Масонские монеты

Нач­нем с того, что речь в дан­ной ста­тье пой­дет не об обыч­ных моне­тах. Более того, герои наше­го рас­ска­за — жето­ны (tokens) — не явля­ют­ся при­знан­ным пла­теж­ным сред­ством. Такие жето­ны чека­ни­ли масон­ские ложи в США при­мер­но с 1880 года; их дава­ли на память вновь при­ня­тым чле­нам ложи. Ино­гда такие жето­ны изго­тов­ля­ли пере­че­кан­кой на круж­ке аме­ри­кан­ско­го цен­та, чаще — неза­ви­си­мо.

В 1926 году Э. А. Кинг соста­вил ката­лог «Masonic Chapter Pennies», насчи­ты­ва­ю­щий сот­ни раз­но­вид­но­стей таких жето­нов. Мно­гие из них слу­жат уни­каль­ны­ми образ­ца­ми, пото­му что масо­ны не рас­ста­ва­лись с ними всю жизнь; впро­чем, на интер­нет-аук­ци­о­нах мож­но най­ти мно­же­ство деше­вых вари­ан­тов.

Рисунок из каталога Э. А. Кинга "Masonic Chapter Pennies". Обратите внимание на номиналы нижних жетонов — динарий

Рису­нок из ката­ло­га Э. А. Кин­га «Masonic Chapter Pennies». Обра­ти­те вни­ма­ние на номи­на­лы ниж­них жето­нов — дина­рий

Тра­ди­ция вру­че­ния таких жето­нов свя­за­на с прит­чей о работ­ни­ках в вино­град­ни­ке из два­дца­той гла­вы «Еван­ге­лия от Мат­фея»; масон­ские моне­ты явля­ют­ся напо­ми­на­ни­ем о дина­рии— сим­во­ле мило­сти Божи­ей (кар­ти­на Рем­бранд­та, иллю­стри­ру­ю­щая эту прит­чу, хра­нит­ся в Эрми­та­же).

Мф. 20. (1) Ибо Цар­ство Небес­ное подоб­но хозя­и­ну дома, кото­рый вышел рано поут­ру нанять работ­ни­ков в вино­град­ник свой (2) и, дого­во­рив­шись с работ­ни­ка­ми по дина­рию на день, послал их в вино­град­ник свой; (3) вый­дя око­ло тре­тье­го часа, он уви­дел дру­гих, сто­я­щих на тор­жи­ще празд­но, (4) и им ска­зал: иди­те и вы в вино­град­ник мой, и что сле­до­вать будет, дам вам. Они пошли. (5) Опять вый­дя око­ло шесто­го и девя­то­го часа, сде­лал то же. (6) Нако­нец, вый­дя око­ло один­на­дца­то­го часа, он нашел дру­гих, сто­я­щих празд­но, и гово­рит им: что вы сто­и­те здесь целый день празд­но? (7) Они гово­рят ему: никто нас не нанял. Он гово­рит им: иди­те и вы в вино­град­ник мой, и что сле­до­вать будет, полу­чи­те. (8) Когда же насту­пил вечер, гово­рит гос­по­дин вино­град­ни­ка упра­ви­те­лю сво­е­му: позо­ви работ­ни­ков и отдай им пла­ту, начав с послед­них до пер­вых. (9) И при­шед­шие око­ло один­на­дца­то­го часа полу­чи­ли по дина­рию. (10) При­шед­шие же пер­вы­ми дума­ли, что они полу­чат боль­ше, но полу­чи­ли и они по дина­рию; (11) и, полу­чив, ста­ли роп­тать на хозя­и­на дома (12) и гово­ри­ли: эти послед­ние рабо­та­ли один час, и ты срав­нял их с нами, пере­нес­ши­ми тягость дня и зной. (13) Он же в ответ ска­зал одно­му из них: друг! я не оби­жаю тебя; не за дина­рий ли ты дого­во­рил­ся со мною? (14) возь­ми свое и пой­ди; я же хочу дать это­му послед­не­му то же, что и тебе; (15) раз­ве я не вла­стен в сво­ем делать, что хочу? или глаз твой завист­лив от того, что я добр? (16) Так будут послед­ние пер­вы­ми, и пер­вые послед­ни­ми, ибо мно­го зва­ных, а мало избран­ных.

Рембрандт. Притча о работниках в винограднике (на марке надпись «на винограднике», что, конечно, выглядит естественнее с точки зрения русского языка, но не соответствует традиции)

Рем­брандт. Прит­ча о работ­ни­ках в вино­град­ни­ке (на мар­ке над­пись «на вино­град­ни­ке», что, конеч­но, выгля­дит есте­ствен­нее с точ­ки зре­ния рус­ско­го язы­ка, но не соот­вет­ству­ет тра­ди­ции)

На жето­нах изоб­ра­жа­лись масон­ские сим­во­лы, имя ложи, ино­гда — ини­ци­а­лы при­ня­то­го бра­та. Часто на них чека­нил­ся номи­нал «Один пен­ни» (напом­ним, что пен­ни — это тра­ди­ци­он­ное назва­ние моне­ты в один цент). Ино­гда такие жето­ны чека­ни­ли несколь­ки­ми мел­ки­ми штем­пе­ля­ми для каж­дой дета­ли, и отсю­да, види­мо, вырос­ла дру­гая тра­ди­ция — над­че­кан­ки масон­ских сим­во­лов на совре­мен­ных аме­ри­кан­ских цен­тах.

В отли­чие от насто­я­щих масон­ских цен­тов, они не име­ют даже и мемо­ри­аль­ной цен­но­сти; штем­пе­ли для такой над­че­кан­ки мож­но купить на том же eBay. Впро­чем, подоб­ная дея­тель­ность явля­ет­ся нару­ше­ни­ем зако­но­да­тель­ства США, запре­ща­ю­ще­го изме­нять рису­нок на день­гах (Кодекс США, раз­дел 18, гла­ва 331).

Впро­чем, суще­ство­ва­ли масон­ские жето­ны, кото­рые слу­жи­ли пла­теж­ным сред­ством. Прав­да, их исполь­зо­ва­ли не в США, а в Вели­ко­бри­та­нии и на сто лет рань­ше, в кон­це XVIII века. Нехват­ка мел­кой моне­ты при­ве­ла к тому, что тор­гов­цы нача­ли чека­нить соб­ствен­ные сур­ро­га­ты. А раз так, то кро­ме пря­мой функ­ции и рекла­мы соб­ствен­но­го пред­при­я­тия жето­ны мож­но было исполь­зо­вать и для про­па­ган­ды сво­их взгля­дов.

Масо­ны вос­поль­зо­ва­лись этой воз­мож­но­стью, когда в 1790 году принц Уэль­ский был избран Вели­ким масте­ром, и отче­ка­ни­ли в 1794–1796 годах несколь­ко раз­но­вид­но­стей жето­нов номи­на­лом в пол­пен­ни и один пенс с сим­во­ли­кой прин­ца Уэль­ско­го и сво­ей соб­ствен­ной.

Ложа Вели­кой арки Мено­то­ми, Арлинг­тон, Мас­са­чу­сетс; 12 июня 1866 года
Совре­мен­ная над­че­кан­ка на цен­те 2008 года с Лин­коль­ном
Полпенса, 1795 года. Лицевая сторона — герб принца Уэльского, оборотная сторона — герб вольных каменщиков

Пол­пен­са, 1795 года. Лице­вая сто­ро­на — герб прин­ца Уэль­ско­го, обо­рот­ная сто­ро­на — герб воль­ных камен­щи­ков

М. Г.

Источ­ник: Morrieson H. W. Masonic tokens of the eighteenth century /​/​ British Numismatic Journal. 1917. Vol. 13. P. 165–168. Иллю­стра­ции: condertoken.net.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Михаил Буртный:

    Исто­рия масон­ских лод все­гда захва­ты­ва­ла меня. Да и не меня одно­го. Когда искал попол­не­ние в свою кол­лек­цию, то нашел целый тема­ти­че­ский раз­дел на Вио­ли­ти. Думаю, атмо­сфе­ра таин­ствен­но­сти подо­гре­ва­ет инте­рес кол­лек­ци­о­не­ров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com