Ода калькулятору, или Как перестать бояться искусственного интеллекта и полюбить его

Михаил Бурцев

На прошлой неделе в Москве завершился VII фестиваль о науке и технологиях «360°». Заведующий лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ Михаил Бурцев делится впечатлениями об одном из победителей фестиваля, фильме “” — истории о противостоянии компьютера и человеческого разума.

купил свой первый в восемь лет — на призовые от победы в шахматном турнире. Шахматы вообще были его коньком: юный Хассабис стал обладателем одного из самых высоких рейтингов Эло среди шахматистов в возрасте до 13 лет. В 2010 году, уже став программистом, Демис Хассабис вместе с двумя нейробиологами — Шейном Легом и Мустафой Сулейманом — создал компанию . Их целью стало создание искусственного интеллекта, который бы приблизился к человеку по своим способностям.

Один из самых доступных путей измерить возможности искусственного разума — интеллектуальные игры. В 1996 году компьютеру уже удалось обыграть человека в шахматы в знаменитом поединке с Гарри Каспаровым. Скорости вычислений в 200 миллионов ходов в секунду и использования эвристик хватило, чтобы делать почти полный перебор ходов.

DeepMind поставили перед собой более амбициозную задачу — создать такую программу, которая не была бы запрограммирована под конкретную игру. Не зная правил, она учится играть, получая на входе только историю последних состояний игры и информацию о награде (выигрыше).

Обучаясь на множестве игровых эпизодов, программа «выучивает» правила и может играть самостоятельно. Сначала DeepMind представил программу, которая таким образом была способна обучиться играть в классические игры приставки Atari. Именно после «решения» Atari стартап был куплен компанией за несколько сотен миллионов долларов. Однако по-настоящему недосягаемой вершиной была игра го.

Дело в том, что го значительно сложнее многих других игр, включая шахматы. В теории игр существует понятие коэффициента ветвления, который показывает, во сколько позиций можно перейти из текущей позиции. Для шахмат количество допустимых ходов в каждой позиции не превышает 64, тогда как в го их около 250.

Просчитать полным перебором ходов игру с таким количеством потенциальных вариантов невозможно, поэтому игроки го во многом ориентируются на собственные ощущения и интуицию — то, что никак не может быть формализовано, а значит, недоступно компьютеру. Во многом поэтому профессиональные игроки в го, включая чемпиона мира из Кореи Ли Седоля, не верили, что могут проиграть. Уверенность последнего не поколебало даже поражение европейского чемпиона го , который проиграл одной из версий AlphaGo со счетом 5:0. Ну конечно, у Фан Хуи был второй дан, а у Ли Седоля — девятый, и он рассчитывал на победу.

На экране — помещение, заполненное людьми: идет игра. Зал сидит в абсолютной тишине. По всему миру, затаив дыхание, шестьдесят миллионов человек следят за поединком гениального человека и машины. Несколько высокомерный кореец играет против бездушного экрана — и постепенно теряет свое высокомерие и уверенность в себе. Лишь один раз, благодаря гениальному ходу, ему удалось победить.

Его поражение, казалось, огорчило даже самих создателей AlphaGo. Откровенно говоря, я и сам взгрустнул, когда узнал об исходе матча. Мир уже не будет таким, каким он был, подумал я. Конечно, это было когнитивное искажение, поднятое шумихой вокруг события. Ведь кто и кого победил в этой игре? «Интеллект» машины победил интеллект человека? Или коллективный интеллект ученых и разработчиков AlphaGo победил интеллект игрока в го? Для меня ответ очевиден: умен не калькулятор, а те, кто создал его.

В чем же важность матча Ли Седоля с AlphaGo? Конечно, не в том, что человек потерпел очередное поражение в войне с машиной, — поражения не было. Была очередная победа человеческого разума над сложной проблемой, совершенная при помощи пусть и сложного, но созданного человеком калькулятора. Человечество получило еще один инструмент для того, чтобы делать мир лучше, а игроки го — возможность открыть для себя новые грани одной из древнейших и красивейших игр.

Михаил Бурцев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
VladimirKox
3 года (лет) назад

Михаил!
В начале октября прошла конференция «Нейроинформатика 2017». В программе конференции Вы заявлены как участник дискуссионного стола. Где можно ознакомиться с ходом дискуссии и материалами трудов конференции?

Кирилл
Кирилл
3 года (лет) назад

Это не имеет никакого отношения к интеллекту.

VladimirKox
3 года (лет) назад
В ответ на:  Кирилл

Уточним терминологию. Кирилл, что Вы подразумеваете под термином интеллект?

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: