- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Куда и зачем уезжают выпускники?

Владлен Тиморин

Влад­лен Тимо­рин

В послед­ние годы при­мер­но треть каж­до­го выпус­ка бака­лавр­ской про­грам­мы «Мате­ма­ти­ка» НИУ ВШЭ полу­ча­ет при­гла­ше­ние из луч­ших аспи­ран­тур мира. Факуль­тет мате­ма­ти­ки не дела­ет из это­го сек­ре­та, а, наобо­рот, выве­ши­ва­ет на сай­те поздрав­ле­ние выпуск­ни­кам, полу­чив­шим оффе­ры. Зачем? Не спо­соб­ству­ем ли мы утеч­ке моз­гов? Не пода­ем ли мы сиг­нал нашим рос­сий­ским сту­ден­там, что един­ствен­ной успеш­ной тра­ек­то­ри­ей мы счи­та­ем «сва­лить за бугор»? Нако­нец, какие уси­лия мы пред­при­ни­ма­ем для того, что­бы наши выпуск­ни­ки уез­жа­ли или что­бы они оста­ва­лись? Мне эти вопро­сы пред­став­ля­ют­ся слиш­ком важ­ны­ми, что­бы от них отма­хи­вать­ся. Это серьез­ные вопро­сы, на кото­рые надо давать серьез­ные отве­ты.

Такие отве­ты я поста­ра­юсь дать ниже. Они под­ра­зу­ме­ва­ют оче­вид­ный для каж­до­го обра­зо­ван­но­го чело­ве­ка тезис: ста­тус и буду­щее Рос­сии нераз­рыв­но свя­за­ны с нали­чи­ем в ней веду­щих школ во всех отрас­лях «чистой» нау­ки, в том чис­ле в мате­ма­ти­ке. Имен­но отъ­езд сту­ден­тов, выбрав­ших ака­де­ми­че­скую карье­ру, я обсуж­даю ниже, так как подав­ля­ю­щее боль­шин­ство осталь­ных наших выпуск­ни­ков пред­по­чи­та­ет зару­беж­ным вузам маги­стер­ские про­грам­мы НИУ ВШЭ. Всё ниже­из­ло­жен­ное — мое лич­ное мне­ние, раз­де­ля­е­мое даже не все­ми мои­ми кол­ле­га­ми. Но я буду писать серьез­но и во вся­ком воз­ра­же­нии или «наез­де» поста­ра­юсь уви­деть не ущерб­ность собе­сед­ни­ка, а грань исти­ны.

Нач­нем с того, с чем имен­но мы поздрав­ля­ем. «Они реши­ли уехать. Что в этом хоро­ше­го?» Нет, мы поздрав­ля­ем выпуск­ни­ков не с тем, что они реши­ли уехать, а с тем, что веду­щие уни­вер­си­те­ты заин­те­ре­со­ва­ны их при­нять. Это важ­ная внеш­няя, а пото­му более объ­ек­тив­ная, оцен­ка каче­ства наших обра­зо­ва­тель­ных про­грамм на выхо­де. У нас пока немно­го выпуск­ни­ков, но они полу­ча­ли при­гла­ше­ния из всех уни­вер­си­те­тов пер­вой десят­ки рей­тин­га QS по мате­ма­ти­ке [1]. Одной из луч­ших мате­ма­ти­че­ских аспи­ран­тур счи­та­ет­ся аспи­ран­ту­ра MIT. В этом году MIT при­слал четы­ре оффе­ра нашим выпуск­ни­кам, три из кото­рых были при­ня­ты, а один откло­нен в поль­зу Гар­вар­да. Все­го же в аспи­ран­ту­ре MIT учат­ся восемь выпуск­ни­ков факуль­те­та. А один выпуск­ник нашей аспи­ран­ту­ры там рабо­та­ет.

Важ­но заме­тить, что мы в этом смыс­ле не дела­ем раз­ли­чия меж­ду веду­щи­ми аспи­ран­ту­ра­ми нашей стра­ны и дру­гих стран: если наш выпуск­ник посту­пит в аспи­ран­ту­ру мех­ма­та МГУ, мы так­же поздра­вим его с этим, посколь­ку мех­мат — тоже внеш­ний по отно­ше­нию к нам факуль­тет, вхо­дя­щий в топ-50 пред­мет­но­го рей­тин­га QS.

Кста­ти, нали­чие оффе­ра не озна­ча­ет ниче­го, кро­ме воз­мож­но­сти выбо­ра. Слу­ча­лось уже не раз и не два, что наш выпуск­ник, полу­чив­ший при­вле­ка­тель­ные пред­ло­же­ния из уни­вер­си­те­тов США, решал остать­ся в Москве и про­дол­жать обу­че­ние на про­грам­мах факуль­те­та мате­ма­ти­ки. Это мож­но рас­смат­ри­вать как повод для гор­до­сти.

Таким обра­зом, луч­шие выпуск­ни­ки выби­ра­ют меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми из раз­ных уни­вер­си­те­тов. Поче­му же они так часто пред­по­чи­та­ют зару­беж­ные про­грам­мы? Наши про­грам­мы маги­стра­ту­ры и аспи­ран­ту­ры хуже? Нач­ну с того, что на наши про­грам­мы посту­па­ют не в мень­шем коли­че­стве, чем на зару­беж­ные. Мно­гие из тех, кто посту­па­ет толь­ко к нам, по уров­ню не усту­па­ет тем, кто пода­ет доку­мен­ты в дру­гие места.

Заме­чу так­же, что наша аспи­ран­ту­ра по мате­ма­ти­ке доста­точ­но силь­ная. Как и в слу­чае с бака­лаври­а­том, есть внеш­няя оцен­ка на выхо­де: пред­ло­же­ния о тру­до­устрой­стве наших защи­тив­ших­ся или выхо­дя­щих на защи­ту аспи­ран­тов при­хо­дят из веду­щих уни­вер­си­те­тов мира (MIT, Chicago, Cornell, Ecole Polytechnique сре­ди про­чих). Но если про бака­лавр­скую про­грам­му по мате­ма­ти­ке мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что она вхо­дит в топ-10 в мире — это под­твер­жда­ет­ся оцен­кой меж­ду­на­род­но­го экс­перт­но­го сове­та факуль­те­та, — то про про­грам­мы маги­стра­ту­ры и аспи­ран­ту­ры такой уве­рен­но­сти пока нет.

Севе­ро­аме­ри­кан­ские уни­вер­си­те­ты, как пра­ви­ло, отста­ют от нас на уровне бака­лаври­а­та, но дого­ня­ют на уровне аспи­ран­ту­ры. Это свя­за­но преж­де все­го с име­ю­щей­ся на Запа­де уста­нов­кой на то, что вре­мя аспи­ран­ту­ры — кри­ти­че­ски важ­ный момент, когда надо скон­цен­три­ро­вать все уси­лия на дости­же­нии цели, науч­но­го резуль­та­та, от уров­ня кото­ро­го будет зави­сеть вся даль­ней­шая карье­ра.

Еще есть три искус­ствен­ных обсто­я­тель­ства. Пер­вое состо­ит в том, что пред­ло­же­ния из аме­ри­кан­ских уни­вер­си­те­тов при­хо­дят еще в янва­ре, а мы до недав­не­го вре­ме­ни мог­ли что-либо гаран­ти­ро­вать толь­ко летом или позд­ней вес­ной. Сей­час, впро­чем, в «Выш­ке» раз­ра­бо­та­ны меха­низ­мы ран­не­го при­гла­ше­ния в маги­стра­ту­ру и аспи­ран­ту­ру, и в крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве мы ожи­да­ем пол­ной син­хро­ни­за­ции с миро­вым рын­ком.

Вто­рое обсто­я­тель­ство серьез­ней, и мы не можем с ним ниче­го поде­лать. Соглас­но рос­сий­ско­му зако­но­да­тель­ству, что­бы посту­пить к нам в аспи­ран­ту­ру, надо сна­ча­ла закон­чить маги­стра­ту­ру. Таким обра­зом, выпуск­ник наше­го бака­лаври­а­та может посту­пить в аспи­ран­ту­ру Гар­вар­да (у нас два выпуск­ни­ка посту­пи­ли в Гар­вард сра­зу после бака­лаври­а­та), но не может посту­пить в нашу аспи­ран­ту­ру. Рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство в этом слу­чае спо­соб­ству­ет нерав­но­прав­ной кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны США и Кана­ды. Послед­нее, тре­тье обсто­я­тель­ство, пожа­луй, самое печаль­ное. Это состо­я­ние рос­сий­ско­го рын­ка тру­да в ака­де­ми­че­ской сфе­ре, в част­но­сти в обла­сти фун­да­мен­таль­ной мате­ма­ти­ки.

Важ­ный вопрос: зачем госу­дар­ству выде­лять бюд­жет­ные места, если, отучив­шись за счет гос­бюд­же­та, выпуск­ни­ки отправ­ля­ют­ся под­ни­мать интел­лек­ту­аль­ный уро­вень дру­гих стран? Не явля­ет­ся ли это бес­смыс­лен­ной тра­той денег или, еще хуже, финан­си­ро­ва­ни­ем «потен­ци­аль­но­го вра­га»? Может быть, надо тре­бо­вать, что­бы уехав­шие вер­ну­ли день­ги, потра­чен­ные на их обу­че­ние? Мож­но, но полез­нее созда­вать усло­вия для того, что­бы они име­ли воз­мож­ность про­дол­жить обра­зо­ва­ние за рубе­жом, а затем вер­ну­лись сами.

Поехать за гра­ни­цу поучить­ся у дру­гих лиде­ров выбран­ной науч­ной обла­сти — очень есте­ствен­ная идея. Мате­ма­ти­ка уни­вер­саль­на, этим она и силь­на. Мате­ма­тик, позна­ко­мив­ший­ся с луч­ши­ми прак­ти­ка­ми веду­щих зару­беж­ных мате­ма­ти­че­ских школ и затем вер­нув­ший­ся рабо­тать в род­ную шко­лу, помо­га­ет ей не ска­ты­вать­ся в «про­вин­ци­аль­ность» и изо­ля­цию точ­но так же, как, напри­мер, фут­бо­лист, поиг­рав­ший за веду­щий зару­беж­ный клуб, а затем вер­нув­ший­ся обо­га­тить наци­о­наль­ную сбор­ную новы­ми для нее куль­ту­рой и опы­том. Вве­дя обя­за­тель­ную пла­ту за обу­че­ние для отъ­ез­жа­ю­щих, мы бы под­толк­ну­ли их свя­зы­вать свой отъ­езд с дол­го­сроч­ны­ми пла­на­ми «дослу­жить­ся» за рубе­жом до высо­ких зар­плат, и этим толь­ко затруд­ни­ли бы выбор наи­бо­лее жела­тель­ной для нас тра­ек­то­рии — набрать­ся опы­та на уровне аспи­ран­ту­ры и, воз­мож­но, постд­ок­тор­ских пози­ций, а затем вер­нуть­ся рабо­тать в Рос­сию.

Мате­ма­ти­ки, име­ю­щие опыт обу­че­ния в раз­ных стра­нах, впи­тав­шие силь­ные чер­ты раз­ных науч­ных школ, име­ют кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство на гло­баль­ном рын­ке тру­да. Они выби­ра­ют, где им рабо­тать, и апри­о­ри пред­ло­же­ние из род­ной стра­ны будет иметь пре­иму­ще­ство: здесь живут их род­ные и близ­кие. Если толь­ко будет реаль­ная воз­мож­ность зани­мать­ся сво­им делом в Рос­сии, то даже менее при­вле­ка­тель­ный уро­вень опла­ты тру­да не силь­но повли­я­ет на реше­ние рос­си­ян, нахо­дя­щих­ся на гло­баль­ном рын­ке тру­да.

Это не уто­пия — сви­де­тель­ством слу­жат, напри­мер, уче­ные, полу­чив­шие сте­пень PhD и опыт рабо­ты за рубе­жом, а потом вер­нув­ши­е­ся в Рос­сию для рабо­ты на нашем факуль­те­те мате­ма­ти­ки. Но в целом, к сожа­ле­нию, пред­ло­же­ний из Рос­сии пока либо очень мало, либо они неза­мет­ны на гло­баль­ном рын­ке тру­да в ака­де­ми­че­ской обла­сти.

Утеч­ка моз­гов — боль­шая про­бле­ма. Но эта про­бле­ма про­яв­ля­ет­ся не в дивер­си­фи­ка­ции мест уче­бы. Она про­яв­ля­ет­ся в тот момент, когда перед уже окон­чив­шим аспи­ран­ту­ру выпуск­ни­ком сто­ит вопрос о том, что­бы вер­нуть­ся и при­ме­нить свой талант в сво­ей стране, а выяс­ня­ет­ся, что этот талант в стране не очень вос­тре­бо­ван. Поэто­му надо опла­чи­вать обу­че­ние луч­ших сту­ден­тов-мате­ма­ти­ков, но надо и созда­вать рабо­чие места для них в ака­де­ми­че­ской нау­ке и выво­дить эти пози­ции на меж­ду­на­род­ный рынок. По мере того как эта про­бле­ма будет решать­ся, без­воз­врат­но уехав­ших моло­дых уче­ных будет ста­но­вить­ся всё мень­ше.

Нако­нец, что факуль­тет дела­ет для того, что­бы выпуск­ни­ки посту­пи­ли в пре­стиж­ные аспи­ран­ту­ры? Мы нико­го не убеж­да­ем посту­пать за гра­ни­цу. Во мно­гих слу­ча­ях убеж­да­ем — успеш­но или без­успеш­но — оста­вать­ся в маги­стра­ту­ре у нас. В неко­то­рых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях сове­ту­ем выпуск­ни­ку посту­пать в кон­крет­ный уни­вер­си­тет (воз­мож­но, загра­нич­ный), в кото­ром рабо­та­ют веду­щие экс­пер­ты в выбран­ной им узкой обла­сти.

При этом мы помо­га­ем тем сту­ден­там, кото­рые реши­ли посту­пать и обра­ща­ют­ся за помо­щью. Эта помощь не цен­тра­ли­зо­ва­на — в ней нет ни заслу­ги, ни вины руко­вод­ства факуль­те­та или уни­вер­си­те­та. Про­сто пре­по­да­ва­те­ли заин­те­ре­со­ва­ны в успеш­ной карье­ре сту­ден­тов, пото­му что это их репу­та­ция. Пре­по­да­ва­те­ли зани­ма­ют­ся со сту­ден­та­ми и помо­га­ют им во всех про­фес­си­о­наль­ных вопро­сах. И в этом вопро­се в том чис­ле.

Влад­лен Тимо­рин,
про­фес­сор и декан факуль­те­та мате­ма­ти­ки НИУ ВШЭ

1. Один из глав­ных миро­вых рей­тин­гов уни­вер­си­те­тов по обла­стям зна­ний:
www.topuniversities.com/university-rankings

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи