Нелюбовь. Аритмия. Теснота

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Юрий Левитанский

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Впервые за несколько лет я посмотрела несколько значительных фильмов, созданных в Отечестве. Каждый по-своему пронзителен, поэтому не хочется говорить о них в терминах «больше/меньше понравилось», хотя кино снимают для зрителей, а значит, и для меня тоже.

Отображенные в этих фильмах конфликты — психологические, социальные, семейные — узнаваемы и в общем случае неразрешимы.

Здесь авторы фильмов не оставляют зрителям никаких иллюзий. Даже если пропавший ребенок («Нелюбовь») найдется, родители останутся при своей нелюбви — у них нет душевных ресурсов для других чувств. Аритмия — душевная — не покинет героев фильма с таким названием, даже если они обретут нормальное жилье. Ила, героиня «Тесноты», рожденная для глубоких чувств и, возможно, значительных поступков, конечно же, не бросит родителей — едва ли она готова построить свое счастье «ценой потери».

«Нелюбовь» показывает людей, которым мы не склонны сочувствовать, — так ведь условным нам герои этого фильма тоже не стали бы сочувствовать! Спасатели не в счет: понятно, что они принадлежат иному, подлинному миру, а мы хоть и надеемся на них, но видим лишь некоторых, притом столь бегло, что не запомним ни лиц, ни голосов.

Герои «Аритмии», напротив, принадлежат тому же миру, что и мы с вами, — они, конечно, не герои, но ведь и нам особенно нечем похвастаться! Оказывается, сохранение человечности и достоинства в представленной нам в этом фильме повседневности требует героических усилий…

Кантемир Балагов (фото с сайта kinopoisk.ru)
Кантемир Балагов (фото с сайта kinopoisk.ru)

В предельно «чистом» виде конфликт между чувством и долгом предъявлен нам в «Тесноте», снятой кабардинцем Кантемиром Балаговым, учеником Сокурова: Александр Николаевич несколько лет вел в Нальчике мастерскую для начинающих режиссеров.

Балагов показал «будни и праздники» традиционной еврейской семьи, принадлежащей к местной общине. Сюжетообразующий конфликт — похищение местными бандитами юной пары будущих супругов в расчете на огромный выкуп. Безусловное эмоциональное воздействие этого фильма я склонна объяснить не только поразительной игрой Дарьи Жовнер — исполнительницы роли Илы (старшей сестры похищенного юноши), но и тонкостью стилистической палитры молодого режиссера.

В «Тесноте» нет никакой экзотики — более того, подлинно ужасное дано как будничное, тем самым оно воспринимается как неизбежное. При этом фильм в целом не порождает чувства безнадежности. Все три упомянутых выше фильма доступны в Сети.

Ревекка Фрумкина

P. S. На YouTube вы найдете содержательное интервью с Кантемиром Балаговым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Дождь. Эпизод фильма «Я шагаю по Москве» (сценарий Геннадия Шпаликова)09.04.2019 Июльский дождь на планете Плюк Как ни странно, «чувства добрые» и вполне ностальгические практически у всех рождают мягкие шестидесятые. Именно в шестидесятых свои корни отыскивают люди самых что ни на есть противоположных убеждений. Важный образ шестидесятых в общем сознании закрепило то небольшое количество по-настоящему интеллигентных и обаятельных фильмов, тяга к которым со временем, кажется, только крепнет: «Девять дней одного года» (1962) Михаила Ромма, «Я шагаю по Москве» (1963) Георгия Данелия, «Застава Ильича» (1964) и наконец «на излете» «Июльский дождь» (1966) Марлена […]
  • Человек, который думал и жил сам по себе19.06.2018 Человек, который думал и жил сам по себе Многие авторы, пишущие сегодня о Кире Муратовой, рассказывают о ее вкладе в кинематограф. Она и сама настаивала, что хотела бы, чтобы после нее остались только ее фильмы. Ее — в полном соответствии с ее пожеланиями — описывают сейчас по преимуществу как человека кино. Однако в истории ее жизни есть еще кое-что — помимо очевидности ее влияния на российский и мировой кинематограф.
  • Памяти Александра Расторгуева (1971–2018)11.09.2018 Памяти Александра Расторгуева (1971–2018) Александр Евгеньевич Расторгуев — известный российский кинорежиссер-документалист — месяц назад был убит в Центральной Африке вместе с журналистом Орханом Джемалем и кинооператором Кириллом Радченко. В память о Расторгуеве друзья и коллеги озаботились тем, чтобы сделать его фильмы и интервью доступными для широкого зрителя, и выложили их в Сеть. Талант Расторгуева столь ярок и бесспорен, что любые наши слова мало что могут добавить к снятому им киноматериалу…
  • Собибор: работники одиннадцатого часа05.06.2018 Собибор: работники одиннадцатого часа В минувшем мае на экраны отечественных кинотеатров вышел новый художественный фильм «Собибор», в основу которого легли события, связанные с героическим восстанием заключенных в нацистском лагере смерти. Фабула фильма документально проста: заключенные объединяются перед лицом беспощадного и всемогущего врага и прорываются на свободу. Вот только в целом таких историй за всю вторую мировую войну крайне мало, что само по себе делает материал уникальным…
Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Антоша
Антоша
2 года (лет) назад

Чем же они значительны?

res
res
2 года (лет) назад
В ответ на:  Антоша

О вкусах, как известно, не спорят. Из этих 3-х выскажусь по «Аритмии». Понравился Яценко. А хорошие IMHO фильмы у нас каждый год появляются …

Mihail Danilov
Mihail Danilov
2 года (лет) назад

«Нелюбовь» не комментировал только ленивый. Внесу и я свою лепту. 1. В профессиональном отношении фильм снят безупречно. Класс актёрской игры соостветствует классу режиссуры. А класс режиссуры определяется, помимо всего прочего, обилием ухваченных тонких деталей, придающих многим сценам эффект документальности. Это подобающие моменту интонации, мимика, незаметные жесты, мелочи анатуража — всё то, что отличает добротное произведение от халтурного сериала. 2. Не удовлетворившись высочайшим качеством своей работы, Звягинцев решил на всякий случай подбросить в фильм не имеющие отношения к делу эпизоды, которые в наших глазах картину не испортят, но которые при этом затронут правильные струны у членов жюри любого европейского фестиваля. В одной из финальных сцен (призванной дополнить тягостностную картину произошедшего) показан экран телевизора. В телевизоре Киселёв сулит Украине полный распад и идут кадры из расстрелянного Донецка. Хитрость здесь в том, что для нас эти кадры несут одну смысловую нагрузку, а для европейца другую. Западные люди, услышав об обстрелах Донецка, полагают, что это делали ополченцы или Россия. О том, что Донецк расстреливала артиллерия ВСУ, западные люди НЕ ЗНАЮТ в принципе. Соответственно, у европейского зрителя этот эпизод усилит ощущение мрачности и жестокой безнадёжности российского общества, показанного в фильме. Под конец неположительная героиня с жестоким и волевым лицом выходит тёмным вечером на заснеженный балкон… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: