История одного фотопортрета академика А. Н. Фрумкина

Мария Хрущева

Мария Хру­ще­ва

Как утвер­жда­ют социо­ло­ги и фило­со­фы нау­ки, любое науч­ное зна­ние обу­слов­ле­но тем бази­сом, кото­рый под­го­тов­лен к опре­де­лен­но­му момен­ту куль­тур­ным раз­ви­ти­ем обще­ства, рели­ги­ей, искус­ством, сло­жив­ши­ми­ся соци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми отно­ше­ни­я­ми.

В. Улья­нов, Ф. Дзер­жин­ский, К. Воро­ши­лов, М. Горь­кий, К. Чуков­ский, С. Есе­нин, А. Ахма­то­ва, Б. Пастер­нак, С. Михо­элс, В. Мей­ер­хольд, Д. Шоста­ко­вич… Порт­рет эпо­хи. И автор его — один. Хре­сто­ма­тий­ные порт­ре­ты всех тех, кто оста­вил след в исто­рии нашей стра­ны, созда­ны Мои­се­ем Соло­мо­но­ви­чем Нап­пель­ба­у­мом (1869–1958). Имен­но он оста­вил в нашей памя­ти порт­рет такой эпо­хи, какой мы ее пред­став­ля­ем и осо­зна­ем сего­дня.

Еже­днев­но в любой точ­ке пла­не­ты дела­ют­ся мил­ли­ар­ды сним­ков, каза­лось бы так­же фик­си­ру­ю­щие кар­ти­ны, в сово­куп­но­сти сво­ей ста­но­вя­щи­е­ся лето­пи­сью вре­ме­ни. Одна­ко бес­чис­лен­ное мно­же­ство вспы­шек ухо­дит в небы­тие, а в памя­ти и веч­но­сти оста­ют­ся еди­ни­цы. Мало про­сто нажать на кноп­ку, необ­хо­ди­мо пони­мать, чув­ство­вать суть, есте­ство того, что хочет­ся запе­чат­леть.

Фотопортрет А. Н. Фрумкина работы М. С. Наппельбаума (1938)

Фото­порт­рет А. Н. Фрум­ки­на рабо­ты М. С. Нап­пель­ба­у­ма (1938)

«Что­бы создать порт­рет, схо­жий с ори­ги­на­лом, необ­хо­ди­мо про­ник­нуть в духов­ный мир чело­ве­ка, рас­по­знать его харак­тер» — так писал М. С. Нап­пель­ба­ум. Дочь худож­ни­ка, О. Груд­цо­ва, вспо­ми­на­ла, что он любил сни­мать некра­си­вых и немо­ло­дых людей. «Глав­ное в лице — мысль» . И еще: «У отца было пора­зи­тель­ное чутье худож­ни­ка. Не имея не толь­ко выс­ше­го, но и сред­не­го обра­зо­ва­ния, порой не зная твор­че­ства чело­ве­ка, кото­ро­го он сни­мал, он улав­ли­вал его твор­че­скую инди­ви­ду­аль­ность, харак­тер». Имен­но пото­му фото­гра­фии Нап­пель­ба­у­ма живы и по сей день, а гля­дя на них, мы видим живых, кра­си­вых, твор­че­ских людей.

М. С. Нап­пель­ба­ум родил­ся в Мин­ске. В четыр­на­дцать лет мать впер­вые при­ве­ла его в мастер­скую фото­гра­фа, и с тех пор нача­лось его обу­че­ние. В 1912 году мастер пере­ез­жа­ет в Петер­бург, где откры­ва­ет соб­ствен­ную мастер­скую, кото­рая вско­ре ста­но­вит­ся извест­ной. Мол­ва о необыч­ном фото­гра­фе рас­про­стра­ня­ет­ся с огром­ной ско­ро­стью, и в 1918 году масте­ра при­гла­ша­ют в Смоль­ный, где М. С. Нап­пель­ба­ум дела­ет порт­рет В. И. Лени­на. Заказ­чик высо­ко оце­нил сде­лан­ное фото. Фото­порт­рет Лени­на стал нача­лом цело­го цик­ла сним­ков руко­во­ди­те­лей совет­ско­го госу­дар­ства. В 1919 году при под­держ­ке Я. М. Сверд­ло­ва М. С. Нап­пель­ба­ум орга­ни­зу­ет первую госу­дар­ствен­ную фото­гра­фию при ВЦИКе. Имен­но это­му пери­о­ду мы обя­за­ны появ­ле­ни­ем гале­реи порт­ре­тов рево­лю­ци­о­не­ров, поли­ти­ков, вое­на­чаль­ни­ков, мно­гие из кото­рых впо­след­ствии были репрес­си­ро­ва­ны, а их изоб­ра­же­ния изъ­яты из учеб­ни­ков и книг.

