Открытое письмо ученых В.В. Путину о подготовке Красной книги РФ

Научная общественность бьет тревогу по поводу ситуации, связанной с подготовкой Красной книги России. Министерство природы РФ изменило процедуру принятия решений и состав Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам, исключив из нее большую часть ученых-зоологов и внедрив представителей руководства охотничьих организаций. Ученые обращаются с открытым письмом к Президенту РФ. Письмо открыто для подписания.

Красная книга России под угрозой. С сайта ecoportal.ru
Красная книга России под угрозой. С сайта ecoportal.ru

Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Ученые выражают свое возмущение событиями, произошедшими при подготовке нового издания Красной книги Российской Федерации — одного из важнейших инструментов сохранения природы нашей страны. За 30-летнюю историю в России сложилась понятная и открытая система обсуждения и принятия решений при подготовке Красной книги: ответственная госструктура формирует Комиссию по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам. При Комиссии создаются секции по различным систематическим группам. В состав секций приглашаются ведущие эксперты в области изучения и охраны видов животных, растений и грибов. После получения замечаний от членов Комиссии список выносится на обсуждение Бюро Комиссии, которое должно включать председателей всех секций.

В феврале текущего года Комиссия по Красной книге при Минприроды России подготовила проект приказа о новом списке видов, подвидов и популяций, предложенных для внесения в Красную книгу, который был утвержден Бюро Комиссии, но так и не был подписан Министром природных ресурсов и экологии России.

Минприроды России под давлением охотничьего лобби изменило процедуру принятия решений и состав самой Комиссии, исключив из нее большую часть ученых-зоологов и внедрив представителей руководства охотничьих организаций. Была создана новая структура — Президиум Комиссии, наделенный абсолютными полномочиями по формированию персонального состава Комиссии, состава Бюро, планированию работ и принятию окончательных решений об исключении и занесении видов в Красную книгу. Теперь любое решение Комиссии и Бюро Комиссии может быть волюнтаристски изменено Президиумом без учета обоснованных аргументов ученых.

Это и произошло на первом заседании Президиума, который исключил из Списка большинство редких видов фауны, требующих незамедлительной охраны, но представляющих интерес для охотников как объекты охоты. Положение о Президиуме готовилось в полной тайне, ни один член Комиссии и член Бюро Комиссии не был поставлен в известность о его проекте. Впервые при формировании Списка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов определяющим стало не аргументированное мнение ученых — специалистов, а коммерческие интересы руководства охотничьих структур, промысловиков, индустрии дельфинариев и аквариумов.

В результате появления Президиума состав Красной книги РФ определяется не государственными задачами охраны природы, а коммерческими потребностями узкой группы людей, т. е. становится совершенно очевидным конфликт интересов. Будущее природы нашей страны теперь поставлено в полную зависимость от чиновников от охоты и представителей коммерческих охотничьих организаций.

Сохранение животного и растительного мира страны невозможно без мощной научной базы. Отстраняя ученых от работы над Красной книгой и лишая их права влиять на принятие решений, в объявленный Вами «Год экологии» Минприроды России обрекает на уничтожение последние популяции многих редких видов.

Мы категорически протестуем против такого подхода к организации охраны природы России и считаем необходимым вернуться к прежней структуре Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам, прописанной в Приказе № 390 Минприроды России от 08.09.2014, исключив из ее состава представителей коммерческих охотничьих структур и большинство введенных в ее состав представителей охотничьих ведомств, отвечающих за использование животного мира, но не за охрану редких видов.

Мы обращаемся к Вам от имени всех ученых России, разделяющих нашу оценку ситуации, и просим Вас выступить в защиту российской природоохранной науки и дать указание отменить решение, принятое Минприроды России, которое нанесет непоправимый ущерб живой природе нашей страны.

Члены-корреспонденты РАН:

• Суров Алексей Васильевич, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Бонч-Осмоловская Елизавета Александровна, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института микробиологии РАН;
  • Соколов Дмитрий Дмитриевич, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ученые, имеющие степень кандидатов и докторов наук:

• Авилова Ксения Всеволодовна, кандидат биологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Ананьева Наталия Борисовна, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора, Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург;
  • Артюхин Юрий Борисович, кандидат биологических наук, Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН;
  • Баклушинская Ирина Юрьевна, доктор биологических наук, Институт биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН;
  • Белик Виктор Павлович, доктор биологических наук, профессор, Южный Федеральный Университет;
  • Брандлер Олег Владимирович, кандидат биологических наук, Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН;
  • Бурканов Владимир Николаевич, кандидат биологических наук, Камчатский филиал ТИГ ДВО РАН;
  • Волошина Инна Вадимовна, кандидат биологических наук, ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского заповедника и национального парка «Зов тигра»;
  • Гаврилов Валерий Михайлович, доктор биологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова; Гельтман Дмитрий Викторович, доктор биологических наук, директор Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН;
  • Голубева Татьяна Борисовна, доктор биологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Глущенко Юрий Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета;
  • Давыгора Анатолий Васильевич, кандидат биологических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет;
  • Дугинцов Василий Антонович, кандидат биологических наук, доцент, Комиссия по красной книге Амурской области;
  • Зубакин Виктор Анатольевич, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Клевезаль Галина Александровна, доктор биологических наук, пенсионер, работала — Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова;
  • Колчин Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск;
  • Корзун Леонид Петрович, доктор биологических наук, профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Коротяев Борис Александрович, доктор биологических наук, профессор, Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург;
  • Лисицына Татьяна Юрьевна, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Лобков Евгений Георгиевич, доктор биологических наук, профессор, Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский;
  • Мазин Лев Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, Московский государственный областной университет;
  • Мина Михаил Валентинович, доктор биологических наук, Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН;
  • Мищенко Александр Леонидович, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Мысленков Александр Иванович, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке, ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского заповедника и национального парка «Зов тигра»;
  • Никитский Николай Борисович, доктор биологических наук, профессор, Зоологический музей МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • Никольский Александр Александрович, доктор биологических наук, профессор, Российский университет дружбы народов;
  • Овсяников Никита Гордеевич, доктор биологических наук, независимый эксперт по животному миру и ООПТ;
  • Олейников Алексей Юрьевич, кандидат биологических наук, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск;
  • Переладова Ольга Борисовна, кандидат биологических наук, научный руководитель Центрально-Азиатской программы WWF России;
  • Покровская Лия Витальевна, кандидат биологических наук, МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • Попов Сергей Владиленович, доктор биологических наук, член экспертной группы по млекопитающим;
  • Поповкина Анастасия Борисовна, кандидат биологических наук, МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • Поярков Андрей Дмитриевич, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Пузаченко Андрей Юрьевич, доктор биологических наук, Институт географии РАН;
  • Раков Владимир Александрович, доктор биологических наук, профессор, Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН;
  • Рогачева Энергия Васильевна, доктор биологических наук, профессор, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Розенфельд Софья Борисовна, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Рябцев Виталий Валентинович, кандидат биологических наук, Российский Социально-Экологический союз, Иркутск;
  • Салькина Галина Петровна, кандидат биологических наук, ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского природного заповедника и национального парка «Зов тигра»;
  • Семенов Дмитрий Валерьянович, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Сипко Тарас Петрович, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Соболев Николай Андреевич, кандидат географических наук, Институт географии РАН;
  • Сиренко Борис Иванович, доктор биологических наук, Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург;
  • Сыроечковский Евгений Викторович, доктор биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Тирронен Константин Феликсович, кандидат биологических наук, ИБ Карельский научный центр РАН;
  • Токранов Алексей Михайлович, доктор биологических наук, директор Камчатского филиала ТИГ ДВО РАН;
  • Томкович Павел Станиславович, доктор биологических наук, Зоологический музей МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • Туниев Борис Сакоевич, доктор биологических наук, заслуженный эколог Российской Федерации, вице-президент Российского герпетологического общества им. А.М. Никольского, Сочинский национальный парк;
  • Филатова Ольга Александровна, доктор биологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Формозов Николай Александрович, кандидат биологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Харитонов Сергей Павлович, доктор биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Чернышев Алексей Викторович, доктор биологических наук, доцент, Национальный научный центр морской биологии ДВО РАН, Владивосток;
  • Шаталкин Анатолий Иванович, доктор биологических наук, Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Шефтель Борис Ильич, доктор биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Шиенок Александр Николаевич, кандидат биологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Шпак Ольга Виленовна, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Эрнандес-Бланко Хосе Антонио, кандидат биологических наук, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН.

Открытое письмо открыто для подписания членами и профессорами РАН, а также исследователями, обладающими степенью кандидата или доктора наук. Для этого надо написать письмо по электронной почте по адресу: redbook.dec.2017@gmail.com

ТатьянаМаринаНатальяТатьянаВалентина Авторы недавних комментариев
Stanislav Fedorov

Учёных разогнать, книгу запретить. Как-то так.

Alexei Averchenko

И проверить, на чьи гранты они ведут свою антисоветскую деятельность

Это автомат стал (новый плагин) сразу постить из страницы ТрВ из «Фейсбука» отклики (https://www.facebook.com/trvscience/)… Прикольно, конечно, но можно и отключить, если покажется, что это не совсем корректно (авторы оставляли отклик целенаправленно лишь на странице ТрВ в ФБ… с другой стороны, более тесная интеграция и удобства для читателей и комментаторов… было бы совсем хорошо, если в ФБ на странице существовала какая-то галочка-согласие или уведомление (может, его просто там написать где-то вверху)). Пока не отключаю…

Евгения

Да можно и Россию развалить, и жить как приматы. Животных всех убить, причём извращенным образом, а люди сами себя сожрут. Давайте как неандертальцы будем себя вести и разгонять учёных, книги закрывать. Да вы, вообще, понимаете про что речь идёт? Так если не понимаете, то и не советуйте. Здесь люди проблемы решают, а не выслушиваются чьи-то недалекие высказывания. Очень стыдно за людей, которые так выражаются.

Наталья

Вы молодец! Правильно написали!

О! Блондинки подтянулись!

Наталья

Молодец!!! согласна!11

Татьяна

От прочитанного ужасает это говорят люди, нет я ошиблась это говорят нелюди.

«Положение о Президиуме готовилось в полной тайне, ни один член Комиссии и член Бюро Комиссии не был поставлен в известность о его проекте.»
Чем-то напоминает историю с РАН. Только почему-то в этот раз не слышно голосов, утверждающих, что нужно было самим провести реформу раньше, не дожидаясь высшего руководства.
А было бы неплохо переловить все эти редкие виды «в научных целях», продать не без выгоды за валюту, а только потом пригласить охотничье лобби — ворон стрелять.
Опоздали учёные с реформой, опять опоздали…

Екатерина Барабанова

Люди, а объясните мне (дилетанту) без эмоций суть проблемы.

Охотоведы должны представлять ситуацию с редкими видами, нет?

Какие краснокнижные виды в настоящее время могут быть отнесены к охотничьим?

По сути — я поддерживаю письмо, хотя я кандидат наук в другой области. Да, решения должны принмать ученые — потому что только они могут поддерживать эволюцию Красной Книги. Но не надо манипуляций («обрекают на уничтожение» и т. п.). Ну пожалуйста.

Илья Мещерский

— «Какие краснокнижные виды в настоящее время могут быть отнесены к охотничьим?»
Никакие. Все наоборот — есть предложения включить в Красную книгу «серого гуся, несколько подвидов гуся-гуменника…»

Илья Мещерский

Как биолог, понимаю опасения коллег, что информация о сокращении численности и необходимости охраны тех или иных видов не дойдет до законодателей. Но не могу не согласиться и с тем, что не стоит принимать еще один заведомо невыполнимый закон. Лучше от этого никому не будет, в том числе и тем самым видам.

Учёные собирают подписи в защиту Красной книги под открытым письмом Президенту России

[…] В обращении говорится, что «Минприроды России под давлением охотничьего лобби изменило процедуру принятия решений и состав самой Комиссии, удалив из неё большую часть учёных-зоологов и включив представителей руководства охотничьих организаций». […]

Лена

Хочу перевоспитания людей, массовую разъяснительную работу — что бы полностью запретить охоту на террритории РФ. Люди прекратите быть плебеями ! Охота это пережитки плебейских периодов, этот период давно прошёл ! Ау мы в космос уже летаем ! Какая охота !!!
Какие цирки? Какие зоопарки? Прогрессивный мир уже закрывает зверофермы ! Россия, депутаты, вы развивайте себя, прекратите принимать законы, которые уродуют имидж русских людей в глазах всего мира !

Светлана

Полностью согласна! Только воспитание, более ничего не поможет!
Жаль только, что сейчас воспитание тоже в руках этих же моральных уродов, равно как и федеральные СМИ.
И никакого экологического воспитания на государственном уровне у нас не будет, пока людоеды у власти.

Ирина

Я поддерживаю письмо ученых!!!

Игорь Павлинов

Ну нельзя же так издеваться над природой! Чиновникам не хватает «свободы» для того, чтобы творить над природой, над зверьём всё, что им сейчас захочется.

А о «потом» не думают — потому что для них «потом» кончается вместе с их чиновным благополучием.

Типичная психология временщиков: после нас хоть потоп.

Елена

Мы виноваты перед планетой, природой, животными. Мы виноваты перед мирозданием. А там все четко, как в Уголовном кодексе — незнание законов не освобождает от ответственности. Эту вину нам даже не удастся замолить, мы за нее ответим в любом случае. И нас не жалко, правда. И еще. Каждый, кто покупает изделие из меха или кожи должен понимать, что оплачивая покупку, вы оплачиваете: — яды, от которых в мучениях умирают животные, — электроэнергию, которой зверским способом убивают пушных животных, в результате чего они умирают от разрыва сердца от невыносимой боли, — вы выдаете зарплату недолюдям, которые каждый день вводят яды, убивают электричеством и сдирают кожу с еще живых зверей. За каждую шубу вы оплачиваете 30−50 смертей, 30−50 переставших биться сердец, 30−50 порций яда, несколько часов работы живодеров, работу всей инфраструктуры фабрики… Подробнее »

«Зеленые яростнее протестуют против меха, чем против кожи, потому лишь, что состоятельных женщин доставать куда легче, чем шайки байкеров.»
https://www.anekdot.ru/id/364 114/

Похоже, пора заводить красную книгу на научные направления, исчезающие в отечестве. По некоторым областям уже можно работать только за рубежом. Внутри просто не осталось экспериментальных установок с нужными характеристиками. Впрочем, это уже давно наблюдается, еще при прежней власти.

Реакция мандарина на челобитные всегда прямо противоположна их целям… Как я понял велено утвердить список «правильных пацанов»…

Николай

Что-то мало ученых подписало, да и опубликовано письмо на периферии. Опять борьба за кресла и кусок пирога?

Татьяна

Страна дошла до маразма со своей пропагандой голого потребительства и прививания низменных нравов. А Москва продолжает поносить советскую власть, которая воспитывала в народе лучшие человеческие качества и без секса не жила, чем они продолжают потешаться. Это выгодно власть имущим, чтобы народ превратить в быдло безмозглое и бессловесное на уровне «Дома-2». Ведь тогда очень удобно и даром пользоваться всеми ресурсами страны, которые принадлежат народу. Отсюда и истории с учеными и изданием законов в угоду их ненасытным интересам. А теперь москвичи увидели результат новой политики, когда сами начали задыхаться без воздуха и зелени. Стало до них доходить, что пора остановить геноцид властей и богачей, жадность которых не имеет предела! Поэтому пора подниматься всеми добрыми силами на борьбу за животных и леса, природные ресурсы — наше народное достояние!… Подробнее »

Марина

Я с вами полностью согласна, Татьяна, в аду б горели все те, кто убивает животных и уничтожает леса ! Это не люди, это существа какие то

Общество: Правка Красной книги вызвала возмущение экологов — PodrobnoNews.Ru

[…] По мнению экологов, редкие животные находятся на грани вымирания, и исключение их из реестра развяжет руки браконьерам. Всему виной — некое «браконьерское лобби», считают десятки ученых, подписавших открытое письмо Владимиру Путину, опубликованное на сайте «Троицкий вариант — Наука». […]

Валентина

Пока у нас богатые люди и чиновники будут летать на охоту в горы и стрелять архаров и других редких животных, а их не привлекают к ответственности, мы будем терять наше многообразие животного мира. Я — биолог, знаю о чем пишу. Сколько у нас фирм, которые устраивают охоты на любое животное, были бы деньги заплачены? Закон об охране не действует. Поймать нарушителя сложно. Мне очень нравится решение вопроса об охране белых носорогов в Африке. Егеря имели право стрелять браконьеров сразу, за лет 40 носороги размножились. Это страшно, но люди спасли носорогов!!! Правда, это было в стране, для которой носороги были объектом выживания самих людей, на носорогов приезжали смотреть туристы, а это деньги и не малые. А не призываю стрелять браконьеров за убийство тигров, но сажать в тюрьму было бы не плохо всех. Люди не думают… Подробнее »

Татьяна

Полностью согласна с учеными. хватит уже издеваться над природой -матушкой! Была бы моя воля, я бы и охоту запретила. Все охотники- убийцы. Нравится убивать- вперед в Сирию или Донбасс!

Марина

Любите Природу- Мать вашу! Так нельзя, НЕЛЬЗЯ только потреблять, вот бы устроить флешмобы по всему миру в защиту животных и против вырубки лесов, да не один, а много.

«…вот бы устроить флешмобы…»