Астрофизическая школа «Траектория»

Про­шло пол­то­ра года с нача­ла рабо­ты Аст­ро­фи­зи­че­ской шко­лы «Тра­ек­то­рия» (www.astroschool.space). Это про­ект Фон­да под­держ­ки науч­ных, обра­зо­ва­тель­ных и куль­тур­ных ини­ци­а­тив «Тра­ек­то­рия» (www.traektoriafdn.ru). В рам­ках шко­лы про­во­дит­ся трех­лет­ний цикл очных и заоч­ных заня­тий с груп­пой уча­щих­ся по спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ной про­грам­ме. В нее вхо­дит изу­че­ние основ совре­мен­ной аст­ро­но­мии, осво­е­ние мето­дов науч­ных иссле­до­ва­ний в обла­сти аст­ро­фи­зи­ки, углуб­лен­ная под­го­тов­ка по физи­ке и мате­ма­ти­ке, осво­е­ние инстру­мен­та­рия экс­пе­ри­мен­таль­ной аст­ро­фи­зи­ки на базе веду­щих обсер­ва­то­рий.

Пер­вая очная шко­ла в рам­ках трех­лет­не­го цик­ла состо­я­лась летом про­шло­го года в Спе­ци­аль­ной аст­ро­фи­зи­че­ской обсер­ва­то­рии РАН (САО РАН). Важ­но отме­тить, что в САО за послед­ние 30 лет было про­ве­де­но три совет­ско-аме­ри­кан­ских школь­ных аст­ро­но­ми­че­ских лаге­ря и 14 аст­ро­но­ми­че­ских дет­ских школ, боль­шая часть кото­рых сов­ме­ща­лась с аст­ро­но­ми­че­ски­ми олим­пи­а­да­ми и тур­ни­ра­ми. В про­грам­му вхо­ди­ли обзор­ные лек­ции по темам иссле­до­ва­ний в САО и обще­ние с уче­ны­ми — аст­ро­фи­зи­ка­ми обсер­ва­то­рии. Отбор участ­ни­ков про­ис­хо­дил по резуль­та­там реги­о­наль­ных и обще­рос­сий­ских аст­ро­но­ми­че­ских олим­пи­ад, а в послед­них шко­лах — на осно­ве опро­са учи­те­лей — руко­во­ди­те­лей аст­ро­но­ми­че­ских круж­ков. 14-я аст­ро­фи­зи­че­ская шко­ла в 2014 году была под­дер­жа­на гран­том неком­мер­че­ско­го фон­да Дмит­рия Зими­на «Дина­стия».

Аст­ро­фи­зи­че­ская шко­ла «Тра­ек­то­рия» во мно­гом отли­ча­ет­ся от про­ве­ден­ных ранее в САО. Во-пер­вых, ото­бран­ные дети полу­ча­ют финан­со­вую под­держ­ку, обес­пе­чи­ва­ю­щую про­езд, про­жи­ва­ние и обу­че­ние на весь пери­од про­ве­де­ния шко­лы. Во-вто­рых, заня­тия бази­ру­ют­ся на трех­лет­ней спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной про­грам­ме по аст­ро­фи­зи­ке. В-тре­тьих, для ее эффек­тив­но­го осво­е­ния тре­бу­ет­ся рас­ши­рен­ная по срав­не­нию с обыч­ным школь­ным уров­нем под­го­тов­ка по физи­ке и мате­ма­ти­ке, а так­же зна­ние основ аст­ро­но­мии и даже англий­ско­го язы­ка. В-чет­вер­тых, для про­ве­де­ния такой шко­лы в обсер­ва­то­рии был реа­ли­зо­ван более высо­кий уро­вень орга­ни­за­ции жиз­ни участ­ни­ков шко­лы.

Напря­жен­ные днев­ные заня­тия сопро­вож­да­ют­ся уси­лен­ным пита­ни­ем, меди­цин­ским обслу­жи­ва­ни­ем, спор­тив­ны­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми тре­нин­га­ми по вече­рам, выхо­да­ми в горы и гума­ни­тар­ны­ми лек­ци­я­ми. Дети рас­пре­де­ле­ны по несколь­ким груп­пам, жизнь кото­рых в мяг­кой, но эффек­тив­ной фор­ме управ­ля­ет­ся тью­то­ра­ми — спе­ци­а­ли­ста­ми в точ­ных нау­ках (не толь­ко аст­ро­но­ма­ми) — и дирек­то­ром шко­лы. Нако­нец, в-пятых, трех­лет­няя шко­ла с дву­мя очны­ми сес­си­я­ми в год пред­по­ла­га­ет и заоч­ные заня­тия, вклю­ча­ю­щие реше­ние задач по мате­ма­ти­ке, физи­ке и аст­ро­но­мии, а так­же под­го­тов­ку рефе­ра­тов по выбран­ным аст­ро­фи­зи­че­ским темам и само­сто­я­тель­ные науч­ные иссле­до­ва­ния.

В созда­нии и обсуж­де­нии про­грам­мы аст­ро­фи­зи­че­ской шко­лы наря­ду с сотруд­ни­ка­ми фон­да «Тра­ек­то­рия» при­ни­ма­ли уча­стие сотруд­ни­ки САО РАН, в том чис­ле один из ста­рей­ших — докт. физ.-мат. наук Евге­ний Лео­ни­до­вич Чен­цов, под­го­то­вив­ший раз­лич­ные вер­сии цик­лов началь­но­го обу­че­ния аст­ро­но­мии, докт. физ.-мат. наук Гри­го­рий Мее­ро­вич Бес­кин, докт. физ.-мат. наук Олег Васи­лье­вич Вер­хо­да­нов, а так­же опыт­ные педа­го­ги — Свет­ла­на Нико­ла­ев­на Коля­ки­на (зав. кафед­рой физи­ки мос­ков­ско­го лицея «Вто­рая шко­ла», мно­го­крат­ный лау­ре­ат учи­тель­ских кон­кур­сов фон­да «Дина­стия»), канд. физ.-мат. наук Дауд Каз­бе­ко­вич Мамий (декан факуль­те­та мате­ма­ти­ки и ком­пью­тер­ных наук Ады­гей­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (АГУ), дирек­тор Рес­пуб­ли­кан­ской есте­ствен­но-мате­ма­ти­че­ской шко­лы при АГУ, лау­ре­ат фон­да «Дина­стия»), канд. физ.-мат. наук Мария Вла­ди­ми­ров­на Бог­да­но­ва (учи­тель аст­ро­но­мии в лицее «Вто­рая шко­ла» и науч­ный сотруд­ник ООО «Кин­тех Лаб»), Мак­сим Лео­ни­до­вич Кар­ма­нов (учи­тель физи­ки и заме­сти­тель дирек­то­ра Лицея № 31 г. Челя­бин­ска, мно­го­крат­ный лау­ре­ат фон­да «Дина­стия»), Анна Нико­ла­ев­на Андре­ева (учи­тель мате­ма­ти­ки ЦО «Тех­но­ло­гия обра­зо­ва­ния» и шко­лы № 91 Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния, лау­ре­ат фон­да «Дина­стия»), Алек­сандр Дави­до­вич Блин­ков (учи­тель мате­ма­ти­ки и заме­сти­тель дирек­то­ра по науч­но-мето­ди­че­ской рабо­те мос­ков­ской шко­лы № 218, лау­ре­ат фон­да «Дина­стия»). Позд­нее к раз­ра­бот­ке и реа­ли­за­ции про­грамм при­со­еди­ни­лись канд. физ.-мат. наук Антон Вла­ди­ми­ро­вич Бирю­ков (ст. науч. сотр. ГАИШ МГУ) и канд. физ.-мат. наук Вадим Дона­то­вич Кряк­вин (доцент кафед­ры алгеб­ры и дис­крет­ной мате­ма­ти­ки Южно­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та).

Каж­дый очный цикл заня­тий шко­лы, для­щий­ся 10–14 дней, посвя­щен погру­же­нию в опре­де­лен­ное направ­ле­ние совре­мен­ной аст­ро­фи­зи­ки. Два уже про­шед­ших были посвя­ще­ны:

1) общим аст­ро­фи­зи­че­ским про­бле­мам, кото­рые были пред­став­ле­ны в лек­ци­ях сотруд­ни­ков САО и лек­то­ров-аст­ро­фи­зи­ков из дру­гих инсти­ту­тов (док­то­ров физ.-мат. наук Д. З. Вибе, С. Б. Попо­ва, С. А. Язе­ва);

2) физи­че­ским аспек­там аст­ро­фи­зи­ки (шко­ла про­шла в Коуров­ской обсер­ва­то­рии Ураль­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та).

Осталь­ные четы­ре будут посвя­ще­ны:

3) воз­ник­но­ве­нию и эво­лю­ции про­стран­ствен­ных струк­тур во Все­лен­ной: звезд, галак­тик и скоп­ле­ний галак­тик (от хао­са к поряд­ку); шко­ла прой­дет в САО РАН в авгу­сте 2017 года;

4) мето­дам полу­че­ния аст­ро­фи­зи­че­ской инфор­ма­ции (при­ем­ни­ки излу­че­ния и мето­ды ана­ли­за дан­ных наблю­де­ний);

5) вопро­сам реля­ти­вист­ской аст­ро­фи­зи­ки;

6) про­бле­ме SETI (муль­ти­на­уч­ный под­ход).

Кро­ме лек­ци­он­ных заня­тий, участ­ни­ки выпол­ня­ют прак­ти­че­ские рабо­ты, свя­зан­ные с ана­ли­зом аст­ро­фи­зи­че­ских дан­ных, и реша­ют зада­чи по темам про­чи­тан­ных лек­ций. После цик­лов лек­ций орга­ни­зу­ют­ся встре­чи с уче­ны­ми для обсуж­де­ния неяс­но­стей и отве­тов на неза­дан­ные вопро­сы.

В рас­пи­са­ние школ так­же вклю­че­ны ноч­ные наблю­де­ния небес­ных объ­ек­тов, лек­ции по совер­шен­но раз­ным, в том чис­ле гума­ни­тар­ным дис­ци­пли­нам, пси­хо­ло­ги­че­ские заня­тия от Ната­лии Вер­хо­да­но­вой, экс­кур­сии по досто­при­ме­ча­тель­но­стям, спор­тив­ные и дру­гие меро­при­я­тия, не свя­зан­ные с науч­ной про­грам­мой.

К при­ме­ру, в рам­ках пер­вой очной шко­лы в САО сту­ден­ты побы­ва­ли в Нижне-Архыз­ском исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ском музее-запо­вед­ни­ке c древни­ми алан­ски­ми хри­сти­ан­ски­ми хра­ма­ми IX–XI веков, а в рам­ках «вечер­них клу­бов» сту­ден­ты АФШ обща­лись с уче­ны­ми на такие темы, как искус­ствен­ный интел­лект, эво­лю­ция разу­ма, повсе­днев­ная жизнь совре­мен­но­го уче­но­го.

Важ­ный эле­мент очных и заоч­ных заня­тий — рабо­та тью­то­ров со школь­ни­ка­ми.

Тью­то­ры — это моло­дые науч­ные сотруд­ни­ки (и неко­то­рые уже кан­ди­да­ты наук) с физи­че­ским обра­зо­ва­ни­ем, кото­рые не толь­ко участ­ву­ют в орга­ни­за­ции жиз­ни школь­ни­ков в обсер­ва­то­рии с утра до ночи, но и помо­га­ют выпол­нять прак­ти­ку­мы и решать аст­ро­фи­зи­че­ские зада­чи.

Тью­то­ра­ми рабо­та­ют моло­дые науч­ные сотруд­ни­ки, учи­те­ля и сту­ден­ты: Оль­га Марье­ва, Евге­ний Семен­ко, Эду­ард Еме­лья­нов, Ана­ста­сия Гра­у­жа­ни­на (САО), Сте­пан Сан­ни­ков из Кур­ча­тов­ско­го цен­тра (член Рос­сий­ской ассо­ци­а­ции учи­те­лей аст­ро­но­мии, теперь дирек­тор Аст­ро­фи­зи­че­ской шко­лы, после Кирил­ла Мед­ве­де­ва из лицея «Вто­рая шко­ла»), Ники­та Нако­неч­ный (МЦНМО), Надеж­да Оре­хо­ва (фили­ал «СОН Архыз» АО «НПК СПП»), Мария Лизу­но­ва (Utrecht University), Ана­то­лий Кур­кин (НИЯУ МИФИ), Андрей Казан­цев (ПРАО АКЦ ФИАН), Анна Кор­са­ко­ва (ФИАН), Ана­ста­сия Топ­чи­е­ва и Тама­ра Моля­ро­ва из ИНАСАН.

Надеж­да на успех Аст­ро­фи­зи­че­ской шко­лы свя­зы­ва­ет­ся, конеч­но, со школь­ни­ка­ми. При­ем в шко­лу про­во­дил­ся вес­ной 2016 года на осно­ве кон­кур­са, при­нять уча­стие в кото­ром смог­ли уче­ни­ки 8-х клас­сов рос­сий­ских школ. Отбор уча­щих­ся про­из­во­дил фонд «Тра­ек­то­рия» с помо­щью тестов по аст­ро­но­мии, физи­ке и мате­ма­ти­ке, доступ к кото­рым был открыт на сай­те фон­да.

Участ­ни­ка­ми пер­вой аст­ро­фи­зи­че­ской шко­лы «Тра­ек­то­рия» ста­ли 42 вось­ми­класс­ни­ка из раз­ных горо­дов стра­ны, успеш­но про­шед­шие кон­курс­ный отбор. С само­го нача­ла мы обсуж­да­ли воз­мож­ный отсев участ­ни­ков в про­цес­се обу­че­ния, поэто­му был состав­лен спи­сок кан­ди­да­тов на слу­чай появ­ле­ния вакан­сий. После пер­вой шко­лы два участ­ни­ка поки­ну­ли про­ект и один новый участ­ник был при­гла­шен из допол­ни­тель­но­го спис­ка.

Сра­зу после про­ве­де­ния пер­вой шко­лы был обна­ру­жен важ­ный наблю­да­тель­ный факт: шко­ла уда­лась. Пока­за­те­лем ста­ло тес­ное вза­и­мо­дей­ствие школь­ни­ков в соци­аль­ных сетях с тью­то­ра­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми на аст­ро­но­ми­че­ские темы, вступ­ле­ние школь­ни­ков в тема­ти­че­ские аст­ро­но­ми­че­ские груп­пы и вооб­ще изме­не­ние содер­жа­ния домаш­них стра­ниц участ­ни­ков «Тра­ек­то­рии».

Важ­но отме­тить, что инте­рес школь­ни­ков к аст­ро­фи­зи­ке созда­ет обрат­ную связь — жела­ние доне­сти до них мето­ды пони­ма­ния науч­ной кар­ти­ны мира на совер­шен­но дру­гом обра­зо­ва­тель­ном уровне. Это всё при­во­дит к очень тес­но­му дру­же­ско­му обще­нию не толь­ко меж­ду школь­ни­ка­ми, но и школь­ни­ков с тью­то­ра­ми и лек­то­ра­ми, что, в свою оче­редь, поз­во­ля­ет откры­вать нефор­маль­ные дис­кус­сии меж­ду участ­ни­ка­ми как по аст­ро­фи­зи­ке, так и по гло­баль­ным про­бле­мам нашей циви­ли­за­ции.

После пер­во­го года обу­че­ния уже мож­но сде­лать неко­то­рые выво­ды. Ото­бран­ные школь­ни­ки, несо­мнен­но, моти­ви­ро­ва­ны и заин­те­ре­со­ва­ны в даль­ней­шем аст­ро­фи­зи­че­ском обра­зо­ва­нии. Семе­ро школь­ни­ков ста­ли при­зе­ра­ми Все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды по аст­ро­но­мии, трое — побе­ди­те­ля­ми Все­росcий­ской аст­ро­но­ми­че­ской олим­пи­а­ды, двое — побе­ди­те­ля­ми Все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды по физи­ке для уче­ни­ков 9-х клас­сов. Отсев школь­ни­ков по срав­не­нию с ожи­да­е­мым очень мал.

Несо­мнен­но, аст­ро­фи­зи­че­ская шко­ла — это боль­шая нагруз­ка в допол­не­ние к школь­но­му обра­зо­ва­нию, осо­бен­но с уче­том того, что наши уче­ни­ки при­ни­ма­ют уча­стие во все­воз­мож­ных олим­пи­а­дах по мате­ма­ти­ке, физи­ке и аст­ро­но­мии, а так­же в тре­ни­ро­воч­ных пред­мет­ных сбо­рах.

Воз­мож­но, не все будут посту­пать на аст­ро­но­ми­че­ские отде­ле­ния уни­вер­си­те­тов, но точ­но все (если судить по анке­там) уже откры­ли для себя этот необык­но­вен­ный мир аст­ро­фи­зи­ки

О. В. Вер­хо­да­нов, Г. М. Бес­кин
(Спе­ци­аль­ная аст­ро­фи­зи­че­ская обсер­ва­то­рия РАН)
К. С. Пет­ров, М. К. Юрик
(фонд «Тра­ек­то­рия»)
Фото предо­став­ле­ны фон­дом «Тра­ек­то­рия»

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *