Акция солидарности театров

В силу заня­то­сти мы ред­ко успе­ва­ем «под­нять голо­ву» и поин­те­ре­со­вать­ся, какие про­бле­мы вол­ну­ют твор­че­ских людей вне нау­ки или науч­ной жур­на­ли­сти­ки. Наш белый шар «Вер­нем Рос­сии моз­ги /​ Очи­стим Рос­сию от мра­ко­бе­сия», взмыв­ший в небо на «Мар­ше мил­ли­о­нов» 12 июня 2012 года, так и остал­ся не виден дея­те­лям куль­ту­ры. Поэто­му они в дни, когда уче­ные про­те­сто­ва­ли про­тив «рефор­мы» Ака­де­мии наук, гово­ри­ли: «А где же вы были, поче­му не при­хо­ди­ли к судам, поче­му не выхо­ди­ли на пло­щадь?» Может быть, пора начи­нать дей­ство­вать вме­сте?

28 июня 2017 года в теат­рах Рос­сии нача­лась акция под­держ­ки теат­раль­но­го про­дю­се­ра Алек­сея Мало­брод­ско­го и его кол­лег, обви­ня­е­мых в хище­ни­ях. Участ­ни­ки акции при­зы­ва­ют изме­нить двум немо­ло­дым людям — А. Мало­брод­ско­му и Н. Мас­ля­е­вой — меру пре­се­че­ния на вре­мя след­ствия, посколь­ку сей­час они нахо­дят­ся в СИЗО.

Как отме­ча­ет одна из орга­ни­за­то­ров этой акции пере­вод­чик Оль­га Вар­ша­вер, в ней уже при­ня­ли уча­стие более 60 рос­сий­ских теат­ров — сто­лич­ные и реги­о­наль­ные, феде­раль­ные, муни­ци­паль­ные и част­ные, дра­ма­ти­че­ские, музы­каль­ные и дет­ские, круп­ные и камер­ные. Гео­гра­фия акции соли­дар­но­сти обшир­на — это теат­ры Моск­вы, Санкт-Петер­бур­га, Архан­гель­ска, Волог­ды, Вла­ди­во­сто­ка, Воро­не­жа, Ека­те­рин­бур­га, Каза­ни, Киро­ва, Крас­но­яр­ска, Махач­ка­лы, Ниж­не­го Таги­ла, Нов­го­ро­да Вели­ко­го, Ново­си­бир­ска, Нориль­ска, Омска, Орла, Пер­ми, Росто­ва-на-Дону, Сара­то­ва, Улан-Удэ, Хаба­ров­ска и дру­гих горо­дов стра­ны. Голо­са под­держ­ки при­шли из Бол­га­рии, Гер­ма­нии, Изра­и­ля, Лат­вии, Лит­вы, Фин­лян­дии и США.

Видео­об­ра­ще­ния на офи­ци­аль­ную стра­ни­цу Акции соли­дар­но­сти теат­ров в «Фейс­бу­ке» [1] при­сла­ли более 50 извест­ных дея­те­лей теат­ра. Их чис­ло посто­ян­но рас­тет. А точ­ный под­счет, как сооб­ща­ют адми­ни­стра­то­ры стра­ни­цы, затруд­нен, посколь­ку стра­ни­ца с вече­ра 28 июня под­вер­га­ет­ся посто­ян­ным хакер­ским ата­кам.

Худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель БДТ им. Г. А. Тов­сто­но­го­ва Андрей Могу­чий в сво­ем видео­об­ра­ще­нии, запи­сан­ном в «Сап­сане», по доро­ге из Моск­вы в Санкт-Петер­бург, в част­но­сти, ска­зал: «…Теат­ры будо­ра­жат дале­ко не худо­же­ствен­ные стра­сти, спро­во­ци­ро­ван­ные неком­пе­тент­но­стью, неадек­ват­но­стью дале­ких от твор­че­ско­го мира людей. Созда­ет­ся стой­кое ощу­ще­ние, что сего­дня ни один чело­век не защи­щен от напа­док и уни­же­ний со сто­ро­ны осо­бо­го рода бюро­кра­тии… — бюро­кра­тии, кото­рая ни в малей­шей сте­пе­ни не под­го­тов­ле­на к выпол­не­нию сво­их труд­ных и доста­точ­но щепе­тиль­ных задач и кото­рую обще­ство снаб­ди­ло таки­ми пол­но­мо­чи­я­ми вла­сти, до коих отдель­ные испол­ни­те­ли вла­сти абсо­лют­но не дорос­ли.

И сего­дняш­ние собы­тия, про­ис­хо­дя­щие вокруг Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва и его кол­лег, — вер­нее, так ска­жем, не сами эти собы­тия и „досто­вер­ные“ фак­ты, а имен­но пуб­лич­ная трак­тов­ка этих фак­тов — выгля­дит демон­стра­ци­ей гру­бой силы бюро­кра­ти­че­ской маши­ны, абсурд­ной пиар-акци­ей, а не жела­ни­ем уста­но­вить исти­ну.

Закон, как извест­но, един для всех — и для пре­зи­ден­тов, и для бух­гал­те­ров. И факт нару­ше­ния зако­на, без­услов­но, явля­ет­ся моти­ва­ци­ей для дей­ствий со сто­ро­ны пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов. Но отсут­ствие кон­крет­но­сти фак­тов, ясно­сти, про­зрач­но­сти в дей­стви­ях след­ствия, при­ме­не­ние одной из самых стро­гих мер пре­се­че­ния по отно­ше­нию к людям, вина кото­рых еще не дока­за­на, а опас­ность для обще­ства весь­ма сомни­тель­на, дис­кре­ди­ти­ру­ют закон, тем самым пере­во­дят ситу­а­цию в плос­кость поли­ти­че­ских сра­же­ний, созда­ют поч­ву для враж­ды и раз­до­ра на ров­ном месте. Что еще?.. Прак­ти­че­ски невоз­мож­но отли­чить под­лин­ное дви­же­ние к истине от цинич­но­го исполь­зо­ва­ния ситу­а­ции в сво­их карьер­ных, пиар- или иных пси­хо­па­то­ло­ги­че­ских играх.

Ради спра­вед­ли­во­сти надо, конеч­но, ска­зать, что подоб­ный стиль веде­ния дел след­ствия свой­стве­нен не толь­ко нашей стране. Как при­мер могу при­ве­сти извест­ное всем, навер­ное, дело — так назы­ва­е­мое дело Берг­ма­на, кото­ро­го обви­ни­ли в нару­ше­нии нало­го­во­го зако­но­да­тель­ства. Берг­ман в сво­ей кни­ге доволь­но подроб­но опи­сы­ва­ет тот ужас и уни­же­ние, кото­рое он испы­ты­вал во вре­мя след­ствен­ных дей­ствий нало­го­вой поли­ции. Его выве­ли пря­мо с репе­ти­ции и отпра­ви­ли на допрос. Берг­ман пишет при­мер­но так: „Они реши­ли устро­ить демон­стра­цию силы, кото­рая бы про­гре­ме­ла на весь мир, а им самим поз­во­ли­ла бы набрать неко­то­рое коли­че­ство очков в таб­ли­це, суще­ству­ю­щей у этой осо­бой бюро­кра­тии“. После мно­го­лет­ней воз­ни, как извест­но, дело закры­ли, Берг­ма­на при­зна­ли неви­нов­ным. Вот такой вот сце­на­рий. Не самая заме­ча­тель­ная стра­ни­ца в исто­рии швед­ских пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов. При этом в „швед­ское СИЗО“, если мож­но его так назвать, к реци­ди­ви­стам режис­се­ра никто не бро­сал. Но и это­го хва­ти­ло, что­бы Берг­ман несколь­ко меся­цев про­вел в пси­хи­ат­ри­че­ской лечеб­ни­це и впо­след­ствии эми­гри­ро­вал из стра­ны. Не уве­рен, что слу­чай Берг­ма­на — хоро­ший при­мер для под­ра­жа­ния.

Что я еще хочу ска­зать… Я хочу при­со­еди­нить­ся к моим кол­ле­гам по цеху и под­черк­нуть, что обыс­ки в теат­ре и в квар­ти­ре у режис­се­ра Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва, заклю­че­ние под стра­жу сотруд­ни­ков «Седь­мой сту­дии» (гене­раль­но­го про­дю­се­ра Алек­сея Мало­брод­ско­го и бух­гал­те­ра Нины Мас­ля­е­вой) несо­раз­мер­ны пре­ступ­ле­ни­ям, кото­рые на сего­дняш­ний день офи­ци­аль­но инкри­ми­ни­ру­ют этим людям. Дав­ле­ние на род­ствен­ни­ков, жесто­кость, с кото­рой обра­ща­ют­ся с обви­ня­е­мы­ми, для меня про­сто необъ­яс­ни­мы. Обви­не­ния, зву­ча­щие в адрес наших кол­лег, на сего­дняш­ний день выгля­дят абсо­лют­ным абсур­дом».

Ком­по­зи­тор Лео­нид Десят­ни­ков в сво­ем обра­ще­нии напи­сал: «То, что про­ис­хо­дит с Алек­се­ем Мало­брод­ским, — не роман Каф­ки, не пье­са Бек­ке­та. Это самая что ни на есть реаль­ная жизнь, про­те­ка­ю­щая в сан­ти­мет­ре от нас».

В свою оче­редь Петр Шере­шев­ский, глав­ный режис­сер Камер­но­го теат­ра Малы­щиц­ко­го в Санкт-Петер­бур­ге, в сво­ем видео­об­ра­ще­нии вос­кли­ца­ет: «Где пре­зумп­ция неви­нов­но­сти? Поче­му обви­ни­те­ли и судьи не долж­ны дока­зы­вать свои абсурд­ные обви­не­ния — несу­ще­ство­ва­ние извест­но­го всей стране спек­так­ля? Поче­му им поз­во­ле­но отмах­нуть­ся от огром­но­го чис­ла дока­за­тельств, пред­став­лен­ных в суде? И на осно­ва­нии сво­их фан­та­зий заклю­чить в тюрь­му еще не осуж­ден­но­го чело­ве­ка? Немо­ло­до­го и ува­жа­е­мо­го в про­фес­си­о­наль­ной сре­де… При том, что для обви­ня­е­мых в эко­но­ми­че­ских пре­ступ­ле­ни­ях реко­мен­до­ва­но выби­рать мерой пре­се­че­ния реаль­ное тюрем­ное заклю­че­ние толь­ко в край­них слу­ча­ях. Вся ситу­а­ция напо­ми­на­ет эпи­зод из филь­ма „Пока­я­ние“, когда рети­вый сле­до­ва­тель набрал целую маши­ну невин­ных людей и про­сит у сво­е­го Хозя­и­на поз­во­ле­ния поса­дить их на том осно­ва­нии, что он ста­рал­ся, аре­сто­вы­вал.

<…> В рам­ках это­го же дела в „Гоголь-цен­тре“ и дома у само­го Кирил­ла про­хо­ди­ли обыс­ки. И я вос­при­ни­маю про­ис­хо­дя­щее вокруг создан­но­го Сереб­рен­ни­ко­вым как попыт­ки запу­гать круп­ных дея­те­лей куль­ту­ры, как попыт­ки уни­что­жить всё живое и неза­ви­си­мое в совре­мен­ном теат­ре. И то, что для это­го выбра­ны эко­но­ми­че­ские меха­низ­мы, — это лишь веро­лом­ный ход. Обви­нить в воров­стве мож­но кого угод­но. Само­го чест­но­го чело­ве­ка. Это спо­соб без­до­ка­за­тель­но рас­топ­тать доб­рое имя чело­ве­ка. Обще­ствен­ность не спо­соб­на про­ве­рить его неви­нов­ность. И мас­са обы­ва­те­лей сра­зу же реша­ет, что раз обви­нен — зна­чит, вор. Так при­ят­но кого-то обо­звать вором. И раз чинов­ни­ки и вла­сти пре­дер­жа­щие в нашей стране непри­кос­но­вен­ны, сколь­ко бы они ни укра­ли, то обы­ва­те­лю при­ят­но шель­мо­вать тех, кого поз­во­ля­ет эта самая власть. Без­до­ка­за­тель­но, абсурд­но.

Мы, вся теат­раль­ная обще­ствен­ность обя­за­ны в этой ситу­а­ции выска­зать свою пози­цию. Пото­му что если сего­дня не всту­пить­ся за талант­ли­во­го кол­ле­гу, то зав­тра под уда­ром может ока­зать­ся любой из нас. И так может быть уни­что­жен весь живой совре­мен­ный театр. Всё живое совре­мен­ное искус­ство, отка­зы­ва­ю­ще­е­ся рабо­тать на про­па­ган­ду. Зада­ю­щее неудоб­ные вопро­сы, даже не соци­аль­ные, но бытий­ные. Зачем мы живем, что такое доб­ро и что — зло, в чем смысл жиз­ни… Толь­ко люди, мыс­ля­щие сво­бод­но и неза­ви­си­мо, могут стать граж­дан­ским обще­ством».

1. www.facebook.com/freeMalobrodsky/

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

5 комментариев

  • Дмитрий:

    Я не пони­маю смысл под­няв­шей­ся «бучи». Изви­ни­те – госу­дар­ство выде­ли­ло огром­ные сред­ства на театр, и вполне закон­но хочет узнать – куда и как они были потра­че­ны. Инкри­ми­ни­ру­е­мая сум­ма – боль­ше 200 (!) млн.руб. Поэто­му обыс­ки и заклю­че­ние под стра­жу – вполне закон­ные дей­ствия. Финан­со­вые про­вер­ки в науч­ных орга­ни­за­ци­ях про­хо­дят регу­ляр­но – и это вполне нор­маль­но, и учё­ные за каж­дый рубль могут отчи­тать­ся. А то как полу­чать сума­сшед­шее госу­дар­ствен­ное (!) финан­си­ро­ва­ние – дея­те­ли искус­ства сто­ят в оче­редь, а как про­вер­ка – вой на весь мир. Хоти­те быть неза­ви­си­мы­ми – ищи­те част­ные день­ги.

    • Александр VA aka abva:

      Дмит­рий, ну зачем при­ки­ды­вать­ся непо­нят­ли­вым… «Финан­со­вые про­вер­ки в науч­ных орга­ни­за­ци­ях про­хо­дят регу­ляр­но…» – скуч­ные люди в дело­вых костю­мах сидят в дирек­ции, бух­гал­те­рии, пла­но­вом, тре­бу­ют скуч­ные же доку­мен­ты с круг­лы­ми печа­тя­ми и мно­ги­ми под­пи­ся­ми, ино­гда про­хо­дят по лабо­ра­то­ри­ям, ску­чая под (зам)директорские науч­по­пов­ские «на паль­цах» объ­яс­не­ния, зачем всё это, и поче­му нель­зя поде­шев­ле и при этом – «оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля». Что-то я не пом­ню, чтоб зам­ди­рек­то­ра выво­ди­ли в наруч­ни­ках с учё­но­го сове­та, у дирек­то­ра был бы ноч­ной обыск в квар­ти­ре с поис­ком неиз­вест­ных дока­за­тельств неиз­вест­но­го хище­ния неопре­де­лён­ной сум­мы, а от руко­во­ди­те­ля про­ек­та потре­бо­ва­ли бы офи­ци­аль­но­го доку­мен­та о под­твер­жде­нии резуль­та­тов иссле­до­ва­ний (не при­зна­вая оттис­ки ста­тей за такие доку­мен­ты). Ну, Дмит­рий, при­ве­ди­те при­мер. Может, мы ещё пока до такой жиз­ни не дожи­ли?

    • Александр VA aka abva:

      Да, кста­ти, ника­ких част­ных (а так­же ино­стран­ных) денег на иссле­до­ва­ния в Рос­сии нет лет уже лет пять. День­ги госкор­по­ра­ций – те же госу­дар­ствен­ные.

      • Дмитрий:

        Най­дут нару­ше­ния – и «руки зало­ма­ют», и «поса­дят» без про­блем. Но у нас в нау­ке на каж­дый полу­чен­ный рубль по 2 «бумаж­ки», а на каж­дый потра­чен­ный – по 4. И несмот­ря на это посто­ян­но нару­ше­ния (прав­да, не на такие сум­мы) – погуг­ли­те ради инте­ре­са «РФФИ про­вер­ка нару­ше­ния». В слу­чае же теат­ра – не думаю, что наши пра­во­охра­ни­те­ли такие иди­о­ты, что без весо­мых дока­за­тельств устро­и­ли подоб­ное: всё-таки сот­ни мил­ли­о­нов руб­лей слож­но «выду­мать».

  • Израиль:

    Мало­брод­ско­го и двух дру­гих невин­ных людей «обви­ня­ют в хище­нии 200 мил­ли­о­нов руб­лей, выде­лен­ных в 2011–2014 годах на куль­тур­ные про­ек­ты, в том чис­ле на спек­такль «Сон в лет­нюю ночь», кото­рый по вер­сии след­ствия не был постав­лен. Меж­ду тем поста­нов­ка была осу­ществ­ле­на, спек­такль полу­чил ряд теат­раль­ных пре­мий и до сих пор идет в Гоголь-цен­тре.» – отсю­да http://mirror715.graniru.info/Culture/Theatre/m.262082.html Нет еще раз: спек­такль кото­рый идет до сих пор и был пока­зан даже во Фран­ции по вер­сии след­ствия «не был постав­лен»! Какая у вас все-таки жут­кая, пога­ная стра­на где любо­го мож­но обви­нить в чем угод­но. Вы во исти­ну рож­де­ны «чтоб Каф­ку сде­лать былью». Это вы вот сюда вот уче­ных со все­го мира жде­те прав­да ведь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com