- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Три дискурса сакрального дочереубийства

Посвя­ща­ет­ся Н. С.

Алексей Огнёв

Алек­сей Огнёв

В III томе «Исто­рии Рима» Тита Ливия ярким язы­ком изло­же­на исто­рия Вер­ги­нии, важ­ный источ­ник вдох­но­ве­ния для запад­но­ев­ро­пей­ско­го искус­ства. Децим­вир Аппий Клав­дий, вос­пы­лав­ший к девуш­ке вне­зап­ной стра­стью, устро­ил неспра­вед­ли­вый суд, где объ­явил ее доче­рью рабы­ни и рабы­ней. Тогда цен­ту­ри­он Луций Вер­ги­ний при­люд­но убил дочь мяс­ниц­ким ножом, спа­сая от бес­че­стья.

Эти собы­тия ини­ци­и­ро­ва­ли вос­ста­ние про­тив децим­ви­ров и вос­ста­нов­ле­ние рес­пуб­ли­ки (449 год до н. э.). Сто­ит отме­тить, что триг­ге­ром свер­же­ния Сек­ста Тарк­ви­ния и уста­но­ве­ния рес­пуб­ли­ки (510 год до н. э.) тоже ста­ло пре­ступ­ле­ние на сек­су­аль­ной поч­ве: изна­си­ло­ва­ние Лукре­ции и ее само­убий­ство.

Веро­ят­но, если бы Аппий Клав­дий про­сто-напро­сто тай­но выкрал Вер­ги­нию, сам этот факт не мог бы при­ве­сти к вос­ста­нию. Гораз­до важ­нее пуб­лич­ная демон­стра­ция бес­пре­де­ла, замас­ки­ро­ван­но­го под закон­ность. Луций Вер­ги­ний про­из­но­сит речь о том, что част­ный слу­чай пося­га­тель­ства на честь его доче­ри может стать общим. Имен­но эта крас­но­ре­чи­вая экс­тра­по­ля­ция запус­ка­ет маши­ну бун­та. Ины­ми сло­ва­ми, Аппий Клав­дий изна­си­ло­вал не девуш­ку, а Закон, и попла­тил­ся за это.

Суд над Вергинией (манускрипт XV века)

Суд над Вер­ги­ни­ей (ману­скрипт XV века)

Тит Ливий фоку­си­ру­ет вни­ма­ние на роли лич­но­сти в исто­рии. Он ско­рее лите­ра­тур­но обра­ба­ты­ва­ет миф, чем зани­ма­ет­ся нау­кой. Для него исто­рию вер­шат люди, а не зако­ны эко­но­ми­ки и социо­ло­гии.

А теперь срав­ним архе­ти­пи­че­ский образ жерт­во­при­но­ше­ния доче­ри у Тита Ливия, в древ­не­гре­че­ской мифо­ло­гии (Агамемнон/​Ифигения) и в ТаНа-Хе (Иеф­фай). Впро­чем, Луций Вер­ги­ний уби­ва­ет дочь во имя сохра­не­ния ее чести, т. е. дей­ству­ет как част­ное лицо, в то вре­мя как Судья Изра­и­ля Иеф­фай при­но­сит дочь в жерт­ву Яхве ради побе­ды над аммо­ни­тя­на­ми, Ага­мем­нон при­но­сит Ифи­ге­нию в жерт­ву Арте­ми­де, что­бы та не пре­пят­ство­ва­ла гре­че­ско­му фло­ту достиг­нуть Трои. Здесь ответ­ствен­ность госу­дар­ствен­но­го мужа за судь­бу наро­да пре­об­ла­да­ет над лич­ны­ми моти­ва­ми.

Дан­те Али­гье­ри клей­мит посту­пок Иеф­фая и Ага­мем­но­на:

Сво­им обе­том, смерт­ный, не играй!
Будь сто­ек, но не обе­щай­ся сле­по,
Как пер­вый дар при­нес­ший Иеф­фай;
Он не ска­зал: «Я посту­пил неле­по!»,
А согре­шил, свер­шая. В тот же ряд
Вождь гре­ков стал, безум­ный столь сви­ре­по,
Что вме­сте с Ифи­ге­ни­ей скор­бят
Глу­пец и муд­рый, все, кому слу­чит­ся
Услы­шать про чудо­вищ­ный обряд.

(«Рай», V, 64–73, пер. М. Л. Лозин­ско­го).

В свою оче­редь Сёрен Кьер­ке­гор в «Стра­хе и тре­пе­те» под­чер­ки­ва­ет бла­го­род­ство Иеф­фая и Ага­мем­но­на, но обра­ща­ет вни­ма­ние на то, что их посту­пок оста­ет­ся в рам­ках эти­ки (мож­но даже гово­рить: куп­ли-про­да­жи; раз­ве они не заклю­ча­ют сво­е­го рода дого­вор с выс­ши­ми сила­ми?), в то вре­мя как Авра­ам, «рыцарь веры», про­сто испол­ня­ет волю Бога-Отца, ниче­го не ожи­дая вза­мен, более того — силой абсур­да верит, что сын выжи­вет.

К сло­ву, в одной из вер­сий мифа Ифи­ге­ния оста­ет­ся в живых: Арте­ми­да про­яв­ля­ет мило­сер­дие, в самый момент закла­ния под­ме­ня­ет Ифи­ге­нию козой, оку­ты­ва­ет ее обла­ком и уно­сит в Таври­ду (в насто­я­щее вре­мя тер­ри­то­рия РФ).

Таким обра­зом, мы видим раз­ные дис­кур­сы сакраль­но­го наси­лия: завет с транс­цен­дент­ным Яхве в ТаНа­Хе, уми­ло­стив­ле­ние антро­по­морф­но­го боже­ства в древ­не­гре­че­ском мифе, пер­во­сте­пен­ность без­лич­ных Зако­на и Чести в Древ­нем Риме.

Под зана­вес заме­тим, что во всех трех мифах девуш­ка — не более чем пас­сив­ный объ­ект жерт­во­при­но­ше­ния, она пол­но­стью в сило­вом поле муж­чи­ны: отца, жени­ха или изу­ве­ра. Одна­ко древ­не­гре­че­ская мифо­ло­гия зна­ет и, так ска­жем, деву­шек-акти­ви­сток: Элек­тру и Анти­го­ну. Но это пред­мет отдель­но­го раз­го­во­ра.

Алек­сей Огнёв

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи