Не Андрей Рублёв, а два неизвестных гения?

Алексей Лидов
Алек­сей Лидов

Загадка мастеров «Звенигородского чина»

21 июня 2017 года в Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­рее про­шел Круг­лый стол, на кото­ром были озву­че­ны ито­ги мно­го­лет­не­го иссле­до­ва­ния трех икон «Зве­ни­го­род­ско­го чина». Ока­за­лось, что они были созда­ны не Андре­ем Руб­лё­вым, как счи­та­лось ранее, а дву­мя пока неиз­вест­ны­ми древ­не­рус­ски­ми худож­ни­ка­ми. Ико­ны были напи­са­ны в кон­це XIV века, а зна­ме­ни­тую «Тро­и­цу» дати­ру­ют 1420-ми года­ми. За подроб­но­стя­ми ТрВ-Нау­ка обра­тил­ся к Алек­сею Лидо­ву, исто­ри­ку искус­ства и визан­то­ло­гу, ака­де­ми­ку РАХ, зав. отде­лом Инсти­ту­та миро­вой куль­ту­ры МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва.

«Звенигородский чин»: «Архангел Михаил», «Спас Вседержитель» и «Святой Павел». Эксперты считают, что икону в центре писал один художник, а две другие — равный ему по мастерству (фото shakko из Wikipedia.org)
«Зве­ни­го­род­ский чин»: «Архан­гел Миха­ил», «Спас Все­дер­жи­тель» и «Свя­той Павел». Экс­пер­ты счи­та­ют, что ико­ну в цен­тре писал один худож­ник, а две дру­гие — рав­ный ему по мастер­ству (фото shakko из Wikipedia.org)

Дав­но ли воз­ник­ли пред­по­ло­же­ния, что ико­ны «Зве­ни­го­род­ско­го чина» не при­над­ле­жат кисти Андрея Руб­лё­ва?

Сомне­ния суще­ство­ва­ли дав­но, слиш­ком отли­ча­ют­ся лики анге­лов в «Тро­и­це» от ликов «Зве­ни­го­род­ско­го чина». Одна­ко в мои сту­ден­че­ские годы суще­ство­ва­ло непод­твер­жден­ное пре­да­ние, что лики в «Тро­и­це» были про­пи­са­ны поз­же — пред­по­ло­жи­тель­но, в кон­це XV века, и это объ­яс­ня­ло раз­ли­чие. Одна­ко три года назад в резуль­та­те почти деся­ти­лет­не­го рестав­ра­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния «Тро­и­цы» было окон­ча­тель­но уста­нов­ле­но, что лики пер­во­на­чаль­ные.

И уже на обсуж­де­нии ито­гов рестав­ра­ци­он­но­го иссле­до­ва­ния в Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­рея я впер­вые пуб­лич­но ска­зал, что это зна­чит — мы долж­ны гово­рить о двух раз­ных худож­ни­ках для «Тро­и­цы» и «Зве­ни­го­род­ско­го чина». Сей­час это дока­за­но со всей воз­мож­ной осно­ва­тель­но­стью для рестав­ра­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния.

При этом сам «Зве­ни­го­род­ский чин», воз­мож­но, напи­сан дву­мя худож­ни­ка­ми, при­е­мы и тех­но­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти кото­рых раз­ли­чи­мы. Один напи­сал «Хри­ста Все­дер­жи­те­ля» («Спа­са»), дру­гой — «Архан­ге­ла Миха­и­ла» и «Апо­сто­ла Пав­ла». При этом оба худож­ни­ка меж­ду собой гораз­до бли­же, чем к Масте­ру «Тро­и­цы», и все трое — ико­но­пис­цы высо­чай­ше­го мастер­ства.

— Сколь­ко вре­ме­ни про­дол­жа­лось иссле­до­ва­ние и кто стал его ини­ци­а­то­ром? Какие науч­ные мето­ды были задей­ство­ва­ны в экс­пер­ти­зе?

— Это иссле­до­ва­ние было ини­ци­и­ро­ва­но Тре­тья­ков­ской гале­ре­ей и про­во­ди­лось иссле­до­ва­те­ля­ми-рестав­ра­то­ра­ми гале­реи (Сухо­вер­ков, Сверд­ло­ва и дру­гие) при уча­стии веду­щих спе­ци­а­ли­стов НИИ рестав­ра­ции (Леле­ко­ва, Нау­мо­ва, Бара­нов, Писа­ре­ва и дру­гие). Были задей­ство­ва­ны все воз­мож­ные на сего­дняш­ний день мето­ды и новей­шие при­бо­ры (на уровне миро­вых музей­ных стан­дар­тов). Исполь­зо­ва­лись рент­ген, фото­гра­фи­ро­ва­ние в инфра­крас­ных и уль­тра­фи­о­ле­то­вых лучах, хими­че­ские ана­ли­зы кра­сок, а так­же тка­ней (паво­ло­ки), грун­та (лев­ка­са) и дере­ва досок, кото­рое, кста­ти, под­твер­ди­ло, что все ико­ны были изго­тов­ле­ны на Руси. Мы смог­ли уви­деть рису­нок худож­ни­ков и про­сле­дить по нему дви­же­ние их мыс­ли, а так­же рас­смот­реть раз­ные кра­соч­ные слои.

— Како­вы основ­ные резуль­та­ты этой рабо­ты и ста­ли ли они для Вас неожи­дан­ны­ми?

Для меня лич­но был уди­ви­те­лен вывод о двух худож­ни­ках «Зве­ни­го­род­ско­го чина», посколь­ку труд­но себе пред­ста­вить, что над одним и тем же про­ек­том рабо­та­ли два рав­но­ве­ли­ких гения, в целом испо­ве­ду­ю­щие одни и те же эсте­ти­че­ские прин­ци­пы.

— Если не Андрей Руб­лёв был авто­ром этих икон, то кто? Есть ли пред­по­ло­же­ния?

Пред­по­ло­же­ний по име­ни пока нет. Но это не зна­чит, что они не могут появить­ся. Посколь­ку в эту эпо­ху рабо­та­ло целое созвез­дие выда­ю­щих­ся худож­ни­ков, в основ­ном безы­мян­ных. Но нам извест­ны и неко­то­рые име­на. Напри­мер, Про­хор с Город­ца. Он рабо­тал вме­сте с Фео­фа­ном Гре­ком и «чер­не­цом Андре­ем Руб­лё­вым» над укра­ше­ни­ем Бла­го­ве­щен­ско­го собо­ра Мос­ков­ско­го крем­ля в 1405 году. Так­же из лето­пи­сей мы зна­ем имя Дани­и­ла Чёр­но­го, рас­пи­сы­вав­ше­го вме­сте с Андре­ем Руб­лё­вым Успен­ский собор во Вла­ди­ми­ре в 1408 году. Одна­ко икон, при­над­ле­жа­щих Про­хо­ру с Город­ца и Дани­и­лу Чёр­но­му, двум несо­мнен­но круп­ным масте­рам сво­е­го вре­ме­ни, мы не зна­ем, хотя иссле­до­ва­те­ли и пыта­ют­ся их обна­ру­жить.

Сей­час выдви­ну­та новая гипо­те­за о суще­ство­ва­нии в Москве на рубе­же XIV–XV веков осо­бой гре­ко-рус­ской вели­ко­кня­же­ской ико­но­пис­ной мастер­ской, в кото­рой рядом рабо­та­ли визан­тий­ские худож­ни­ки и их рус­ские уче­ни­ки. Одна­ко и здесь вопро­сов боль­ше, чем отве­тов, — слиш­ком скуд­ны дошед­шие до нас исто­ри­че­ские сви­де­тель­ства.

Есть ли загад­ки, подоб­ные этой, кото­рые еще пред­сто­ит решить иссле­до­ва­те­лям древ­не­рус­ской куль­ту­ры?

Вся исто­рия древ­не­рус­ско­го искус­ства — это одна сплош­ная загад­ка. Тем цен­нее откры­тия, подоб­ные недав­не­му, поз­во­ля­ю­щие пере­смот­реть сло­жив­шу­ю­ся за послед­ние 100 лет науч­ную мифо­ло­гию (в дан­ном слу­чае создан­ную глав­ным совет­ским рестав­ра­то­ром и искус­ство­ве­дом И. Э. Гра­ба­рём).

Но в этом и источ­ник вдох­но­ве­ния для иссле­до­ва­те­ля. В таких слу­ча­ях все­гда вспо­ми­наю дав­ний раз­го­вор пуш­ки­ни­ста с древ­не­рус­с­ни­ком, кото­рый упре­ка­ет сво­е­го кол­ле­гу: «Что у вас, пуш­ки­ни­стов, за нау­ка? Кто напи­сал, извест­но; что напи­сал, извест­но; и текст есть. То ли дело у нас, меди­е­ви­стов: кто напи­сал, неиз­вест­но; что напи­сал, неиз­вест­но; и тек­ста нет».

Алек­сей Лидов

Видео­за­пи­си докла­дов в ГТГ из «Фейс­бу­ка» Дени­са Белец­ко­го:
www.facebook.com/gaodenis/videos/1411566962224194
www.facebook.com/gaodenis/videos/1411660925548131
www.facebook.com/gaodenis/videos/1411675862213304
www.facebook.com/gaodenis/videos/1411683068879250

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: