Англоязычные программы экономических вузов: недочеты и перспективы

Сергей Ануреев
Сер­гей Ану­ре­ев

Веду­щие рос­сий­ские уни­вер­си­те­ты стре­мят­ся к меж­ду­на­род­ным рей­тин­гам, одна­ко рей­тин­га­ми как тако­вы­ми не напол­нишь учеб­ные про­грам­мы. Толь­ко кон­ку­рент­ные учеб­ные про­грам­мы, пре­иму­ще­ствен­но на англий­ском язы­ке, спо­соб­ны при­вле­кать аби­ту­ри­ен­тов, осо­бен­но из зару­беж­ных стран. Пока даже в веду­щих рос­сий­ских уни­вер­си­те­тах про­грамм и про­филь­ных дис­ци­плин на англий­ском язы­ке крайне мало. Про­бук­сов­ка англо­языч­ных про­грамм и дис­ци­плин тре­бу­ет изме­не­ния систе­мы над­ба­вок и нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей, ори­ен­та­ции на сту­ден­та-плат­ни­ка или сту­ден­та-бюд­жет­ни­ка, ново­го сти­ля веде­ния лек­ций и семи­на­ров, пра­виль­ной допол­ни­тель­ной моти­ва­ции пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов.

В этой ста­тье мне хоте­лось бы обоб­щить зна­чи­тель­ный педа­го­ги­че­ский опыт (12 раз­ных про­филь­ных дис­ци­плин на англий­ском язы­ке в тече­ние 2015–2016 годов в трех вузах на 7 маги­стер­ских про­грам­мах), а так­же наблю­де­ния за кол­ле­га­ми и про­грам­ма­ми пяти веду­щих эко­но­ми­че­ских вузов Моск­вы.

Поль­зу­ясь слу­ча­ем, хочу обра­тить­ся к руко­вод­ству Мино­бр­на­у­ки РФ с прось­бой учесть пред­став­лен­ный в ста­тье опыт при раз­ра­бот­ке нор­ма­тив­ных доку­мен­тов в рам­ках дорож­ной кар­ты про­ек­та «Экс­порт обра­зо­ва­ния».

Сер­гей Ану­ре­ев — докт. экон. наук, про­фес­сор депар­та­мен­та обще­ствен­ных финан­сов Финан­со­во­го уни­вер­си­те­та при Пра­ви­тель­стве РФ, руко­во­ди­тель маги­стер­ской про­грам­мы Public Financial Management на англий­ском язы­ке в парт­нер­стве с ICAEW, при­гла­шен­ный про­фес­сор маги­стер­ских про­грамм эко­но­ми­че­ско­го факуль­те­та МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва.

Выше, быстрее, сильнее?

Каков раз­мер вопро­са, насколь­ко веду­щие вузы, по край­ней мере пятер­ка веду­щих эко­но­ми­че­ских вузов Моск­вы, про­дви­ну­лись в реа­ли­за­ции англо­языч­ных про­грамм? Мно­гие счи­та­ют флаг­ма­на­ми таких про­грамм Меж­ду­на­род­ный инсти­тут эко­но­ми­ки и финан­сов Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки; англо­языч­ные факуль­те­ты функ­ци­о­ни­ру­ют в Фину­ни­вер­си­те­те (Меж­ду­на­род­ный финан­со­вый факуль­тет), РЭУ име­ни Г. В. Пле­ха­но­ва (Меж­ду­на­род­ная шко­ла биз­не­са). Эко­но­ми­че­ский факуль­тет МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва, РАН­ХиГС, неко­то­рые факуль­те­ты Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, Фину­ни­вер­си­те­та и РЭУ им. Г. В. Пле­ха­но­ва экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют с факуль­тет­ски­ми груп­па­ми и пула­ми про­филь­ных дис­ци­плин на англий­ском язы­ке. Охват сту­ден­тов вряд ли дости­га­ет 5% от обще­го коли­че­ства групп сту­ден­тов и часов заня­тий по вузам в целом, не счи­тая дис­ци­плин обще­го англий­ско­го или биз­нес-англий­ско­го. Дале­ко не во все эти 5% групп и дис­ци­плин не стыд­но при­гла­шать хоро­ших ино­стран­ных пре­по­да­ва­те­лей и силь­ных ино­стран­ных сту­ден­тов.

Дефи­цит англо­языч­ных про­грамм кор­ре­ли­ру­ет с крайне неболь­шим коли­че­ством пуб­ли­ка­ций по про­бле­ма­ти­ке реа­ли­за­ции таких про­грамм или по веде­нию про­филь­ных дис­ци­плин на англий­ском язы­ке. Так, РИНЦ содер­жит все­го несколь­ко десят­ков ста­тей по тема­ти­ке «выс­шее обра­зо­ва­ние на англий­ском язы­ке» или «дис­ци­пли­ны на англий­ском язы­ке». Опыт по отдель­ным дис­ци­пли­нам или отдель­ным факуль­те­там рас­кры­ва­ют в сво­их ста­тьях Е. Е. Крас­нов­ский (МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на) [1], Э. Г. Кры­лов и Л. Н. Пирож­ко­ва (Ижев­ский госу­дар­ствен­ный тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет) [2]. Более ком­плекс­ный взгляд пред­став­ля­ют А. Л. Аре­фьев и Ф. Э. Шере­ги в сво­ей кни­ге «Ино­стран­ные сту­ден­ты в рос­сий­ских вузах» [3], а так­же такие авто­ры науч­ных ста­тей, как М. В. Богу­слав­ский, Е. В. Небор­ский [4] и Т. Р. Рахи­мов [5].

У важ­но­го и одно­вре­мен­но под­вер­га­е­мо­го кри­ти­ке про­ек­та «5−100» [6], с его фак­ти­че­ским стрем­ле­ни­ем к фор­ма­ли­зо­ван­ным пока­за­те­лям меж­ду­на­род­ных рей­тин­гов, есть ана­лог из преды­ду­ще­го деся­ти­ле­тия. В пер­вой поло­вине 2000-х годов зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли финан­си­ро­ва­ние веду­щих рос­сий­ских фут­боль­ных клу­бов, кото­рые ста­ли тра­тить на покуп­ку топо­вых ино­стран­ных фут­бо­ли­стов и их зар­пла­ты десят­ки мил­ли­о­нов евро каж­дый год. Тра­ты поз­во­ли­ли рос­сий­ским клу­бам два­жды выиг­рать кубок УЕФА, а рос­сий­ской сбор­ной под­нять­ся до брон­зо­вых меда­лей на чем­пи­о­на­те Евро­пы — 2008, т. е. достичь реаль­но зна­чи­мых рей­тин­го­вых успе­хов. Одна­ко дет­ско-юно­ше­ский фут­бол и клу­бы низ­ших лиг почти не полу­ча­ли суще­ствен­но­го финан­си­ро­ва­ния. В резуль­та­те в насто­я­щее вре­мя сло­жил­ся дефи­цит оте­че­ствен­ных игро­ков, а рей­тин­ги веду­щих клу­бов и сбор­ной упа­ли. Точ­но так­же за суще­ствен­ны­ми тра­та­ми веду­щих вузов на фор­маль­ные рей­тин­ги пока не после­до­ва­ло раз­ви­тие кон­ку­рен­то­спо­соб­ных англо­языч­ных про­грамм.

Необходимость надбавок

Пер­вой про­бле­мой реа­ли­за­ции англо­языч­ных про­грамм явля­ет­ся дефи­цит рос­сий­ских пре­по­да­ва­те­лей со сво­бод­ным англий­ским. Про­бле­му дефи­ци­та пыта­ют­ся решить за счет над­ба­вок. Пла­тить над­бав­ки уни­вер­си­те­ты могут толь­ко за счет вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков, глав­ным из кото­рых явля­ют­ся плат­ные сту­ден­ты. Толь­ко вот сту­ден­ты-плат­ни­ки не все­гда спо­соб­ны и моти­ви­ро­ва­ны зани­мать­ся по напря­жен­ным англо­языч­ным про­грам­мам. Соче­та­ние ком­мер­че­ски и ака­де­ми­че­ски успеш­ной про­грам­мы весь­ма ред­кое, по край­ней мере сре­ди пятер­ки эко­но­ми­че­ских вузов Моск­вы. Хотя есть точеч­ный опыт англо­языч­ных групп из сту­ден­тов-отлич­ни­ков на факуль­те­тах с пре­иму­ще­ствен­но бюд­жет­ным набором:Экономический факуль­тет Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки (сов­мест­ная про­грам­ма с РЭШ), Финан­со­вый факуль­тет РЭУ им. Г. В. Пле­ха­но­ва, Финан­со­во-эко­но­ми­че­ский факуль­тет и Факуль­тет меж­ду­на­род­ных эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний Финан­со­во­го уни­вер­си­те­та, Эко­но­ми­че­ский факуль­тет МГУ (груп­па повы­ше­ния ака­де­ми­че­ской нагруз­ки). Дан­ные ака­де­ми­че­ски успеш­ные груп­пы не явля­ют­ся ком­мер­че­ски успеш­ны­ми, и руко­во­ди­те­ли про­грамм стал­ки­ва­ют­ся с дефи­ци­том фон­да над­ба­вок, а зна­чит, недо­стат­ком моти­ви­ро­ван­ных пре­по­да­ва­те­лей и каче­ствен­ных заня­тий.

Структура нагрузки

Над­бав­ки объ­ек­тив­но нуж­ны, посколь­ку пре­по­да­ва­ние на англий­ском язы­ке более тру­до­ем­кое. Так, даже пре­по­да­ва­те­лю с опы­том веде­ния дис­ци­пли­ны на рус­ском язы­ке и англий­ским на уровне Advanced на под­го­тов­ку дис­ци­пли­ны на англий­ском пер­вый раз тре­бу­ет­ся 3–4 дня на каж­дые две пары (семи­нар + лек­ция). Пре­по­да­ва­тель всё же не занят плот­но все 20–30 часов в тече­ние неде­ли, но нести иную интен­сив­ную интел­лек­ту­аль­ную нагруз­ку не спо­со­бен. Такая тру­до­ем­кость выте­ка­ет из оче­вид­но­го фак­та, что англий­ский язык не явля­ет­ся для рос­сий­ских пре­по­да­ва­те­лей род­ным и исполь­зу­ет­ся эпи­зо­ди­че­ски. В веду­щих уни­вер­си­те­тах США и Вели­ко­бри­та­нии мно­го пре­по­да­ва­те­лей из дру­гих стран, и имен­но поэто­му там нор­мы ауди­тор­ной нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей щадя­щие по срав­не­нию с рос­сий­ски­ми вуза­ми.

Над­бав­ки за дис­ци­пли­ны на англий­ском важ­ны, но не менее важ­ны коли­че­ство часов нагруз­ки и ее струк­ту­ра. Доку­мен­ты Мино­бр­на­у­ки дают вузам пра­во варьи­ро­вать нор­ма­ти­ва­ми нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей в рам­ках задан­ных общих рамок [7]. Сле­ду­ет крат­ко пред­ста­вить неко­то­рые апро­би­ро­ван­ные спо­со­бы тако­го варьи­ро­ва­ния:

  • час пре­по­да­ва­ния на англий­ском язы­ке учи­ты­ва­ет­ся как два часа нагруз­ки (Фину­ни­вер­си­тет, лек­ции в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ки);
  • на кон­троль само­сто­я­тель­ной рабо­ты сту­ден­тов на каж­до­го сту­ден­та по каж­дой дис­ци­плине в семестр отво­дит­ся 0,8 часа вме­сто стан­дарт­ных для рус­ско­языч­ных дис­ци­плин 0,3 часа (РЭУ им. Г. В. Пле­ха­но­ва);
  • коэф­фи­ци­ент 1,8 при­ме­ня­ет­ся к нор­мам вре­ме­ни вто­рой поло­ви­ны дня на под­го­тов­ку к заня­ти­ям (РЭУ им. Г. В. Пле­ха­но­ва);
  • при­о­ри­тет­ное пра­во выбо­ра дней и часов заня­тий при состав­ле­нии рас­пи­са­ния (Эко­но­ми­че­ский факуль­тет МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва, Фину­ни­вер­си­тет);
  • при­о­ри­тет выбо­ра сту­ден­тов на кур­со­вые, НИРС и диплом­ные рабо­ты, когда дости­же­ния сту­ден­тов учи­ты­ва­ют­ся при рас­че­те пре­мий их науч­ным руко­во­ди­те­лям (Фину­ни­вер­си­тет).

Подбор преподавателей

Видя труд­но­сти рос­сий­ских пре­по­да­ва­те­лей, руко­во­ди­те­ли вузов пыта­ют­ся нани­мать ино­стран­ных пре­по­да­ва­те­лей, что так­же необ­хо­ди­мо для рей­тин­гов QS. Сотруд­ни­че­ство с зару­беж­ны­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми неста­биль­но, т. к. обыч­но они рабо­та­ют по крат­ко­сроч­ным кон­трак­там, ред­ко задер­жи­ва­ют­ся в Рос­сии надол­го. Зару­беж­ные пре­по­да­ва­те­ли обхо­дят­ся вузам доро­же как из-за высо­ких ста­вок опла­ты за час или за год, так и по при­чине наклад­ных рас­хо­дов (затрат на рекру­тинг, про­жи­ва­ние, доку­мен­та­ци­он­ное сопро­вож­де­ние). Зару­беж­ные пре­по­да­ва­те­ли часто так­же не явля­ют­ся носи­те­ля­ми англий­ско­го и стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой зна­чи­тель­ной ауди­тор­ной нагруз­ки в рос­сий­ских уни­вер­си­те­тах. Так что для рос­сий­ских вузов всё же пред­по­чти­тель­нее набрать­ся тер­пе­ния и предо­ста­вить воз­мож­но­сти для про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия сво­им пре­по­да­ва­те­лям.

Высо­кое каче­ство мате­ри­а­лов и веде­ния заня­тий дости­га­ет­ся не сра­зу, на началь­ном эта­пе мно­гие пре­по­да­ва­те­ли вызы­ва­ют жало­бы сту­ден­тов. Невер­ной, недаль­но­вид­ной реак­ци­ей адми­ни­стра­ции на жало­бы сту­ден­тов явля­ют­ся экс­трен­ные заме­ны пре­по­да­ва­те­лей по ходу семест­ра, низ­кие шан­сы на веде­ние заня­тий на англий­ском по этой же дис­ци­плине в сле­ду­ю­щем учеб­ном году. Низ­кие шан­сы пре­по­да­ва­те­ля осо­бен­но кон­тра­сти­ру­ют с огром­ны­ми пра­ва­ми и поблаж­ка­ми сту­ден­там-плат­ни­кам, вплоть до того, что такие сту­ден­ты сво­и­ми жало­ба­ми фак­ти­че­ски опре­де­ля­ют пре­по­да­ва­тель­ский состав. Если пре­по­да­ва­те­ли пони­ма­ют свои низ­кие шан­сы на веде­ние заня­тий на сле­ду­ю­щий год, они не будут выкла­ды­вать­ся при под­го­тов­ке и веде­нии заня­тий в год пер­вый, что муль­ти­п­ли­ци­ру­ет пло­хое каче­ство заня­тий, жало­бы и неста­биль­ность про­грам­мы.

Потоки групп

Эффек­тив­ность англо­языч­ных про­грамм напря­мую зави­сит от коли­че­ства групп обу­ча­ю­щих­ся. Дефи­цит моти­ви­ро­ван­ных сту­ден­тов — отлич­ни­ков с хоро­шим англий­ским — не поз­во­ля­ет вузам орга­ни­зо­вать поток из несколь­ких групп на одном факуль­те­те. Если нет пото­ка, пре­по­да­ва­те­ли вынуж­де­ны вме­сто одной дис­ци­пли­ны на несколь­ко групп гото­вить несколь­ко дис­ци­плин на одну груп­пу, что уси­ли­ва­ет про­бле­му гигант­ских затрат вре­ме­ни на под­го­тов­ку и про­бле­му каче­ства заня­тий. Необ­хо­ди­мо парал­лель­ное раз­ви­тие про­грамм на англий­ском язы­ке сра­зу на несколь­ких факуль­те­тах одно­го вуза или даже коопе­ра­ция меж­ду несколь­ки­ми вуза­ми с похо­жи­ми учеб­ны­ми пла­на­ми, что поз­во­лит фор­ми­ро­вать мно­го групп и тира­жи­ро­вать нара­бот­ки пре­по­да­ва­те­лей. Хотя такая меж­ву­зов­ская коопе­ра­ция про­ти­во­ре­чит зар­плат­ным нор­ма­ти­вам, и зача­стую даже факуль­те­ты одно­го вуза отго­ра­жи­ва­ют­ся друг от дру­га в погоне за внут­рен­ни­ми рей­тин­га­ми.

Лекции и тесты

Тра­ди­ци­он­ные лек­ции мето­дом начит­ки под запись явля­ют­ся боль­шой про­бле­мой при реа­ли­за­ции англо­языч­ных про­грамм. Начи­ты­ва­ние лек­ций нера­ци­о­наль­но, вре­мя соб­ствен­но­руч­ных кон­спек­тов ушло даже на рус­ско­языч­ных про­грам­мах. Лек­ции кон­спек­ти­ру­ют в луч­шем слу­чае отдель­ные «дежур­ные» сту­ден­ты и затем делят­ся со всей груп­пой в элек­трон­ном виде. Боль­шин­ство сту­ден­тов если и ходит на лек­ции, то дела­ет это крайне фор­маль­но, зача­стую бесе­дуя с сосе­дя­ми или погру­жа­ясь в свои девай­сы. На англо­языч­ных про­грам­мах про­бле­ма лек­ци­он­но­го без­де­лья сту­ден­тов обост­ря­ет­ся из-за неиде­аль­но­го англий­ско­го у пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов, объ­ек­тив­ных труд­но­стей вос­при­я­тия уст­ной англий­ской речи. Неред­ки при­ме­ры, когда даже при­гла­шен­ные зару­беж­ные пре­по­да­ва­те­ли с иде­аль­ным англий­ским и опы­том пре­по­да­ва­ния про­филь­ных дис­ци­плин не вызы­ва­ли энту­зи­аз­ма у рос­сий­ских сту­ден­тов. Заин­те­ре­со­вать сту­ден­тов могут толь­ко яркие спи­ке­ры и неор­ди­нар­ные докла­ды в фор­ма­те науч­ной кон­фе­рен­ции, чего нель­зя достичь на каж­дом заня­тии.

В веду­щих уни­вер­си­те­тах США и Бри­та­нии лек­ци­он­ные мате­ри­а­лы либо раз­да­ют­ся зара­нее, либо вооб­ще посто­ян­но раз­ме­ща­ют­ся во внут­рен­ней сети. Лек­ци­он­ные мате­ри­а­лы обшир­ны, по объ­е­му зна­чи­тель­но боль­ше руко­пис­ных кон­спек­тов (к при­ме­ру, на сдво­ен­ную пару в London School of Economics дает­ся 60–80 слай­дов). Сту­ден­ты побуж­да­ют­ся и вынуж­де­ны зара­нее зна­ко­мить­ся со столь объ­ем­ной лек­ци­ей, что­бы как мини­мум уточ­нять незна­ко­мые англий­ские сло­ва. В ходе лек­ции пре­по­да­ва­тель фоку­си­ру­ет вни­ма­ние сту­ден­тов на чет­вер­ти само­го важ­но­го содер­жа­ния каж­до­го из мно­го­чис­лен­ных слай­дов, а сту­дент дол­жен быть готов вос­при­нять это глав­ное. Глав­ное обыч­но выде­ля­ет­ся мето­дом под­чер­ки­ва­ния непо­сред­ствен­но на лек­ции, когда тако­го под­чер­ки­ва­ния не было в зара­нее роз­дан­ных мате­ри­а­лах, либо в таких мате­ри­а­лах содер­жат­ся про­чер­ки клю­че­вых слов, кото­рые лек­тор демон­стри­ру­ет и объ­яс­ня­ет во вре­мя заня­тий. Весь пер­во­на­чаль­ный объ­ем лек­ций выучить нере­аль­но, и толь­ко пра­виль­но выде­лен­ное и поня­тое глав­ное доступ­но для запо­ми­на­ния, для актив­но­го исполь­зо­ва­ния на сле­ду­ю­щем после лек­ции семи­на­ре.

Дру­гая обя­за­тель­ная состав­ля­ю­щая учеб­но­го про­цес­са веду­щих ино­стран­ных вузов — тесты на каж­дом семи­на­ре. Тесты пред­став­ля­ют собой пря­мые цита­ты из лек­ций или, чаще, пере­фра­зи­ру­ют глав­ное содер­жа­ние лек­ций. Семи­нар обыч­но сле­ду­ет сра­зу за лек­ци­ей, и оце­ни­ва­ет­ся рабо­та сту­ден­та на каж­дом семи­на­ре, что как мини­мум побуж­да­ет лек­ции слу­шать. Обсуж­де­ние тесто­вых вопро­сов на семи­на­рах ведет­ся не про­сто в виде пере­ска­за лек­ции, а пере­фра­зи­ро­ва­ния сти­му­ли­ру­ют сту­ден­тов актив­но опе­ри­ро­вать содер­жа­ни­ем дис­ци­пли­ны, мыс­лить. Обыч­но в нача­ле каж­до­го семи­на­ра сту­ден­там дают пись­мен­ные тесты по преды­ду­ще­му семи­на­ру, сти­му­ли­руя и кон­тро­ли­руя систем­ность заня­тий и усво­е­ние мате­ри­а­ла. Фор­маль­но веду­щие рос­сий­ские вузы состав­ля­ют бан­ки тесто­вых зада­ний, толь­ко ред­ко исполь­зу­ют их в еже­днев­ных заня­ти­ях. Имен­но для дис­ци­плин на англий­ском язы­ке тесты кри­ти­че­ски важ­ны, посколь­ку англий­ский язык мож­но выучить толь­ко бла­го­да­ря систем­ным заня­ти­ям, а не «подви­гам» во вре­мя сес­сии.