Бла­го­да­ря М. С. Нап­пель­ба­у­му нам доступ­но изоб­ра­же­ние уче­но­го мира совет­ско­го пери­о­да. В 1938 году он был при­гла­шен в ЛАФОКИ АН СССР для выпол­не­ния фото­порт­ре­тов уче­ных с целью фор­ми­ро­ва­ния фон­дов Ака­де­мии наук. За 1920–1950 годы М. С. Нап­пель­ба­ум создал порт­ре­ты более сот­ни ака­де­ми­ков, чле­нов-кор­ре­спон­ден­тов Ака­де­мии наук, про­сто извест­ных дея­те­лей нау­ки. Сего­дня на сай­те «Архи­вы РАН» пред­став­ле­на элек­трон­ная кол­лек­ция порт­ре­тов, выпол­нен­ных фото­ху­дож­ни­ком.

А. Н. Фрум­кин при­ни­ма­ет уча­стие в съем­ках в ЛАФОКИ в кон­це 1930-х годов. В этот пери­од он дей­стви­тель­ный член Ака­де­мии наук СССР, заме­сти­тель дирек­то­ра НИФХИ им. Л. Я. Кар­по­ва, заве­ду­ю­щий кафед­рой элек­тро­хи­мии хими­че­ско­го факуль­те­та МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва. Съем­ку выпол­ня­ет М. С. Нап­пель­ба­ум. Точ­ная дата изго­тов­ле­ния это­го фото­порт­ре­та ста­ла извест­на в 2012 году, когда в домаш­нем архи­ве ака­де­ми­ка был обна­ру­жен отпе­ча­ток неболь­шо­го раз­ме­ра этой фото­гра­фии, на обо­ро­те кото­рой рукой А. Н. Фрум­ки­на было напи­са­но: «1938 г.».

По любо­му из порт­ре­тов масте­ра, в том чис­ле и по порт­ре­ту А. Н. Фрум­ки­на, мож­но изу­чать твор­че­ство М. С. Нап­пель­ба­у­ма. Посмот­рим на сам порт­рет. Одной из осо­бен­но­стей работ М. С. Нап­пель­ба­у­ма был прак­ти­че­ски пол­ный отказ от искус­ствен­ных деко­ра­ций. Стро­гий костюм, белая сороч­ка, часы, вид­не­ю­щи­е­ся из-за обшла­гов рубаш­ки, пла­ток, сжа­тый в ладо­нях. Вот, соб­ствен­но, и все дета­ли. Вни­ма­ние зри­те­ля сосре­до­то­че­но лишь на двух ярких пят­нах — это лицо и руки. Руки на офи­ци­аль­ном порт­ре­те — необыч­ное явле­ние. Как пра­ви­ло, худож­ни­ки при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что эта деталь отвле­ка­ет вни­ма­ние от лица, неред­ко явля­ет­ся дис­со­нан­сом, одна­ко это не так в слу­чае работ М. С. Нап­пель­ба­у­ма. Руки для худож­ни­ка не про­сто изоб­ра­зи­тель­ный эле­мент, а необ­хо­ди­мое усло­вие пси­хо­ло­ги­че­ской харак­те­ри­сти­ки.

Было бы неспра­вед­ли­во умол­чать об общем мето­де съем­ки М. С. Нап­пель­ба­у­ма, кото­рый полу­чил назва­ние «рем­бранд­тов­ский свет» — осве­ще­ние одной лам­пой и толь­ко с одной сто­ро­ны. Такой метод изве­стен дав­но, еще Рем­брандт исполь­зу­ет этот при­ем в сво­их порт­ре­тах. Но, конеч­но, это не меха­ни­че­ское повто­ре­ние М. С. Нап­пель­ба­у­мом наход­ки масте­ра эпо­хи Воз­рож­де­ния, а лишь вос­при­я­тие одно­го из при­е­мов, кото­рый добав­ля­ет дра­ма­тиз­ма сним­ку, дела­ет его про­из­ве­де­ни­ем искус­ства. Порт­рет А. Н. Фрум­ки­на не исклю­че­ние: осве­ще­ние кад­ра реа­ли­зо­ва­но имен­но в такой мане­ре.

Исто­рия фото­порт­ре­та А. Н. Фрум­ки­на рабо­ты М. С. Нап­пель­ба­у­ма полу­чи­ла неожи­дан­ное про­дол­же­ние. В 2000-х годах руко­вод­ство НИФХИ им. Л. Я. Кар­по­ва при­ня­ло реше­ние зака­зать худо­же­ствен­ный порт­рет ака­де­ми­ка для гале­реи порт­ре­тов уче­ных, рабо­тав­ших в сте­нах инсти­ту­та, и обра­ти­лось в Мемо­ри­аль­ный каби­нет ака­де­ми­ка А. Н. Фрум­ки­на в ИФХЭ РАН с прось­бой предо­ста­вить пару наи­бо­лее харак­тер­ных фото­гра­фий Алек­сандра Нау­мо­ви­ча. Фото­гра­фии были пере­да­ны, одна из них была рабо­ты М. С. Нап­пель­ба­у­ма, и имен­но ее исполь­зо­вал для сво­ей рабо­ты худож­ник Г. В. Живо­тов. Фото­ко­пия этой кар­ти­ны экс­по­ни­ру­ет­ся в Мемо­ри­аль­ном каби­не­те А. Н. Фрум­ки­на.

В Мемо­ри­аль­ном каби­не­те А. Н. Фрум­ки­на нахо­дит­ся еще одно про­из­ве­де­ние М. С. Нап­пель­ба­у­ма — порт­рет Л. И. Ман­дель­шта­ма — выда­ю­ще­го­ся физи­ка, кото­ро­го Алек­сандр Нау­мо­вич все­гда счи­тал сво­им учи­те­лем. Фото­гра­фия Л. И. Ман­дель­шта­ма нахо­ди­лась на почет­ном месте в квар­ти­ре А. Н. Фрум­ки­на, а поз­же была пере­да­на в его Мемо­ри­аль­ный каби­нет. И в Мемо­ри­аль­ном каби­не­те уче­ник и учи­тель не рас­ста­ва­лись друг с дру­гом — порт­рет Л. И. Ман­дель­шта­ма был раз­ме­щен рядом с живо­пис­ным изоб­ра­же­ни­ем А. Н. Фрум­ки­на, сде­лан­ным в 1943 году в эва­ку­а­ции в Каза­ни дру­гом Алек­сандра Нау­мо­ви­ча физи­ком Я. И. Френ­ке­лем.

Фото­порт­рет А. Н. Фрум­ки­на рабо­ты М. С. Нап­пель­ба­у­ма широ­ко изве­стен элек­тро­хи­ми­кам. Он исполь­зо­вал­ся во мно­гих посвя­щен­ных Алек­сан­дру Нау­мо­ви­чу пуб­ли­ка­ци­ях. Наи­бо­лее зна­чи­мы­ми из них явля­ют­ся сбор­ник вос­по­ми­на­ний об А. Н. Фрум­кине (1989) и моно­гра­фия «Алек­сандр Нау­мо­вич Фрум­кин. Уче­ни­ки и сорат­ни­ки» (2014). Порт­рет изве­стен и меж­ду­на­род­но­му сооб­ще­ству уче­ных. В 2015 году была опуб­ли­ко­ва­на кни­га “Electrochemistry in a Divided World”, посвя­щен­ная элек­тро­хи­ми­кам Восточ­ной Евро­пы. На облож­ке — гале­рея порт­ре­тов геро­ев кни­ги, и откры­ва­ет ее опи­сы­ва­е­мый порт­рет А. Н. Фрум­ки­на.

Одна­ко оста­ет­ся вопрос: сохра­нил­ся ли ори­ги­нал рабо­ты — фото­пла­стин­ка, на кото­рой мастер запе­чат­лел уче­но­го?

А. Н. Фрум­кин в 1976 году полу­чил пись­мо, под­пи­сан­ное дирек­то­ром ЛАФОКИ. В пись­ме сето­ва­ли на то, что в фото­те­ке чле­нов Ака­де­мии наук порт­ре­та А. Н. Фрум­ки­на нет, и при­гла­ша­ли при­нять уча­стие в съем­ках. Алек­сандр Нау­мо­вич не смог вос­поль­зо­вать­ся этим при­гла­ше­ни­ем. За несколь­ко дней до назна­чен­ной даты в Туле, где про­хо­ди­ло 9-е Все­со­юз­ное сове­ща­ние по элек­тро­хи­мии орга­ни­че­ских соеди­не­ний, его не ста­ло.

Исхо­дя из при­слан­но­го из ЛАФОКИ пись­ма, было бы логич­ным пред­по­ло­жить, что все офи­ци­аль­ные фото­гра­фии утра­че­ны, одна­ко это не так. Нега­тив сним­ка, сде­лан­но­го М. С. Нап­пель­ба­у­мом, жив до сих пор и сохра­ня­ет­ся в кол­лек­ции ЛАФОКИ Инсти­ту­та исто­рии есте­ство­зна­ния и тех­ни­ки РАН им. С. И. Вави­ло­ва.

В нача­ле 2000-х годов под руко­вод­ством фото­ху­дож­ни­ка А. Э. Маро­ва нача­лась актив­ная рабо­та с фото­ар­хи­вом в ЛАФОКИ. В 2002–2003 годах «Лите­ра­тур­ная газе­та» опуб­ли­ко­ва­ла серию тек­стов об уче­ных, сопро­вож­дав­ших­ся фото­гра­фи­я­ми М. С. Нап­пель­ба­у­ма, най­ден­ны­ми в архи­вах ЛАФОКИ РАН. Сре­ди этих пуб­ли­ка­ций был и мате­ри­ал с гово­ря­щим назва­ни­ем «Акку­му­ля­ция умствен­ной силы», посвя­щен­ный А. Н. Фрум­ки­ну.

С это­го момен­та ЛАФОКИ сов­мест­но с дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми и Архи­вом РАН пред­став­ля­ет неболь­шие выстав­ки совре­мен­ных отпе­чат­ков с нега­ти­вов фото­гра­фий уче­ных М. С. Нап­пель­ба­у­ма. В июне 2017 года про­шла мас­штаб­ная выстав­ка «Четы­ре масте­ра. Порт­ре­ты уче­ных в твор­че­стве фото­ху­дож­ни­ков М. Нап­пель­ба­у­ма, Г. Вай­ля, С. Нови­ко­ва, А. Маро­ва», заду­ман­ная как часть выста­воч­но­го про­ек­та «Порт­рет нау­ки — связь вре­мен: XX–XXI века». На этой выстав­ке был пред­став­лен и фото­порт­рет А. Н. Фрум­ки­на, выпол­нен­ный в 1938 году М. С. Нап­пель­ба­у­мом.

М. С. Нап­пель­ба­ум про­жил инте­рес­ней­шую жизнь, скон­чал­ся в 1958 году, не уви­дев вышед­шее из печа­ти свое послед­нее дети­ще — кни­гу «От ремес­ла к искус­ству». Най­ти эту кни­гу я реко­мен­дую каж­до­му, кто хоть немно­го инте­ре­су­ет­ся фото­гра­фи­ей и исто­ри­ей. Похо­ро­нен Мои­сей Соло­мо­но­вич в Москве, на Вост­ря­ков­ском клад­би­ще. О месте его захо­ро­не­ния широ­кой обще­ствен­но­сти ста­ло извест­но в 2014 году бла­го­да­ря дея­тель­но­сти неком­мер­че­ско­го парт­нер­ства «Обще­ство некро­по­ли­стов», и в част­но­сти С. Лепеш­ки­на, сто­яв­ше­го у исто­ков созда­ния это­го обще­ства.

Порт­ре­ты, создан­ные М. С. Нап­пель­ба­у­мом, сего­дня в музе­ях, учеб­ни­ках по фото­гра­фии и оте­че­ствен­ной исто­рии. Но не толь­ко пото­му, что запе­чат­ле­ны фигу­ры исто­ри­че­ско­го мас­шта­ба. Даже если рукой Нап­пель­ба­у­ма создан фото­порт­рет чело­ве­ка, сего­дня нико­му не извест­но­го, он тоже досто­ин выста­воч­ной гале­реи, пото­му что лица, смот­ря­щие на нас с его фото­гра­фий, явля­ют собой порт­рет целой эпо­хи, пусть не такой дале­кой, но уже ушед­шей. Облик ака­де­ми­ка А. Н. Фрум­ки­на, запе­чат­лен­ный М. С. Нап­пель­ба­у­мом, тоже сре­ди этих лиц. И, конеч­но, это под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мость лич­но­сти Алек­сандра Нау­мо­ви­ча, проч­ную вза­и­мо­связь это­го име­ни с исто­ри­ей госу­дар­ства. А. Н. Фрум­кин не про­сто совет­ский элек­тро­хи­мик, не про­сто уче­ный меж­ду­на­род­но­го уров­ня, внес­ший осо­бый вклад в исто­рию есте­ствен­ной нау­ки XX века, — он часть ушед­шей эпо­хи.

Мария Хру­ще­ва,
хими­че­ский факуль­тет МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва, кафед­ра элек­тро­хи­мии

Пол­ную вер­сию докла­да, сде­лан­но­го на 41-х Фрум­кин­ских чте­ни­ях (2017), мож­но про­честь на сай­те кафед­ры элек­тро­хи­мии хим­фа­ка МГУ — www.elch.chem.msu.ru/wp3/wp-content/uploads/2016/02/Фрумкин-Наппельбаум-для-сайта.pdf

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

 

4 комментария

  • А.Пономарев:

    В спи­сок дея­те­лей эпо­хи вклю­чен К. Воро­ши­лов. Види­мо, без­дум­но, по совет­ской тра­ди­ции.

    В архи­вах пере­пис­ки Воро­ши­ло­ва и Ста­ли­на обна­ру­же­на похваль­ба нар­ко­ма орга­ни­за­ци­ей убийств зна­ме­ни­тых пол­ко­вод­цев граж­дан­ской вой­ны (пись­мо опуб­ли­ко­ва­но).

    • Хрущева Мария:

      Отче­го же без­дум­но? В спи­сок дея­те­лей эпо­хи, упо­мя­ну­тых в ста­тье, вклю­че­ны и Улья­нов, и Дзер­жин­ский, и дея­те­ли куль­ту­ры, совер­шен­но раз­ные по зна­чи­мо­сти и оцен­ке их роли в исто­рии. Тем не менее – все они состав­ля­ют имен­но порт­рет эпо­хи, ров­но так­же, как и дру­гие моде­ли Нап­пель­ба­у­ма. Моде­ля­ми Нап­пель­ба­у­ма были самые раз­ные люди, сыг­рав­шие раз­ную роль в судь­бе стра­ны, – и мар­ша­лы, и поли­ти­ки, и функ­ци­о­не­ры. Наря­ду с Воро­ши­ло­вым, Дзер­жин­ским, Лени­ным, Ста­ли­ным, он сни­мал и Троц­ко­го, Зино­вье­ва, Каме­не­ва, Буха­ри­на. Нап­пель­ба­ум сотруд­ни­чал с ВЦИК, поэто­му рож­да­лись порт­ре­ты всех, кто был свя­зан с этим госу­дар­ствен­ным орга­ном. Сре­ди дея­те­лей куль­ту­ры и опаль­ный Мей­ер­хольд, и уби­тый Михо­элс, но и любим­чи­ки вла­сти тоже. Да и порт­ре­ты чле­нов ака­де­мии тоже дела­лись им не выбо­роч­но – наря­ду с Фрум­ки­ным, Кистя­ков­ским, Шмид­том и др. он сни­мал и Лысен­ко. И лицо послед­не­го так­же ста­ло досто­я­ни­ем исто­рии, вошло в порт­рет эпо­хи. Эпо­ха – она раз­ная. И наша цель – не оцен­ка вкла­да каж­до­го из дея­те­лей, а рас­сказ о лето­пис­це этой эпо­хи – писав­ше­го и зло­де­ев, и гени­ев. Целью ста­тьи было пока­зать чело­ве­ка, посред­ством твор­че­ства кото­ро­го запе­чат­лен порт­рет эпо­хи, а не оце­ни­вать послед­нюю. И, опять же, отче­го же без­дум­но – вполне созна­тель­но. Да, по ссыл­ке http://www.elch.chem.msu.ru/wp3/index.php/ru/history/frumkin/ вы може­те про­чи­тать не толь­ко пол­ную вер­сию ста­тьи, но и посмот­реть аудио-видео­кол­лаж, состав­лен­ный из работ М.С. Нап­пель­ба­у­ма, и воочию посмот­реть, как выгля­де­ли гении и зло­деи. А уж кто из них кто – решать и оце­ни­вать вам.

  • А.Пономарев:

    Ува­жа­е­мая Мария! Мно­го слов. Ну, и вклю­чи­ли бы в спи­сок «това­ри­ща Ста­ли­на» – кто бы воз­ра­жал?
    По пово­ду «как выгля­де­ли гении и зло­деи» выска­зал­ся Гегель – «чем тяже­лее посред­ствен­но­сти дает­ся мысль, тем более «умный» вид при­об­ре­та­ет его лицо. Вели­ко­му Кан­ту мысль дава­лась лег­ко – по виду лица он был пол­ный дурак!»

    Прав­да, страш­ное лицо Геге­ля опро­вер­га­ет его утвер­жде­ние.

    Исто­рия на зло­де­ев накла­ды­ва­ет табу – бес­след­но погру­жая их во тьму… При­знай­те свою ошиб­ку!

  • А.Пономарев:

    Дух вос­тор­жен­но­сти докла­да остав­ля­ет в тени сомни­тель­ную роль рету­ши. Все совет­ские фото в СМИ под­вер­га­лись тоталь­ной рету­ши. Дея­те­лю нахо­дя­ще­му­ся в фаво­ре все­гда при­да­вал­ся бла­го­об­раз­ный вид. Рету­ши­ро­вал­ся силь­ным обра­зом и Улья­нов-Ленин, т.к. ори­ги­нал все­гда был слиш­ком невзра­чен и про­сто­ват. Улья­но­ву рету­ши­ро­ва­ли и стран­ные, не весь­ма кра­си­вые для джентль­ме­на, жесты кистей рук. Под­нов­ля­ли рету­ши­ро­ва­ни­ем даже ста­рые, мятые и потре­пан­ные костю­мы вождя.

    Ста­ли­ну лаки­ро­ва­ли лицо, пря­та­ли лыси­ну и уве­ли­чи­ва­ли рост.

    Чуде­са фото­хи­мии изме­ня­ли и нега­ти­вы. Точ­ный вид исто­ри­че­ских дея­те­лей сохра­ня­ли толь­ко поли­цей­ские архи­вы, да и те ста­ра­тель­но уни­что­жа­лись. Об этом сле­до­ва­ло бы ска­зать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com