Императив интернационализации

В соци­аль­ных сетях раз­го­ре­лась жар­кая дис­кус­сия по пово­ду того, хоро­шо это или пло­хо, что 30% нынеш­них выпуск­ни­ков мате­ма­ти­че­ско­го факуль­те­та ВШЭ уез­жа­ют за гра­ни­цу про­дол­жать свое обра­зо­ва­ние. Направ­ле­ния — самые пре­стиж­ные: MIT, Oxford, Harvard, Ecole Polytechnique, Toronto University… [1]

Для одних ком­мен­та­то­ров отъ­езд выпуск­ни­ков Выш­ки — сим­вол неуклон­но­го уга­са­ния рос­сий­ской нау­ки и отсут­ствия у моло­де­жи науч­ных пер­спек­тив в сво­ей стране. Для дру­гих, наобо­рот, — это пока­за­тель высо­ко­го каче­ства рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния (по край­ней мере, дан­но­го кон­крет­но­го факуль­те­та) и его вос­тре­бо­ван­но­сти в мире. Они счи­та­ют, что про­цесс «мигра­ции умов» — совер­шен­но нор­маль­ное и поло­жи­тель­ное явле­ние в совре­мен­ном мире, важ­но лишь созда­вать усло­вия, что­бы он про­те­кал в обе сто­ро­ны, что­бы в Рос­сию тоже при­ез­жа­ли талант­ли­вые аспи­ран­ты и пост­до­ки со все­го мира, жела­ю­щие учить­ся и рабо­тать в самых силь­ных меж­ду­на­род­но при­знан­ных науч­ных груп­пах нашей стра­ны.

Дэвид Стремба. Фото с сайта https://shorelight.com

Дэвид Стрем­ба. Фото с сай­та https://shorelight.com

На самом деле про­бле­ма интер­на­ци­о­на­ли­за­ции обра­зо­ва­ния каса­ет­ся не толь­ко мате­ма­ти­ки и вооб­ще не толь­ко совре­мен­ной фун­да­мен­таль­ной нау­ки. Рынок тру­да для моло­дых людей с каче­ствен­ным обра­зо­ва­ни­ем стре­ми­тель­но гло­ба­ли­зи­ру­ет­ся во всем мире. «Когда мой отец закан­чи­вал кол­ледж, его кон­ку­рен­та­ми за хоро­шее рабо­чее место были глав­ным обра­зом его ровес­ни­ки из того же само­го горо­да. Когда я закан­чи­вал кол­ледж, мне уже при­шлось искать рабо­ту, кон­ку­ри­руя с выпуск­ни­ка­ми со всей стра­ны. Нынеш­ние сту­ден­ты долж­ны будут выдер­жи­вать кон­ку­рен­цию с выпуск­ни­ка­ми со все­го мира», — гово­рит Дэвид Стрем­ба, стар­ший вице-пре­зи­дент Shorelight Education, аме­ри­кан­ской сер­вис­ной ком­па­нии в обла­сти меж­ду­на­род­но­го обра­зо­ва­ния. Соглас­но оцен­кам Орга­ни­за­ции по эко­но­ми­че­ской коопе­ра­ции и раз­ви­тию (OECD), при сохра­не­нии нынеш­них тем­пов роста к 2030 году око­ло 50% 25–34-летних будут иметь выс­шее обра­зо­ва­ние (бака­лавр или выше). К тому вре­ме­ни на США и Кана­ду будет при­хо­дить­ся все­го око­ло 10% из этой ожи­да­е­мой когор­ты в 300 млн обра­зо­ван­ных моло­дых людей в мире.

Мно­гие из них могут ока­зать­ся не гото­вы­ми к такой гло­баль­ной кон­ку­рен­ции. Несмот­ря на то, что эти стра­ны при­ни­ма­ют у себя огром­ное коли­че­ство ино­стран­ных сту­ден­тов (око­ло 1 млн в США и око­ло 300 тыс. в Кана­де), толь­ко 1,5% аме­ри­кан­ских и 2% канад­ских сту­ден­тов име­ют опыт уче­бы за рубе­жом.

В то же вре­мя, соглас­но недав­не­му иссле­до­ва­нию спе­ци­а­ли­стов меж­ду­на­род­ной сети ком­па­ний PricewaterhouseCoopers, 71% нынеш­них сту­ден­тов хотят и ожи­да­ют, что рабо­та за гра­ни­цей ста­нет состав­ной частью их про­фес­си­о­наль­ной карье­ры. Их потен­ци­аль­ные рабо­то­да­те­ли совер­шен­но с ними соглас­ны: 64% из них рас­смат­ри­ва­ют меж­ду­на­род­ный опыт кан­ди­да­тов в каче­стве важ­но­го фак­то­ра при най­ме на рабо­ту. Еще более важ­но то, что 92% рабо­то­да­те­лей спе­ци­аль­но отби­ра­ют кан­ди­да­тов с таки­ми лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, кото­рые могут быть при­об­ре­те­ны лишь в резуль­та­те лич­но­го опы­та жиз­ни и уче­бы за рубе­жом (вла­де­ние ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, уме­ние про­дук­тив­но рабо­тать в мно­го­на­ци­о­наль­ном кол­лек­ти­ве выход­цев из самых раз­ных куль­тур и т.д.).

