Это теология или болтология?

Алексей Огнёв
Алексей Огнёв

Несколько недель назад общественность была взбудоражена первой защитой диссертации по теологии под эгидой Высшей аттестационной комиссии [1]. В ряде СМИ мелькала фраза о том, что в России впервые состоялась защита диссертации по теологии. Это не вполне корректно: диссертации по теологии в большом количестве защищались в Московской духовной академии, Православном Свято-Тихоновском университете и новой структуре под названием Общецерковная аспирантура и докторантура (своего рода курсах повышения квалификации для батюшек). Таким образом, не произошло ничего экстраординарного.

Тем не менее защита носила скандальный характер: несколько биологов сочинили отрицательные отзывы на диссертацию отца Павла Ходзинского «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» (текст диссертации и отзывы можно прочесть здесь: [2]). На мой взгляд, упреки носили поверхностный характер. Священника упрекали в том, что он руководствовался «личным религиозным опытом» и нарушил законы чистого разума; якобы с опорой на веру можно вывести всё что угодно. Думаю, это не так: христианская вера и уверенность в существовании русалок, вампиров или Деда Мороза — всё-таки разные вещи.

Теология в ее классическом понимании представляет собой напряженную интеллектуальную деятельность; оголтелый фанатик с хоругвями вряд ли сможет вникнуть в аргументацию Фомы Аквинского или Уильяма Оккама. Теологический текст строится по определенным правилам; сила авторитета здесь сильнее, чем в естественных науках, где умный и бойкий студент может положить профессора на обе лопатки. Теология не занимается «изучением Бога», она подразумевает размышление над текстами о Боге, преимущественно древними, в первую очередь над Ветхим и Новым Заветом. В идеальном случае теолог должен знать древнееврейский, древнегреческий и латынь. Когда речь идет об анализе текста, почва под ногами становится прочнее. Точно так же филолог рассуждает о поэзии и прозе.

Михаил Нестеров. Философы. 1917

Безусловно, ортодоксальный теолог исходит из недоказуемых посылок: Бог един в трех лицах; две природы во Христе, божеская и человеческая, неслиянны и нераздельны; конец истории увенчает Страшный суд. Однако геометрия Евклида тоже исходит из недоказуемых утверждений-аксиом. Задумавшись над аксиомой о параллельных прямых, Лобачевский создал альтернативную геометрию, где через точку, не лежащую на данной прямой, проходит больше чем одна параллельная ей прямая.

Христианские ересиархи (Маркион, Василид или Арий) тоже понимали догматы по-своему и выстраивали сложные альтернативные богословские системы. Конечно, православный священник, осмелившийся высказать собственную точку зрения на Символ веры, будет подвергнут остракизму и лишен карьерных перспектив, но здесь мы переходим в область личностного выбора. Сейчас есть примеры оригинальных и свободолюбивых христианских теологов (в России в том числе), не думающих о карьерных перспективах. Так было и раньше: можно вспомнить Дитриха Бонхёффера, Симону Вейль, мать Марию (Елизавету Юрьевну Скобцову). Богослов, потерявший интеллектуальную свободу, превращается в пропагандиста, это верно; однако речь не идет о богословии как таковом, а исключительно об определенных адептах РПЦ.

Теология подразумевает споры, как о том говорил еще апостол Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор 11:19). Григорий Назианзин Старший рисовал Константинополь IV века несколько гротескным образом: «Этот город полон ремесленников и рабов и все они глубокомысленные богословы, произносящие проповеди в своих мастерских и на улицах. Если вы хотите разменять у кого-нибудь серебряную монету, он поучает вас, чем отличается Отец от Сына; если вы спрашиваете о цене большого круглого хлеба, вам отвечают, что Сын ниже Отца; а если вы спросите, готов ли хлеб, то вам отвечают, что Сын сотворен из ничего» [3]. По-моему, обсуждать всё это (равно как и вопрос о расширении Вселенной) интереснее, чем количество миллиардов, уворованных главой «Роснефти».

Наука не сводится к оперированию формулами и во многом строится на интуиции. Есть довольно заштампованная фраза Эйнштейна о том, что Достоевский дал ему для создания общей теории относительности больше, чем Гаусс. Я думаю, что аргументированные споры между подкованными богословами и воинствующими атеистами могут быть плодотворны для обеих сторон. Можно вспомнить диалоги Марганиты Ласки, журналистки и писательницы, принимавшей участие в составлении Оксфордского словаря английского языка, с митрополитом Антонием Cурожским [4] или прозаика и публициста Фредерика Бегбедера с католическим епископом Жаном-Мишелем ди Фалько [5].

 Если мы не разделяем чью-то точку зрения, от нас зависит, на каком уровне вести дискуссию. У меня сложилось впечатление, что дискуссия вокруг диссертации отца Павла носила характер склоки. Она велась не на должном философском уровне. Всё это выглядело довольно неэтично по отношению к пожилому человеку, пианисту по образованию, к тому же защищающему третью диссертацию (две предыдущие — в ПСТГУ).

Я, конечно, познакомился с нашумевшей диссертацией и не увидел никакого криминала. По-моему, это достаточно интересная гуманитарная работа; жаль, что у меня нет времени прочесть ее по-настоящему. Конечно, предвзятого читателя будут смущать многочисленные фразы о «тайнах» потустороннего мира или «прозрениях» и «личном благочестии» святителя Филарета. Но, помилуйте, таковы условия игры. На каком еще языке говорить православному священнику? А если есть желание поспорить, необходимо проделать определенный труд и вникнуть в аргументацию автора; его суждения не взяты с потолка.

Среди ученых возникают опасения, что университеты страны заполонят кафедры теологии, а в школах в обязательном порядке введут дисциплину «Закон Божий». Режьте меня, пилите, но я проголосую за этот план двумя руками; правда, с жесткими условиями: на этих кафедрах будут преподавать лингвисты с курсами древнееврейского, латыни и древнегреческого, а физики, биологи и химики будут рассказывать об истории науки и концепциях текущего естествознания. Зачем искусственно выстраивать перегородки?

Думаю, древние тексты о Боге требуют от нас внимательного чтения. Поэтому теология в светских университетах заслуживает права на существование. Но это должна быть теология высокого интеллектуального полета, как минимум на уровне отца Павла Флоренского, автора «Мнимостей в геометрии», или отца Сергия Булгакова, автора «Философии хозяйства». В этом нет ничего невозможного даже в сумеречные годы правления Владимира Великолепного.

Алексей Огнёв

  1. Сергеев А. Диссер по теологии и его всемирно-историческое значение // ТрВ-Наука. № 230 от 6 июня 2017. http://trv-science.ru/disser-po-teologii-i-ego-vsemirno-istoricheskoe-znachenie/
  2. www.doctorantura.ru/ru/ materials-dissovet/applicants/2379dissertatsiya-protoiereya-pavla
  3. Цит. по: Гегель Г. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. С. 356.
  4. www.pravmir.ru/dialog-xristianinas-ateistom-mitropolit-antonijsurozhskij-i-marganita-laski/
  5. www.atheism.ru/library/beg1_1. phtml
Подписаться
Уведомление о
guest

56 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Виктор Сорокин
Виктор Сорокин
6 года (лет) назад

“Думаю, это не так: христианская вера и уверенность в существовании русалок, вампиров или Деда Мороза — всё-таки разные вещи. Теология в ее классическом понимании представляет собой напряженную интеллектуальную деятельность; оголтелый фанатик с хоругвями вряд ли сможет вникнуть в аргументацию Фомы Аквинского или Уильяма Оккама. Теологический текст строится по определенным правилам; сила авторитета здесь сильнее, чем в естественных науках, где умный и бойкий студент может положить профессора на обе лопатки. Теология не занимается «изучением Бога», она подразумевает размышление над текстами о Боге, преимущественно древними, в первую очередь над Ветхим и Новым Заветом. В идеальном случае теолог должен знать древнееврейский, древнегреческий и латынь. Когда речь идет об анализе текста, почва под ногами становится прочнее. Точно так же филолог рассуждает о поэзии и прозе. Безусловно, ортодоксальный теолог исходит из недоказуемых посылок: Бог един в трех лицах; две природы во Христе, божеская и человеческая, неслиянны и нераздельны; конец истории увенчает Страшный суд. Однако геометрия Евклида тоже исходит из недоказуемых утверждений-аксиом. Задумавшись над аксиомой о параллельных прямых, Лобачевский создал альтернативную геометрию, где через точку, не лежащую на данной прямой, проходит больше чем одна параллельная ей прямая. …. Наука не сводится к оперированию формулами и во многом строится на интуиции.” Даже не знаю, как к этому подъехать. Лучше всего с конца. Наука, конечно, не сводится к “оперированию формулами”. Наука – изучение окружающей нас реальности, и “оперирование формулами” – лишь одна из сторон этого изучения. Даже, скорее, один из этапов (и не первый): когда изучение реальности приводит к тому, что какие-то элементы этой реальности удаётся “формализовать” (то есть каким-то образом выделить так, чтобы – либо в доступных на данный момент пределах, либо в пределах устраивающей нас (в практических целях) погрешности – считать их неизменными; но и эта формализация непрерывно поверяется наблюдением реальности). Именно поэтому здесь “сила авторитета” – не сила, сила же не в “уме и… Подробнее »

Юрий Простой
Юрий Простой
6 года (лет) назад
В ответ на:  Виктор Сорокин

“наука исходит из ДОКАЗУЕМЫХ ПОСЫЛОК. Даже «недоказуемые утверждения-аксиомы» Евклидовой геометрии и прочей математики выросли — когда-то, ещё до Евклида задолго-задолго, очень задолго — из самой практической практики (из построений чертежей (да хоть на песке) при постройках, и всём таком). И непрерывно поверяются практикой.”
Виктор! Прекрасные, замечательные слова!
Однако есть и закавыка. Отчего-же эта самая наука, которая “строится…” сидит в столь глубокой заднице? Ась? Не в следствии ли того, что вместо того, что бы заниматься Делом, занимается ерничьением и пустопорожней говорильней? И, если на то пошло, не напоминает ли Президиум РАН своеобразный Синклит (равно полезный и столь же активный), а сами ученые собрание древних волхвов, занятой “чистоты науки и рядов”” (ой, простите, “чистотой веры и рядов”, само собой)?
Так от волхвов хоть польза была, пусть сомнительная. А от Вас? Вас унизили и оскорбили, Вас третируют и Вами и в открытую пренебрегают. Чем отвечаете Вы? Аха, травлей богословов и Медынского! Это, само собой, важнейшая проблема от которой зависит…кстати, что собственно зависит? Ась?
Ни корпоративной солидарности, ни одной-единственной попытки хоть как-то защитится, ни единого движения к Делу! Признаюсь, кроме уныния, ни чего чтение здешних опусов у меня не возникает. Хотя, нет, есть еще желание держаться подальше, что бы не дай Бог, кто-нибудь не решил, что я один из Вас, Джорданы Вы наши, Бруно и Яны Гусы в одном флаконе.Бессмысленные, беспомощные и бесполезные.

Алексей
Алексей
6 года (лет) назад

Если сравнивать статьи А.Огнева (“за теологию”) и А.Сергеева [1] (“против теологии”), обе несколько запальчивые, то мне ближе та, которая “за”. Просто потому, что в ней есть уважение к очень своеобразной, но реально существующей области гуманитарного знания. А ведь что делает автор статьи [1]? Выводит отрицательное суждение о теологии, основываясь на “меметике” (“теории мемов”), которая претендует на то, чтобы быть областью гуманитарного знания, но фактически ею не является. Нормальна ситуация, когда люди спорят о месте и значимости того или иного раздела гуманитарного знания, но аргументы не должны быть поверхностными.

Виктор Сорокин
Виктор Сорокин
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей

Я бы сказал, что не “область гуманитарного знания” (ибо что теология знает?), а некоторый культурный феномен. Который можно (и нужно) изучать, как объект. Алхимия -тоже область “напряжённой интеллектуальной деятельности”…

alex
alex
6 года (лет) назад
В ответ на:  Виктор Сорокин

“Алхимия -тоже область «напряжённой интеллектуальной деятельности»..”.Спорное утверждение. История искусств(точнее-эстетика) поближе будет.И по части личного опыта, и с проблемой эмпирической проверки.А сравнивать статьи бессмысленно. Не станете же Вы сравнивать работы академика С.С.Аверинцева со стихами Ивана Бездомного или критикой М.А.Берлиоза(не композитора).

Ответить

Виктор Сорокин
Виктор Сорокин
6 года (лет) назад
В ответ на:  alex

“«Алхимия -тоже область «напряжённой интеллектуальной деятельности»…».Спорное утверждение. История искусств(точнее-эстетика) поближе будет.”
Ну, мне кажется, что история искусств – всё-таки наука. Или может ей быть. Как и изучение (именно изучение) такой вещи, как эстетика. Мне представляется, что то, как воспринимаются людьми произведения искусства (и почему они создаются – в конкретных обществах – в определённой форме), связано с двумя вещами: формированием людей в обществе (может быть изучено) и особенностями работы человеческого мозга (тоже – предмет изучения). Обе вещи – не что-то, исходящее “из недоказуемых посылок”, в отличие от алхимии.

alex
alex
6 года (лет) назад
В ответ на:  Виктор Сорокин

Теология несколько напоминает(хотя и много глубже!) эстетику. Личное восприятие музыки(кому-то Шенберг или Стрвинский–кому-то–Киркоров), сходная личная эволюция и многое другое. хотя для физика и Земфира и Моцарт-банальные акустические осциляции(БАО). рс:в космологии БАО–эмбрионы крупномасштабной структуры Вселенной!

n11
n11
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей

Едва ли вообще можно говорить о “теории мемов”. Есть метафора основанная на крайне спорной аналогии, некоторые считают ее красивой и это, как я понимаю, все…

Израиль
Израиль
6 года (лет) назад

Вот именно теология то чего остро не хватает вашей стране lol Надо пустить и так нищенское финансирование остатков науки у вас на строительство православных (других конфессий у вас в стране нет, правда ведь lol) храмов а всех преподавателей научного атеизма, истории кпсс и марксистcко-ленинской философии направить на чтение курсов закона б-жия. Ну а академии наук на всех заседаниях обсуждать только один главный вопрос: “сколько ангелов поместится на кончике иглы” lol Кстате о христианстве в России: а как поживает чучело одного лысого сифилитика на главной площади вашей страны ась? Вроде бы не православный это обычай. Впрочем я как иноверец мог что-то и пропустить lol

Евгений
Евгений
6 года (лет) назад
В ответ на:  Израиль

Израиль!
Занимайтесь своими проблемами
Какое отношение “чучело одного лысого сифилитика” имеет отношение к поднятым в статье вопросам?
Кстати, “лысый сифилитик” на четвертушку ваш. Не так ли?!

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев
6 года (лет) назад

Дело вообще не в том, есть ли Бог, и является ли теология наукой (а если является, то государство якобы должно ее “признать” и взять под государственное финансирование и юридическое обеспечение). Это не так. Вполне могут существовать науки, обучение которым государство не финансирует и степени по которым не присуждает, просто потому, что не считает это нужным и полезным. Так что признание теологии государством означает лишь признание государства (в его нынешнем кадровом составе), что ему зачем-то это выгодно. Далее, какие-то явления могут существовать и без признания государства. Например, независимо от того, является ли астрология наукой, она существует как сфера деятельности. Астрологи существуют и зарабатывают на жизнь (частным образом), есть люди и организации, обучающие астрологии (опять-таки частным образом), они могут присуждать друг другу степени (если захотят и договорятся об этом). Государство не преследует астрологию, но и не поддерживает. Если бы аналогичным образом, в рамках церкви, отделенной от государства, существовала теология, безусловно, это не вызывало бы столь бурных дискуссий. Но мы имеем дело с курсом государства на расширения обучения теологии в вузах за счет бюджета и включение степеней по теологии в государственную систему. Причем речь идет, как было сказано выше, пока только о православной теологии. Вопрос в том, нет ли в этом признаков нарушения нашей Конституцию (о чем стоило бы подать запрос в Конституционный суд)? Зачем российской экономике сотни, тысячи теологов? Куда их собираются трудоустраивать? Если в церковь, то почему за государственный счет, почему бы церкви самой за них не заплатить?

В последнее время нас усердно тянут в XIX век, по многим параметрам, забывая, что историю не повернуть вспять и не остановить, и что за XIX веком пришел XX век. Зачем воспроизводить начальные условия общественных процессов, которые однажды привели к катастрофическим последствиям?

Евгений
Евгений
6 года (лет) назад

К сожалению, нас усердно тянут не в XIX век, а в средневековье!!!

Эммануил
Эммануил
4 года (лет) назад

> историю не повернуть вспять и не остановить
Алексей, это неправда, историю вполне можно повернуть вспять. Древние египтяне построили пирамиды (никто до сих пор не знает – как), а их потомки утратили это искусство. Сколько государств с утончённой материальной культурой погибло, сменившись гораздо более примитивными обществами на той же территории! Т.ч. регресс вполне возможен, что мы неоднократно наблюдаем в истории.
На примере РФ мы можем наблюдать это ещё более выпукло. Страна, первой запустившая в космос человека, проигрывает частной корпорации, а во главе космической отрасли имеет, прости-господи, человека-Рогозина. И это только один пример! Но ничего удивительного – сменились приоритеты государства: если раньше оно собиралось устанавливать мировое господство путём захвата Евразии с помощью танковых армий, а впоследствии боролось за выживание в ядерной гонке, то теперь эти задачи отброшены, и во главу угла ставится минимизация потребления невозобновляемых ресурсов населением (с тем, чтобы больше оставалось для экспорта и потребления расы господ) и приведение его к покорности. Поэтому если раньше инструментом достижения целей государства было всеобщее повышение культурного и образовательного уровня населения (для решения оборонных задач), то теперь инструмент прямо противоположный: религиозность и минимизация сопротивляемости для облегчения поддержания порядка на территории. Для этого и нужны и Закон Божий и преподаватели оного и кафедры теологии и самая теология – для придания всей этой деятельности авторитета в обществе. Всё логично и вытекает из базовых задач. Поэтому бороться с этим бесполезно – такова структура общества. Как вы не сделаете самолёт без высшей математики, ну хоть ты тресни, так вы не заставите человека жить на 5 долларов день без промытия его мозгов религией. Поэтому в СССР не мог не насаждаться матан (вне зависимости от формы), а в РФ не может не насаждаться религия.
Вы не сможете остановить Ниагару, и не пытайтесь.

Максим Борисов
ТрВ
4 года (лет) назад
В ответ на:  Эммануил

Гм… но вообще-то в СССР большинство явно жило меньше, чем на 5 долларов в день…

Эммануил
Эммануил
4 года (лет) назад
В ответ на:  Максим Борисов

И что?
5 долларов в день – величина условная, и указана для года 2019-го от Рождества Христова; СССР в этом году нет, а в те годы (кстати, весьма долгие) когда СССР был – и доллары были другие, и доход граждан СССР, исчисленный в долларах, менялся. Поэтому эпоха СССР к данному утверждению нерелевантна. Так же, как и практики приведения населения к покорности начала-середины 20-го века.

Александр Денисенко
Александр Денисенко
4 года (лет) назад
В ответ на:  Максим Борисов

Каажаемыц Максим! Доллар тогда стоил 61 копейку. А зарплата работяги была 250 у шофера и 500 у шахтёра Донбасса. Вроде неплохо.Но за доллар давали лет 20 лагерей. Надо быть точнее.

Александр Денисенко
Александр Денисенко
4 года (лет) назад
В ответ на:  Максим Борисов

А не проще разогнать этот ВАК как отдел бывшего ЦК. И закончить Диссеррет.

Михаил Крец
4 года (лет) назад

Изрядно туп, в научном отношении тот, кто определяет: “Теология не занимается «изучением Бога», она подразумевает размышление над текстами о Боге”. Если теология претендует на научность(а именно такой она и должна быть), то она не может и не должна ограничиваться обсуждением уже существующих текстов, но должна развивать эту часть науки через исследование окружающего мира.

Alex
Alex
4 года (лет) назад

“…на этих кафедрах будут преподавать лингвисты с курсами древнееврейского, латыни и древнегреческого … это должна быть теология высокого интеллектуального полета, как минимум на уровне отца Павла Флоренского…”

Где-то я видел недавно очень похожие тезисы, и, кажется, они там были озаглавлены “От редакции”.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...