Целевая аудитория

Сле­ду­ет еще раз акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на целе­вой ауди­то­рии англо­языч­ных про­грамм, на сту­ден­тах-плат­ни­ках или бюд­жет­ни­ках. Силь­ные аби­ту­ри­ен­ты выби­ра­ют бюд­жет­ные места на рус­ско­языч­ных про­грам­мах с потен­ци­а­лом плат­ных ста­жи­ро­вок или маги­стра­ту­ры за рубе­жом. На плат­ные англо­языч­ные про­грам­мы в веду­щих рос­сий­ских вузах попа­да­ют пре­иму­ще­ствен­но сту­ден­ты с 50–70 бал­ла­ми по ЕГЭ, и они обыч­но демо­ти­ви­ро­ва­ны лег­ко­стью поступ­ле­ния в вуз на плат­ной осно­ве. Зави­ся­щие от вне­бюд­жет­ных дохо­дов вузы в очень ред­ких слу­ча­ях идут на отчис­ле­ние плат­ных сту­ден­тов. Англий­ский же тре­бу­ет еже­днев­ной усид­чи­во­сти, о чем хоро­шо зна­ют выпуск­ни­ки англий­ских спец­школ; про­филь­ную дис­ци­пли­ну на англий­ском невоз­мож­но выучить за несколь­ко дней перед экза­ме­ном. В веду­щих уни­вер­си­те­тах США и Бри­та­нии еже­днев­ный объ­ем само­сто­я­тель­ной рабо­ты сту­ден­та вклю­ча­ет про­чте­ние гла­вы учеб­ни­ка на 15–20 стра­ниц, заучи­ва­ние 1–2 стра­ниц резю­ме гла­вы, про­ра­бот­ку 20–30 тестов, напи­са­ние эссе на 1–2 стра­ни­цы или пре­зен­та­ции. Для пони­ма­ния про­бле­ма­ти­ки про­ще пред­ста­вить, как бы выгля­дел МГИМО или факуль­тет меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний Финан­со­вой ака­де­мии в 1980–1990-е, если бы вме­сто кон­кур­са сре­ди меда­ли­стов наби­ра­ли аби­ту­ри­ен­тов с трой­ка­ми.

Основные стимулы

Сту­ден­ты раци­о­наль­ны и склон­ны мини­ми­зи­ро­вать свои тру­до­за­тра­ты, избе­гая дис­ци­плин на англий­ском язы­ке вви­ду их боль­шей тру­до­ем­ко­сти. Сти­му­лом к обу­че­нию на англо­языч­ных про­грам­мах могут быть:

  • полу­ча­е­мые в допол­не­ние к дипло­му оте­че­ствен­но­го вуза все­мир­но извест­ные про­фес­си­о­наль­ные сер­ти­фи­ка­ты (CFA, ICAEW, ACCA, CIMA, с кото­ры­ми сотруд­ни­ча­ет каж­дый из пятер­ки веду­щих эко­но­ми­че­ских вузов Моск­вы);
  • боль­шее коли­че­ство кре­ди­тов за дис­ци­пли­ны на англий­ском язы­ке по срав­не­нию с ана­ло­гич­ны­ми по коли­че­ству ауди­тор­ных часов дис­ци­пли­на­ми на рус­ском (четы­ре кре­ди­та вме­сто трех на эко­ном­фа­ке МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва, учи­ты­вая боль­шую само­сто­я­тель­ную рабо­ту сту­ден­тов);
  • воз­мож­ность выбо­ра более пре­стиж­ных вузов-парт­не­ров в рам­ках меж­ду­на­род­ных ста­жи­ро­вок (РЭУ име­ни Г. В. Пле­ха­но­ва);
  • разум­ная внут­рен­няя кон­ку­рен­ция и муль­ти­пли­ка­ция успе­хов друг дру­га в силь­ных груп­пах из бюджетников-отличников,как и угро­за «чет­вер­ки» со сры­вом дипло­ма с отли­чи­ем в таких груп­пах;
  • порт­фо­лио сту­ден­тов при поступ­ле­нии в маги­стра­ту­ру, когда исполь­зо­ва­ние англо­языч­ных источ­ни­ков дает более каче­ствен­ные докла­ды и пуб­ли­ка­ции сту­ден­тов, выде­ля­ет их на фоне сту­ден­тов рус­ско­языч­ных групп;
  • воз­мож­ность избе­жать под­го­тов­ки в тече­ние года-двух и сда­чи экза­ме­нов IELTS/​TOEFL, если пре­иму­ще­ствен­ным язы­ком пре­по­да­ва­ния явля­ет­ся англий­ский и про­грам­ма каче­ствен­но рас­кры­та на англо­языч­ном сай­те вуза (Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки).

Глав­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром для изу­че­ния сту­ден­та­ми про­филь­ных дис­ци­плин на англий­ском явля­ют­ся пер­спек­ти­вы луч­ше­го тру­до­устрой­ства. В нача­ле 1990-х годов выпуск­ни­ков с General English было мало, и они полу­ча­ли пре­иму­ще­ство при тру­до­устрой­стве, несмот­ря на то что, к при­ме­ру, выпуск­ни­ки факуль­те­тов МЭО изу­ча­ли ино­стран­ные язы­ки в ущерб про­филь­ным пред­ме­там. В 2010-х годах General English уже не ред­кость, как и диплом зауряд­но­го зару­беж­но­го уни­вер­си­те­та. Топо­вым рабо­то­да­те­лям тре­бу­ют­ся моло­дые спе­ци­а­ли­сты с хоро­ши­ми про­филь­ны­ми зна­ни­я­ми спе­ци­аль­но­сти и про­фес­си­о­наль­ным англий­ским в кон­крет­ной обла­сти.

Сер­гей Ану­ре­ев

1. Крас­нов­ский Е. Е. Об орга­ни­за­ции пре­по­да­ва­ния мате­ма­ти­ки на англий­ском язы­ке на факуль­те­те «Фун­да­мен­таль­ные нау­ки» МГТУ им. Н. Э. Бау­ма­на /​/​ Инже­нер­ный вест­ник. 2015. № 5. С. 9.

2. Кры­лов Э. Г., Пирож­ко­ва Л. Н. Из опы­та пре­по­да­ва­ния инже­нер­ных дис­ци­плин на англий­ском язы­ке /​/​ Вест­ник ИжГ­ТУ им. М. Т. Калаш­ни­ко­ва. 2015. № 1 (65). С. 143–146.

3. Аре­фьев А. Л. и Шере­ги Ф. Э. Ино­стран­ные сту­ден­ты в рос­сий­ских вузах /​/​ Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции. М.: Центр социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, 2014.

4. Богу­слав­ский М. В. и Небор­ский Е. В. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния в Рос­сии /​/​ Нау­ко­ве­де­ние. 2015. Т. 7. № 3. С. 1–12.

5. Рахи­мов Т. Р. Осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции обу­че­ния ино­стран­ных сту­ден­тов в рос­сий­ском вузе и направ­ле­ние его раз­ви­тия /​/​ Язык и куль­ту­ра. 2010. № 4. С. 123–128.

6. Про­ект повы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти веду­щих рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов сре­ди веду­щих миро­вых науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров.

7. При­ло­же­ние к пись­му Мино­бра­зо­ва­ния Рос­сии от 26 июня 2003 года № 14−55−784 ин/​15, При­каз Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния РФ (Мино­бр­на­у­ки Рос­сии) от 22 декаб­ря 2014 года № 1601.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
13 Цепочка комментария
18 Ответы по цепочке
11 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
14 Авторы комментариев
СергейMikeМаксим БорисовИра ФИван Осипович Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Александр
Александр

Спа­си­бо! Мож­но мно­гое почерп­нуть из мето­ди­ки.

Ash
Ash

Чита­ешь – и про­сто душа раду­ет­ся. При­ят­но, что эко­но­ми­че­ская нау­ка в РФ про­цве­та­ет. Меж­ду­на­род­ные рей­тин­ги, про­грам­мы на ино­стран­ных язы­ках и всё такое. Неф­тя­ная же зави­си­мость, тех­но­ло­ги­че­ская отста­лость и про­чее – след­ствие нера­зум­ной поли­ти­ки вла­стей, не слу­ша­ю­щих умных эко­но­ми­стов. Ну а про трил­ли­он руб­лей, про­пав­ших в «Откры­тии», даже и вспо­ми­нать не сто­ит. Тем более, что учё­ные-эко­но­ми­сты насто­я­тель­но реко­мен­ду­ют со вре­ме­нем вер­нуть эту орга­ни­за­цию в част­ные руки – для про­дол­же­ния бан­ке­та. Мело­чи же вро­де того, что эко­но­ми­сты – в чис­ле веду­щих кли­ен­тов Дис­сер­не­та, так­же не долж­ны нико­го бес­по­ко­ить. Коро­че гово­ря: «всё хоро­шо, пре­крас­ная мар­ки­за». ————————– Основ­ное же весе­лье нач­нёт­ся, когда озве­рев­шее насе­ле­ние нач­нёт раз­да­вать всем этим эко­но­ми­стам чисто рус­ские верёв­ки… Подробнее »

Светлана
Светлана

Инте­рес­но, с како­го учеб­но­го года при­о­ри­тет­ный про­ект экс­пор­та обра­зо­ва­ния ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным для 39 участ­ни­ков кон­сор­ци­у­ма и с како­го года – для всех вузов. В рам­ках мони­то­рин­га эффек­тив­но­сти вузов уже сей­час выстав­ля­ют пока­за­те­ли «Общая чис­лен­ность ино­стран­ных сту­ден­тов» (п.30., раз­дел V) и «Дохо­ды вуза от обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти из ино­стран­ных источ­ни­ков (п.37). Пока на эти меж­ду­на­род­ные пока­за­те­ли боль­шо­го вни­ма­ния не обра­ща­ют, а боль­ше смот­рят дохо­ды вуза из вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков и пуб­ли­ка­ци­он­ную актив­ность. Вопрос когда это ПОКА закон­чит­ся, и за меж­ду­на­род­ные пока­за­те­ли нач­нут спра­ши­вать стро­го. Еще инте­рес­но, мож­но ли будет засчи­тать в экс­порт обра­зо­ва­ния сту­ден­тов из стран СНГ или толь­ко из стран даль­не­го зару­бе­жья, по рус­ско­языч­ным про­грам­мам или англо­языч­ным, толь­ко по… Подробнее »

Вячеслав Георгиевич
Вячеслав Георгиевич

Бла­го­да­рим за столь инте­рес­ную и полез­ную ста­тью! Под­ня­тый вопрос весь­ма актуа­лен: на новост­ных лен­тах в авгу­сте-октяб­ре были сооб­ще­ния о новом про­ек­те Минобра «Экс­порт обра­зо­ва­ния». Мож­но даже най­ти пас­порт это­го про­ек­та, пока без глу­бо­ких дета­лей. Одна­ко уже пер­вые два пока­за­те­ля про­ек­та застав­ля­ют заду­мать­ся о меж­ду­на­род­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах. Это пока­за­те­ли коли­че­ство ино­стран­ных сту­ден­тов и дохо­ды вузов от обу­че­ния ино­стран­ных сту­ден­тов. Пока ото­бран толь­ко пул пилот­ных 39 вузов, но по тек­сту ново­стей через несколь­ко лет это, веро­ят­но, ждет всех.

Ирина К.
Ирина К.

Сер­гей, боль­шое Вам спа­си­бо за ста­тью и Ваш педа­го­ги­че­ский труд! Уда­чи Вам в раз­ви­тии это­го ново­го и важ­но­го дела!!

Борис
Борис

«Силь­ные аби­ту­ри­ен­ты выби­ра­ют бюд­жет­ные места на рус­ско­языч­ных про­грам­мах с потен­ци­а­лом плат­ных ста­жи­ро­вок или маги­стра­ту­ры за рубе­жом. На плат­ные англо­языч­ные про­грам­мы в веду­щих рос­сий­ских вузах попа­да­ют пре­иму­ще­ствен­но сту­ден­ты с 50–70 бал­ла­ми по ЕГЭ, и они обыч­но демо­ти­ви­ро­ва­ны лег­ко­стью поступ­ле­ния в вуз на плат­ной осно­ве».
То есть полу­ча­ет­ся на плат­ные англо­языч­ные про­грам­мы попа­да­ют лишь по сути двойш­ни­ки если брать аби­ту­ри­ен­тов с 50 бал­ла­ми. Не могу понять, в этом слу­чае какой толк в этих англо­языч­ных про­грам­мах.
На выхо­де будет аби­ту­ри­ент с 50 бала­ми с неко­то­рым зна­ни­ем англий­ско­го язы­ка.

Сергей
Сергей

В послед­ние годы на англо­языч­ные про­грам­мы попа­да­ют все же не совсем дво­еч­ни­ки. Лет 5–10 назад англо­языч­ные факуль­те­ты были почти пол­но­стью плат­ные, и на такие факуль­те­ты бра­ли бук­валь­но ВСЕХ жела­ю­щих, хоть с уров­нем англий­ско­го 7 клас­са обыч­ной шко­лы. Вузам было за счет чего пла­тить пре­по­да­ва­те­лям при­лич­ные над­бав­ки, но толь­ко сту­ден­ты ред­ко когда мог­ли хоро­шо осво­ить к одной паре хотя бы пару стра­ниц тек­ста резю­ме гла­вы. В послед­ние несколь­ко лет 40–60% набо­ра на такие факуль­те­ты идет за счет бюд­жет­ни­ков-отлич­ни­ков и вто­рая поло­ви­на по преж­не­му сту­ден­ты-плат­ни­ки. Толь­ко над­бав­ки за англий­ский язык ста­ли мень­ше, теря­ет­ся моти­ва­ция пре­по­да­ва­те­лей и затем моти­ва­ция сту­ден­тов. Про­бле­ма сей­час еще в непред­ска­зу­е­мо­сти каж­дой кон­крет­ной груп­пы: чаще все­го плат­ни­ки… Подробнее »

Ash
Ash

«…поче­му каж­дый финан­со­вый кри­зис у нас боль­ше про­блем в бан­ков­ской систе­ме и у мно­гих круп­ных заем­щи­ков по срав­не­нию с Бри­та­ни­ей и США с их более точеч­ны­ми и управ­ля­е­мы­ми про­бле­ма­ми.»
Ну Вы даё­те!
Вы про сырье­вую зави­си­мость хоть что-нибудь слы­ша­ли?

Сергей
Сергей

«Вы про сырье­вую зави­си­мость хоть что-нибудь слы­ша­ли?» Кана­да и Австра­лия так­же стра­ны с сырье­вой зави­си­мо­стью, по экс­пор­ту и пла­теж­но­му балан­су почти как Рос­сия, в мень­шей сте­пе­ни по струк­ту­ре ВВП. Толь­ко их валю­ты дви­га­ют­ся к USD с мень­шей ампли­ту­дой по срав­не­нию с руб­лем, впро­чем на при­лич­ные десят­ки про­цен­тов за эко­но­ми­че­ский цикл. Наши кри­зи­сы 1998, 2008 и 2014 годов были не толь­ко из-за цен на нефть (оче­вид­ный фак­тор номер 1), но так­же из-за про­блем в бан­ках и с меж­ду­на­род­ной задол­жен­но­стью (не менее важ­ные про­бле­мы 2 и 3). Соб­ствен­но тор­го­вый баланс спо­кой­но балан­си­ро­вал­ся в 2015 году при упав­шей цене на нефть, толь­ко без уче­та гигант­ско­го отто­ка капи­та­ла и бюд­жет­но­го дефи­ци­та, кото­рые и покры­ва­лись деваль­ва­ци­ей руб­ля. Это толь­ко вер­ши­на… Подробнее »

Ash
Ash

1. «…для наших про­гра­ми­стов из веду­щих вузов днев­ная нор­ма отла­жен­но­го кода была 100 строк, а для аме­ри­кан­ских — 200 строк.» Ну да, боль­ше индий­ско­го кода, хоро­ше­го и раз­но­го. 2. «…но эти мело­чи и ста­ли при­чи­ной доми­ни­ро­ва­ния MS Office.» При­чи­ной ста­ла пред­уста­нов­ка про­дук­тов MS на пер­со­наль­ные ком­пью­те­ры. И про­дук­ты все­гда были жут­ко сыры­ми. Гейтс дога­дал­ся, что 90% поль­зо­ва­те­лей нуж­но все­го 10% воз­мож­но­стей опе­ра­ци­он­ной систе­мы и постро­ил на этом весь биз­нес. Как бета-тести­ро­ва­ние на домо­хо­зяй­ках с MS DOS (Dirty Operational System) нача­лось, так по сию пору и про­дол­жа­ет­ся. 3. «Кана­да и Австра­лия так­же стра­ны с сырье­вой зави­си­мо­стью…» Вы ещё Сау­дов­скую Ара­вию вспом­ни­те. А раз­ли­чие пустя­ко­вое – что­бы нам жить, как канад­цы и австра­лий­цы,… Подробнее »

Николай Кликунов
Николай Кликунов

А зачем рус­ским пре­по­да­ва­те­лям читать рус­ским сту­ден­там лек­ции на англий­ском язы­ке?

Светлана
Светлана

А зачем рус­ские руко­во­ди­те­ли обра­зо­ва­ния застав­ля­ют всех рус­ских пре­по­да­ва­те­лей вузов писать ско­пу­сов­ские ста­тьи на англий­ском? Всех, вклю­чая асси­стен­тов и стар­ших пре­по­да­ва­те­лей, вклю­чая линг­ви­стов, поли­то­ло­гов и даже физ­куль­тур­ни­ков, а не толь­ко про­фес­со­ров выпус­ка­ю­щих кафедр. Они же в шта­те, а каж­дый штат­ник для про­хож­де­ния по кон­кур­су дол­жен ста­тью и свой вклад в пока­за­тель боль­ше одной ста­тьи в год в сред­нем на одно­го пре­по­да­ва­те­ля.

Сергей
Сергей

Газе­та Ком­мер­сантъ напо­ми­на­ет про обя­за­тель­ный ЕГЭ по ино­стран­но­му язы­ку с 2022 года, про пилот­ные реги­о­ны с 2020 года.
«Напом­ним, соглас­но пла­нам Мино­бр­на­у­ки, с 2022 года ЕГЭ по ино­стран­но­му язы­ку ста­нет обя­за­тель­ным для всех школь­ни­ков. В 2015 году об этом впер­вые заявил Дмит­рий Лива­нов, кото­рый зани­мал тогда пост мини­стра обра­зо­ва­ния. В мае 2017 года ини­ци­а­ти­ву под­твер­ди­ла дей­ству­ю­щий министр Оль­га Васи­лье­ва. В ряде реги­о­нов обя­за­тель­ный ЕГЭ по англий­ско­му язы­ку вве­дут в проб­ном режи­ме с 2020 года».
https://www.kommersant.ru/doc/3500677

Сергей
Сергей

«А зачем рус­ским пре­по­да­ва­те­лям читать рус­ским сту­ден­там лек­ции на англий­ском язы­ке?» Спра­вед­ли­вый и часто зада­ва­е­мый вопрос. Срод­ни вопро­су зачем во ВСЕХ рос­сий­ских шко­лах ино­стран­ные язы­ки и пла­ны преды­ду­ще­го руко­вод­ства Минобра сде­лать англий­ский одним из обя­за­тель­ных пред­ме­тов ЕГЭ. Или вопро­су зачем каж­до­му эко­но­ми­сту год изу­чать матан, когда 99,9% рутин­ной рабо­ты эко­но­ми­стов состо­ит во вне­се­нии посред­ством кла­ви­а­ту­ры при­ми­тив­ных дан­ных с их ариф­ме­ти­че­ской обра­бот­кой. Более инте­рес­ный в этом кон­тек­сте вопрос – поче­му син­так­сис язы­ков про­грам­ми­ро­ва­ния заим­ство­ван с англий­ско­го язы­ка и не пере­во­дит­ся на рус­ский или индий­ский, вро­де тогда про­грамм­ный код будет понят­нее. Еще более инте­рес­ный вопрос с латы­нью для меди­ков – вооб­ще древ­ний язык, в уст­ной речи в обы­ден­ной жиз­ни не исполь­зу­е­мой.… Подробнее »

Ash
Ash

«Вот, напри­мер, при­ме­нил Банк Рос­сии на прак­ти­ке про­стую…»
Вам какую-нибудь ссы­лоч­ку на резуль­та­ты про­гно­зи­ро­ва­ния от раз­ных меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций кинуть?
Или сами зна­е­те како­вы успе­хи в этой обла­сти?

Алексей Лк
Алексей Лк

«Поче­му, пото­му что у нас пере­ве­ли на рус­ский язык упро­щен­ную тео­ре­ти­че­скую фор­му­лу, но не хва­ти­ло зна­ний и вре­ме­ни обра­тить­ся к пер­во­ис­точ­ни­кам на англий­ском язы­ке по сот­ням кей­сов реаль­но­го при­ме­не­ния этой фор­му­лы с сот­ня­ми мел­ких дета­лей» – золо­тые сло­ва, так во мно­гих сфе­рах в Рос­сии

Ash
Ash

«…золо­тые сло­ва, так во мно­гих сфе­рах в Рос­сии…» Да чепу­ха это. Про­сто эко­но­ми­сты (как и подав­ля­ю­щая часть про­чих диле­тан­тов) поль­зу­ют­ся мате­ма­ти­че­ски­ми фор­му­ла­ми, не пони­мая кон­цеп­ций, лежа­щих в осно­ве этих фор­мул. При этом мате­ма­ти­ки, пони­ма­ю­щие эти кон­цеп­ции, уве­ре­ны, что и эко­но­ми­сты их пони­ма­ют. Но про­ве­рить эко­но­ми­стов мате­ма­ти­ки не могут, посколь­ку эко­но­ми­кой не инте­ре­су­ют­ся. И эта тоталь­ная пси­хи­ат­рия име­ет ката­стро­фи­че­ские послед­ствия. Напри­мер, эко­но­ми­сты уве­ре­ны, что нали­чие глад­кой кри­вой, отра­жа­ю­щей ход неко­е­го про­цес­са, даёт воз­мож­ность делать пред­ска­за­ния, осно­ван­ные на ана­ли­ти­че­ских свой­ствах этой кри­вой, что явля­ет­ся абсо­лют­ной ере­сью. Дело в том, что уже несколь­ко десят­ков лет извест­но – из глад­ко­сти кри­вой ника­ких пред­ска­за­ний о её буду­щем пове­де­нии не сле­ду­ет. Это выска­зы­ва­ние… Подробнее »

Светлана
Светлана

несколь­ко меся­цев назад здесь была ста­тья, утвер­ждав­шая что «30% нынеш­них выпуск­ни­ков мате­ма­ти­че­ско­го факуль­те­та ВШЭ уез­жа­ют за гра­ни­цу про­дол­жать свое обра­зо­ва­ние»
https://trv-science.ru/2017/07/18/imperativ-internacionalizacii/
вопро­сы к НЕ эко­но­ми­стам и веро­ят­но к мате­ма­ти­кам:
1. как мате­ма­ти­ки из раз­ных стран пони­ма­ют друг дру­га, без англий­ско­го или на каком уровне англий­ско­го?
2. сколь­ко дают про­филь­ных пред­ме­тов на англий­ском на мат.факультетах?
3. чего в обра­зо­ва­нии мате­ма­ти­ков не хва­та­ет у нас и за чем надо ехать про­дол­жать за гра­ни­цу?

Ash
Ash

1. «…без англий­ско­го или на каком уровне англий­ско­го…» Без англий­ско­го в прин­ци­пе понять мож­но, но весь­ма затруд­ни­тель­но. Доне­сти мате­ма­ти­че­скую кон­струк­цию до ауди­то­рии мож­но на весь­ма низ­ком уровне («могу объ­яс­нять­ся»). Но про­бле­мы со ста­тья­ми при низ­ком уровне будут серьёз­ные. Дело в том, что, как пра­ви­ло, в ста­тье дол­жен быть некий обзор исто­рии вопро­са, нося­щий в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни фило­соф­ский харак­тер, так как часто начи­на­ет­ся в сти­ле «Три деви­цы под окном». 2. «…сколь­ко дают про­филь­ных пред­ме­тов на англий­ском на мат.факультетах…» Если не рас­смат­ри­вать «пато­ло­ги­че­ские при­ме­ры» (как гово­рят мате­ма­ти­ки), то нуль. 3. «…чего в обра­зо­ва­нии мате­ма­ти­ков не хва­та­ет у нас и за чем надо ехать про­дол­жать за гра­ни­цу?…» В мате­ма­ти­ке очень мно­го самых… Подробнее »

Сергей
Сергей

Пол­но­стью с вами согла­сен. Эко­но­ми­сты силь­но пере­оце­ни­ва­ют свою нау­ку и мето­ды есте­ствен­ных наук, кото­рые они при­ме­ня­ют. Если бег­ло посмот­реть луч­шие эко­но­ми­че­ские жур­на­лы, то там мате­ма­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния боль­ше, чем в физи­ке, химии и био­ло­гии. Экно­но­ми­сты, я думаю, за счёт этих мате­ма­ти­че­ских пон­тов про­сто зара­ба­ты­ва­ют день­ги. Есть ещё один аспект англий­ских пред­ме­тов. Мое ощу­ще­ние, что выпуск­ни­ки веду­щих вузов про­сто не соби­ра­ют­ся жить в Рос­сии. Хоро­ший англий­ский у пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов конеч­но нужен, никто не будет с этим спо­рить, но ещё важ­ней, что­бы наша стра­на была ком­форт­на для обра­зо­ван­ных и кре­а­тив­ных людей

Ash
Ash

«…наша стра­на была ком­форт­на для обра­зо­ван­ных и кре­а­тив­ных людей…»
Для это­го нуж­но избав­лять­ся от неф­тя­ной зави­си­мо­сти. Изба­вить­ся же от неё невоз­мож­но, пока соот­вет­ству­ю­щи­ми акти­ва­ми управ­ля­ют как част­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми (пусть и от име­ни госу­дар­ства). Тогда те, кото­рые управ­ля­ют, авто­ма­ти­че­ски полу­ча­ют выс­шую эко­но­ми­че­скую и через неё выс­шую поли­ти­че­скую власть в стране. И менять кон­крет­ные фами­лии совер­шен­но бес­по­лез­но.
Един­ствен­ный выход – пере­дать все круп­ные сырье­вые ком­па­нии под цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние совет­ско­го образ­ца.

Светлана
Светлана

> что­бы наша стра­на была ком­форт­на для обра­зо­ван­ных и кре­а­тив­ных людей Зву­чит слиш­ком уто­пич­но и гло­баль­но. Нуж­но хотя бы на уровне вузов и НИИ руко­во­ди­те­лей и их замов назна­чать из чис­ла реаль­но обра­зо­ван­ных и кре­а­тив­ных. Кто сам напи­сал десят­ки ста­тей у жур­на­лы ядра РИНЦ или еще луч­ше Scopus, сам напи­сал пару моно­гра­фий, а эти пуб­ли­ка­ции набра­ли при­лич­но цити­ро­ва­ний, без соав­то­ров, без кол­лег, без заоч­ных кон­фе­рен­ций. Напи­сав­ший что-то полез­ное чаще все­го ува­жи­тель­но отно­сит­ся к дру­гим обра­зо­ван­ным и кре­а­тив­ным людям, а эффек­тив­ный мене­джер от нау­ки будет сво­их под­чи­нен­ных низ­во­дить до уров­ня раба от нау­ки. Недав­ние назна­че­ния уже при новом руко­вод­стве Минобра: ГУУ новый рек­тор вооб­ще без сте­пе­ни (хоро­шо хоть не купил), Тими­ря­зев­ка… Подробнее »

Николай Кликунов
Николай Кликунов

Что­бы, типа, сде­лать вид, что мы нахо­дим­ся в еди­ном меж­ду­на­род­ном инфор­ма­ци­он­ном поле. А мы не нахо­дим­ся, мы дела­ем вид

Иван Осипович
Иван Осипович

Неболь­шая справ­ка: Факт 1. В 2015 году Сбер­банк полу­чил при­быль в 236 млрд. руб­лей. На стагни­ру­ющ­нм рын­ке. Вся финан­со­вая инду­стрия, ВКЛЮЧАЯ Сбер­банк, зара­бо­та­ла 190+. Гос­бан­ки, име­ю­щие ана­ло­гич­ные Сбе­ру воз­мож­но­сти, понес­ли убыт­ки в десят­ки мил­ли­ар­дов, круп­ные част­ные бан­ки поте­ря­ли не мень­ше. Все это про­изо­шло совер­шен­но слу­чай­но, а не пото­му что в 12–13 годах спе­цы Сбе­ра обна­ру­жи­ли, что моде­ли рис­ка, кото­ры­ми поль­зу­ет­ся весь рынок, дают сме­щен­ную оцен­ку. Факт 2. Сдел­ка с Транс­нефтью (спор 2 джентль­ме­нов о кур­се руб­ля на 66 млрд, Сбер счи­тал, что будет деваль­ва­ция) была заклю­че­на в 13 году. В нача­ле 14 Сбер пре­кра­тил кре­ди­то­ва­ние насе­ле­ния в валю­те. Совер­шен­но слу­чай­но, конеч­но. А не пото­му, что у бан­ка есть спе­цы по фун­да­мен­таль­но­му ана­ли­зу эко­но­ми­ки, симу­ля­ци­он­ным… Подробнее »

Ash
Ash

1. «Гос­бан­ки, име­ю­щие ана­ло­гич­ные Сбе­ру воз­мож­но­сти…»
Это кто? Кто у нас свя­зан не столь­ко с пред­при­я­ти­я­ми, сколь­ко с насе­ле­ни­ем?
2. «Сдел­ка с Транс­нефтью…»
Это резуль­тат игры «уга­дай цену на нефть». В дан­ном слу­чае уга­дал Сбер. А мог­ла уга­дать и Транс­нефть.
3. «В нача­ле 14 Сбер пре­кра­тил кре­ди­то­ва­ние насе­ле­ния в валю­те.»
А вот здесь да – реше­ние носи­ло осмыс­лен­ный харак­тер.
4. «Совер­шен­но слу­чай­но сре­ди тех, кто в Сбе­ре за такие вещи отве­ча­ет, нет эко­но­ми­стов.»
Вовре­мя Юда­е­ву «сда­ли» в ЦБ.

Ира Ф
Ира Ф

Про Сбер­банк есть пара про­стых объ­яс­не­ний его боль­шой при­бы­ли. 1. 90% ком­му­наль­ных пла­те­жей про­хо­дит через Сбер­банк. Если пла­тить через опе­ра­ци­о­ни­ста – 2% комис­сия, через тер­ми­нал – 0,6% комис­сии. Обо­рот ком­му­наль­ных пла­те­жей по всей стране исчис­ля­ет­ся трил­ли­о­на­ми руб­лей, а сред­ний 1% от них дает десят­ки млрд руб­лей комис­си­он­ных дохо­дов. 2. Став­ки по вкла­дам в Сбер­бан­ке на 1–1,5% ниже, чем в ВТБ и Кол­хо­зе. Ниже из-за огром­но­го коли­че­ства офи­сов еще с совет­ских вре­мен, почти моно­поль­но­го поло­же­ния во мно­гих рай­о­нах. В таких усло­ви­ях надо толь­ко не делать круп­ных оши­бок в игре на акци­ях или кур­сах валют, т.е. про­сто не играть мно­го на финан­со­вых рын­ках. Еще надо не оши­бать­ся слиш­ком часто… Подробнее »

Максим Борисов
Редактор
Максим Борисов

Сбер­банк силен тем, что есть пони­ма­ние, что он-то лоп­нет в самую послед­нюю оче­редь, если вооб­ще поз­во­лят лоп­нуть. Ну и плюс инфра­струк­ту­ра.
А в смыс­ле выгод­но­сти ком­му­наль­ных пла­те­жей… Это дав­но не так, по край­ней мере в Под­мос­ко­вье. Выгод­но – это если без про­цен­тов за пла­те­жи ЖКХ. А Сбер неск. лет назад стал их брать (и тогда при­шлось пла­тить Мособл­бан­ку). Потом сно­ва решил без про­цен­тов. А теперь опять 1%, ста­ло быть опять от него бегут и пла­тят через тех, кто про­цен­ты не берет (пока такие есть).

Mike
Mike

— В веду­щих уни­вер­си­те­тах США и Вели­ко­бри­та­нии мно­го пре­по­да­ва­те­лей из дру­гих стран, и имен­но поэто­му там нор­мы ауди­тор­ной нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей щадя­щие по срав­не­нию с рос­сий­ски­ми вуза­ми.— Нет, не поэто­му. В при­лич­ных уни­вер­си­те­тах пре­по­да­ва­ние это толь­ко часть рабо­ты, важ­ная, но отнюдь не основ­ная. В таких местах 2–3 часа лек­ций и про­че­го в неде­лю это нор­ма. А язык – не про­бле­ма. Тех, кто не спо­со­бен пре­по­да­вать, не нани­ма­ют. Гово­рить с акцен­том это нор­маль­но. Но не мычать, а имен­но гово­рить – связ­но, не спо­ты­ка­ясь и не подыс­ки­вая сло­ва. И, боже упа­си, ни в коем слу­чае не пере­во­дить про себя с чего-то ещё – это сра­зу вид­но. — В веду­щих уни­вер­си­те­тах США и Бри­та­нии лек­ци­он­ные мате­ри­а­лы либо раз­да­ют­ся зара­нее,… Подробнее »

Сергей
Сергей

Инте­рес­но, а как в веду­щих уни­вер­си­те­тах США и Бри­та­нии с нор­ма­ми нагруз­ки Вто­рой поло­ви­ны дня?
У нас так: под­го­тов­ка к семи­на­ру пол­ча­са за час семи­на­ра, ВАКов­ская ста­тья 30 часов и еще не каж­дый ВАКов­ский жур­нал вхо­дит в чис­ло реко­мен­до­ван­ных, Scopus – 120 часов (если соав­то­ры, то делим на коли­че­ство соав­то­ров).
Вот бы аме­ри­кан­ско­го про­фес­со­ра поса­дить на такие нор­мы.

Mike
Mike

Нор­мы нагруз­ки вто­рой поло­ви­ны дня? Мне неиз­вест­но, что это такое. А идея пере­кра­и­ва­ния орга­ни­за­ции аме­ри­кан­ских уни­вер­си­те­тов на рос­сий­ский лад мне кажет­ся стран­ной. Зачем ради­каль­но менять систе­му, кото­рая дав­ным дав­но сло­жи­лось и, в отли­чие от, доста­точ­но успеш­но функ­ци­о­ни­ру­ет?

Ash
Ash

1. «Мне неиз­вест­но, что это такое.»
Это когда по часам рас­пи­сы­ва­ют, чем дол­жен зани­мать­ся про­фес­сор тогда, когда он не ведёт заня­тия.
Напри­мер, на под­го­тов­ку (в оди­ноч­ку) ста­тьи в жур­нал, вхо­дя­щий в Scopus, отве­де­но 120 часов.
«Рам­копф (чита­ет). «С вось­ми до деся­ти – ПОДВИГ»!..
Бур­го­мистр. Как это пони­мать?
Баро­нес­са. Это зна­чит, что с вось­ми до деся­ти утра у него запла­ни­ро­ван
подвиг…»
http://www.theatre-library.ru/files/g/gorin/gorin_3.html
2. «Зачем ради­каль­но менять систе­му…»
Это была шут­ка.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: