Смотрим, слушаем и читаем Антона Долина

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Вре­мя от вре­ме­ни я нахо­жу в Сети оче­ред­ной номер жур­на­ла «Сеанс» или «Искус­ство кино» — и огор­ча­юсь. Пре­иму­ще­ствен­но пото­му, что обсто­я­тель­ства слиш­ком часто лиша­ют меня моей при­выч­ной роли в «кино­про­цес­се» — роли зри­те­ля.

Я — види­мо, наив­но — про­дол­жаю счи­тать, что кино­фильм (подоб­но кни­ге, кар­тине, скульп­ту­ре и т. д.) име­ет адре­са­та, а зна­чит, и меня в том чис­ле. Логич­но наде­ять­ся, что и тек­сты о кино в таких жур­на­лах адре­со­ва­ны читателю/​зрителю, а не толь­ко собра­тьям по про­фес­сии. В общем слу­чае так­же пред­по­ла­га­ет­ся, что филь­мы, о кото­рых пишут, отно­си­тель­но доступ­ны — если не на боль­шом экране, то в Интер­не­те, — и всё чаще дело имен­но так и обсто­ит.

Неред­ко хочет­ся зара­нее знать, «сто­ит ли игра свеч», — в свое вре­мя я посмот­ре­ла «Анну Каре­ни­ну» Соло­вьё­ва толь­ко пото­му, что про­чи­та­ла, что Каре­ни­на играл Олег Янков­ский. Впе­чат­ле­ние пом­ню по сей день.

А вот сто­ит ли смот­реть фильм поль­ско­го режис­се­ра Пав­ла Пав­ли­ков­ско­го «Ида»? Я бы ска­за­ла — без­услов­но; и я этот фильм посмот­ре­ла имен­но пото­му, что о филь­ме про­чи­та­ла. А до того я даже име­ни Пав­ли­ков­ско­го не слы­ша­ла. Так что о кино сто­ит читать.

Антон Долин изве­стен глав­ным обра­зом как кино­кри­тик, актив­но рабо­та­ю­щий в печа­ти и на радио. Он при­над­ле­жит к ред­ко­му типу авто­ров, кото­рых с рав­ным успе­хом мож­но читать, слу­шать по радио и смот­реть на экране ком­пью­те­ра.

Я нача­ла его слу­шать и читать не так дав­но; в какой свя­зи — уже не пом­ню; более все­го меня при­влек­ла его инто­на­ция. Будучи чело­ве­ком страст­ным и при­страст­ным, он, надо пола­гать, сохра­ня­ет свои чув­ства для непуб­лич­ной жиз­ни.

Не менее ред­ким мне пред­став­ля­ет­ся соче­та­ние у Доли­на про­сто­ты изло­же­ния с эру­ди­ци­ей энцик­ло­пе­ди­че­ско­го уров­ня. В моем жиз­нен­ном опы­те я лег­ко най­ду людей фан­та­сти­че­ски эру­ди­ро­ван­ных, но к «осо­бым заслу­гам» кино­кри­ти­ка я бы отнес­ла не столь­ко саму его эру­ди­цию, сколь­ко уме­лую дози­ров­ку мате­ри­а­ла. Я имею в виду сопря­же­ние мало­из­вест­ных фак­тов и неожи­дан­ных оце­нок с неко­то­рым уров­нем све­де­ний, кото­рые Долин пола­га­ет «фоно­вы­ми» для дан­ной ауди­то­рии — как пра­ви­ло, с доста­точ­ным осно­ва­ни­ем.

А. Долин. Фото с сайта 360tv.ru
А. Долин. Фото с сай­та 360tv.ru

Когда Анто­на Доли­на спра­ши­ва­ют об общих чер­тах обра­за наше­го кино, то он отве­ча­ет, что этот образ опре­де­лен Андре­ем Тар­ков­ским и Алек­сан­дром Соку­ро­вым: «Это рус­ская мелан­хо­лия, тос­ка, депрес­сия, кра­со­та при­ро­ды, задум­чи­вость, поэ­зия, рефлек­сия. И, конеч­но, тяже­лый отпе­ча­ток исто­рии наше­го наро­да в XX веке».

На меня силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла рецен­зия Анто­на на фильм «Нелю­бовь» — кино­кри­тик высо­ко ценит режис­се­ра Андрея Звя­гин­це­ва, и, хотя мне поэ­ти­ка Звя­гин­це­ва совер­шен­но чуж­да, оцен­ки Доли­на сами по себе бес­спор­ны.

Долин любит филь­мы Алек­сея Гер­ма­на, Лар­са фон Три­е­ра, Дэви­да Лин­ча — и он заме­ча­тель­но напи­сал о них. Недав­но я про­чи­та­ла его кни­гу о Джи­ме Джар­му­ше — Антон Долин все­гда убе­ди­те­лен, и — что вооб­ще слу­ча­ет­ся ред­ко — он все­гда пишет ясно, а уж раз­де­ля­е­те ли вы его мне­ния -вопрос, лежа­щий в дру­гой плос­ко­сти.

После ухо­да от нас Дани­и­ла Бори­со­ви­ча Дон­ду­рея Антон Долин взял на себя нема­лый груз — стал глав­ным редак­то­ром «Искус­ства кино».

Сайт «Искусство кино» (kinoart.ru)
Сайт «Искус­ство кино» (kinoart.ru)

Поже­ла­ем уда­чи ему — и всем нам тоже.

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: