Смотрим, слушаем и читаем Антона Долина

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Время от времени я нахожу в Сети очередной номер журнала «Сеанс» или «Искусство кино» — и огорчаюсь. Преимущественно потому, что обстоятельства слишком часто лишают меня моей привычной роли в «кинопроцессе» — роли зрителя.

Я — видимо, наивно — продолжаю считать, что кинофильм (подобно книге, картине, скульптуре и т. д.) имеет адресата, а значит, и меня в том числе. Логично надеяться, что и тексты о кино в таких журналах адресованы читателю/зрителю, а не только собратьям по профессии. В общем случае также предполагается, что фильмы, о которых пишут, относительно доступны — если не на большом экране, то в Интернете, — и всё чаще дело именно так и обстоит.

Нередко хочется заранее знать, «стоит ли игра свеч», — в свое время я посмотрела «Анну Каренину» Соловьёва только потому, что прочитала, что Каренина играл Олег Янковский. Впечатление помню по сей день.

А вот стоит ли смотреть фильм польского режиссера Павла Павликовского «Ида»? Я бы сказала — безусловно; и я этот фильм посмотрела именно потому, что о фильме прочитала. А до того я даже имени Павликовского не слышала. Так что о кино стоит читать.

Антон Долин известен главным образом как кинокритик, активно работающий в печати и на радио. Он принадлежит к редкому типу авторов, которых с равным успехом можно читать, слушать по радио и смотреть на экране компьютера.

Я начала его слушать и читать не так давно; в какой связи — уже не помню; более всего меня привлекла его интонация. Будучи человеком страстным и пристрастным, он, надо полагать, сохраняет свои чувства для непубличной жизни.

Не менее редким мне представляется сочетание у Долина простоты изложения с эрудицией энциклопедического уровня. В моем жизненном опыте я легко найду людей фантастически эрудированных, но к «особым заслугам» кинокритика я бы отнесла не столько саму его эрудицию, сколько умелую дозировку материала. Я имею в виду сопряжение малоизвестных фактов и неожиданных оценок с некоторым уровнем сведений, которые Долин полагает «фоновыми» для данной аудитории — как правило, с достаточным основанием.

А. Долин. Фото с сайта 360tv.ru
А. Долин. Фото с сайта 360tv.ru

Когда Антона Долина спрашивают об общих чертах образа нашего кино, то он отвечает, что этот образ определен Андреем Тарковским и Александром Сокуровым: «Это русская меланхолия, тоска, депрессия, красота природы, задумчивость, поэзия, рефлексия. И, конечно, тяжелый отпечаток истории нашего народа в XX веке».

На меня сильное впечатление произвела рецензия Антона на фильм «Нелюбовь» — кинокритик высоко ценит режиссера Андрея Звягинцева, и, хотя мне поэтика Звягинцева совершенно чужда, оценки Долина сами по себе бесспорны.

Долин любит фильмы Алексея Германа, Ларса фон Триера, Дэвида Линча — и он замечательно написал о них. Недавно я прочитала его книгу о Джиме Джармуше — Антон Долин всегда убедителен, и — что вообще случается редко — он всегда пишет ясно, а уж разделяете ли вы его мнения -вопрос, лежащий в другой плоскости.

После ухода от нас Даниила Борисовича Дондурея Антон Долин взял на себя немалый груз — стал главным редактором «Искусства кино».

Сайт «Искусство кино» (kinoart.ru)
Сайт «Искусство кино» (kinoart.ru)

Пожелаем удачи ему — и всем нам тоже.

Ревекка Фрумкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Памяти Александра Расторгуева (1971–2018)11.09.2018 Памяти Александра Расторгуева (1971–2018) Александр Евгеньевич Расторгуев — известный российский кинорежиссер-документалист — месяц назад был убит в Центральной Африке вместе с журналистом Орханом Джемалем и кинооператором Кириллом Радченко. В память о Расторгуеве друзья и коллеги озаботились тем, чтобы сделать его фильмы и интервью доступными для широкого зрителя, и выложили их в Сеть. Талант Расторгуева столь ярок и бесспорен, что любые наши слова мало что могут добавить к снятому им киноматериалу…
  • Нелюбовь. Аритмия. Теснота19.12.2017 Нелюбовь. Аритмия. Теснота Впервые за несколько лет я посмотрела несколько значительных фильмов, созданных в Отечестве. Каждый по-своему пронзителен, поэтому не хочется говорить о них в терминах «больше/меньше понравилось», хотя кино снимают для зрителей, а значит, и для меня тоже.
  • Дождь. Эпизод фильма «Я шагаю по Москве» (сценарий Геннадия Шпаликова)09.04.2019 Июльский дождь на планете Плюк Как ни странно, «чувства добрые» и вполне ностальгические практически у всех рождают мягкие шестидесятые. Именно в шестидесятых свои корни отыскивают люди самых что ни на есть противоположных убеждений. Важный образ шестидесятых в общем сознании закрепило то небольшое количество по-настоящему интеллигентных и обаятельных фильмов, тяга к которым со временем, кажется, только крепнет: «Девять дней одного года» (1962) Михаила Ромма, «Я шагаю по Москве» (1963) Георгия Данелия, «Застава Ильича» (1964) и наконец «на излете» «Июльский дождь» (1966) Марлена Хуциева.
  • Человек, который думал и жил сам по себе19.06.2018 Человек, который думал и жил сам по себе Многие авторы, пишущие сегодня о Кире Муратовой, рассказывают о ее вкладе в кинематограф. Она и сама настаивала, что хотела бы, чтобы после нее остались только ее фильмы. Ее — в полном соответствии с ее пожеланиями — описывают сейчас по преимуществу как человека кино. Однако в истории ее жизни есть еще кое-что — помимо очевидности ее влияния на российский и мировой кинематограф.
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: