Найдена новая двойная черная дыра

Галактика NGC 7674 (фото NASA / ESA / Hubble Heritage Team)

Астрофизики Прити Харб, Дхарам Вир Лал (Университет Пуны, Индия) и Дэвид Меррит (Рочестерский технологический институт, США) обнаружили двойную сверхмассивную черную дыру в центре спиральной галактики NGC 7674 (созвездие Пегаса) на расстоянии около 400 млн световых лет от Млечного пути.

Данная система примечательна в двух отношениях по сравнению с другими двойными черными дырами, обнаруженными на данный момент (их всего несколько): она ближе всего к Земле (удаленность других — более 1 млрд световых лет), а расстояние между ее компонентами — всего один световой год (предыдущий рекорд был равен 24 световым годам).

Суммарная масса двух черных дыр, которые вращаются вокруг общего центра масс, примерно в 40 млн раз превышает массу Солнца, а орбитальный период системы — около 100 тыс. лет.

Галактика NGC 7674 — наиболее яркая в компактной группе четырех галактик Hickson 96. Она богата газом и имеет высокую светимость в инфракрасной области.

Двойная черная дыра была обнаружена с помощью радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами (very long baseline interferometry, VLBI): глобальная система радиотелескопов в разных точках земного шара позволяет добиться сверхвысокого разрешения (до тысячных долей угловой секунды), в 10 млн раз превышающего угловое разрешение человеческого глаза.

Один из десяти радиотелескопов VLBA. Американские Виргинские острова. («Википедия»)

Два компактных источника радиоволн по своим характеристикам соответствовали крупным черным дырам, вокруг которых имеются аккреционные диски из поглощаемого газа.

Результаты исследования изложены в статье, опубликованной 18 сентября в журнале Nature Astronomy [1].

А. О.

1. P. Kharb, D. V. Lal and D. Merritt. A candidate sub-parsec binary black hole in the Seyfert galaxy NGC 7674. // doi:10.1038/s41550-017-0256-4

• Установка CHIME (chime-experiment.ca)14.01.2020 Астрофизика-2019: есть что вспомнить Мне кажется, что на протяжении многих лет радиоастрономы были в тени своих коллег по цеху. На первом плане оказывались данные рентгеновских, оптических, гамма-, инфракрасных наблюдений плюс гравитационно-волновые исследования, детекторы нейтрино и космических лучей. Разве что ультрафиолетовый диапазон традиционно уступал радио- в популярности. Однако в 2019-м перед нами предстала иная картина.
  • Центральная часть установки ALMA — одной из станций глобального интерферометра EHT23.04.2019 Увидеть черную дыру Возможно, еще никогда размытая и невразумительная на первый взгляд картинка не вызывала такого воодушевления, как 10 апреля 2019 года. Это изображение обошло все уважающие себя СМИ, заполонило социальные сети, стало героем фотошопа, попало на футболки и успело поднадоесть. На картинке — первое в истории изображение реальной черной дыры — сверхмассивной дыры в центре галактики М 87. Изображение плохое, но настоящее.
  • Обсерватория ИНТЕГРАЛ: недреманное око на земной орбите24.10.2017 Обсерватория ИНТЕГРАЛ: недреманное око на земной орбите 17 августа 2017 года ученые впервые зарегистрировали гравитационные волны от слияния двух нейтронных звезд, а не двух черных дыр, как в предыдущих четырех случаях (первое детектирование произошло 14 сентября 2015 года). Об этом говорят массы данных объектов: в диапазоне от 1,1 до 1,6 массы Солнца. Слияние произошло в галактике NGC 4993 (созвездие Гидры) за 130 млн световых лет от нас. Открытию сопутствовала дополнительная удача: наряду с гравитационным сигналом был параллельно зафиксирован другой, электромагнитный. Вначале сработали детекторы обсерваторий LIGO в Ливингстоне (штат Луизиана, США) и Хэнфорде (штат Вашингтон), а также VIRGO вблизи Пизы (Италия). Примерно через 1,5 секунды обсерватории Fermi и ИНТЕГРАЛ, работающие на орбите Земли, зарегистрировали секундный всплеск жесткого рентгеновского излучения с того же направления, откуда пришли гравитационные волны. Это был типичный гамма-всплеск «короткого» класса. Уже давно астрофизики подозревали, что короткие […]
  • Как увидеть тень черной дыры12.07.2016 Как увидеть тень черной дыры «Существуют ли черные дыры?», «Прав ли Эйнштейн?». Такие заголовки были популярны полвека назад не только в СМИ, но и в научной литературе. И сейчас их время от времени можно встретить в самых престижных научных журналах мира. А все потому, что до сих пор нет твердых доказательств существования черных дыр, основанных на наблюдениях.

«а расстояние между ее компонентами — всего один световой год (предыдущий рекорд был равен 24 световым годам)»
— это не совсем верно, например, для этого кандидата в двойные сверхмассивные черные дыры en.wikipedia.org/wiki/OJ_287 большая полуось раз в 5 меньше, другое дело, что в приведенной статье разрешены два радиоядра (вроде,
только мельком глянул), а для 287го период меряется по периодичности кривой блеска и, в принципе, может быть
объяснен чем-то другим. Но за наводку — спасибо, что-то мимо меня эта статья прошла, примем в рассмотрение..

Краб 47
В ответ на:  Павел

Павел, а как вы думаете, та галактика, что ниже на снимке, она — спутник галактики NGC 7674 или просто такой ракурс выдался? И ещё, а та «звёздочка, что между ними» это звезда нашего Млечного Пути, или всё же собственность NGC 7674? Но тогда что это: для звезды многовато, а для шарового скопления маловато, м.б. ещё одна чёрная дырка? И последнее, главное: я считаю, что самое важное в этом сообщении тот факт, что две ЧД на таком ничтожном расстоянии …мирно уживаются друг с другом (и судя по возрасту галактики они там рядышком не один млрд. лет!) и не собираются сливаться, как сегодня общепринято считать!

Я считаю, что что дополнительные объекты не имеют отношение к NGC 7674, но могу и ошибиться, я не специалист
в наблюдательной астрономии. Но, кажется, что ежели бы маленькая галактика была близко, она бы имела следы взаимодействия, а звездочка, действительно, слишком яркая, если не сверхновая. Нет, со временами слияния там все
в порядке, они, кстати, насколько помню, оценены в статье, последний автор — известный специалист в этой области.

Уж если я опять здесь, хочу вот чего сказать — все двойные сверхмассивные черные дыры, строго говоря, должны
называться кандидатами в двойные сверхмассивные черные дыры, так как, насколько я знаю, все они предложены
по только одному характерному признаку и нет ни одного, где бы было два разнородных признака. Скажем, в этой
системе надо искать расщепление спектральных линий из-за эффекта Доплера, связанного с орбитальным движением, так как модуляции, связанные с орбитальным движением незначительны, он, вроде, слишком велик.
Кто знает, может второе ядро все-таки какой-нибудь блоб в джете.