Нелюбовь. Аритмия. Теснота

Каж­дый выби­ра­ет по себе
сло­во для люб­ви и для молит­вы.
Шпа­гу для дуэ­ли, меч для бит­вы
каж­дый выби­ра­ет по себе.

Юрий Леви­тан­ский

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Впер­вые за несколь­ко лет я посмот­ре­ла несколь­ко зна­чи­тель­ных филь­мов, создан­ных в Оте­че­стве. Каж­дый по-сво­е­му прон­зи­те­лен, поэто­му не хочет­ся гово­рить о них в тер­ми­нах «больше/​меньше понра­ви­лось», хотя кино сни­ма­ют для зри­те­лей, а зна­чит, и для меня тоже.

Отоб­ра­жен­ные в этих филь­мах кон­флик­ты — пси­хо­ло­ги­че­ские, соци­аль­ные, семей­ные — узна­ва­е­мы и в общем слу­чае нераз­ре­ши­мы.

Здесь авто­ры филь­мов не остав­ля­ют зри­те­лям ника­ких иллю­зий. Даже если про­пав­ший ребе­нок («Нелю­бовь») най­дет­ся, роди­те­ли оста­нут­ся при сво­ей нелюб­ви — у них нет душев­ных ресур­сов для дру­гих чувств. Арит­мия — душев­ная — не поки­нет геро­ев филь­ма с таким назва­ни­ем, даже если они обре­тут нор­маль­ное жилье. Ила, геро­и­ня «Тес­но­ты», рож­ден­ная для глу­бо­ких чувств и, воз­мож­но, зна­чи­тель­ных поступ­ков, конеч­но же, не бро­сит роди­те­лей — едва ли она гото­ва постро­ить свое сча­стье «ценой поте­ри».

«Нелю­бовь» пока­зы­ва­ет людей, кото­рым мы не склон­ны сочув­ство­вать, — так ведь услов­ным нам герои это­го филь­ма тоже не ста­ли бы сочув­ство­вать! Спа­са­те­ли не в счет: понят­но, что они при­над­ле­жат ино­му, под­лин­но­му миру, а мы хоть и наде­ем­ся на них, но видим лишь неко­то­рых, при­том столь бег­ло, что не запом­ним ни лиц, ни голо­сов.

Герои «Арит­мии», напро­тив, при­над­ле­жат тому же миру, что и мы с вами, — они, конеч­но, не герои, но ведь и нам осо­бен­но нечем похва­стать­ся! Ока­зы­ва­ет­ся, сохра­не­ние чело­веч­но­сти и досто­ин­ства в пред­став­лен­ной нам в этом филь­ме повсе­днев­но­сти тре­бу­ет геро­и­че­ских уси­лий…

Кантемир Балагов (фото с сайта kinopoisk.ru)
Кан­те­мир Бала­гов (фото с сай­та kinopoisk.ru)

В пре­дель­но «чистом» виде кон­фликт меж­ду чув­ством и дол­гом предъ­яв­лен нам в «Тес­но­те», сня­той кабар­дин­цем Кан­те­ми­ром Бала­го­вым, уче­ни­ком Соку­ро­ва: Алек­сандр Нико­ла­е­вич несколь­ко лет вел в Наль­чи­ке мастер­скую для начи­на­ю­щих режис­се­ров.

Бала­гов пока­зал «буд­ни и празд­ни­ки» тра­ди­ци­он­ной еврей­ской семьи, при­над­ле­жа­щей к мест­ной общине. Сюже­то­об­ра­зу­ю­щий кон­фликт — похи­ще­ние мест­ны­ми бан­ди­та­ми юной пары буду­щих супру­гов в рас­че­те на огром­ный выкуп. Без­услов­ное эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие это­го филь­ма я склон­на объ­яс­нить не толь­ко пора­зи­тель­ной игрой Дарьи Жов­нер — испол­ни­тель­ни­цы роли Илы (стар­шей сест­ры похи­щен­но­го юно­ши), но и тон­ко­стью сти­ли­сти­че­ской палит­ры моло­до­го режис­се­ра.

В «Тес­но­те» нет ника­кой экзо­ти­ки — более того, под­лин­но ужас­ное дано как буд­нич­ное, тем самым оно вос­при­ни­ма­ет­ся как неиз­беж­ное. При этом фильм в целом не порож­да­ет чув­ства без­на­деж­но­сти. Все три упо­мя­ну­тых выше филь­ма доступ­ны в Сети.

Ревек­ка Фрум­ки­на

P. S. На YouTube вы най­де­те содер­жа­тель­ное интер­вью с Кан­те­ми­ром Бала­го­вым.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

3 комментария

    1. О вку­сах, как извест­но, не спо­рят. Из этих 3-х выска­жусь по «Арит­мии». Понра­вил­ся Яцен­ко. А хоро­шие IMHO филь­мы у нас каж­дый год появ­ля­ют­ся …

  1. «Нелю­бовь» не ком­мен­ти­ро­вал толь­ко лени­вый. Вне­су и я свою леп­ту.

    1. В про­фес­си­о­наль­ном отно­ше­нии фильм снят без­упреч­но. Класс актёр­ской игры соост­вет­ству­ет клас­су режис­су­ры. А класс режис­су­ры опре­де­ля­ет­ся, поми­мо все­го про­че­го, оби­ли­ем ухва­чен­ных тон­ких дета­лей, при­да­ю­щих мно­гим сце­нам эффект доку­мен­таль­но­сти. Это подо­ба­ю­щие момен­ту инто­на­ции, мими­ка, неза­мет­ные жесты, мело­чи ана­ту­ра­жа — всё то, что отли­ча­ет доб­рот­ное про­из­ве­де­ние от хал­тур­но­го сери­а­ла.

    2. Не удо­вле­тво­рив­шись высо­чай­шим каче­ством сво­ей рабо­ты, Звя­гин­цев решил на вся­кий слу­чай под­бро­сить в фильм не име­ю­щие отно­ше­ния к делу эпи­зо­ды, кото­рые в наших гла­зах кар­ти­ну не испор­тят, но кото­рые при этом затро­нут пра­виль­ные стру­ны у чле­нов жюри любо­го евро­пей­ско­го фести­ва­ля.

    В одной из финаль­ных сцен (при­зван­ной допол­нить тягост­ност­ную кар­ти­ну про­изо­шед­ше­го) пока­зан экран теле­ви­зо­ра. В теле­ви­зо­ре Кисе­лёв сулит Укра­ине пол­ный рас­пад и идут кад­ры из рас­стре­лян­но­го Донец­ка. Хит­рость здесь в том, что для нас эти кад­ры несут одну смыс­ло­вую нагруз­ку, а для евро­пей­ца дру­гую. Запад­ные люди, услы­шав об обстре­лах Донец­ка, пола­га­ют, что это дела­ли опол­чен­цы или Рос­сия. О том, что Донецк рас­стре­ли­ва­ла артил­ле­рия ВСУ, запад­ные люди НЕ ЗНАЮТ в прин­ци­пе. Соот­вет­ствен­но, у евро­пей­ско­го зри­те­ля этот эпи­зод уси­лит ощу­ще­ние мрач­но­сти и жесто­кой без­на­дёж­но­сти рос­сий­ско­го обще­ства, пока­зан­но­го в филь­ме.

    Под конец непо­ло­жи­тель­ная геро­и­ня с жесто­ким и воле­вым лицом выхо­дит тём­ным вече­ром на засне­жен­ный бал­кон и начи­на­ет бежать на тре­на­жё­ре. Кру­гом снег; холод­но и мок­ро. На геро­ине спор­тив­ная коф­та с боль­шой над­пи­сью RUSSIA. И почти муж­ское выра­же­ние на кра­си­вом, но холод­ном и суро­вом лице. Она кажет­ся холод­ной даже на фоне окру­жа­ю­ще­го её сне­га и суме­рек. Это, выби­ва­ясь из сил, бежит на месте Рос­сия, жесто­кая мать, при­но­ся­щая в жерт­ву сво­их сынов, но не обре­та­ю­щая через это люб­ви и сча­стья.

    Ну и такая мелочь: глав­ный герой гово­рит о посты­лой тёще «Ста­лин в юбке» – эпи­тет, рас­счи­тан­ный ско­рее на запад­но­го зри­те­ля.

    Эти при­ё­мы фильм не пор­тят, но силь­но повы­ша­ют его шан­сы полу­чить приз от како­го-нибудь евро­пей­ско­го жюри. Так что, и вол­ки сыты и овцы целы: нам — каче­ствен­ный фильм, режис­сё­ру — ста­ту­эт­ки и меж­ду­на­род­ную извест­ность.

    3. Теперь о том, что лич­но мне кажет­ся глав­ным.

    Нач­ну изда­ле­ка. Мне все­гда виде­лось, что искус­ство долж­но быть опло­до­тво­ре­но Верой. Не обя­за­тель­но в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва. Илья Смир­нов как-то про­ци­ти­ро­вал мне сло­ва Башла­чё­ва: в нача­ле — вопрос «зачем»; а «как» — при­ло­жит­ся. Сооб­раз­но, сни­мая фильм (или созда­вая роман) о тяжё­лых и страш­ных сто­ро­нах жиз­ни, автор дол­жен, как мне дума­ет­ся, дать хоть сла­бый намёк на то, где искать выход. Ина­че будет чер­ну­ха. Даже очень талант­ли­вая — но бес­по­лез­ная для души и ума смот­ря­ще­го или чита­ю­ще­го.

    Бес­смерт­ный «Андрей Руб­лёв» повест­ву­ет о куда более жесто­ком вре­ме­ни и о страш­ной судь­бе поко­ле­ний, зажа­тых меж­ду моло­том ига и нако­валь­ней кня­жьей враж­ды. Дикость бес­суд­ных рас­прав, кош­мар набе­гов, регу­ляр­ный неуро­жай, моро­вая язва, тем­но­та в чело­ве­че­ских голо­вах и серд­цах. Но всё это пока­за­но не затем, что­бы застра­щать нac, а ради того, что­бы пока­зать, что Чело­век боль­ше всех этих обсто­я­тельств. И чем бес­про­свет­нее окру­жа­ю­щая жизнь, тем упор­нее рабо­та­ют люди твор­че­ские и про­све­щён­ные, несу­щие факел сквозь тьму без­вре­ме­нья.
    К сожа­ле­нию, у Звя­гин­це­ва это­го нет. А ведь он мог бы раз­вить эту тему, поже­лай он хоть немно­го нам рас­ска­зать о появ­ля­ю­щих­ся в филь­ме подвиж­ни­ках из доб­ро­воль­ной служ­бы спа­се­ния. Одна­ко Звя­гин­цев не стал на них отвле­кать­ся.

    Невзи­рая на все мои пре­тен­зии, фильм сде­лан очень доб­рот­но, и посмот­реть его сто­ит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: