- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

История (не)выполнения одного поручения, или Немного о том, как ловкость рук дает чиновникам возможность недодавать фундаментальной науке десятки миллиардов рублей

Евгений Онищенко

Евге­ний Они­щен­ко

28 июня 2017 года на Суво­ров­ской пло­ща­ди, как уже писал ТрВ-Нау­ка, состо­ял­ся орга­ни­зо­ван­ный Проф­со­ю­зом работ­ни­ков РАН митинг, основ­ным тре­бо­ва­ни­ем кото­ро­го было рез­кое уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния нау­ки. Собрав­ши­е­ся потре­бо­ва­ли от пра­ви­тель­ства выпол­нить Указ Пре­зи­ден­та Рос­сии от 7 мая 2012 года № 599 и дове­сти внут­рен­ние затра­ты на иссле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки до 1,77% ВВП, а так­же уже в 2018 году под­нять финан­си­ро­ва­ние фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний из феде­раль­но­го бюд­же­та до 0,22% ВВП.

В насто­я­щее вре­мя пра­ви­тель­ство офи­ци­аль­но лишь печаль­но кон­ста­ти­ру­ет, что в 2015 году вме­сто 1,77% ВВП внут­рен­ние затра­ты на иссле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки соста­ви­ли 1,13% ВВП. Нефор­маль­но же невы­пол­не­ние ука­за объ­яс­ня­ет­ся тяже­лой финан­со­во-эко­но­ми­че­ской обста­нов­кой.

Мож­но согла­сить­ся с тем, что в 2012 году буду­щее пред­став­ля­лось в суще­ствен­но дру­гом све­те: никто и пред­ста­вить не мог ни рез­ко­го паде­ния цен на нефть, ни запад­ных санк­ций. Одна­ко поми­мо май­ско­го ука­за вопро­са финан­си­ро­ва­ния нау­ки — фун­да­мен­таль­ной нау­ки из средств феде­раль­но­го бюд­же­та — каса­ет­ся еще один пре­зи­дент­ский доку­мент, при­ня­тый в 2015 году, — Пору­че­ние Пре­зи­ден­та Рос­сии Пр-1369, п. 2-б, от 14 июля 2015 года.

Оно гла­сит: «…обес­пе­чить при фор­ми­ро­ва­нии про­ек­тов феде­раль­но­го бюд­же­та на 2016 год и после­ду­ю­щие годы объ­ем бюд­жет­ных ассиг­но­ва­ний на про­ве­де­ние фун­да­мен­таль­ных науч­ных иссле­до­ва­ний в про­цент­ном отно­ше­нии к вало­во­му внут­рен­не­му про­дук­ту на уровне 2015 года» [1]. Ответ­ствен­ным за выпол­не­ние пору­че­ния назва­но пра­ви­тель­ство Рос­сии, срок выпол­не­ния — 15 авгу­ста 2015 года (далее — еже­год­но).

Это пору­че­ние было при­ня­то уже в кри­зис­ной ситу­а­ции и носи­ло защит­ный харак­тер: оно долж­но было защи­тить фун­да­мен­таль­ную нау­ку от стрем­ле­ния Мин­фи­на уре­зать рас-ходы в усло­ви­ях кри­зи­са. Об этом на засе­да­нии Сове­та по нау­ке и обра­зо­ва­нию при Пре­зи­ден­те Рос­сии 23 нояб­ря 2016 года пря­мо ска­зал сам Вла­ди­мир Путин:

«Сле­ду­ет сосре­до­то­чить повы­шен­ное вни­ма­ние на раз­ви­тии фун­да­мен­таль­ной нау­ки, наце­лить ее на полу­че­ние прин­ци­пи­аль­но новых зна­ний, поиск отве­тов на так назы­ва­е­мые боль­шие вызо­вы зав­траш­не­го дня. Несмот­ря на непро­стую ситу­а­цию, необ­хо­ди­мо под­дер­жать уро­вень рас­хо­дов на фун­да­мен­таль­ную нау­ку в про­цен­тах от ВВП. Сэко­но­мив здесь сего­дня, мы будем, без­услов­но, без­на­деж­но отста­вать зав­тра — и допу­стить это­го не можем» [2].

Должно быть

Каза­лось бы, всё пре­дель­но ясно: один и тот же про­цент ВВП дол­жен выде­лять­ся на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния из феде­раль­но­го бюд­же­та каж­дый год начи­ная с 2016-го. Рас­счи­тать объ­ем пла­но­во­го пока­за­те­ля про­сто: в рас­по­ря­же­нии авто­ра пору­че­ния, Вла­ди­ми­ра Пути­на, в июле 2015 года, оче­вид­но, не мог­ло быть ито­го­вых дан­ных по финан­си­ро­ва­нию фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний и объ­е­му ВВП за 2015 год.

