Владимир Сперантов: заряд оптимизма и любознательности

В. В. Сперантов на лекции «Физика музыки». Фото А. Говорова
В. В. Спе­ран­тов на лек­ции «Физи­ка музы­ки». Фото А. Гово­ро­ва

Эта ста­тья — сво­е­го рода речь в под­держ­ку кан­ди­да­та в номи­на­ции «Попу­ля­ри­за­тор нау­ки — 2017», лау­ре­ат кото­рой ста­нет изве­стен в фев­ра­ле 2018 года на цере­мо­нии «За вер­ность нау­ке». Раз­го­вор пой­дет о В. В. Спе­ран­то­ве, доцен­те кафед­ры общей и экс­пе­ри­мен­таль­ной физи­ки Инсти­ту­та физи­ки, тех­но­ло­гии и инфор­ма­ци­он­ных систем Мос­ков­ско­го педа­го­ги­че­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Чем выде­ля­ет­ся Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич? Потря­са­ю­щим заря­дом опти­миз­ма и любо­зна­тель­но­сти. Он пыта­ет­ся заин­те­ре­со­вать всех вокруг, вовлечь в про­цесс изу­че­ния мира, пока­зать, насколь­ко инте­рес­ны зако­ны при­ро­ды. Встре­чи со Спе­ран­то­вым учат зада­вать вопро­сы, не смот­реть на нау­ку как на сухие фор­му­лы и непо­нят­ные тео­рии, пытать­ся разо­брать­ся в устрой­стве мира вокруг нас. Они инте­рес­ны и детям, и под­рост­кам, и взрос­лым.

Герой наше­го рас­ска­за родил­ся в 1932 году в Москве, окон­чил шко­лу в 1950 году с золо­той меда­лью и лест­ны­ми отзы­ва­ми учи­те­лей, но во мно­гие вузы доро­га ока­за­лась закры­та в виду «негод­но­сти по анкет­ным дан­ным» (сын «вра­га наро­да», поз­же реа­би­ли­ти­ро­ван­но­го). Выбор был сде­лан в поль­зу МПГУ, в кото­ром Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич полу­чил диплом, защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию, начал свою педа­го­ги­че­скую дея­тель­ность, стал уни­каль­ным пре­по­да­ва­те­лем и в тече­ние мно­гих лет зани­ма­ет­ся про­све­ти­тель­ством.

В.В. Сперантов
В.В. Спе­ран­тов

Физи­ко-мате­ма­ти­че­ский факуль­тет МГПИ им. Лени­на (так назы­вал­ся тогда вуз) сла­вил­ся про­фес­си­о­на­лиз­мом пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва и сло­жив­шей­ся атмо­сфе­рой, в какой-то мере скра­ши­ва­ю­щей послед­ние годы ста­ли­низ­ма. В раз­ное вре­мя на факуль­те­те рабо­та­ли такие извест­ные рос­сий­ские уче­ные и педа­го­ги, как физи­ки ака­де­мик АН СССР Е. М. Лив­шиц, про­фес­сор Э. В. Шполь­ский, про­фес­сор Н. Н. Малов, член-кор­ре­спон­дент АПН СССР А. В. Пёрыш­кин.

Педа­го­ги­че­ская дея­тель­ность Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча нача­лась на физ­фа­ке в 1954 году и про­дол­жа­ет­ся по сей день. Пер­вое дети­ще Спе­ран­то­ва — созда­ние «под ключ» сту­ден­че­ской лабо­ра­то­рии «Опти­ка». Им были при­ду­ма­ны, выто­че­ны и настро­е­ны более два­дца­ти уста­но­вок, состав­лен лабо­ра­тор­ный прак­ти­кум с гра­мот­ны­ми опи­са­ни­я­ми и чер­те­жа­ми.

В.В. Сперантов
В.В. Спе­ран­тов

В. В. Спе­ран­то­ва отли­ча­ет инди­ви­ду­аль­ный под­ход к каж­до­му сту­ден­ту. Чис­ло бла­го­дар­ных выпуск­ни­ков рас­тет про­пор­ци­о­наль­но чис­лу сту­ден­тов — а их уже несколь­ко тысяч. Он пре­успел на педа­го­ги­че­ском фрон­те бла­го­да­ря неор­ди­нар­но­му под­хо­ду к обра­зо­ва­нию, а так­же бла­го­да­ря энту­зи­аз­му и, конеч­но, люб­ви к сво­е­му делу.

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич несколь­ко деся­ти­ле­тий под­ряд вел физи­че­ский лек­то­рий на факуль­те­те, в послед­ние годы актив­но участ­ву­ет в про­ек­те «Уни­вер­си­тет­ские суб­бо­ты» (толь­ко в 2017 году собрав на лек­ци­ях более тыся­чи чело­век), неод­но­крат­но участ­во­вал в фести­ва­лях увле­ка­тель­ной нау­ки. Он частый лек­тор куль­тур­но-про­све­ти­тель­ско­го цен­тра «Архэ», тес­но вза­и­мо­дей­ству­ю­ще­го с МПГУ. Талант­ли­вый физик и педа­гог, Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич еще и пре­крас­но игра­ет на роя­ле, и ни один твор­че­ский вечер не про­хо­дит без музы­ки в его испол­не­нии. А какие он пишет сти­хи! Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич — серд­це и талис­ман физ­фа­ка МПГУ!

Ксе­ния Теп­ля­ко­ва,
зав. лабо­ра­то­ри­ей кафед­ры общей и экс­пе­ри­мен­таль­ной физи­ки

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: