Насколько реально появление новой научной фантастики?

Игорь Столяров

Игорь Сто­ля­ров

Почему в НФ исчезли новые научные идеи

При­чи­на дегра­да­ции и почти пол­но­го исчез­но­ве­ния в Рос­сии тако­го попу­ляр­но­го в недав­нем про­шлом жан­ра, как науч­ная фан­та­сти­ка, лежит на поверх­но­сти — это силь­ней­ший дис­тресс, пере­жи­тый людь­ми в ходе пере­строй­ки и транс­фор­ма­ции СССР в кон­гло­ме­рат неза­ви­си­мых госу­дарств, в кото­рых усло­вия жиз­ни силь­но изме­ни­лись, при­чем для боль­шей части насе­ле­ния в худ­шую сто­ро­ну, что явно не спо­соб­ству­ет игре вооб­ра­же­ния и меч­та­тель­но­сти. Послед­ние все­гда были харак­тер­ны для пери­о­да дет­ства и взрос­ле­ния людей, неда­ром фан­та­сти­кой боль­ше все­го увле­ка­лись под­рост­ки и моло­дежь. Одна­ко теперь наши взрос­ле­ю­щие дети и моло­дежь раз­ви­ва­ют­ся отнюдь не в теп­лич­ных усло­ви­ях, а под силь­ней­шим пси­хо­ло­ги­че­ским дав­ле­ни­ем, застав­ля­ю­щим боль­ше думать о сво­ей карье­ре и хле­бе насущ­ном, чем о высо­ких мате­ри­ях: кого сей­час вол­ну­ет, есть ли жизнь на Мар­се, нет ли жиз­ни на Мар­се? Серьез­ных мыс­ли­те­лей по-насто­я­ще­му бес­по­ко­ит не столь­ко утра­та людь­ми спо­соб­но­сти меч­тать и живо­сти вооб­ра­же­ния, сколь­ко — основ­ных навы­ков раци­о­наль­но­го мыш­ле­ния (Кара-Мур­за С. Г. Поте­рян­ный разум. — М.: Алго­ритм, 2005). Фан­та­зии нуж­ны и полез­ны для раз­ви­тия разу­ма, но если с мыш­ле­ни­ем про­бле­мы, то фан­та­зии ста­но­вят­ся про­сто видом раз­вле­че­ний и не более. Меж­ду тем преж­няя науч­ная фан­та­сти­ка в сво­их луч­ших образ­цах нико­гда не была про­сто раз­вле­че­ни­ем. Она учи­ла меч­тать и думать, а заод­но пре­ду­пре­жда­ла чело­ве­че­ство о воз­мож­ных буду­щих опас­но­стях. <…>

Отсут­ствие новых науч­ных идей у писа­те­лей-фан­та­стов — сви­де­тель­ство того, что имен­но на раз­вле­че­ние чита­те­лей и на ком­мер­че­ский успех писа­те­лей ори­ен­ти­ро­ва­на совре­мен­ная науч­ная фан­та­сти­ка, пре­вра­тив­ша­я­ся в фэн­те­зи, сказ­ки для взрос­лых. В нау­ке новые идеи воз­ни­ка­ют непре­рыв­но, одна­ко они не вос­тре­бо­ва­ны ни писа­те­ля­ми-фан­та­ста­ми, ни обще­ством. Не в послед­нюю оче­редь пото­му, что совре­мен­ная нау­ка узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­на, и даже понять в общих чер­тах, о чем идет речь в науч­ных ста­тьях, отно­ся­щих­ся к дру­гим обла­стям нау­ки, для самих уче­ных ока­зы­ва­ет­ся непро­сто. Совре­мен­ные писа­те­ли-фан­та­сты ока­за­лись в слож­ном поло­же­нии. Науч­но-попу­ляр­ная лите­ра­ту­ра высо­ко­го уров­ня, изда­вав­ша­я­ся фон­дом «Дина­стия», понят­на для про­фес­си­о­на­лов из смеж­ных обла­стей и дума­ю­щих сту­ден­тов-стар­ше­курс­ни­ков, но слиш­ком слож­на для люби­те­лей. Да и уче­ным новые рево­лю­ци­он­ные идеи дают­ся всё труд­нее -систе­ма кон­курс­но­го финан­си­ро­ва­ния, кры­си­ные гон­ки за гран­та­ми раз­ру­ша­ют при­выч­ную моти­ва­цию уче­ных. Гран­то­вое финан­си­ро­ва­ние в прин­ци­пе не пред­по­ла­га­ет неожи­дан­ных новых откры­тий, вза­мен это­го пред­ла­га­ет­ся выпол­не­ние иссле­до­ва­ний в рам­ках сло­жив­ших­ся науч­ных пред­став­ле­ний, кото­рые к тому же оце­ни­ва­ют­ся сомни­тель­ны­ми мето­да­ми нау­ко­мет­рии. Глав­ное, что­бы импакт-фак­тор жур­на­лов был повы­ше, а содер­жа­ние самих пуб­ли­ка­ций оце­нят чита­те­ли! Само собой разу­ме­ет­ся, в заяв­ках на гран­ты ука­зы­ва­ют­ся темы, про­дол­жа­ю­щие уже извест­ные направ­ле­ния, да и про­дол­жи­тель­ность финан­си­ро­ва­ния гран­тов не спо­соб­ству­ет пла­ни­ро­ва­нию дли­тель­ных мас­штаб­ных работ с непред­ска­зу­е­мы­ми резуль­та­та­ми.

Сам кон­курс­ный под­ход, широ­ко рекла­ми­ру­е­мый в послед­ние деся­ти­ле­тия, явля­ет­ся сугу­бо идео­ло­ги­че­ским (апри­о­ри пред­по­ла­га­ет­ся, что кон­ку­рен­ция меж­ду силь­ны­ми в нау­ке — это глав­ное, а сотруд­ни­че­ство — удел сла­бых). Неко­то­рые полу­ча­ют щед­рые гран­ты, мно­гие — нет. При этом чест­ность кон­ку­рен­ции не гаран­ти­ро­ва­на.

Так отку­да взять­ся НОВЫМ науч­ным иде­ям, при­год­ным для НФ? Един­ствен­ное, что под­дер­жи­ва­ет надеж­ду на воз­рож­де­ние НФ, так это тот бес­спор­ный факт, что откры­тия не все­гда совер­ша­ют­ся в бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях, ино­гда — в крайне тяже­лых. Тут мно­гое зави­сит не от усло­вий, а от самих уче­ных… В сво­ей послед­ней кни­ге «Как стать гени­ем» (Минск, 1995) вели­кий изоб­ре­та­тель и писа­тель-фан­таст Г. С. Альт­шул­лер вни­ма­тель­но изу­чил био­гра­фии вели­ких уче­ных и изоб­ре­та­те­лей и при­шел к выво­ду, что глав­ное для состо­яв­ше­го­ся гения — это воля и спо­соб­ность нестан­дарт­но реа­ги­ро­вать на любые пре­врат­но­сти судь­бы. При­ме­ров тому мно­же­ство! Поэто­му появ­ле­ние новых науч­ных идей, выхо­дя­щих за пре­де­лы обще­при­ня­той пара­диг­мы, и НОВОЙ науч­ной фан­та­сти­ки, ско­рее все­го, неиз­беж­но, хотя пред­ска­зать, когда имен­но нач­нет­ся воз­рож­де­ние, вряд ли кто возь­мет­ся… Глав­ное, зада­ча сфор­му­ли­ро­ва­на.

Игорь Сто­ля­ров,
канд. хим. наук

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Александр:

    Дис­тресс-это не толь­ко раз­вал СССР, но и раз­вал иллю­зий от сов­пи­са­те­лях, кото­рые часто как про­сто худо­же­ствен­но пере­во­ди­ли под сво­ей фами­ли­ей чужое произведение(Буратино, Вол­шеб­ник изу­мруд­но­го горо­да, Айбо­лит), так и воро­ва­ли целы­ми абза­ца­ми для уве­ли­че­ния объ­ё­ма сво­е­го про­из­ве­де­ния. К тому же ока­за­лось, что ино-НФ куда бога­че, чем пере­во­ди­лась, не менее деся­ти­ле­тия ушло на пере­вод-печать всех сколь­ко-нибудь зна­чи­мых фан­та­стов. В это вре­мя «тузем­ные» масте­ра соса­ли лапу, так что сей­час при уже при­выч­ном огром­ном раз­но­об­ра­зии изда­ний сча­стьем счи­та­ет­ся тираж более 3000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com