Не мог­ло быть таких дан­ных по состо­я­нию на 15 авгу­ста 2015 года и у ответ­ствен­но­го испол­ни­те­ля пору­че­ния, пре­мьер-мини­стра Дмит­рия Мед­ве­де­ва. Един­ствен­ные офи­ци­аль­ные дан­ные, имев­ши­е­ся на тот пери­од, — это зафик­си­ро­ван­ные теку­щей вер­си­ей зако­на о феде­раль­ном бюд­же­те на 2015 год объ­ем финан­си­ро­ва­ния фун­да­мен­таль­ной нау­ки и про­гноз­ный объ­ем ВВП. Зна­че­ния этих вели­чин на момент изда­ния пору­че­ния были опре­де­ле­ны Феде­раль­ным зако­ном № 93-ФЗ от 20 апре­ля 2015 года и состав­ля­ли 115,1 млрд руб. и 73 119,0 млрд руб. соот­вет­ствен­но, что озна­ча­ет, что пре­зи­дент пред­пи­сал тра­тить из феде­раль­но­го бюд­же­та на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния не менее 0,157% ВВП.

На самом деле, если быть кор­рект­ны­ми, даже боль­ше: дело в том, что в 2015 году выде­ля­е­мые на повы­ше­ние опла­ты тру­да науч­ных сотруд­ни­ков сред­ства про­хо­ди­ли не по ста­тье «фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния», а по дру­гой ста­тье — «дру­гие обще­го­су­дар­ствен­ные вопро­сы», тогда как в насто­я­щее вре­мя они учи­ты­ва­ют­ся как рас­хо­ды на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния.

В 2015 году упо­мя­ну­тый выше закон пред­пи­сы­вал израс­хо­до­вать на эти цели 4,7 млрд руб. Поэто­му нуж­но либо учесть эти день­ги как рас­хо­ды на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния в 2015 году (и тогда объ­ем бюд­жет­ных рас­хо­дов на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния бюд­же­та дол­жен состав­лять 0,164% ВВП), либо рас­хо­до­вать на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния из бюд­же­та 0,157% ВВП, а сред­ства на повы­ше­ние опла­ты тру­да науч­ных сотруд­ни­ков выде­лять сверх этой сум­мы.

Реальная ситуация

Вро­де бы всё про­сто, но наши чинов­ни­ки слиш­ком твор­че­ские люди, что­бы под­хо­дить к выпол­не­нию по-став­лен­ных перед ними задач фор­маль­но. Как обсто­ят дела с выпол­не­ни­ем пору­че­ния пре­зи­ден­та, понят­но из отве­та Мин­фи­на на мой запрос:

«В соот­вет­ствии с пору­че­ни­ем Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 14 июля 2015 года № Пр-1369 финан­со­вое обес­пе­че­ние фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний долж­но быть сохра­не­но отно­си­тель­но ВВП на уровне 2015 года, состав­ля­ю­щем 0,142 про­цен­та.

Объ­ем ассиг­но­ва­ний феде­раль­но­го бюд­же­та на про­ве­де­ние фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний в теку­щем финан­со­вом году, преду­смот­рен­ный в Феде­раль­ном законе от 1 июля 2017 года № 157-ФЗ „О вне­се­нии изме­не­ний в Феде­раль­ный закон «О феде­раль­ном бюд­же­те на 2017 год и пла­но­вый пери­од 2018 и 2019 годов»“, состав­ля­ет 118,7 млрд. руб­лей или 0,129 про­цен­та к уточ­нив­ше­му­ся объ­е­му ВВП на 2017 год (92190,0 млрд. руб­лей).

С уче­том пожерт­во­ва­ния денеж­ных средств Рос­сий­ско­му науч­но­му фон­ду (далее — Фонд) от ОАО „Рос­неф­те­газ“ в 2017 году на общую сум­му 12,5 млрд руб­лей, из кото­рых 4,5 млрд руб­лей уже полу­че­ны Фон­дом, а остав­ша­я­ся сум­ма долж­на быть пере­чис­ле­на до 1 июля т. г., объ­ем финан­си­ро­ва­ния фун­да­мен­таль­ных науч­ных иссле­до­ва­ний соста­вит 131,2 млрд руб­лей или 0,142 про­цен­та к про­гноз­но­му объ­е­му ВВП, что соот­вет­ству­ет уров­ню 2015 г.».

Отме­тим, что гото­вив­шая ответ Мин­фи­на Свет­ла­на Гаш­ки­на, дирек­тор депар­та­мен­та бюд­жет­ной поли­ти­ки в отрас­лях соци­аль­ной сфе­ры и нау­ки, исполь­зу­ет ров­но тот же спо­соб вычис­ле­ния пла­но­во­го пока­за­те­ля, что и я, пони­мая его как отно­ше­ние запла­ни­ро­ван­но­го теку­щей вер­си­ей зако­на о феде­раль­ном бюд­же­те объ­е­ма рас­хо­дов на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния к про­гно­зи­ру­е­мо­му объ­е­му ВВП. Вот толь­ко циф­ры у нее полу­ча­ют­ся дру­гие.

Пер­вый трюк, исполь­зу­е­мый Мин­фи­ном, — это добав­ле­ние к бюд­жет­ным рас­хо­дам на фун­да­мен­таль­ную нау­ку средств ОАО «Рос­неф­те­газ», пере­дан­ных Рос­сий­ско­му науч­но­му фон­ду. Из тек­ста пору­че­ния ясно, что речь идет толь­ко о бюд­жет­ных рас­хо­дах.

Вто­рой трюк — это мани­пу­ля­ции с объ­е­мом ВВП. Рос­сия пере­шла на новую мето­ди­ку вычис­ле­ния объ­е­ма ВВП (Систе­му наци­о­наль­ных сче­тов — 2008), исполь­зо­ва­ние кото­рой при­во­дит к уве­ли­че­нию объ­е­ма ВВП по срав­не­нию со ста­рой мето­ди­кой (Систе­мой наци­о­наль­ных сче­тов — 1993) при тех же зна­че­ни­ях эко­но­ми­че­ских пока­за­те­лей. Оче­вид­но, исполь­зо­ва­ние пере­счи­тан­но­го в после­ду­ю­щие годы объ­е­ма ВВП 2015 года явля­ет­ся жуль­ни­че­ством: ни у пре­зи­ден­та Пути­на в июле 2015 года, ни у пре­мье­ра Мед­ве­де­ва в авгу­сте того же года маши­ны вре­ме­ни не было.

Эти нехит­рые трю­ки поз­во­ли­ли Мин­фи­ну зани­зить бюд­жет­ное финан­си­ро­ва­ние фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний по срав­не­нию с тре­бу­е­мым пре­зи­ден­том как мини­мум на 26 млрд руб. (если счи­тать исхо­дя из мини­маль­но­го зна­че­ния пла­но­во­го пока­за­те­ля — 0,157% ВВП).

Что делать?

Мож­но и нуж­но ука­зы­вать Мин­фи­ну на некор­рект­ность тако­го пове­де­ния, но бороть­ся нуж­но за гораз­до более серьез­ное уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния нау­ки. Актив­ные дей­ствия Проф­со­ю­за работ­ни­ков РАН — митинг, пуб­ли­ка­ции в СМИ, обра­ще­ния в раз-лич­ные орга­ны вла­сти, — по неофи­ци­аль­ной инфор­ма­ции, уже при­ве­ли к зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию обсуж­да­е­мо­го в ходе бюд­жет­но­го про­цес­са объ­е­ма рас­хо­дов на фун­да­мен­таль­ные иссле­до­ва­ния по срав­не­нию с пла­ни­ро­вав­шим­ся ранее.

Вопрос пока еще не решен окон­ча­тель­но, поэто­му полез­но под­дер­жать выска­зан­ные на митин­ге Проф­со­ю­за работ­ни­ков РАН 28 июня 2017 года тре­бо­ва­ния, каса­ю­щи­е­ся уве­ли­че­ния финан­си­ро­ва­ния нау­ки, в том чис­ле фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний. Это мож­но сде­лать, напра­вив хотя бы крат­кое обра­ще­ние пре­зи­ден­ту Рос­сии через его офи­ци­аль­ный сайт [3]. При­дет­ся наби­вать текст рука­ми (ско­пи­ро­вать из фай­ла не полу­чит­ся), в ответ при­дет отпис­ка, но это не важ­но — это тот слу­чай, когда каж­дый голос име­ет зна­че­ние.

Евге­ний Они­щен­ко,
физик (ФИАН), член ЦС Проф­со­ю­за работ­ни­ков РАН

1. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/50006

2. http://kremlin.ru/events/president/news/53313

3. http://letters.kremlin.ru/

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи