Неисчерпаемый Моррис

And this day draw a veil over all deeds pass’d over,
Yet their hands shall not tremble, their feet shall not falter;
The void shall not weary, the fear shall not alter
These lips and these eyes of the loved and the lover.

William Morris

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Уильям Мор­рис (1834–1896) — зна­чи­тель­ная лич­ность в бри­тан­ской, а точ­нее, в евро­пей­ской куль­ту­ре ХIX века. Он изве­стен как соци­аль­ный фило­соф, писа­тель, фольк­ло­рист, а более все­го как худож­ник-при­клад­ник, один из созда­те­лей совре­мен­но­го искус­ства кни­ги, совре­мен­ных тка­ней и веч­но совре­мен­ных рисун­ков обо­ев.

Портрет У. Морриса

Порт­рет У. Мор­ри­са

Мое непо­сред­ствен­ное сопри­кос­но­ве­ние с насле­ди­ем Мор­ри­са было забав­ным и, пожа­луй, пока­за­тель­ным для того вре­ме­ни. В кон­це 1980-х годов мне уда­лось побы­вать в Лон­доне. После дли­тель­ной про­гул­ки моя подру­га Ната­ша пове­ла меня пить чай в кон­ди­тер­скую Ришу. Вече­ром рас­ска­зы­ваю об этом А., неко­гда мое­му одно­каш­ни­ку по фил­фа­ку, упо­ми­ная, что обои там были похо­жи на Мор­ри­са. «Они не похо­жи на Мор­ри­са, — ска­зал А., — это про­сто Мор­рис…»

Каза­лось бы, сре­ди пред­ме­тов деко­ра­тив­но­го убран­ства жили­ща что может быть более эфе­мер­ным, чем обои? Я имею в виду, конеч­но же, не сами бумаж­ные полот­на, кото­рые мы вре­мя от вре­ме­ни меня­ем, посколь­ку они неиз­беж­но выцве­та­ют, трес­ка­ют­ся и загряз­ня­ют­ся. Но что ска­зать об их фак­ту­ре, рисун­ке и коло­ри­те, кото­рые мы выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от осве­щен­но­сти поме­ще­ния, его функ­ции и, конеч­но же, моды?..

Пер­вые обои Мор­ри­са дати­ру­ют­ся 1862 годом, он создал их для (впо­след­ствии зна­ме­ни­то­го) Крас­но­го дома, спро­ек­ти­ро­ван­но­го по зака­зу Мор­ри­са его дру­гом архи­тек­то­ром Фили­пом Уэб­бом (Philip Webb).

Исто­рия стро­и­тель­ства это­го дома, в кото­ром участ­во­ва­ли дру­зья и кол­ле­ги худож­ни­ка, заме­ча­тель­на и крас­но­ре­чи­ва. Уто­пия дома как иде­аль­но­го един­ства сти­ля, каче­ства и руко­дель­но­сти там была вопло­ще­на «в мате­ри­а­ле» со всем мак­си­ма­лиз­мом, свой­ствен­ным Мор­ри­су и про­явив­ше­му­ся в боль­шин­стве его начи­на­ний.

«Павлины»

«Пав­ли­ны»

Всё в Крас­ном доме было сде­ла­но «сво­и­ми рука­ми»; стро­и­те­ли стре­ми­лись сле­до­вать при­е­мам сред­не­ве­ко­вых ремес­лен­ни­ков, кото­рые были к тому вре­ме­ни проч­но забы­ты. Имен­но в Крас­ном доме в 1861 году худож­ник с дру­зья­ми — Рос­сет­ти, Берн-Джон­сом, Фор­дом Мэдок­сом Бра­у­ном — осно­вал фир­му по про­из­вод­ству пред­ме­тов деко­ра, вит­ра­жей и мебе­ли.

В Крас­ном доме роди­лись доче­ри Мор­ри­са Джен­ни и Мэй; до поры там же жила семья Берн-Джон­са, одна­ко по раз­ным при­чи­нам сов­ме­ще­ние под одной кры­шей мастер­ских и семей­ной жиз­ни ока­за­лось неудач­ным, и в 1865 году Крас­ный дом был выстав­лен на про­да­жу.

Фир­ма Мор­ри­са пере­еха­ла в Лон­дон и с 1875 года ста­ла назы­вать­ся Morris & Co. — мар­ка, под кото­рой суще­ство­ва­ла до 1940 года.

В 1871 году Уильям Мор­рис вме­сте с поэтом, худож­ни­ком и пере­вод­чи­ком Дан­те Рос­сет­ти при­об­рел поме­стье Кельм­скотт (Окс­форд­шир), кото­рое сохра­ни­лось и поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью как музей Мор­ри­са и его окру­же­ния. В 1870-е годы Мор­рис про­дол­жал актив­но рабо­тать над пере­во­да­ми с исланд­ско­го и соб­ствен­ны­ми сти­ха­ми; фир­ма рабо­та­ла успеш­но и полу­ча­ла всё более ответ­ствен­ные зака­зы — в том чис­ле на рестав­ра­цию и оформ­ле­ние двор­цо­вых зал и т. д.

Образцы шрифтов Морриса

Образ­цы шриф­тов Мор­ри­са

Героя наше­го рас­ска­за нико­гда не оста­нав­ли­ва­ла слож­ность зада­чи: он отли­чал­ся не толь­ко энер­ги­ей и фан­та­сти­че­ской целе­устрем­лен­но­стью — как худож­ник и мыс­ли­тель Мор­рис посто­ян­но был открыт для все­го ново­го. Его твор­че­ство пора­жа­ет не толь­ко раз­но­об­ра­зи­ем тех­ник, но и воз­рож­де­ни­ем тех, что в эпо­ху машин­но­го про­из­вод­ства были пол­но­стью забы­ты. (Отдель­ный сюжет — Кельм­скотт­ская типо­гра­фия и ее изда­ния.)

Уди­ви­тель­на широ­та инте­ре­сов Мор­ри­са — и это все­гда инте­рес дея­тель­ный. В част­но­сти, таков его иссле­до­ва­тель­ский инте­рес к куль­ту­ре Ислан­дии и к исланд­ским сагам. Мор­рис неод­но­крат­но путе­ше­ство­вал по этой стране, пере­вел «Сагу о Воль­сун­гах» и мно­гое дру­гое, писал сти­хи об Ислан­дии.

Дея­тель­ность Уилья­ма Мор­ри­са не огра­ни­чи­ва­лась нова­тор­ством в эсте­ти­че­ской орга­ни­за­ции повсе­днев­ной жиз­ни. С года­ми рас­ши­ря­лась сфе­ра его соб­ствен­но обще­ствен­ной дея­тель­но­сти, а со вре­ме­нем он вклю­чил­ся в акту­аль­ную поли­ти­ку. Это, одна­ко, отдель­ная тема; ее я остав­ляю про­фес­си­о­на­лам — исто­ри­кам обще­ствен­ных дви­же­ний. Что каса­ет­ся обо­ев по рисун­кам Мор­ри­са, то нын­че их мож­но при­об­ре­сти в Москве…

Ревек­ка Фрум­ки­на

Даты жиз­ни и твор­че­ства Уилья­ма Мор­ри­са см., напри­мер: www.morrissociety.org/worldwide/russia_chronology.html

Обои «Ворующие клубнику»

Обои «Вору­ю­щие клуб­ни­ку»

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *