«Главная цель — реконструкция генетической истории народов России»

Олег Балановский

Олег Балановский, профессор РАН, докт. биол. наук, зав. лабораторией геномной географии Института общей генетики им. Н. И. Вавилова, ответил на вопросы ТрВ-Наука.

Владимир Путин: «…А вы знаете, что биологический материал собирается по всей стране, причем по разным этносам и людям, проживающим в разных географических точках Российской Федерации? Вот вопрос: вот это зачем делают? Делают целенаправленно и профессионально. Мы — такой объект очень большого интереса. Нам нужно, конечно, без всяких страхов к этому относиться» (kremlin.ru/events/president/news/55947).

— 30 октября 2017 года президент РФ Владимир Путин высказал опасения по поводу сбора биоматериала на территории России. Как бы вы прокомментировали его высказывание?

— Президент сказал: «Нам надо безо всяких страхов к этому относиться», но СМИ предпочли выдумывать страхи. Есть инструменты измерения грамотности, но как определить всю меру безграмотности тех, кто связал заявление В. Путина с летним тендером ВВС США на 12 образцов, или тех, кто вспомнил старые байки про «этноспецифичное оружие»?

Президент не уточнил, говорит ли он о сборе биоматериалов российскими учеными или — как все его поняли — иностранными. Дело в том, что иностранцами такой сбор образцов — массово, для большинства народов и регионов, — точно не проводится. Трудно поэтому понять, что имел в виду В. Путин. Но зато легко понять телевидение, которое стало лепить устрашающий снежный ком из всего, что под руку попадется: опасных инфекционных болезней; госпиталя ВВС США, запросившего жалкую дюжину образцов; даже генетических способов истребления комаров.

И почти не слышны голоса специалистов, говорящих о том, что этот колосс — на глиняных ногах, потому что нет таких генов, которые присутствовали бы у всех жителей одной страны, но отсутствовали у остальных. А если эти гены есть не у всех жителей страны, но зато их нет за рубежом, то найдутся лишь такие генетические маркеры, которые свойственны считанному числу семей.

— Проводите ли вы сбор биоматериалов? И зачем он проводится?

— Да, мы, российские ученые, проводим сбор образцов от представителей практически всех коренных народов и в разных географических точках, и занимает эта работа десятилетия. Главная цель — реконструкция генетической истории народов нашей страны, извлечение из ДНК генетической памяти о событиях древних миграций или, напротив, изоляции, периодов роста и спада численности.

Кроме этой фундаментальной цели собранные образцы используются для двух прикладных: поиска генов, влияющих на развитие часто встречающихся болезней у представителей разных популяций, и для определения места происхождения людей по их ДНК (многие хотят узнать это о себе, а о происхождении немногих хочет узнать полиция). Проработав в этой области двадцать лет, я не вижу никаких других возможных применений образцов ДНК, собираемых от многочисленных коренных этносов нашей страны.

— Ожидаете ли вы затруднений в сборе биоматериалов после такого выступления президента РФ?

— Я жалею, что, когда меня приехали снимать «Вести» Первого канала, не включил диктофон, — таким символичным стало это интервью. Девушка-корреспондент задает первый вопрос: «Возможно ли создать этническое оружие?» Отвечаю: «Невозможно». Второй вопрос: «Кто его создает?» Ответ: «Никто». Последний вопрос: «Подо что это замаскировано?» Ответ: «Его же не существует!» Корреспондент: «Интервью окончено, осталось снять перебивки». И не само интервью, а лишь фрагмент из этих перебивок и показали в «Вестях» — мою фразу о том, что во времена Лысенко генетику уже запрещали в нашей стране.

В наших исследованиях сбор образцов проводится не то что с разрешения, а при прямой поддержке администраций регионов России совместно с местными органами здравоохранения. Но самое главное — это информированное согласие самого человека на проведение анализа его ДНК. И в этом главном аспекте затруднений я не ожидаю: если после стольких американских фильмов о выведенных учеными монстрах наши люди охотно идут навстречу российским ученым с пробиркой в руках, то и страшилки российского производства их не напугают. А вот как среагируют чиновники на местах, мне предсказать сложно. Наверное, они рассмеются.

Олег Балановский

Если посмотреть Китайское государственное телевиление ссtv то можно сделать вывод что у Китая нет территориальных претензий к Израилю и США. C вашей страной картина совершенно другая. Китай никогда не признавал неравноправных договоров навязанных ему бывшей российской империей в 19 веке по которым Сибирь все еще находится в вашей стране. К примеру город назвающийся на вашем языке Хабаровском на всех Китайских картах значится как Ли-Бо . Ждать Китайцы умеют. А теперь внимание вопрос зачем вы вашт антисемитский бред вытащили на этот сайт?

В ответ на:  Израиль

Уважаемый Израиль, никакого антисемитизма в моих высказываниях нет. Я ни в чём не обвиняю ни семитов, ни иудеев, как и представителей любых других этнических и религиозных групп населения. Территориальные претензии Китая, как и любых других государств, должны решаться ненасильственным путём в правовом поле в соответствии с Уставом ООН, международным правом и волеизъявлением народов.

В ответ на:  Андрей

Тогда с какого бодуна вы мистер Андрей Израильское государство привлекли к вашему бреду если у вас как вы утверждаете нет антисемитизма? НОАК решит когда придет время вопросы с вашей страной в “правовом поле” lol Впрочем с островом Чжэньбао дао (бывшем Даманским где в свое время в маленькой войне Китая против бывшего ссср гибли совки) который Путин отдал Китаю вопрос уже решился то-ли еще будет с вашей страной lol И да конечно будет волеизъявление народов. Менее 150 миллионов вас против более миллиарда китайцев lol

Для всех не впадающих в дешевую конспирологию Коллег:
Разумеется, надлежит перевпроверить, и не один раз, из совершенно независимых исторчн кофф, согласно “золотому правилу журналистики”.

“Для всех не впадающих в дешевую конспирологию…”
“…вирус Коксаки относится к возбудителям детских энтеровирусных инфекций.”

Это уже не дешевизна – это демпинг.

Глубокоуважаемый Аш!
Прошу Вас ныне и впредь разделять одно от другого, а именно: то, что Вы процитировали из моего послания и, соответственно, то – что цитируется из приведенного в послании (не принадлежащего мне никоим образом) источника. Ведь, надеюсь, в МФТИ именно так Вас и учили! Ладно?
Ну нельзя же все – в одну кучу-малу!

“…впредь разделять одно от другого…”
Я в таких случаях исхожу из того, что тому, кто не в состоянии прочесть Ваш комментарий и отделить сказанное Вами от сказанного другими, уже никакие ссылки помочь не в состоянии.
Но специально для Вас впредь буду отделять. Мне не жалко.

Иными словами, резюмируя свои посты в этой теме – создание биологического оружия даже на основе известных патогенов – та еще авантюра, которая требует громадных денежных средств с абсолютно непредсказуемым результатом, а создание направленного генетического оружия конкретно против Русских – это что то на уровне фантастики. Другое дело что информация о том что нужны образцы синовиальной жидкости Русских содержащие РНК была размещена на сайте американской военной базы – вот что интересно! Такое чувство что это была намеренная провокация с их стороны – но с какой целью?

“…но с какой целью?”
С целью освоить выделенное финансирование.

Просто по дешевке купили донорофф и донорские риски.
Согласно типа бритве Оккама, не следует типа “умножать сущности” – я лишь напомнил в смысле грека Платона.

“Просто по дешевке купили…”
Украинские доноры дешевле.
А если бы риски были заметны, то наши всё бы это дело прикрыли в самом начале.

Прошу посмотреть:
Со многим – несогласен. Кое-что подмечено, имхо, верно.
Покойного Задорнова я при его жизни не уважал. Умер он достойно по моим понятиям. Покаялся.

“Американофобия — еще один важный ключевой признак неадекватности. Что же считать адекватностью? Это очень просто. Есть мировое сообщество, международные организации, соглашения, законы.” (Максим Борисов)

Собственно, это всё, что надо знать о Максиме Борисове.

А вот взгляд из Эстонии:

По поводу статьи с ИНОСМИ (спасибо за ссылку кстати) -“Между тем, объясняется все довольно просто. Дело в том, что по статистике россияне гораздо реже страдают от болезней суставов, в частности, коленных, чем американцы. Причиной таких болезней часто бывают травмы. Американские ученые предположили, что причина таких различий находится на генетическом уровне. При этом все делалось абсолютно легально — для вывоза любого биоматериала из России необходимо представить длинный список документов” – как то не состыкуется кое что, очень сильно смахивает на прикрытие, объясню почему:
1) тендер на русские биометериалы был размещен на базе ВВС США (при этом все делалось абсолютно легально) – как это может быть легальным со стороны России, учитывая что мы в конфронтации и ВВС США это как красная тряпка на быка, гораздо проще было бы сделать это по другим каналам типа НИЗ.
2) число образцов в тендере где то 11-12 (по материалам СМИ) – слишко мало для серьезного анализа о причинах низкого уровня болезней суставов.
3) почему нельзя взять эти же образцы у недавних русских эммигрантов которых тысячи и с которыми не надо заключать длинный список документов на вывоз биоматериала за пределы страны?

В ответ на:  Алексей Лк

Позабавило: “Вряд ли возможно взять у человека анализ жидкости из колена так, чтобы он этого не заметил, и тайно отправить за рубеж.” Сразу вспомнилось https://youtu.be/Z9ykkFeIBl8

В ответ на:  Алексей Лк

Эдак, знаете ли, к чему угодно можно придраться. По-моему, отмазка вполне убедительная, а вот верить в неё действительно не обязательно.

Уважважаемому Алексею Лк.
>Американские ученые предположили…
Так там в Америках – тоже несведущих конспирологов имеется до некоей матушки!
Просто у нас любой поход к врачу в поликлинику для простого человека связан с диким стрессом и как правило бесконечными очередями. Вот люди и лечатся подручными методами, и, как следствие, оказщываются вне медицинской статистики. Посему “генетические” изыски якобы высоколобых американских докторов не имеют под собою никакой решительно статистической базы. Похоже на распил – только на американский, по Ашу, смотрите его коммент выше.
С уважением Л.К.
Видели на Полит.ру статью Максима Руссо (похоже на псевдоним! – Л.К.) по коронавирусу SARS?

“…еще один важный ключевой признак…”
Всё это пустяки и мелочи.
Американцы могут нас любить, могут ненавидеть, но практически все наши проблемы – от содержания наших голов.
А это содержание (точнее, отсутствие оного) – от сложной топологии вместилища: решето – оно решето и есть.
Ни на чьих ошибках мы не учимся – ни на чужих, ни на своих. Раз за разом – лбом об стенку.
И всё без толку.

Я всё-таки думаю, что “американцы” и “содержание наших голов” – это существенно разные проблемы. Так уже бывало раньше.

И такие, как Максим Борисов, тоже были.

Марина Джексенбаева

В головах наших участковых врачей забита “матрица ОРВИ” -других диагнозов они не ставят, пока не придет указива.

Увы, это так, система называется “до второго трупа”. Как только в статистике появляются данные о двух подряд трупах с одинаковым диагнозом в первичном звене – начинается проверка. А до этого никто и не почешется, ОРВИ и есть ОРВИ, никакой эпидемии :( При этом нужно определённое время от смерти пациентов, до попадания их в базу данных. От попадания в базу данных до выявления пары. От выявления пары до инициирования проверки. От начала проверки до получения сведений об эпидемической опасности. На все эти процедуры в совокупности теряется довольно много времени, очень важного времени, когда носители продолжают распространение инфекции через свои контакты. В результате локализовать эпидемию в зародыше, пока заражено ещё не много людей и все они находятся на небольшом расстоянии, сейчас чрезвычайно сложно. А готовиться к таким ЧП нужно загодя, в том числе и в звене первичной диагностики, иначе можно опоздать в критический период и получить гораздо-гораздо более тяжкие последствия. К сожалению, в нашей стране правительство не осознаёт этой угрозы и не уделяет этому внимания, которое проблема заслуживает.

