2017 год в неологизмах и мемах

Марина Вишневецкая

Мари­на Виш­не­вец­кая

Сло­ва, вошед­шие в язык, а чаще толь­ко лишь в моду, в том или ином году, — это камуш­ки, по кото­рым мы смо­жем вер­нуть­ся к себе, преж­ним, жив­шим тогда-то, посре­ди таких-то собы­тий и обсто­я­тельств, казав­ших­ся зна­чи­мы­ми мил­ли­о­нам — и поче­му бы? Спу­стя год или два понять это быва­ет уже непро­сто. Зна­че­ние нео­ло­гиз­мов, коче­вав­ших из ста­тьи в ста­тью, забы­ва­ет­ся. Мемов, без зна­ния кото­рых, каза­лось, нам ни за что не понять друг дру­га, не отыс­кать уже днем с огнем. Но наи­бо­лее памят­ли­вые из нас эти сло­ва соби­ра­ют, самые дотош­ные пишут для них дефи­ни­ции. И про­шлое не исче­за­ет. Упа­ко­ван­ное в нео­ло­гиз­мы, оно все­гда под рукой. Есть ли более эко­ном­ный спо­соб — вспом­нить, рас­ска­зать, поды­то­жить?

Самые гром­кие мемы 2017 года — Ждун и хайп.

Ждун (так назва­ли в Руне­те скульп­ту­ру, изго­тов­лен­ную по зака­зу Лей­ден­ско­го уни­вер­си­те­та, — аморф­ное серое созда­ние, «боль­шой милый комок пло­ти», кото­рый, по сло­вам его созда­тель­ни­цы, гол­ланд­ской худож­ни­цы Мар­грит ван Бре­ворт, хочет­ся обнять) — вопло­щен­ное дол­го­тер­пе­ние и бла­го­ду­шие.

Хайп, при­шед­ший к нам из англий­ско­го (hype), озна­ча­ет наду­ва­тель­ство, навяз­чи­вую рекла­му, шприц для вве­де­ния нар­ко­ти­ков. А в рус­ском язы­ке — преж­де все­го шуми­ху и ажи­о­таж.

И толь­ко на пер­вый взгляд эти мемы про­ти­во­по­лож­ны друг дру­гу. Заси­дев­ший­ся Ждун — в оче­ре­ди ли, в бес­смыс­лен­ном ли ожи­да­нии соци­аль­но­го лиф­та, да и вооб­ще пере­мен, — самой сво­ей затя­нув­шей­ся непо­движ­но­стью иде­аль­но создан для хай­па.

Мы ждем перемен!Вокруг чего же мы, в общем и целом жду­ны, хай­пи­ли в ушед­шем году?

Сна­ча­ла — вокруг Диа­ны Шуры­ги­ной, исто­рия (не)изнасилования кото­рой запол­ни­ла собой топо­вые ток-шоу про­шлой зимы. По вер­сии «Яндек­са», мем на доныш­ке (жест Диа­ны, пока­зав­шей, как мало она выпи­ла в тот роко­вой вечер) стал в Руне­те пятым по попу­ляр­но­сти.

Вто­рая поло­ви­на года озна­ме­но­ва­лась бумом вокруг авгу­стов­ско­го рэп-батт­ла Окси­ми­ро­на и Гной­но­го, набрав­ше­го за про­шед­шие меся­цы око­ло 30 млн про­смот­ров. Зна­ние сло­ва­ря рэпе­ров, дол­гие годы быто­вав­ше­го лишь в сре­де поклон­ни­ков суб­куль­ту­ры, сде­ла­лось мод­ным. Сле­дя­щие за сти­лем и модой ресур­сы ста­ли друж­но пуб­ли­ко­вать крат­кие гиды по баттл-слен­гу [1]. Сло­веч­ки вро­де биф, дисс, панч или флоу ста­ли вхо­дить в язык. А незна­ние таких выра­же­ний, как бади бэг и рил ток (см. сло­ва­рик), обер­ну­лось и вовсе казу­сом. Мате­ри­ал о нем, появив­ший­ся на пор­та­ле «Меду­за», назы­вал­ся «Стань нашим меш­ком для тру­пов. Аль­фа-банк попы­тал­ся исполь­зо­вать рил ток, но полу­чи­лось не очень». Про­ци­ти­рую его почти цели­ком:

«Аль­фа-банк решил напи­сать объ­яв­ле­ние о поис­ке ново­го сотруд­ни­ка на „моло­деж­ном“ язы­ке, но что-то пошло не так…

В посте Аль­фа-банк на „ты“ обра­тил­ся к потен­ци­аль­но­му соис­ка­те­лю — ему долж­но быть от 15 до 18 лет. Банк пред­ло­жил стать „бло­ге­ром в самом хай­по­вом бан­ке“; в посте исполь­зо­ва­но выра­же­ние „рил ток“; буду­ще­му сотруд­ни­ку при­дет­ся, в част­но­сти, „стри­мить, делать сто­риз и хай­пить в соц­се­тях“.

В кон­це поста гово­рит­ся: „Стань нашим бади бэк!“ И, кажет­ся, авто­ры объ­яв­ле­ния не очень хоро­шо пони­ма­ют, о чем речь. Во-пер­вых, выра­же­ние, кото­рое в руне­те попу­ля­ри­зо­вал рэпер Гной­ный, пишет­ся так: „бади бэг“. Во-вто­рых, „body bag“ бук­валь­но пере­во­дит­ся как „мешок для тру­пов“. В рэп-батт­лах оно исполь­зу­ет­ся как гла­гол, кото­рый ука­зы­ва­ет, что один участ­ник уве­рен­но побе­дил дру­го­го.

Синк эба­ут ит, Аль­фа-банк!» [2]

На моло­деж­ном слен­ге иска­ли сотруд­ни­ка и в Ново­си­бир­ске, сооб­щив, что пор­та­лу, зани­ма­ю­ще­му­ся поис­ком вакан­сий, необ­хо­дим хай­по­жор [3]. Сре­ди глав­ных свойств хай­по­жо­ра — пре­бы­ва­ние «на волне хай­па и топо­вых тем». Сре­ди задач, кото­рые ему пред­сто­ит решать, — повы­ше­ние извест­но­сти брен­да «Зарплата.ру», в том чис­ле в соци­аль­ных сетях. Надо ли объ­яс­нять, что хай­по­жор — это чело­век, спо­соб­ный осед­лать вол­ну хай­па как в соб­ствен­ных инте­ре­сах, так и во бла­го рабо­то­да­те­ля? Надо ли уточ­нять, что хай­по­жор — одно из мод­ных сло­ве­чек 2017 года — как вдруг появи­лось, так вдруг и забу­дет­ся?

Види­мо, та же участь постиг­нет сло­ва, кото­ры­ми мы пыта­лись опи­сать боль­шие и малые соци­аль­ные потря­се­ния.

Про­воз­гла­шен­ная мос­ков­ской мэри­ей рено­ва­ция (про­зван­ная в наро­де хре­но­ва­ци­ей) обер­ну­лась бун­том пяти­этаж­ни­ков и про­чих неснос­ных, не захо­тев­ших пере­ез­жать в мно­го­этаж­ные чело­вей­ни­ки.

Фильм «Он вам не Димон», создан­ный Алек­се­ем Наваль­ным и его Фон­дом борь­бы с кор­руп­ци­ей, вывел на димон­стра­ции про­тив неза­кон­но при­об­ре­тен­ной медви­жи­мо­сти десят­ки тысяч людей почти в ста горо­дах. Наваль­ня­та и рево­лю­ци­он­ная шко­ло­та, вбро­шен­ные в свя­зи с этим в соци­аль­ные сети про­крем­лев­ски­ми трол­ля­ми, вошли в язык вполне орга­нич­но, то есть цели сво­ей не достиг­нув, но важ­ную мет­ку сде­лав: нико­гда еще на несанк­ци­о­ни­ро­ван­ные акции не выхо­ди­ло в Рос­сии так мно­го моло­де­жи.

Два сло­ва, для кото­рых в сло­ва­рях буду­ще­го при­дет­ся писать длин­ней­шие дефи­ни­ции (мол, депу­тат Поклон­ская, мол, фильм «Матиль­да», мол, та же Поклон­ская, сооб­щив­шая о миро­то­че­нии в Кры­му бюста импе­ра­то­ра Нико­лая II), сего­дня понят­ны всем: матиль­до­бе­сие и Идо­ло­по­клон­ская. Как и про­зви­ще док­тор бел­го­род­ских наук — кото­рым награ­дил язык мини­стра куль­тур­ки (еще одно его про­зви­ще преж­них лет), после того как дис­сер­та­ци­он­ный совет по исто­рии Бел­го­род­ско­го госу­ни­вер­си­те­та отка­зал­ся лишать Медин­ско­го сте­пе­ни док­то­ра.

Нео­ло­гиз­мы и мемы из того же ряда: Баклан-аре­на, губе­ро­пад, кор­зин­ка с кол­ба­сой.

Впро­чем, эти­мо­ло­гия Баклан-аре­ны уже и сего­дня нуж­да­ет­ся в ком­мен­та­рии. В бесе­де с жур­на­ли­стом одно­го из спор­тив­ных изда­ний вице-губер­на­тор Петер­бур­га Игорь Албин объ­яс­нил про­теч­ки на ста­ди­оне «Зенит Аре­на» (сто­и­мость кото­ро­го за вре­мя стро­и­тель­ства вырос­ла почти на поря­док! [4]) тем, что бакла­ны сво­и­ми мощ­ны­ми клю­ва­ми раз­ру­ша­ют цель­ность све­то­от­ра­жа­ю­щей плен­ки на кры­ше ста­ди­о­на. Понят­но, что соц­се­ти не оста­лись в дол­гу. Баклан-аре­на, пожа­луй, самое мяг­кое, что было про­из­не­се­но в свя­зи со всем этим.

И нако­нец, самая гром­кая тема года, ока­зав­ша­я­ся в цен­тре не про­сто хай­па, но супер­хай­па, — май­нинг (добы­ча) крип­то­ва­лют. Инте­рес к ней рос день ото дня вме­сте с фан­та­сти­че­ским ростом сто­и­мо­сти зага­доч­но­го, обы­ден­ным умом не пости­жи­мо­го бит­ко­и­на. В «Яндек­се» чис­ло запро­сов с этим сло­вом вырос­ло с янва­ря по декабрь в 17 раз, в кон­це года достиг­нув 8,5 млн (для срав­не­ния ска­жу, что «Ново­рос­сию» и «Рус­скую вес­ну» на пике попу­ляр­но­сти этой сверх­по­пу­ляр­ной темы запра­ши­ва­ли в «Яндек­се» не более 3,5 млн раз).

Столь же быст­ро рос инте­рес и ко все­му, что содер­жит сего­дня крип­то­ва­лют­ный сло­варь для «чай­ни­ков»: от альт­ко­и­на (обоб­щен­ное назва­ние всех крип­то­ва­лют, кро­ме бит­ко­и­на) и блок­чей­на до эфи­ри­у­ма (вто­рой по попу­ляр­но­сти крип­то­ва­лю­ты). Но 2018 год начал­ся с тре­вож­ных про­гно­зов: сам Уор­рен Баф­фет пред­рек вир­ту­аль­ным валю­там крах, а бит­ко­ин назвал пузы­рем из-за невоз­мож­но­сти опре­де­лить его реаль­ную рыноч­ную капи­та­ли­за­цию. Для лек­си­ко­гра­фов это озна­ча­ет одно: на дол­гую жизнь в язы­ке может рас­счи­ты­вать раз­ве толь­ко блок­чейн — тех­но­ло­гия, жест­ко к крип­то­ва­лю­там не при­вя­зан­ная (в Эсто­нии рабо­та­ет блок­чейн-систе­ма элек­трон­но­го граж­дан­ства, Фин­лян­дия при помо­щи блок­чейн-тех­но­ло­гий иден­ти­фи­ци­ру­ет бежен­цев, пра­ви­тель­ство Бра­зи­лии в 2017-м при­сту­пи­ло к тести­ро­ва­нию блок­чейн-систе­мы удо­сто­ве­ре­ний лич­но­сти [5]).

Ну и в завер­ше­ние — о моло­деж­но-слен­го­вом эщке­ре, заняв­шем в топе мемов 2017 года, по вер­сии «Яндек­са», пер­вое место. Сло­во, воз­ник­шее в язы­ке рэпе­ров (как утвер­жда­ет леген­да, вслед­ствие быст­ро­го про­из­не­се­ния фра­зы let’s get it), озна­ча­ет «давай­те сде­ла­ем это», «давай­те заму­тим», ины­ми сло­ва­ми, устро­им какой-нибудь хайп. Ины­ми сло­ва­ми… Наде­юсь, что в 2018 году они у нас непре­мен­но появят­ся.

Мари­на Виш­не­вец­кая,
писа­тель, автор-соста­ви­тель кни­ги «Сло­варь пере­мен — 2014»

1. www.gq.ru/lifestyle/children-theatre-jan18

2. meduza.io/shapito/2017/09/22/stan-nashim-meshkom-dlya-trupov-alfa-bank-popytalsya-ispolzovat-ril-tok-no-poluchilos-ne-ochen

3. nsk.zarplata.ru/vacancy/card/135399891/Haypozhor?position=1

4. Ста­ди­он нача­ли воз­во­дить в дале­ком 2006 году. Сна­ча­ла сме­та стро­и­тель­ства на Кре­стов­ском соста­ви­ла 6,7 млрд руб. <…> По дан­ным гла­вы Петер­бург­ско­го отде­ле­ния анти­кор­руп­ци­он­но­го цен­тра «Транс­пэр­эн­си Интер­неш­нл» Дмит­рия Суха­ре­ва, [на сего­дняш­ний день] сто­и­мость стро­и­тель­ных работ пре­вы­си­ла 50 млрд руб. mr7.ru/articles/173756

5. ru.wikipedia.org/

Наш сло­ва­рик:

Бади бэг (англ. body bag) — мешок для тру­па. На язы­ке рэпе­ров бади бэг озна­ча­ет пора­же­ние, про­иг­рыш.

Рил ток (англ. real talk) — раз­го­вор все­рьез. Но после зна­ме­ни­то­го авгу­стов­ско­го батт­ла эта репли­ка, несколь­ко раз повто­рен­ная Окси­ми­ро­ном (наравне с дру­ги­ми: изи-изи, синк эба­ут ит), ста­ла мемом, про­из­но­си­мым по раз­ным пово­дам — чаще все­го с иро­ни­ей.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

2 комментария

  • Garrik:

    Иссле­до­ва­ние мемов важ­но и нуж­но, здесь обе­и­ми рука­ми за.
    Но вот англ. сло­во hype – это, преж­де все­го, соглас­но окс­форд­сок­му сло­ва­рю, «Extravagant or intensive publicity or promotion.» То есть в рус­ском исход­ное зна­че­ние сохра­ни­лось.

  • Alex:

    Где-то 23 этих мемов вижу в пер­вый раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com