Ока­зы­ва­ет­ся, что даже дале­ко не все аме­ри­кан­ские и канад­ские кол­ле­джи пол­но­цен­но гото­вят сво­их выпуск­ни­ков к соот­вет­ствию таким тре­бо­ва­ни­ям. Несмот­ря на огром­ное коли­че­ство ино­стран­ных сту­ден­тов в этих стра­нах, 70% из них скон­цен­три­ро­ва­ны во все­го лишь 5% веду­щих уни­вер­си­те­тов. Поэто­му, хотя аме­ри­кан­ские уни­вер­си­те­ты состав­ля­ют боль­шин­ство сре­ди 400 наи­бо­лее высо­ко­рей­тин­го­вых уни­вер­си­те­тов мира, по отно­ше­нию к обще­му коли­че­ству сво­их сту­ден­тов в США обу­ча­ет­ся наи­мень­шая доля ино­стран­ных сту­ден­тов по срав­не­нию с дру­ги­ми англо­го­во­ря­щи­ми стра­на­ми — все­го чуть более 4%. Такое нерав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние ино­стран­цев лиша­ет аме­ри­кан­ских сту­ден­тов крайне необ­хо­ди­мо­го опы­та обще­ния и вза­и­мо­дей­ствия с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих куль­тур.

«Мир стре­ми­тель­но меня­ет­ся, и уни­вер­си­те­ты дале­ко не все­гда в состо­я­нии преду­га­дать, какие кон­крет­но зна­ния и уме­ния ока­жут­ся наи­бо­лее полез­ны­ми их сту­ден­там на рын­ке тру­да через десять или даже через пять лет. Но их обя­зан­но­стью и, в конеч­ном ито­ге, кри­те­ри­ем их успеш­но­сти оста­ет­ся необ­хо­ди­мость наи­луч­шим обра­зом под­го­то­вить сво­их выпуск­ни­ков к рабо­те в этом меня­ю­щем­ся и гло­ба­ли­зи­ру­ю­щем­ся мире», — заклю­ча­ет Дэвид Стрем­ба.

Что каса­ет­ся ВШЭ и ее мате­ма­ти­че­ско­го факуль­те­та, то, навер­ное, их соот­вет­ствие таким кри­те­ри­ям успеш­но­сти луч­ше все­го оце­нят сами выпуск­ни­ки и их буду­щие рабо­то­да­те­ли.

А. К.
по мате­ри­а­лам www.universityworldnews.com

1. https://math.hse.ru/news/207173632.html

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

 

52 комментария

  • Алексей В. Лебедев:

    Тут есть один важ­ный нюанс, в раз­ни­це с США. Там люди учат­ся глав­ным обра­зом за свой счет, и чем они будут зани­мать­ся потом, это их дело. У нас же учат­ся за госу­дар­ствен­ный счет, в той же ВШЭ, а потом уез­жа­ют.

    • Израиль:

      Мистер Лебе­дев, впер­вые с вами не согла­сен. Ну поса­ди­те их на цепь или там тре­буй­те назад tuition как в быв­шем ссср для репа­три­ан­тов в Изра­иль дак ведь все рав­но уедут

      • Алексей В. Лебедев:

        Да пусть едут. Но поче­му бы тогда не сокра­тить Выш­ке бюд­жет­ные места?

        Одним из лозун­гов аме­ри­кан­ской рево­лю­ции было – «нет нало­гам без пред­ста­ви­тель­ства». Сей­час же нало­ги с нас берут, а ника­ко­го пред­ста­ви­тель­ства в том, что­бы решать, как их тра­тить, в том чис­ле в обра­зо­ва­нии, в том чис­ле, сколь­ко и кому выде­лять бюд­жет­ных мест, мы не име­ем. Раз­ве это спра­вед­ли­во?

        • A.K.:

          Тут 2 раз­ных вопро­са. «Пред­ста­ви­тель­ство» – это депу­та­ты и пре­зи­дент. Вы их выби­ра­е­те, они за вас реша­ют, как нало­ги тра­тить. Не нра­вят­ся эти – выби­рай­те дру­гих. А бюд­жет­ные места сокра­тить, конеч­но, мож­но. Лег­ко пред­ска­зать, что тогда уез­жать будут не после уни­вер­си­те­та в аспи­ран­ту­ру с неко­ей веро­ят­но­стью воз­вра­та после уче­бы, а сра­зу после шко­лы в уни­вер­си­тет, с гораз­до мень­шей веро­ят­но­стью воз­вра­та когда бы то ни было.

          • Алексей В. Лебедев:

            > а сра­зу после шко­лы в уни­вер­си­тет

            Ну и сколь­ко, по-ваше­му, рос­сий­ских школь­ни­ков гото­во сра­зу после шко­лы уехать в зару­беж­ный уни­вер­си­тет, и сколь­ко зару­беж­ных уни­вер­си­те­тов гото­во их при­нять и выучить бес­плат­но?

            • A.K.:

              Доста­точ­но и тех, и дру­гих. А на цепь всех не поса­дишь.
              https://www.gostudy.cz/blog/sovety-eksperta/gde-v-evrope-mozhno-uchitsya-besplatno

              • Алексей В. Лебедев:

                Мне кажет­ся, вы сами не очень вни­ма­тель­но чита­ли то, на что дали ссыл­ку. Кар­ти­на выгля­дит не столь уж радуж­ной. Хотя конеч­но, для кого-то ста­кан напо­ло­ви­ну пуст, для кого-то напо­ло­ви­ну полон.

                И еще мне кажет­ся, что роди­те­ли, спо­соб­ные под­го­то­вить ребен­ка к уче­бе за гра­ни­цей (с помо­щью репе­ти­то­ров), отпра­вив­шие его туда и опла­чи­ва­ю­щие про­жи­ва­ние (будь то 500 или 1000 евро в месяц) – это небед­ные роди­те­ли, кото­рые вполне мог­ли бы запла­тить и здесь. Для срав­не­ния: сто­и­мость плат­но­го обу­че­ния в МГУ колеб­лет­ся око­ло 350 тысяч руб­лей в год или 417 евро в месяц.

              • Алексей В. Лебедев:

                Я округ­лил курс евро до 70 руб­лей, но все рав­но навер­ное ско­ро он таким будет. По нынеш­не­му 425 евро.

        • Израиль:

          Согла­сен но это вопрос к все еще оста­ю­щим­ся в вашей стране (а вот инте­рес­но кста­те вся­кий ли народ заслу­жи­ва­ет сво­е­го пра­ви­тель­ства?) а не к эми­гран­там.

    • A.K.:

      Нет ника­ко­го «госу­дар­ствен­но­го сче­та». Где госу­дар­ство день­ги берет? В тум­боч­ке? Это нало­ги, кото­рые пла­ти­ли роди­те­ли и дедуш­ки-бабуш­ки сту­ден­тов. Где-то нало­ги мень­ше, но сту­ден­ты сами пла­тят за обу­че­ние; где-то нало­ги боль­ше, и за этот «госу­дар­ствен­ный счет» сту­ден­ты учат­ся. И в том и в дру­гом слу­чае они сами потом реша­ют, где и чем они будут зани­мать­ся после уче­бы.

      • NickName:

        Вооб­ще-то нало­ги пла­ти­ли одни, а обу­ча­лись на них дру­гие. Типич­ный при­мер – Павел и Нико­лай Дуров. Оба полу­чи­ли хоро­шее обра­зо­ва­ние бес­плат­но. Нало­ги в стране не пла­тят.

        Зачем на мои и ваши нало­ги финан­си­ро­вать под­го­тов­ку новых Дуро­вых? Это даже не Крым­ский мост, оку­па­е­мость кото­ро­го не оче­вид­на, а заве­до­мое неэф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние средств.

        • A.K.:

          Вооб­ще-то в этом смысл любых разум­ных нало­гов: пла­тят – все, кто может, а поль­зу­ют­ся те, кому нуж­но. Заве­до­мо неэф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние средств (нало­гов) – это зар­пла­ты депу­та­там в 800 тыс в месяц, а опла­та уче­бы тем, кто хочет учить­ся – это эффек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние средств, неза­ви­си­мо от того, где они будут потом рабо­тать.

          • NickName:

            «Пла­тят — все, кто может, а поль­зу­ют­ся те, кому нуж­но. » – Оста­лось толь­ко уточ­нить, кто реша­ет кому нуж­но, а кому нет.
            «Зар­пла­ты депу­та­там в 800 тыс в месяц,» – это как раз депу­та­ты реши­ли, что им нуж­но.

            Но депу­та­тов отно­си­тель­но немно­го. Основ­ной источ­ник их дохо­да это не зар­пла­та, по край­ней мере ни Нем­цов ни Зюга­нов, на эти зар­пла­ты столь­ко иму­ще­ства бы не заи­ме­ли. Поэто­му, на мой взгляд, бог с их зар­пла­той, луч­ше бы они дру­ги­ми источ­ни­ка­ми поре­же поль­зо­ва­лись.

    • Не эффек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние средств та ещё про­бле­ма. Нало­ги пла­тят все, а учить­ся будут те кто бли­же к сто­ли­цам. К тому же не так мно­го сту­ден­тов из мат­фа­ка ВШЭ уез­жа­ет. Тут про­бле­ма в дру­гом. Они про­сто ни кому не нуж­ны. Вот у кого есть воз­мож­но­сти пыта­ют­ся най­ти дру­гую сфе­ру оби­та­ния.
      Надо раз­ви­вать про­вин­ци­аль­ные ВУЗы. И вме­сто 100 про­вин­ци­аль­ных ВУЗов вбу­хи­ва­ют в одну ВШЭ все сред­ства. И кого мат­фак гото­вит? Фило­со­фов кото­рые потом могут толь­ко ещё под­го­то­вить таких же фило­со­фов. Един­ствен­ная функ­ция кото­рых бол­тать о иде­ях кото­рые яко­бы не понят­ны ни кому и могут при­го­дить­ся через 1000 лет. Устра­и­вать поси­дел­ки и орга­ни­зо­вы­вать груп­пы по борь­бе с лже­на­у­кой и рели­ги­ей. Всё!
      А если нуж­ны кад­ры для эко­но­ми­ки, биз­не­са и про­мыш­лен­но­сти. То на мизер­ную зар­пла­ту какой нибудь про­вин­ци­аль­ный ВУЗ будет с гре­хом по полам полу­спе­ци­а­ли­стов гото­вить. И потом будем орать – поче­му всё так пло­хо.
      Уез­жа­ют они часто – пото­му, что не нуж­ны. При­ду­ма­ли какое то мод­ное направ­ле­ние. При­гла­си­ли кучу про­фес­со­ров. Они про­чи­та­ли лек­ции и под­го­то­ви­ли тол­пу доцен­тов. И теперь они дума­ют, что зна­ют супер­кру­тую тео­рию кото­рая гово­рит как пра­виль­но рас­кла­ды­вать апель­си­ны в ящик. И кому это нуж­но? Любой груз­чик с этим справ­ля­ет­ся луч­ше. К тому же боль­шин­ство тео­рий пол­ней­шая бре­дя­ти­на.
      В Рос­сии учат­ся часто не для полу­че­ния обра­зо­ва­ния, а для полу­че­ния кру­то­го дипло­ма. С ним лег­че потом устро­ить­ся на более при­вле­ка­тель­ную долж­ность. Вот и идёт кон­ку­рен­ция не зна­ний, а дипло­мов.

      • Алексей В. Лебедев:

        А какая поль­за про­мыш­лен­но­сти от ваших дио­фан­то­вых урав­не­ний?

  • Денис:

    Гло­ба­ли­за­ция – это объ­ек­тив­ный про­цесс, от кото­ро­го нику­да не деть­ся. Что же каса­ет­ся «утеч­ки моз­гов», то тут нуж­но гово­рить не о том, поче­му люди уез­жа­ют, а о том, поче­му сюда НЕ ПРИЕЗЖАЮТ. В раз­ви­тых стра­нах науч­ные кад­ры непре­рыв­но цир­ку­ли­ру­ют – аспи­ран­ту­ра здесь, пост­док там, и т.д. Плюс-минус, пото­ки урав­но­ве­ши­ва­ют­ся и полу­ча­ет­ся эта­кое дина­ми­че­ское рав­но­ве­сие. При этом воз­ни­ка­ет кон­ку­рен­ция меж­ду стра­на­ми – кто обес­пе­чит более при­тя­га­тель­ные усло­вия для луч­ших умов мира, и дело тут не толь­ко в зар­пла­тах…

    У нас же аспи­рант в абсо­лют­ном боль­шин­стве слу­ча­ев обре­чен на совер­шен­но уни­зи­тель­ное полу­го­лод­ное суще­ство­ва­ние без внят­ной пер­спек­ти­вы, после защи­ты – не намно­го луч­ше… Поче­му бы ему не уехать?! Конеч­но, уедет, его тут ниче­го осо­бо не дер­жит.

    • NickName:

      Вооб­ще-то если вы посмот­ри­те на пери­о­ды боль­ше 10 лет, то пото­ки явно не сба­лан­си­ро­ва­ны даже в раз­ви­тых стра­нах, напри­мер суще­ствен­ная утеч­ка наблю­да­ет­ся в Вели­ко­бри­та­нии.

  • Израиль:

    30% выпуск­ни­ков бегу­щих их путин­ско­го гадюш­ни­ка в нор­маль­ные стра­ны мало­ва­то конеч­но. Но ниче­го кри­зис в рос­си­юш­ке свое вес­кое сло­во ска­жет.

  • NickName:

    Про­бле­ма не в том, что уез­жа­ют. А в том, что гото­вят не тех спе­ци­а­ли­стов, кото­рые нуж­ны. Если стране не нуж­но столь­ко мате­ма­ти­ков, зачем их в таком коли­че­стве гото­вят.

    • A.K.:

      Если столь­ко людей хотят стать мате­ма­ти­ка­ми, столь­ким и нуж­но дать воз­мож­ность обу­чать­ся. Сло­во «нуж­ны» под­ра­зу­ме­ва­ет кого-то, кому нуж­ны, соб­ствен­но потре­би­тель это­го обра­зо­ва­ния. И этот кто-то – в первую оче­редь сам сту­дент, воз­мож­но – его роди­те­ли и семья. Вот им и решать, кто нуж­ны.

      • Алексей В. Лебедев:

        Во-пер­вых, в эко­но­ми­ке дав­но извест­но, что потре­би­тель ведет себя по-раз­но­му в зави­си­мо­сти от того, пред­ла­га­ет­ся ему товар за день­ги или бес­плат­но. И понят­но, что если сту­ден­ты и их роди­те­ли будут пла­тить за обра­зо­ва­ние, им вдруг ока­жет­ся «нуж­но» не совсем то, что кажет­ся «нуж­но» сей­час, или даже совсем не то.

        Во-вто­рых, вы похо­же пута­е­те финан­си­ро­ва­ние обра­зо­ва­ния с финан­си­ро­ва­ни­ем стра­хо­ва­ния или меди­ци­ны. Там дей­стви­тель­но соби­ра­ют­ся день­ги со всех, а если с кем-то при­клю­ча­ет­ся беда, они выде­ля­ют­ся тем, кому нуж­но. Толь­ко «нуж­да» здесь ино­го рода. Обра­зо­ва­ние – это не болезнь, не ста­рость, не инва­лид­ность, не несчаст­ный слу­чай, даже не мать-оди­ноч­ка с ребен­ком на руках. Нель­зя их при­рав­ни­вать.

        Обра­зо­ва­ние дает­ся госу­дар­ством не из бла­го­тво­ри­тель­но­сти, а в пред­по­ло­же­нии, что полу­чив­ший обра­зо­ва­ние со вре­ме­нем как-то воз­ме­стит эти рас­хо­ды сво­им тру­дом и нало­га­ми, хотя бы в сред­нем. Мож­но, конеч­но, пред­ста­вить себе госу­дар­ство, где это не так, и где граж­дане дого­во­ри­лись, что ради сча­стья детей они гото­вы опла­чи­вать любые их жела­ния без рас­че­та на какую-либо отда­чу. Но тогда они как мини­мум долж­ны об этом дого­во­рить­ся в какой-то фор­ме. У нас же нало­ги соби­ра­ют­ся как дань, а рас­по­ря­жа­ют­ся теми же бюд­жет­ны­ми места­ми какие-то непо­нят­ные люди по сво­им непо­нят­ным сооб­ра­же­ни­ям.

    • В стране пол­но мест, где были бы жела­тель­ны люди с мате­ма­ти­че­ским обра­зо­ва­ни­ем (в част­но­сти, ту же мате­ма­ти­ку кто-то дол­жен пре­по­да­вать). И отъ­езд выпуск­ни­ков не свя­зан с тем, что для них в стране вооб­ще нет рабо­ты.

  • В.П.:

    Есть про­стой спо­соб сде­лать так, что­бы выпуск­ни­ки не выез­жа­ли за гра­ни­цу – пло­хо обу­чать. И боль­шин­ство вузов, в кото­рых есть спе­ци­аль­ность «мате­ма­ти­ка» идут имен­но по это­му пути. На самом деле для стра­ны гораз­до луч­ше ситу­а­ция когда поло­ви­на хоро­ших спе­ци­а­ли­стов уез­жа­ет, чем когда хоро­ших спе­ци­а­ли­стов про­сто нет.
    Кро­ме того, воз­мож­ность про­дол­же­ния учё­бы зару­бе­жом луч­ших выпуск­ни­ков повы­ша­ет заин­те­ре­со­ван­ность в обу­че­нии и под­тя­ги­ва­ет уро­вень все­го кур­са, из-за пред­по­ло­же­ния, что полу­чен­ные зна­ния пона­до­бят­ся хотя бы для поступ­ле­ния в зару­беж­ную аспи­ран­ту­ру. Сту­ден­ты уве­ре­ны, что в Рос­сии уро­вень зар­пла­ты опре­де­ля­ет­ся не зна­ни­я­ми, а свя­зя­ми. И поэто­му не име­ют моти­ва­ции для хоро­шей учё­бы.

    • Алексей В. Лебедев:

      Это все вер­но, если выби­рать луч­шее из худ­ше­го. Но хоте­лось бы посмот­реть шире.

      В тех же США, если у чело­ве­ка нет денег на обра­зо­ва­ние, он может взять обра­зо­ва­тель­ный кре­дит. После уче­бы, оста­нет­ся ли он в стране или уедет, а может, уедет и потом вер­нет­ся, кре­дит все рав­но на нем висит, и надо отда­вать. У нас же полу­ча­ет­ся, что чело­век, отучив­шись за госу­дар­ствен­ные день­ги, прин­ци­пи­аль­но не име­ет ника­ких обя­за­тельств – ни финан­со­вых, ни юри­ди­че­ских, ни даже мораль­ных. Хоро­шо ли это? Мож­но конеч­но отго­во­рить­ся, что нынеш­нее госу­дар­ство ужас­но, и «кинуть на баб­ки» его не грех. Но пред­по­ло­жим, что госу­дар­ство изме­нит­ся, а эко­но­ми­че­ские про­бле­мы нику­да не делись, их при­дет­ся дол­го раз­гре­бать. Тогда что?

      В любом слу­чае, мне кажет­ся, что обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции, гото­вя­щей спе­ци­а­ли­стов за госу­дар­ствен­ный счет, сто­и­ло бы хва­стать­ся тем, как под­го­тов­лен­ные спе­ци­а­ли­сты при­но­сят поль­зу сво­ей стране, а не тем, как они друж­но уез­жа­ют за гра­ни­цу. Это выгля­дит стран­но. При плат­ном обу­че­нии, повто­рюсь, это не вызы­ва­ло бы ника­ких пре­тен­зий.

      • Израиль:

        Вот если бы спон­сор заклю­чил подоб­ный кон­тракт со сту­ден­та­ми все было бы понят­но. А в отсут­ствии кон­трак­та на нет как гово­рит­ся и суда нет.

        • Алексей В. Лебедев:

          Сей­час нет, а в буду­щем госу­дар­ство долж­но заклю­чать какой-то кон­тракт с теми, кто хочет обу­чать­ся за госу­дар­ствен­ный счет? Вот я о чем.

  • Николай:

    Мне кажет­ся, вопрос об уровне под­го­тов­ки, зна­ни­ях, спо­соб­но­стях и т.п. в дан­ном слу­чае вто­ро­сте­пен­ный. Гораз­до важ­нее то, кто эти люди, кото­рые уез­жа­ют. Из каких соци­аль­ных сло­ев и кате­го­рий. Может быть при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии ока­жет­ся, что они ещё до поступ­ле­ния одной ногой сто­я­ли там, за рубе­жом. А ВШЭ – про­сто наи­бо­лее удоб­ный трам­плин для прыж­ка на запад. Толь­ко и все­го. Рабо­тать в Рос­сии они и не соби­ра­лись.

    • A.K.:

      И каким обра­зом это важ­но? Тем более – каким обра­зом это важ­нее, чем зна­ния и спо­соб­но­сти? Люди где хотят – там и учат­ся, где хотят – там и рабо­тат. Любое обра­зо­ва­ние – все­гда трам­плин для прыж­ка в про­фес­си­о­наль­ной карье­ре. Хоро­шее обра­зо­ва­ние – хоро­ший и трам­плин. За рубе­жом, в отли­чие от Рос­сии, при най­ме на рабо­ту смот­рят не на диплом, семей­ные свя­зи и зна­ком­ства, а как раз на зна­ния и спо­соб­но­сти. Неза­ви­си­мо от соци­аль­ных сло­ев и кате­го­рий.

    • В.П.:

      Пола­гаю, что в слу­чае мат­фа­ка ВШЭ уез­жа­ют из кате­го­рии жела­ю­щих рабо­тать по спе­ци­аль­но­сти. В рос­сий­ских уни­вер­си­те­тах тыся­чи бюд­жет­ных мест по спе­ци­аль­но­сти «мате­ма­ти­ка». В про­вин­ции всё гармонично:рабочих мест для мате­ма­ти­ков нет ( нуж­ны хотя бы какие-то кон­то­ры по раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния или кон­струк­тор­ские бюро), но и мате­ма­ти­ков совре­мен­но­го уров­ня там не учат. А в Москве и Пите­ре кое-где воз­ни­ка­ет дис­со­нанс: мате­ма­ти­ков научи­ли, а нафи­га непо­нят­но.

      • Алексей В. Лебедев:

        >воз­ни­ка­ет дис­со­нанс: мате­ма­ти­ков научи­ли, а нафи­га непо­нят­но.

        А их что, насиль­но научи­ли? Люди, кото­рые посту­па­ют бес­плат­но учить­ся на спе­ци­аль­но­сти, по кото­рым нет рабо­ты, они о чем дума­ют? Раз­ве не долж­ны они сами нести ответ­ствен­ность за свою судь­бу?

        По выпуск­ни­кам мех­ма­та МГУ ска­жу, что они успеш­но устра­и­ва­ют­ся рабо­тать в биз­нес. Более того, они устра­и­ва­ют­ся еще до окон­ча­ния, это созда­ет про­бле­мы тако­го рода, что стар­ше­курс­ни­кам при­хо­дит­ся отпра­ши­вать­ся с рабо­ты, что­бы посе­щать заня­тия. А зара­ба­ты­ва­ют они поболь­ше пре­по­да­ва­те­лей.

        • В.П.:

          «А их что насиль­но научи­ли?» Тех о ком речь в ста­тье навер­ное нет, а в мас­се – да, мы пыта­ем­ся учить их насиль­но. Не толь­ко выпуск­ни­ки мех­ма­та МГУ, но и вся­ких про­вин­ци­аль­ных мех­ма­тов пре­крас­но устра­и­ва­ют­ся в биз­не­се: мене­дже­ры по про­да­жам, опе­ра­то­ры в бан­ках, систем­ные адми­ни­стра­то­ры и т. п. Как пра­ви­ло для этих заня­тий не нуж­но не толь­ко мате­ма­ти­че­ско­го, но и выс­ше­го обра­зо­ва­ния вооб­ще. Сту­ден­ты посту­па­ют на мех­мат, что­бы про­сто полу­чить какой-нибудь диплом о выс­шем обра­зо­ва­нии на бюд­жет­ном месте, а потом 4 года упи­ра­ют­ся про­тив совер­шен­но ненуж­ных им зна­ний мате­ма­ти­ки.
          Какую-то осмыс­лен­ность пре­по­да­ва­нию мате­ма­ти­ки в про­вин­ции при­да­ют ред­кие сту­ден­ты, кото­рые соби­ра­ют­ся про­дол­жить обу­че­ние мате­ма­ти­ки в маги­стра­ту­ре ВШЭ или сра­зу где-то за границей.Вероятно за отлич­ную учё­бу их сле­ду­ет пере­во­дить на плат­ную фор­му обу­че­ния, посколь­ку хоро­шие оцен­ки сами по себе изоб­ли­ча­ют жела­ние полу­чить обра­зо­ва­ние за гос.счёт с каки­ми-то подо­зри­тель­ны­ми целя­ми.

          • av:

            мене­дже­ры по про­да­жам и опе­ра­то­ры в бан­ках – это не устра­и­вать­ся в биз­не­се. Не ува­жать свою рабо­ту – одно из послед­них дел для мужчины..Совместители вооб­ще ред­ко быва­ют хоро­ши­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми (для это­го как пра­ви­ло надо быть при­лич­ны­ми док­то­ра­ми наук, что­бы не дока­зы­вать сту­ден­там. что зна­ешь боль­ше их). Я счи­тал, что более двух горо­дов не явля­ют­ся про­вин­ци­ей, но Вы отста­и­ва­е­те иную точ­ку зре­ния…

          • Алексей В. Лебедев:

            Если сфор­му­ли­ро­вать вопрос более полит­кор­рект­но, то он в сле­ду­ю­щем: в какой мере пове­де­ние опре­де­ля­ет­ся теку­щи­ми обсто­я­тель­ства­ми, а в какой – изна­чаль­ны­ми уста­нов­ка­ми (до поступ­ле­ния в вуз). На пер­вое мож­но вли­ять, меняя теку­щие обсто­я­тель­ства, на вто­рое нет (или гораз­до мень­ше и мед­лен­нее).

  • NickName:

    Опла­чи­ва­е­мой рабо­ты для них нет. Име­ет­ся в виду рабо­ты, что­бы нало­ги с их зар­пла­ты оку­па­ли вло­же­ние в их под­го­тов­ку.

    Пре­по­да­ва­те­лям мало пла­тят, а для про­грам­ми­стов у нас льгот­ное нало­го­об­ло­же­ние.

  • Vlad:

    Интер­на­ци­о­на­ли­за­ция- моз­гов – это хоро­шо! Но денеж­ки-врозь!
    Нель­зя что­бы Шта­ты заби­ра­ли у нас моз­ги беслат­но.
    Вопрос реша­ет­ся пре­дель­но про­сто (я о нем писал в свое кни­ге «Госу­дар­ство и нау­ка», изд Наше вре­мя, 2017г).
    Все дела­ет­ся как у спортс­ме­нов. Если уче­ный едет за бугор, за него долж­ны запла­тить тому ВУЗу, а про­ще стране, где он полу­чил обра­зо­ва­ние.
    Шко­ла- 1 млн.р.
    ВУЗ еще 1 млн.
    аспи­ран­ту­ра – еще 1 млн. (Циф­ры услов­ные)
    И езжай куда хошь.
    Если рабо­то­да­тель не пла­тит – пла­тит сам эми­грант.
    Это дело назы­ва­ет­ся эми­грант­ским сбо­ром.
    Опла­чи­ва­ет­ся он при полу­че­нии визы, А если чело­век едет на вре­мя и воз­вра­ща­ет­ся – сбор- воз­вра­ща­ет­ся. Если денег на сбор нет, и чело­век обя­зу­ет­ся вер­нуть­ся, то
    Через нота­ри­уса Оформ­ля­ет­ся пору­чи­тель, кото­рый опла­чи­ва­ет сбор при усло­вии,
    если через год (после окон­ча­нии сро­ка визы) чело­век не вер­нул­ся.
    Все оформ­ля­ет­ся в ОВИРЕ.
    И все. Скром­нень­ко и со вку­сом.
    Пока у РФ не созда­дут усло­вий адек­ват­ной оцен­ки тру­да и достой­ной его опла­ты,
    самые тол­ко­вые будут уез­жать.
    Так хоть затра­ты вер­ни­те?? Гос­по­да!!! Нель­зя же гра­бить соб­ствен­ное гос-во!!
    Бого­про­тив­но это!!!
    В спор­те этот вопрос дав­но реши­ли. А в интел­лек­ту­аль­ных направ­ле­ния все «муча­ют­ся».
    Ответ готов. Дело за Каб­Ми­ном.
    В путь!!!

    • A.K.:

      «Нель­зя что­бы Шта­ты заби­ра­ли у нас моз­ги беслат­но… »
      А я вот пред­по­чи­таю это фор­му­ли­ро­вать по-дру­го­му: нель­зя, что­бы какое бы то ни было госу­дар­ство поль­зо­ва­лось мои­ми моз­га­ми бес­плат­но. (Более подроб­но – тут: http://trv-science.ru/2016/12/06/vtoraya-neft-ili-kreks-feks-peks/).
      Кста­ти, Ваши моз­ги у Вас никто не заби­ра­ет. А уж в Шта­тах тако­го г. и даром не надо, сво­е­го хва­та­ет.

      • NickName:

        Это конеч­но инте­рес­но. Но вооб­ще-то глав­ный вопрос, кто дол­жен опла­чи­вать бан­кет, то есть обра­зо­ва­ние.
        В дан­ном слу­чае вопрос, не сле­ду­ет ли сокра­тить бюд­жет ВШЭ на 30%, раз её спе­ци­а­ли­сты не вос­тре­бо­ва­ны в Рос­сии.

        Поче­му бы эти день­ги не пере­дать МГУ? И гото­вить спе­ци­а­ли­стов там, тем более что делать это дешев­ле.
        http://www.rbc.ru/investigation/society/28/09/2015/56087c389a794702546d5127

        • В.П.:

          Про­филь­ные выпуск­ни­ки ВШЭ рабо­та­ют в мини­стер­ствах, госкор­по­ра­ци­ях и бан­ках. Наобо­рот мно­го­чис­лен­ные выпуск­ни­ки есте­ствен­но­на­уч­ных факуль­те­тов МГУ вряд ли будут в Рос­сии рабо­тать по спе­ци­аль­но­сти. Науч­ным учре­жде­ни­ям ФАНО сей­час не нуж­ны моло­дые спе­ци­а­ли­сты, им бы как-то име­ю­щих­ся сокра­тить.
          Нетруд­но пред­по­ло­жить, что в про­цент­ном отно­ше­нии выпуск­ни­ки МГУ уез­жа­ют на посто­ян­ное житель­ство за гра­ни­цу во мно­го раз боль­ше, чем выпуск­ни­ки ВШЭ. Име­ет­ся ли в МГУ такая ста­ти­сти­ка?

          • av:

            Об этом про­ще все­го спро­сить в элек­трон­ной при­ем­ной МГУ

          • Алексей В. Лебедев:

            С мех­ма­та тоже в при­лич­ных местах рабо­та­ют. В целом не знаю. Даже если мно­гие уез­жа­ют, в МГУ хва­та­ет ума и так­та этим не хва­стать­ся.

          • NickName:

            По чис­лу выпуск­ни­ков, рабо­та­ю­щих в гос­струк­ту­рах. Сей­час ско­рее все­го лиди­ру­ет СПб­ГУ – пре­зи­дент, пре­мьер министр и т.д. Но это сугу­бо поли­ти­че­ских фак­тор.

            Мож­но сокра­тить не всю ВШЭ, а толь­ко мате­ма­ти­че­ский факуль­тет. Хотя мож­но и всю ВШЭ, вооб­ще-то их успе­хи и неуда­чи опре­де­ля­ют­ся успе­ха­ми и неуда­ча­ми либе­раль­ной баш­ни Крем­ля.

          • Алексей В. Лебедев:

            Выпуск­ни­ки МГУ – самые вос­тре­бо­ван­ные на рын­ке тру­да

            http://msu-online.ru/news/vypuskniki-mgu-samye-vostrebovannye-na-rynke-truda-/

            Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ про­ве­ло тре­тий мони­то­ринг тру­до­устрой­ства выпуск­ни­ков вузов, по резуль­та­там кото­ро­го выпуск­ни­ки МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва ока­за­лись одни­ми из самых вос­тре­бо­ван­ных и высо­ко­опла­чи­ва­е­мых на рын­ке тру­да. Сред­няя зара­бот­ная пла­та окон­чив­ших Мос­ков­ский уни­вер­си­тет состав­ля­ет 49 986 руб­лей в пер­вый год после полу­че­ния дипло­ма о выс­шем обра­зо­ва­нии при пока­за­те­ле 27 770 руб­лей по стране. В топ-5 направ­ле­ний под­го­тов­ки с самы­ми высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми вхо­дят аэро­на­ви­га­ция и экс­плу­а­та­ция авиа­ци­он­ной и ракет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ки; при­клад­ная гео­ло­гия, гор­ное дело, неф­те­га­зо­вое дело и гео­де­зия; ядер­ная энер­ге­ти­ка и тех­но­ло­гии; тех­ни­ка и тех­но­ло­гии кораб­ле­стро­е­ния и вод­но­го транс­пор­та; авиа­ци­он­ная и ракет­но-кос­ми­че­ская тех­ни­ка.
            Для мони­то­рин­га были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны дан­ные более 1 млн 267 тыс выпуск­ни­ков-2015 по ито­гам их тру­до­устрой­ства в 2016 году.

            • В.П.:

              Вот отсю­да и вид­но, что по полу­чен­ной в МГУ спе­ци­аль­но­сти мало кто рабо­та­ет. Ина­че сред­няя зар­пла­та была бы как у асси­стен­тов в вузах или как у аспи­ран­тов в учре­жде­ни­ях ФАНО.

              • Алексей В. Лебедев:

                Толь­ко если «рабо­тать по спе­ци­аль­но­сти» зна­чи­ло бы зани­мать­ся исклю­чи­тель­но науч­но-обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­стью по этой спе­ци­аль­но­сти, что совер­шен­но не так.

              • av:

                Есть ряд милых спе­ци­аль­но­стей: IT, химия, гео­ло­гия – вполне себе есте­ствен­но­на­уч­ных, да и в мате­ма­ти­ке есть более вос­тре­бо­ван­ные раз­де­лы, чем коды Хэм­мин­га, кото­ры­ми умуд­ря­ют­ся кое-где у нас порой зани­мать­ся целые лабо­ра­то­рии

                • n11:

                  «чем коды Хэм­мин­га, кото­ры­ми умуд­ря­ют­ся кое-где у нас порой зани­мать­ся целые лабо­ра­то­рии»
                  Име­на, паро­ли, явки , в сту­дию!

                  • av:

                    Авто­ру исход­ной репли­ки ответ поня­тен – осталь­ные могут занять­ся май­нин­гом

                    • n11:

                      Т.е. не назвать не може­те? Я поче­му-то так и думал…

    • В.П.:

      В Афри­ке нуж­но такой поря­док уста­но­вить. Сра­зу будут реше­ны две про­бле­мы: напол­не­ние бюд­же­тов афри­кан­ских госу­дарств и сокра­ще­ние имми­гра­ции в Евро­пе.

    • Алексей В. Лебедев:

      Я бы сде­лал наобо­рот, пусть едут, там зара­ба­ты­ва­ют, а потом отту­да пере­во­дят сюда день­ги.

  • Рудольф Сергеев:

    «Доста­точ­но будет уехать 300 интел­лек­ту­а­лам, и Фран­ция пре­вра­тит­ся в стра­ну иди­о­тов». Блез Пас­каль

    • Dissi:

      Рудольф, не сле­ду­ет бук­валь­но пони­мать Бле­за. Пара «фило­соф­ских пара­хо­дов, и на месте Notre Dame выро­ют бас­сейн «Paris». Борь­ба с мракобесием+ГТО в одном флаконе.В Сор­бонне закро­ют столь нена­вист­ный ТрВ факуль­тет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com