Марина Джексенбаева
В ответ на:  Андрей

Спасибо, Андрей ! Слово специалиста особенно ценно.

Прошу Коллег обратить внимание на содержание правой колонки в (возрожденном? – не могу знать! – Л.К.) “Труде-7” за номером 68 – 69/34 (27155) от 6 – 12 октября сего года в правой колонке первой полосы, автор обозреватель “Труда” МихаилМорозов. Даю ссылку, с трудом выдранную мной из сети (сначала я купил и прочел нормальный бумажный экземпляр).
Почему-то вставилось перед моим уженабранным комментом, хотя курсор стоял именно в конце..
Приношу извинения.

Насчёт того, что США удовлетворены состоянием мира – не только неверно, но и прямо противоположно истине. Там уже очень давно с ужасом смотрят на то, как богатеет Китай. Всё очень просто: когда Китай станет заметно богаче США, американская империя станет рушиться сама собой, поскольку она в значительной степени добровольная: приманка в ней – доступ к американскому рынку. Планы войны против Китая разработаны и совершенно не скрываются: идея в том, чтобы блокировать побережье Китая и прервать его морскую торговлю. Цель, которая ставилась раньше – заставить Китай резко повысить курс юаня, что должно было остановить экономический рост. Есть ли разумная и достижимая цель в настоящий момент, я не знаю; думаю, что уже нет; зато есть новая идея – стравить Индию с Китаем. Давно (и совершенно открыто) идёт дискуссия, как попытаться привлечь Россию к окружению Китая – в качестве союзника или в качестве вассала Империи Добра; сейчас, как мы понимаем, этот выбор сделан.
При всём при том больше всего на свете в США боятся войны с Китаем. Ну хотя бы потому, что в ней невозможно победить, потому что непонятно, что такое в данном случае победа. Так что, боюсь, США находятся в состоянии сильнейшей фрустрации; возможно, именно она и проявляется в тех эксцентричных формах, которые мы сейчас наблюдаем. Добавим глубокую внутреннюю уверенность каждого или почти каждого американца в том, что Америка получила право править миром непосредственно от Господа, и не может быть неправа, стремясь к столь богоугодной цели.
Так что, безотносительно к тому, возможно ли и целесообразно ли генетически ориентированное оружие, от США можно ожидать абсолютно всего, в том числе и самых безумных попыток.

Каждый раз задумываюсь, нужно ли тут отражение всяких сумрачных сознаний, тем более не по теме. Но такой не один, причем ‘конспирологи’ весьма упорны. Боюсь, на самом верху власти в РФ явно или неявно тоже могут царить подобные мысли, поэтому надо изучать, а не всегда игнорировать. Ну а здравый смысл… здравый смысл (если попытаться достучаться и понятными этой категории словами) подсказывает, что покрывшийся жирком ‘золотой миллиард’, бесконечно дискутирующий о том, стоит ли вмешиваться в дела самых мелких стран и рискнуть жизнью нескольких морпехов, ‘конечно же’, ‘спит и видит’, как бы повоевать скопом с РФ и Китаем (с неизбежным ‘ядерным пеплом’ в конце)… превентивно причем, из отвлеченных соображений, вместо того, чтобы на те же деньги поднять экономику… ‘Влажные мечты’, как говорится. И понятно, чьи мечты, и кому на с.д. неймется.

1. “…блокировать побережье Китая и прервать его морскую торговлю.”
Экономически Китай и США составляют одно целое. При нынешнем положении вещей изоляция их друг от друга приведёт к практически мгновенной экономической катастрофе не только для этих двух стран, но и для почти всего остального мира (индейцы бассейна Амазонки не в счёт). Причём взаимная зависимость постоянно усиливается.
Попытки разных “антиглобалистов” (от Трампа до уличных экстремистов) остановить углубление мирового разделения труда вполне бесполезны. Максимум, на который можно рассчитывать – кратковременные откаты в период тяжёлых кризисов (типа того, приближение которого мы сейчас наблюдаем).
2. “…от США можно ожидать абсолютно всего, в том числе и самых безумных попыток.”
Говоря словами доктора Ватсона, в их безумии есть метод. Другими словами, есть вещи, на которые США не способны.
В частности, они не способны начать серьёзные действия (в смысле людских жертв среди населения США) без активной пропагандисткой кампании. Так что о приближении мировой войны в любой форме (постольку, поскольку инициаторами будут США) мы обязательно узнаем заранее.
В текущей же ситуации опасаться действий мирового масштаба не приходится. То, что мы видим сейчас в США – размахивание кулаками после драки, которое Демократической партии ещё аукнется на следующих выборах.
Максимум, на который можно рассчитывать – удар по Северной Корее и ответный удар по Сеулу.
Из-за особенностей розы ветров для нас эта история особого значения не имеет.

1. То же самое говорили и писали перед первой мировой войной.

2. В комментарии, ожидающем проверки, есть ссылка на статью (впрочем,повторю: inosmi.ru/politic/20171201/240899074.htm), из которой явствует, что реальную подготовку ещё только планируется начать. Вот в этой статье http://inosmi.ru/military/20171130/240887379.html указывается на 2020 год. Так что время ещё есть.

Я бы, кстати, не увлекался и не доверял бы этим рукосуям из Иносми.
Достаточно взглянуть на начало
некий “Генерал Василий Герасимов”
А в польском оригинале иной зачин и ” General Walerij Gierasimow ”
вот такой действительно имеется (ответственный за сбитый “Боинг”).

1. “То же самое говорили и писали перед первой мировой войной.”
Задолго до первой мировой сформировались военные блоки, и страны, входящие в эти блоки, готовились к войне. Так что у специалистов начало войны в Европе особого удивления не вызвало.
Другое дело – длительность и характер операций. Тут сюрпризов оказалось много.
2. “…что реальную подготовку ещё только планируется начать.”
Реальной подготовкой занимаются абсолютно все значимые в военном отношении страны. Это профессиональная обязанность военных структур.
Но политически воевать почти никто не хочет – не видно выгод. Последние операции в Афганистане, Ираке, Ливии и прочих местах особого энтузиазма ни у кого не вызвали.

О, кстати насчёт ядерного пепла. Американцы не верят в ядерную зиму, и американская наука её отрицает. Так что американцы рассматривают победу в глобальной ядерной войне как возможный вариант, если бы, конечно, им удалось бы достичь нужной степени технологического превосходства. Выйдя из договора по ПРО, они начали двигаться в этом направлении. В этом случае, кстати, они понимают, что такое победа.
Тем более американцы традиционно считают приемлемым обмен тактическими ядерными ударами, если только это в Европе; тут советская пропаганда говорила чистую правду.
Что касается конкретных планов операций, про Китай я написал; насчёт России, боюсь, польская пресса не оставляет возможности сомневаться: планируется захват Калининграда. Вот свежая весьма откровенная статья; http://inosmi.ru/politic/20171201/240899074.html. Очевидно, они рассчитывают, что быстрая локальная операция приведёт не к ядерной войне, а сразу к падению Путина.
А в общем, каждый имеет возможность сам читать газеты и строить собственные предположения.
Что касается “не по теме”, это обвинение я категорически отвергаю: речь о том, могут ли политически и психологически американцы разрабатывать безумное оружие. Могут, причём как раз именно потому, что не хотят ни обычной, ни ядерной войны.
Впрочем, как сказать, не хотят… Сухопутные войска США – явно сторонники если не войны, то подготовки войны с Россией, потому что в планах войны с Китаем им места не находится.
Судя по последним сигналам, например, намёкам патриарха Кирилла на скорый конец света, на самом верху власти в РФ как раз именно такие настроения. Я думаю, власти РФ неплохо информированы.

1. “Американцы не верят в ядерную зиму, и американская наука её отрицает.”
Да зачем им в неё верить. Вы знаете, куда приплыла львиная доля “подарков от Фукусимы”? А ведь утечка-то была, по большому счёту, пшиковая (по сравнению с ядерным ударом).
2. “…польская пресса не оставляет возможности сомневаться…”
Польская пресса легко выиграла бы любой конкурс по неадекватности, даже если бы не знала, что принимает в нём участие. У неё большой опыт в этом деле.
3. “…намёкам патриарха Кирилла на скорый конец света…”
Это у него профессиональное – денег хочется.

Никакой конспирологии. Чистая арифметика. Государственный долг США более 20 000 000 000 000, вместе с долгами отдельных штатов более 83 000 000 000 000. Всего номинированных в долларах США деривативов в мире 4 200 000 000 000 000 000. Торговый баланс США отрицательный уже несколько десятилетий. Госбюджет США дефицитный. Следовательно отдавать долги США просто нечем, нет у них таких доходов и не ожидается, чтобы расплатиться по долгам. Более того, они даже не способны просто остановиться и прекратить наращивать долги, потому что они банкроты и живут только потому, что продолжают занимать. Следовательно ситуация будет усугубляться, долги США всему остальному миру будут только расти и расти, пока в один прекрасный день им не перестанут давать в долг. Тогда пирамида МММ-США рухнет и долларами можно будет только обклеить туалет, если они конечно наличные, а не безнал. Есть два способа прекратить такой исход – 1. США отказываются от наращивания долга, сокращают свой госбюджет, девальвируют доллар, списывают в убытки плохие деривативы, реиндустриализируют страну, доводят свой торговый баланс до префицита и начинают из средств госбюджета выплачивать накопившиеся долги. 2. США устраивают такую войну, которая в минимальной степени затронет сами США, но станет катастрофической для кредиторов США, примерно как было в 1 и 2 мировые войны. Как мы видим, первый путь сейчас активно блокируется, а второй во всю бушует на Ближнем Востоке и подбирается к России, Индии, Китаю, ЕС… Это объективная реальность и арифметика, никаких “заговоров”, никаких “жидомасонов”, никаких “рептилоидов с планеты Нибиру”.

В ответ на:  Андрей

Вот ведь тоже типичное-типичное. Те, кто ни разу не экономист (или такой “экономист”, как Кирилл I с концом света или Глазьев) просто обожают повторять эту мантру про неимоверный долг США (из которого то выведут, что там все скоро рухнет, то вот то, что США будет воевать с Китаем). Между тем, что самое смешное, даже ЦБ РФ предпочитает ударными темпами вкладываться в этот “пузырь”, а не в свою протекающую экономику. И пока будет понимание, где первая экономика, а где десятая, доверять доллару будет даже последний “патриот” (и путинские “олигархи” будут судиться с женами в Лондоне). Ну и уж, конечно, вменяемую экономику не латают большой победоносной ядерной войной. Разумеется, можно представлять себе разные “вероятности”, вероятность того, что все горячие молекулы в комнате внезапно соберутся в одном месте, тоже как бы ненулевая, но если ждать исключительно этого события, останетесь без чая и в неадеквате. И лучше всех всегда, как известно, информированы параноики. Если рассматривать ситуацию, предшествующую второй мировой, то достаточно вспомнить, что европейские страны в основном удовлетворяла сложившаяся ситуация (тем более Британию с ее колониями), они не собирались ничего менять и на кого-то превентивно нападать, их тактика была – умиротворение (к добру или к худу скорей). К переделу мира были склонны как раз диктаторские режимы – Гитлер, Сталин, Япония, которым хотелось больше территорий, которые считали себя обиженными, униженными, обманутыми, обобранными (как Россия сейчас). Страшная вещь – реваншизм. Ровно этим сейчас болеет новый авторитарный правитель – Путин, захватывающий “принадлежащие по праву” территории, стремящийся восстановить хоть частично прежнюю империю (подобно тому, как Сталин бросался на Финляндию, Прибалтику, Польшу и т.д.). Или вот монархия Кимов. А величайшие экономики мира во главе с США, Китаем, Японией, Германией, Францией, Великобританией как раз вполне удовлетворены сейчас своей гегемонией и не хотели бы ничего менять (даже если Великобритания слегка уступила в последний год Франции, она не устроит по этому… Подробнее »

В ответ на:  Максим Борисов

Странно что Максим Борисов видимо не в курсе что от войны часто выигрывает именно капитал и экономика даже в случае поражения (как в Германии после первой мировой выиграли Круппы или в Японии после второй мировой), и как известно экономические связи не могут препятствовать началу войны (как между Германией и Францией в 1914). Политика умиротворения перед второй мировой – улыбнуло, говорят что если бы Нэвил Чемберлен дожил бы до 1945-1946 годов то он был бы судим в Нюрнберге. Я уже писал что в 1986 году распад СССР казался фантастикой, а это была вторая экономик мира – нет никаких причин что бы была хоть одна страна которая застрахована от этого. Конечно сейчас последствия таких изменений бессмысленно даже обсуждать, но то что Гегемон однажды падет – исторический факт, история не знает исключений

В ответ на:  Алексей Лк

Я могу лишь повторить совет “переселяться в XXI век”. Что Вы можете подразумевать под крупнейшими мировыми корпорациями, диктующими правительствам свою волю? Это Гугл, Майкрософт, Амазон и Apple, может, захотят войны с Китаем и Россией, чтобы пошустрее сбывать свои айфончики (айфончики, впрочем, и собирают в Китае какие-то несчастные…)? Или сети фастфудов по всей планете? Конечно, и свои круппы где-то остались (производя, впрочем, все больше мирную продукцию), но я бы вот больше настораживался бы на почве амбиций представителей российского ВПК, у которых до сих пор как ни соберут коляску – так все равно танк получается… Никто не спорит, что есть вот те, что живет еще XIX веком с захватом территорий и продажей всяким местным царькам оружия “в кредит”. Но мир так или иначе изменился. Если он и переживает кризисы, то эти кризисы всегда неожиданные. Мир непредсказуем, это да. Был бы предсказуем – не было бы кризисов (и смены власти и “мировых гегемонов”). Но включать на эту тему какую-либо избранную паранойю вместо честного изучения всех изменений, готовиться всегда к прошлым войнам – это заведомо проиграть.

В ответ на:  Андрей

1. “Следовательно отдавать долги США просто нечем…”
Это как? Последняя клавиатура в ФРС сломалась? Нолики в компьютер набить нечем?
Почти весь долг США – в долларах. И они напечатают долларов столько, сколько нужно. А проблемы с девальвацией (если они вообще возникнут, что далеко не очевидно) – это проблемы тех, кто дал в долг США.
2. “…пока в один прекрасный день им не перестанут давать в долг.”
Для этого Китаю (и далеко не только Китаю) нужно либо найти другой рынок сбыта, либо совершить харакири.
3. “…реиндустриализируют страну, доводят свой торговый баланс до…”
Возврата в XIX век не будет. Будет сбалансированное развитие мировой экономики, для чего достаточно сосредоточить управление ею в руках немногих крупных корпораций.
К этому дело давно и идёт, причём самым естественным путём, в том числе через экономические кризисы.
4. “…США устраивают такую войну, которая в минимальной степени затронет сами США…”
Это невозможно – экономика США слишком глубоко интегрирована в мировую. Любой военный удар по ЕС или Китаю будет губителен для США – просто из-за резкого изменения условий функционирования предприятий.
5. “…второй во всю бушует на Ближнем Востоке…”
Там во всю бушуют последствия экономического кризиса, который всегда больнее всего бьёт по тем странам, которые сильно зависят от мировой конъюнктуры, но не являются “мировыми банкирами”. Хороший пример – Германия в период Великой Депрессии.
6. “Это объективная реальность и арифметика…”
Вы живёте в реальности, которой нет уже лет сорок (если не все шестьдесят).
Переселяйтесь в XXI век.