ей поде­лит­ся что бы все были в кур­се…»
                  Отсут­ствие науч­ной шко­лы – это когда по рабо­там учё­но­го нель­зя ска­зать, кто был его науч­ным руко­во­ди­те­лем.
                  Такое быва­ет дале­ко не все­гда. При­чи­ны вполне оче­вид­ны и не вижу смыс­ла их дета­ли­зи­ро­вать.

                  • Алексей Лк:

                    «Такое быва­ет дале­ко не все­гда. При­чи­ны вполне оче­вид­ны и не вижу смыс­ла их дета­ли­зи­ро­вать» – как все­гда как дело дохо­дит до дела – мы ухо­дим от отве­та на чет­ко постав­ле­ные вопро­сы – что не так с поня­ти­ем пара­диг­мы, что не так с тем что идет после сло­ва пара­диг­ма и поче­му в ста­тье вики напи­са­на ерун­да. Сло­ва были ска­за­ны – за сло­ва надо отве­чать, а не «не вижу смыс­ла их дета­ли­зо­вать».

                    • Ash:

                      «…когда по рабо­там учё­но­го нель­зя ска­зать, кто был его науч­ным руко­во­ди­те­лем.»
                      ———————-
                      http://dugward.ru/library/averchenko/averchenko_zapiski_prostodushnogo.html

                      У вся­ко­го наро­да быва­ют хоро­шие, быва­ют и пло­хие эле­мен­ты. У гре­ков нет ни хоро­ших, ни пло­хих эле­мен­тов – все, как один, и один, как все.…
                      Гре­че­ское искус­ство.
                      Гре­че­ско­го теат­ра нет. Гре­че­ской лите­ра­ту­ры нет. Музы­ки нет. Игра­ют толь­ко на лире, и то если она турец­кая, бумаж­ная…
                      Гре­че­ские жур­на­лы страш­ны по внеш­но­сти: обер­точ­ная бума­га зама­за­на крас­ной и синей крас­кой, а при­гля­дишь­ся – рису­нок укра­ден из «Ла ви Пари­зьен» или «Сурир». Самая попу­ляр­ная гре­че­ская пес­ня – «Пус­кай моги­ла меня нака­жет» – укра­де­на у рус­ской ули­цы, наци­о­наль­ный гре­че­ский танец – фокс­трот, и тан­цу­ют они его толь­ко в желе­зо­бе­тон­ных зда­ни­ях, пото­му что неогре­чан­ки, потом­ки Сафо, Фри­ны, Аспа­зии и Били­тис, име­ют ноги, по объ­е­му и весу сво­е­му раз­ру­ша­ю­щие обык­но­вен­ный пар­кет­ный пол.

                    • Алексей Лк:

                      «У вся­ко­го наро­да быва­ют хоро­шие, быва­ют и пло­хие эле­мен­ты» – это такой ответ на вопрос что не так с пара­диг­мой и вики? Если да то он явно мимо. Опять ниче­го кон­крет­но­го.

                    • Ash:

                      «Опять ниче­го кон­крет­но­го.»
                      Если Вам дей­стви­тель­но нече­го делать и если наме­ча­ю­ще­е­ся сло­во­блу­дие не пре­се­чёт моде­ра­тор, то попро­буй­те как мож­но более чёт­ко и крат­ко опи­сать, что озна­ча­ет сло­во­со­че­та­ние «сме­на пара­диг­мы».
                      Утвер­ждаю, что Ваши сло­ва будут либо баналь­но­стью, либо чепу­хой.

                    • Алексей Лк:

                      опять уход от отве­та – «попро­буй­те как мож­но более чёт­ко и крат­ко опи­сать, что озна­ча­ет сло­во­со­че­та­ние «сме­на пара­диг­мы» – я то как раз ниче­го не дол­жен опи­сы­вать, я задаю лишь кон­крет­ные впро­сы: Ash дал чет­кий тезис – «Как пра­ви­ло, после сло­ва «пара­диг­ма» начи­на­ет­ся поток чепу­хи» – вот и рас­ска­жи всем про то что ты назы­ва­ешь чепу­хой после сло­ва пара­диг­ма, и про то поче­му чепу­ха это ста­тья вики про науч­ные шко­лы где упо­ми­на­ет­ся сло­во пара­диг­ма (явно не самый глав­ный эле­мент ста­тьи) . Я то не счи­таю это чепу­хой, а ты счи­та­ешь – аргу­мен­ти­руй! А то полу­ча­ет­ся без­до­ка­за­тель­ные обви­не­ния от Ash-a, осно­ван­ные ни на чем кро­ме лич­но­го мне­ния Ash-a.

                    • Алексей Лк:

                      PS. «Я то не счи­таю это чепу­хой» – не толь­ко я но и редак­тор вики если что)

                    • Ash:

                      «А то полу­ча­ет­ся без­до­ка­за­тель­ные обви­не­ния…»
                      Для раз­ных людей нуж­ны дока­за­тель­ства в раз­ной фор­ме. Имея как неко­то­рый опыт пре­по­да­ва­ния, так и неко­то­рый опыт обще­ния с Вами, я уве­рен, что Вам мож­но дока­зать какое-либо утвер­жде­ние из гума­ни­тар­ной обла­сти толь­ко сокра­ти­че­ским мето­дом.
                      В слу­чае со сту­ден­та­ми у меня, вооб­ще гово­ря, есть адми­ни­стра­тив­ная воз­мож­ность насто­ять на опре­де­лён­ной тех­ни­ке объ­яс­не­ния. В слу­чае с Вами такой воз­мож­но­сти у меня нет. Но нет и обя­зан­но­сти что-либо объ­яс­нять.
                      Не хоти­те – не нуж­но.

                    • Алексей Лк:

                      Финал – «но и нет обя­зан­но­сти что либо объ­яс­нять» – ну раз нет обя­зан­но­сти то и нече­го было тут гром­кие сло­ва о том что есть чушь в вики гово­рить. Аргу­мен­тов у Ash-а не нашлось, и попыт­ка все спи­сать на сокра­ти­че­ский метод – оче­ред­ное уви­ли­ва­ние вбок и пере­вод стрел на лич­ность зада­ю­ще­го чет­кие вопро­сы. Сла­ва богу что я не сту­дент Ash-a и у него нет адми­ни­стра­тив­ной воз­мож­но­сти повли­ять на того кто тре­бу­ет с него хоть какой то ответ.

      • Алексей В. Лебедев:

        К сожа­ле­нию, они же по любо­му умрут. Это не вопрос выбо­ра. И что, с ними закон­чит­ся нау­ка? Может, луч­ше поду­мать о пре­ем­ни­ках?

  • С.:

    Впер­вые читаю столь здра­вое мне­ние о науч­ных шко­лах. Может быть, где то они и сохра­ни­лись, но мне не дове­лось это наблю­дать. Все, что я видел, это адми­ни­стра­тив­ный ресурс уже не рабо­та­ю­ще­го пат­ри­ар­ха и све­тя­щи­е­ся вокруг моло­дежь, в надеж­де стать таким же.

    • Ash:

      «Все, что я видел, это адми­ни­стра­тив­ный ресурс уже не рабо­та­ю­ще­го пат­ри­ар­ха и све­тя­щи­е­ся вокруг моло­дежь, в надеж­де стать таким же.»
      Так это ров­но то, что у нас оста­лось от нау­ки вооб­ще.
      Нет науч­ных школ – нет и нау­ки.

      • Алексей Лк:

        «Нет науч­ных школ — нет и нау­ки» и одно­вре­мен­но чуть выше от Ash-a «Отсут­ствие науч­ной шко­лы — это когда по рабо­там учё­но­го нель­зя ска­зать, кто был его науч­ным руко­во­ди­те­лем» – а мож­но ли по рабо­там Фара­дея или Нико­лая Коль­цо­ва или Джейм­са Уот­со­на ска­зать кто был их науч­ным руко­во­ди­те­лем? Или то что они дела­ли не нау­ка? Науч­ные шко­лы были толь­ко в Гер­ма­нии и СССР – во всем осталь­ном мире не было нау­ки? Были ли науч­ные шко­лы в 16 веке? Была ли нау­ка в 16 веке? Ash – ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com