Эдвард Бёрн-Джонс, хранитель легенд

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

«Мно­го палат есть во двор­це искусств, но та, ключ от кото­рой хра­нит Бёрн-Джонс, явля­ет собой сокро­вищ­ни­цу. Раз­мах его вооб­ра­же­ния, пло­до­нос­ность фан­та­зии, изыс­кан­ность испол­не­ния, ред­кий дар коло­ри­ста — вот осо­бен­но­сти это­го масте­ра». Так в 1877 году об англий­ском худож­ни­ке Эдвар­де Бёрн-Джон­се (1833−1898) писал аме­ри­кан­ский рома­нист и кри­тик Ген­ри Джеймс.

В Рос­сии Бёрн-Джонс стал изве­стен во вре­ме­на рас­цве­та рус­ско­го модер­на как один из послед­них пре­ра­фа­эли­тов. В искус­стве Бри­та­нии уже в сере­дине 1890-х годов воз­ни­ка­ли новые направ­ле­ния, и Бёрн-Джонс посте­пен­но пере­стал быть худож­ни­ком пер­во­го ряда. Со вре­ме­нем обще­ство как бы очну­лось, и Бёрн-Джонс ока­зал­ся опять сре­ди важ­ней­ших геро­ев бри­тан­ско­го худо­же­ствен­но­го насле­дия, усту­пая, по мне­нию мно­гих искус­ство­ве­дов, раз­ве что Тёр­не­ру и Кон­стеб­лю.

У нас Эдвард Бёрн-Джонс любим англо­фи­ла­ми и худож­ни­ка­ми; при этом неред­ко мы вос­хи­ща­ем­ся его свер­ше­ни­я­ми, тол­ком не зная, кому они при­над­ле­жат. Тако­ва судь­ба масте­ров, зна­чи­тель­ная, а то и глав­ная часть твор­че­ства кото­рых отно­сит­ся к «при­клад­но­му» искус­ству.

Портет пианиста Падеревского. 1895

Пор­тет пиа­ни­ста Паде­рев­ско­го. 1895

Бёрн-Джонс не имел фор­маль­но­го худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния, одна­ко его никак не назо­вешь само­уч­койв извест­ном смыс­ле он учил­ся всю жизнь, обре­тая новые уме­ния. Быть может, вовре­мя Бёрн-Джонс «сбе­жал» из Окс­фор­да, не окон­чив курс, — у буду­ще­го худож­ни­ка были свои образ­цы и иде­а­лы, и он остал­ся им верен.

Несо­мнен­но, Учи­те­лем Бёрн-Джон­са был поэт и худож­ник Дан­те Габ­ри­эль Росет­ти (1828–1882), одна­ко в целом Бёрн-Джонс в боль­шей сте­пе­ни обя­зан иде­а­лам ран­не­го ита­льян­ско­го Воз­рож­де­ния — в част­но­сти, Бот­ти­чел­ли.

Свои уста­нов­ки Бёрн-Джонс фор­му­ли­ро­вал так: «Кар­ти­на — это пре­крас­ная роман­ти­че­ская меч­та о том, чего нико­гда не было и впредь не будет; там свет­ло, как нигде, а всё, что мы видим, — боже­ствен­но пре­крас­но».

Друж­ба Эдвар­да Бёрн-Джон­са с Уилья­мом Мор­ри­сом нача­лась еще в Окс­фор­де в Эксе­тер-Кол­ледж, кото­рый Мор­рис — в отли­чие от Бёрн-Джон­са — все-таки окон­чил. Имен­но в те годы обра­зо­ва­лись мно­го­чис­лен­ные твор­че­ские свя­зи и Мор­ри­са, и Бёрн-Джон­са с худо­же­ствен­ным миром; для Бёрн-Джон­са друж­ба и общая рабо­та с Мор­ри­сом про­дол­жа­лась всю жизнь.

Мор­рис, в отли­чие от Бёрн-Джон­са, поми­мо худо­же­ствен­но­го дара был наде­лен еще и нема­лы­ми орга­ни­за­тор­ски­ми талан­та­ми. В част­но­сти, он создал фир­му «Мор­рис и К.», для кото­рой Бёрн-Джонс создал огром­ное коли­че­ство тира­жи­ру­е­мых про­из­ве­де­ний искус­ства — гра­вюр, офор­тов, книж­ных иллю­стра­ций и т. д.

Наря­ду с живо­пи­сью, рисун­ком и гра­вю­рой Бёрн-Джонс рабо­тал со стек­лом. Он создал мно­же­ство вит­ра­жей, кото­рые и по сей день укра­ша­ют собо­ры и обще­ствен­ные зда­ния по всей Бри­та­нии. В отли­чие от стан­ко­вых работ и гра­фи­ки, вит­ра­жи Бёрн-Джон­са не вос­при­ни­ма­ют­ся как сти­ли­за­ция; мы ско­рее склон­ны смот­реть на них как на чудом сохра­нив­ши­е­ся памят­ни­ки дале­ких веков…

В пред­став­ле­нии Бёрн-Джон­са кар­ти­на — это роман­ти­че­ская меч­та о несбы­точ­ном, явлен­ном в неве­до­мом све­те, а вокруг — леса и долы, насе­лен­ные рыца­ря­ми, коро­ля­ми, унди­на­ми…

Мне пред­став­ля­ет­ся, что в наши дни из насле­дия Бёрн-Джон­са луч­ше все­го — т. е. с необ­хо­ди­мой непо­сред­ствен­но­стью — вос­при­ни­ма­ют­ся мно­го­чис­лен­ные вит­ра­жи и гра­фи­ка, в том чис­ле гра­фи­че­ские эски­зы к боль­шим полот­нам, а так­же кар­ти­ны, кото­рые вызы­ва­ют у нас при­выч­ные ассо­ци­а­ции — как, напри­мер, «Спя­щая кра­са­ви­ца» или «Золуш­ка».

Подроб­ное опи­са­ние жиз­ни и твор­че­ства Эдвар­да Бёрн-Джон­са мы нахо­дим в кни­ге извест­ной англий­ской писа­тель­ни­цы Пене­ло­пы Фиц­д­же­ральд «Edward Burne-Jones: A Biography» (1975); с тех пор кни­га неод­но­крат­но пере­из­да­ва­лась. Пол­ный ее текст име­ет­ся в Сети; глав­ное же — оциф­ро­ва­на зна­чи­тель­ная часть насле­дия Бёрн-Джон­са: www.wikiart.org/en/edward-burne-jones.

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Alex:

    Всё-таки из тек­ста сле­ду­ет, что окон­чить Окс­форд или не окон­чить Окс­форд – это без раз­ни­цы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com