Джон Ла Фарж и его витражи

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Аме­ри­кан­ский худож­ник Джон Ла Фарж (John La Farge, 1835–1910) про­сла­вил­ся более все­го как автор вит­ра­жей и созда­тель вит­раж­но­го стек­ла (stained glass) осо­бо­го каче­ства. Имен­но его вит­ра­жи укра­ша­ют одно из луч­ших в США цер­ков­ных зда­ний — храм Свя­той Тро­и­цы в Бостоне.

Ла Фарж про­жил дол­гую и пло­до­твор­ную жизнь, и его заслу­ги перед миро­вой куль­ту­рой не сво­дят­ся к цени­мым и по сей день мно­го­чис­лен­ным вит­ра­жам. Для одной жиз­ни хва­ти­ло бы и того, что имен­но Ла Фарж был созда­те­лем музея Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке — его роль в этом срав­ни­ма с ролью Ива­на Цве­та­е­ва в созда­нии Музея изящ­ных искусств в Москве.

Ла Фарж был так­же осно­ва­те­лем Обще­ства аме­ри­кан­ских худож­ни­ков и Обще­ства аме­ри­кан­ских мура­ли­стов, т. е. спе­ци­а­ли­стов по стен­ным рос­пи­сям. Имен­но Ла Фарж в кон­це 1870-х годов содей­ство­вал попу­ляр­но­сти и совер­шен­ство­ва­нию тех­ни­ки аква­ре­ли, исполь­зуя аква­рель для натюр­мор­тов и фик­са­ции впе­чат­ле­ний от путе­ше­ствий по стра­нам Восто­ка. Во мно­гом имен­но Ла Фарж открыл для аме­ри­кан­ско­го куль­тур­но­го сооб­ще­ства куль­ту­ру Восто­ка — и не толь­ко Япо­нии.

Джон Ла Фарж. 1902 год
Джон Ла Фарж. 1902 год

Путь Ла Фар­жа к его обшир­ным свер­ше­ни­ям не был таким уж глад­ким. Чего он, к сча­стью, не знал, это мате­ри­аль­ных лише­ний: Джон Ла Фарж родил­ся в обес­пе­чен­ной и высо­ко­куль­тур­ной семье фран­цуз­ских эми­гран­тов. Дед наше­го героя, худож­ник-мини­а­тю­рист Луи Бинс де Сен-Вик­тор (Louis Binsse de Saint-Victor), учил шести­лет­не­го маль­чи­ка копи­ро­вать гра­вю­ры; поз­же тех­ни­ке аква­ре­ли его учил англий­ский пре­по­да­ва­тель, а далее Ла Фарж зани­мал­ся рисо­ва­ни­ем у извест­но­го фран­цуз­ско­го худож­ни­ка Режи-Фран­с­уа Жину (Regis-Francois Gignoux).

В уни­вер­си­те­те Ла Фарж изу­чал юрис­пру­ден­цию, одна­ко его пла­ны на буду­щее рез­ко изме­ни­лись после тра­ди­ци­он­ной для того вре­ме­ни и его сре­ды «обра­зо­ва­тель­ной» поезд­ки в Евро­пу -имен­но такое путе­ше­ствие назы­ва­лось Grand Tour. Во Фран­ции Ла Фарж встре­тил­ся со сво­им кузе­ном Полем де Сен-Вик­то­ром, кото­рый ввел его в самые бле­стя­щие кру­ги фран­цуз­ско­го лите­ра­тур­но­го и худо­же­ствен­но­го сооб­ще­ства.

Будучи во Фран­ции, Ла Фарж неко­то­рое вре­мя зани­мал­ся у извест­но­го худож­ни­ка Тома Кутю­ра, затем про­дол­жил свое путе­ше­ствие по Евро­пе, посе­щая музеи и копи­руя рисун­ки и гра­вю­ры. Ла Фарж вер­нул­ся домой в 1857 году из-за тяже­лой болез­ни отца.

Витраж «Мудрость»
Вит­раж «Муд­рость»

В 1860–1870-е Ла Фарж мно­го рабо­тал в обла­сти гра­вю­ры и книж­ной иллю­стра­ции. Еще в кон­це 1850-х он увле­кал­ся япон­ской гра­вю­рой; он не толь­ко соби­рал соот­вет­ству­ю­щие листы, но в 1869 году напи­сал рабо­ту о япон­ском искус­стве — по суще­ству, пер­вым сре­ди запад­ных худож­ни­ков обра­щая вни­ма­ние на спе­ци­фи­че­ские для япон­цев ком­по­зи­ци­он­ные при­е­мы.

Начи­ная с сере­ди­ны 1870-х годов Ла Фарж стал регу­ляр­но полу­чать зака­зы на рос­пи­си стен в собо­рах и свет­ских зда­ни­ях. Пер­вым серьез­ным его опы­том в стен­ной рос­пи­си был собор Свя­той Тро­и­цы в Бостоне. Спу­стя десять лет к стен­ным рос­пи­сям в этом собо­ре доба­ви­лись зна­ме­ни­тые вит­ра­жи Ла Фар­жа — «Хри­стос во сла­ве» (1883) и «Молит­ва Хри­ста» (1889).

Ла Фар­жу при­над­ле­жат важ­ней­шие изоб­ре­те­ния в обла­сти тех­но­ло­гии вит­раж­но­го стек­ла — преж­де все­го это заме­на тяже­лых свин­цо­вых пере­го­ро­док на лег­кие мед­ные и созда­ние опа­лес­ци­ру­ю­ще­го стек­ла. Эти новые тех­ни­ки были исполь­зо­ва­ны в вит­ра­жах, реа­ли­зо­ван­ных Ла Фар­жем в нача­ле 1880-х годов в «свет­ских» построй­ках: в част­но­сти, в домах Вилья­ма и Кор­не­ли­уса Ван­дер­биль­тов в Нью-Йор­ке, а так­же в упо­мя­ну­тых вит­раж­ных окнах в собо­ре Свя­той Тро­и­цы в Бостоне, в Мемо­ри­аль­ном зале Гар­вард­ско­го уни­вер­си­те­та и, в нача­ле 1890-х, в несколь­ких собо­рах и част­ных домах.

Тех­ни­ка вит­раж­но­го стек­ла, раз­ра­бо­тан­ная Ла Фар­жем, нашла ком­мер­че­ское при­ме­не­ние в широ­ко тира­жи­ро­ван­ных изде­ли­ях Луи Ком­фор­та Тиф­фа­ни.

Ла Фарж оста­вил боль­шое худо­же­ствен­ное насле­дие: аква­ре­ли, рабо­ты мас­лом, гра­вю­ры, стен­ные рос­пи­си, вит­ра­жи, а так­же искус­ство­вед­че­ские ста­тьи и кни­ги.

Ревек­ка Фрум­ки­на

Фото работ Ла Фар­жа мож­но най­ти здесь: www.liveinternet.ru/users/3485865/post141020321
Кни­га о Ла Фар­же см. https://archive.org/stream/johnlafargememoi00cortrich

«Водяные лилии»
«Водя­ные лилии»
Витраж с рыбой
Вит­раж с рыбой

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: