Школа лекторов: руководство к действию

Cту­ден­ты МГУ Мак­сим Казар­нов­ский (факуль­тет фун­да­мен­таль­ной меди­ци­ны) и Поли­на Кри­вых (факуль­тет пси­хо­ло­гии), выпуск­ни­ки Шко­лы лек­то­ров, попы­та­лись отве­тить на наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные вопро­сы об этом про­ек­те фон­да «Эво­лю­ция», кото­рый учит уче­ных, аспи­ран­тов и сту­ден­тов рас­ска­зы­вать о слож­ных науч­ных про­бле­мах так, что­бы было понят­но самой широ­кой ауди­то­рии. В насто­я­щий момент в Шко­ле лек­то­ров про­хо­дит обу­че­ние уже тре­тий набор сту­ден­тов.

— Чему учат в Шко­ле лек­то­ров?

— Обу­че­ние ведет­ся по двум основ­ным направ­ле­ни­ям. С одной сто­ро­ны, буду­щим попу­ля­ри­за­то­рам рас­ска­зы­ва­ют о том, как вести себя на сцене, как выстро­ить инте­рес­ную струк­ту­ру рас­ска­за. Мно­гие уче­ные и сту­ден­ты, при­вык­шие к фор­ма­ту уни­вер­си­тет­ских лек­ций, это­го не уме­ют. Они при­вык­ли стро­ить лек­цию от про­сто­го к слож­но­му, поль­зо­вать­ся науч­ным сло­гом, исполь­зо­вать мно­го незна­ко­мых непо­свя­щен­ным тер­ми­нов. На заня­ти­ях сту­ден­ты учат­ся исполь­зо­вать мета­фо­ры и срав­не­ния, пра­виль­но дер­жать­ся перед ауди­то­ри­ей, исполь­зо­вать жесты. Эти уро­ки ведет про­фес­си­о­наль­ный актер, тре­нер по ора­тор­ско­му мастер­ству.

С дру­гой сто­ро­ны, крайне ред­ко зада­ча уче­но­го-попу­ля­ри­за­то­ра сво­дит­ся про­сто к пере­ска­зу соб­ствен­ной рабо­ты и дости­же­ний. Попу­ля­ри­за­тор нау­ки дол­жен уметь выби­рать живо­тре­пе­щу­щие темы, быст­ро соби­рать необ­хо­ди­мый мате­ри­ал и доно­сить его до ауди­то­рии. Это­му учат парал­лель­но с уро­ка­ми актер­ско­го мастер­ства на заня­ти­ях, кото­рые ведет дей­ству­ю­щий уче­ный-попу­ля­ри­за­тор.

Сту­ден­ты учат­ся фор­му­ли­ро­вать основ­ные идеи, инте­рес­ные широ­кой ауди­то­рии, под­би­рать яркие при­ме­ры, выстра­и­вать науч­ную состав­ля­ю­щую лек­ции и про­счи­ты­вать воз­мож­ную реак­цию слу­ша­те­лей. И это, пожа­луй, самое глав­ное уме­ние, кото­рое полу­ча­ют «школь­ни­ки», — при рас­ска­зе о нау­ке думать не толь­ко о том, что гово­ришь, но и о том, как это услы­шат и пой­мут. И еще — как неза­нуд­но и кор­рект­но отве­чать на вопро­сы слу­ша­те­лей.

— Как попасть в Шко­лу лек­то­ров?

— Набор в Шко­лу лек­то­ров про­ис­хо­дит два раза в год: вес­ной и осе­нью. Необ­хо­ди­мо запол­нить анке­ту на сай­те фон­да «Эво­лю­ция» [1]. С одной сто­ро­ны, на момент пода­чи заяв­ки совсем не обя­за­тель­но уже быть про­фес­си­о­наль­ным попу­ля­ри­за­то­ром нау­ки. С дру­гой сто­ро­ны, при запол­не­нии заяв­ки вас обя­за­тель­но попро­сят предо­ста­вить видео одно­го из ваших выступ­ле­ний.

Если ваши лек­ции нико­гда не запи­сы­ва­лись, то мож­но про­честь неболь­шую лек­цию на каме­ру без слу­ша­те­лей. Но, конеч­но, луч­ше, если есть запи­си про­чи­тан­ных где-то лек­ций, на кото­рых вид­но, как вы вза­и­мо­дей­ству­е­те с ауди­то­ри­ей.

При набо­ре в Шко­лу нет ника­ких стро­гих тре­бо­ва­ний отно­си­тель­но вашей спе­ци­а­ли­за­ции: несмот­ря на рас­ту­щее коли­че­ство науч­но-попу­ляр­ных лек­то­ри­ев, про­ек­тов и жур­на­лов, они всё рав­но охва­ты­ва­ют не столь боль­шую ауди­то­рию, если срав­ни­вать с насе­ле­ни­ем стра­ны, и совер­шен­но точ­но не охва­ты­ва­ют все воз­мож­ные темы. Очень может быть, что имен­но та тема, по кото­рой вы чита­е­те лек­ции, еще никак не осве­ще­на!

— Как про­хо­дит обу­че­ние в Шко­ле лек­то­ров?

На самом пер­вом заня­тии соби­ра­ют­ся все сту­ден­ты ново­го набо­ра, зна­ко­мят­ся друг с дру­гом и с пре­по­да­ва­те­ля­ми. Вас попро­сят под­го­то­вить корот­кую лек­цию, бук­валь­но на 10– 15 минут, и про­честь ее перед все­ми. На осно­ва­нии этой лек­ции пре­по­да­ва­те­ли пой­мут, в каких направ­ле­ни­ях с вами нуж­но рабо­тать.

После пер­во­го заня­тия в тече­ние при­мер­но трех меся­цев вы буде­те инди­ви­ду­аль­но рабо­тать с пре­по­да­ва­те­ля­ми по скай­пу и элек­трон­ной почте. По окон­ча­нии кур­са обу­че­ния про­хо­дит выпуск­ной экза­мен. Все сту­ден­ты сно­ва соби­ра­ют­ся вме­сте с пре­по­да­ва­те­ля­ми и чита­ют друг дру­гу корот­кие лек­ции. Это может быть как дора­бо­тан­ная лек­ция, про­чи­тан­ная на пер­вом заня­тии, так и лек­ция на совер­шен­но новую тему.

— Заня­тия в Шко­ле про­хо­дят по жест­ко­му рас­пи­са­нию?

— Вовсе нет. Жест­ко зафик­си­ро­ва­ны толь­ко две даты: пер­вая встре­ча и выпуск­ной экза­мен. Кста­ти, выпуск­ной экза­мен доволь­но часто про­во­дят в два дня, что­бы все успе­ли про­честь свои лек­ции. Даты встреч назна­ча­ют с помо­щью обще­го голо­со­ва­ния, ста­ра­ясь выбрать день, в кото­рый все смо­гут прий­ти.

Инди­ви­ду­аль­ные заня­тия про­хо­дят по пер­со­наль­но­му гра­фи­ку: вы сами дого­ва­ри­ва­е­тесь с пре­по­да­ва­те­ля­ми об удоб­ных дате, вре­ме­ни и фор­ма­те встре­чи. Мак­си­маль­но­го резуль­та­та обыч­но дости­га­ют те, кто зани­ма­ет­ся один-два раза в неде­лю.

— У меня нет опы­та чте­ния лек­ций, но я очень хочу научить­ся! Могу ли я прий­ти в Шко­лу лек­то­ров?

— Если Вы уве­ре­ны, что очень хоти­те высту­пать с науч­но-попу­ляр­ны­ми лек­ци­я­ми, то, конеч­но, сто­ит подать заяв­ку. Но не сове­ту­ем торо­пить­ся. Для нача­ла про­чи­тай­те лек­цию дру­зьям или попро­буй­те свои силы на пло­щад­ках, дру­же­ствен­но отно­ся­щих­ся к моло­дым лек­то­рам (напри­мер, в про­ек­те «15х4», пред­став­лен­ном во мно­гих горо­дах Рос­сии и ближ­не­го зару­бе­жья). Тогда смо­же­те понять, что моти­ви­ру­ет и вдох­нов­ля­ет Вас читать лек­ции. Кро­ме того, такую лек­цию мож­но будет запи­сать на видео и при­ло­жить к заяв­ке на Шко­лу лек­то­ров.

— Сколь­ко сто­ит обу­че­ние в Шко­ле?

— Обу­че­ние в Шко­ле бес­плат­но. Прав­да, если вы живе­те не в Москве, при­дет­ся пару раз при­е­хать на очные заня­тия за свой счет. Все рас­хо­ды, свя­зан­ные с опла­той тру­да пре­по­да­ва­те­лей, раз­ме­ще­ни­ем объ­яв­ле­ний о набо­ре и так далее, опла­чи­ва­ет фонд «Эво­лю­ция».

— Я окон­чил Шко­лу лек­то­ров. Что даль­ше?

— После окон­ча­ния Шко­лы лек­то­ров вы ста­но­ви­тесь офи­ци­аль­ным выпуск­ни­ком Шко­лы. В первую оче­редь это серьез­ный знак каче­ства в мире попу­ля­ри­за­то­ров нау­ки. Ваша тема может пока­зать­ся инте­рес­ной раз­ным пло­щад­кам и лек­то­ри­ям, и вас позо­вут про­честь лек­цию. Во-вто­рых, фонд «Эво­лю­ция» под­дер­жи­ва­ет сво­их лек­то­ров. Вы може­те поехать читать лек­цию вме­сте с более опыт­ным лек­то­ром в какой-то дру­гой город в рам­ках 2х Лек­то­ри­ев.

— Каких резуль­та­тов уже доби­лись выпуск­ни­ки Шко­лы лек­то­ров?

— Выпуск­ни­ки высту­па­ют с лек­ци­я­ми как в ходе обу­че­ния, так и после окон­ча­ния Шко­лы на раз­ных пло­щад­ках. Уже чет­ве­ро выпуск­ни­ков Шко­лы про­чи­та­ли лек­ции в рам­ках 2х Лек­то­ри­ев, орга­ни­зо­ван­ных фон­дом «Эво­лю­ция» (Олег Фея — в Челя­бин­ске, Поли­на Кри­вых — в Ново­си­бир­ске, Ири­на Сима­но­ва — в Кали­нин­гра­де, Мак­сим Казар­нов­ский — в Кеме­ро­во).

Так­же выпуск­ни­ки шко­лы чита­ли лек­ции на таких пло­щад­ках, как Science Slam, GeekPicnic, куль­тур­ная плат­фор­ма «Син­хро­ни­за­ция», лек­то­рий-анти­ка­фе «Кочер­га», «Физ­тех-читал­ка», про­ект «15х4», музей «Живые систе­мы», фести­валь «Ну… тоже нау­ка».

— А что делать, если хочешь при­нять уча­стие, но не явля­ешь­ся ни уче­ным, ни сту­ден­том?

— Мож­но под­дер­жать орга­ни­за­цию Шко­лы финан­со­во. Поми­мо обще­го сбо­ра средств на про­ек­ты фон­да «Эво­лю­ция» есть так­же целе­вой сбор. Если вы счи­та­е­те Шко­лу лек­то­ров достой­ной целе­во­го пожерт­во­ва­ния — на сай­те фон­да в раз­де­ле «Про­грам­мы» мож­но отпра­вить адрес­ное пожерт­во­ва­ние [2].

Мак­сим Казар­нов­ский, Поли­на Кри­вых

1. http://evolutionfund.ru/blog/2016–10/74

2. http://evolutionfund.ru/project/6

Про­све­ти­тель­ский фонд «Эво­лю­ция» был осно­ван в 2015 году как ответ науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го сооб­ще­ства на закры­тие фон­да «Дина­стия». Фонд не осу­ществ­ля­ет ком­мер­че­ской дея­тель­но­сти и ста­вит перед собой зада­чу рас­про­стра­не­ния на тер­ри­то­рии Рос­сии науч­но­го зна­ния, борь­бы с мра­ко­бе­си­ем и лже­на­у­кой. У фон­да мно­го про­ек­тов по созда­нию инте­рес­ных науч­но-попу­ляр­ных лек­ций, изда­нию книг, про­ве­де­нию меро­при­я­тий с уча­сти­ем извест­ных попу­ля­ри­за­то­ров в реги­о­нах, пере­во­ду зна­чи­мой зару­беж­ной науч­но-попу­ляр­ной лите­ра­ту­ры.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *