- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

«Нулевой уровень»

Георгий Рюриков

Геор­гий Рюри­ков

Вы помни­те, сколь­ко моле­кул АТФ син­те­зи­ру­ет­ся в наших клет­ках при пол­ном кис­ло­род­ном рас­щеп­ле­нии одной моле­ку­лы глю­ко­зы? (Если вы био­лог, не отве­чай­те, будет неин­те­рес­но.) Если не помни­те, то, навер­ное, не так уж страш­но, хотя эта инфор­ма­ция отно­сит­ся к базо­во­му уров­ню школь­ной про­грам­мы по био­ло­гии, и если, напри­мер, у вас есть дети, кото­рые учат­ся в деся­том клас­се и име­ют по био­ло­гии поло­жи­тель­ные оцен­ки, они эту инфор­ма­цию долж­ны так или ина­че усво­ить. И вооб­ще, они так мно­го все­го зна­ют: и в каком году была Пол­тав­ская бит­ва, и чему рав­на моляр­ная мас­са азо­та, и какая самая высо­кая гора Афри­ки — даже тро­еч­ни­ки, все-таки ведь худо-бед­но они всё это учат. Осо­бен­но если это зада­но на зав­тра. Если же это про­хо­ди­ли в про­шлом году, то шан­сы, конеч­но, пони­жа­ют­ся…

Я зани­ма­юсь со стар­ше­класс­ни­ка­ми био­ло­ги­ей. Ну, как это обыч­но быва­ет — выбран пред­мет для сда­чи ЕГЭ, выяс­ня­ет­ся, что боль­шин­ство необ­хо­ди­мых зна­ний или бла­го­по­луч­но рас­те­ря­но, или так нико­гда и не было усво­е­но, зна­чит, надо спе­ци­аль­но поза­ни­мать­ся. В зави­си­мо­сти от теку­щей успе­ва­е­мо­сти в шко­ле уче­ни­ки (и их роди­те­ли) обыч­но как-то оце­ни­ва­ют свой уро­вень. Ино­гда (не так уж и ред­ко) при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с тем, что уро­вень оце­ни­ва­ет­ся как «нуле­вой». Такая доволь­но само­кри­тич­ная оцен­ка — ну, не обра­щал нико­гда ребе­нок вни­ма­ния на этот пред­мет, как-то на «отвя­жись» зара­ба­ты­вал свои трой­ки, и в резуль­та­те прак­ти­че­ски ника­ких зна­ний из изу­че­ния пред­ме­та не вынес. Ну, быва­ет. А тут, ока­зы­ва­ет­ся, экза­мен надо сда­вать. Надо, зна­чит, хоро­шо поза­ни­мать­ся. Какой там у нас объ­ем мате­ри­а­ла? Школь­ный курс био­ло­гии — это фак­ти­че­ски четы­ре учеб­ни­ка, каж­дый стра­ниц по две­сти. Там же, навер­ное, мно­го лиш­ней инфор­ма­ции — посмот­ри­те, дети, вокруг себя, мах­ни­те пра­вой рукой, мах­ни­те левой рукой… Есть посо­бия для аби­ту­ри­ен­тов — там в сжа­том виде чет­ко и без вся­ких лиш­них отвле­че­ний дает­ся вся необ­хо­ди­мая инфор­ма­ция. Это одна книж­ка стра­ниц, ска­жем, на четы­ре­ста. Надо всё, что там напи­са­но, выучить — и дело в шля­пе. И тесты, конеч­но, поре­шать. И на вся­кий слу­чай с пре­по­да­ва­те­лем, а то чадо само ленит­ся. (Это, конеч­но, хоро­ший вари­ант, часто дума­ют, что мож­но огра­ни­чить­ся толь­ко теста­ми — про­сто выучить отве­ты на все вопро­сы, зачем еще учеб­ни­ки какие-то?)

Итак, у нас нуле­вой уро­вень, но до экза­ме­на еще несколь­ко меся­цев; объ­ем мате­ри­а­ла, кажет­ся, не запре­дель­ный; супер­вы­со­кий балл на экза­мене нам не нужен, так что ниче­го страш­но­го. Надо поза­ни­мать­ся.

Что ж, поеха­ли. И тут вне­зап­но выяс­ня­ет­ся: что­бы усво­ить, как осу­ществ­ля­ют­ся функ­ции ДНК, надо преж­де все­го худо-бед­но пони­мать, что вооб­ще такое моле­ку­лы и что такое хими­че­ская связь. Что­бы решать зада­чи по гене­ти­ке, нуж­но иметь навык рас­че­тов с про­цен­та­ми и какое-то пони­ма­ние, что такое веро­ят­но­сти. Осво­е­ние темы кру­го­во­ро­та веществ в био­сфе­ре невоз­мож­но без базо­вых пред­став­ле­ний об устрой­стве нашей пла­не­ты. Для пони­ма­ния кле­точ­ной энер­ге­ти­ки необ­хо­ди­мо иметь в голо­ве как мини­мум твер­до усво­ен­ный закон сохра­не­ния энер­гии и уве­рен­ную готов­ность им в нуж­ный момент вос­поль­зо­вать­ся. Поз­воль­те, это же всё дру­гие пред­ме­ты, у нас с этим сла­бо, но мы их сда­вать не соби­ра­ем­ся, мы вооб­ще-то био­ло­гию хоте­ли…

Даль­ше, как гово­ри­ла Али­са, всё чуде­са­тее. Выяс­ня­ет­ся, что, хотя отдель­ный пред­мет «био­ло­гия» появ­ля­ет­ся (в зави­си­мо­сти от про­грам­мы) в 6–7-х клас­сах, зна­ния по био­ло­гии школь­ник начи­на­ет полу­чать рань­ше. Напри­мер, из пред­ме­та «окру­жа­ю­щий мир», в кото­ром изу­ча­ют­ся вооб­ще-то важ­ные вещи. И хуже того — зна­ни­я­ми по био­ло­гии чело­век в нор­ме начи­на­ет овла­де­вать бук­валь­но с рож­де­ния. Сколь­ко ног у соба­ки или како­го цве­та летом на дере­вьях листья — все эти вещи мы зна­ем не из учеб­ни­ков. Так что «нуле­вой уро­вень» — это такая кокет­ли­вая фигу­ра речи, за кото­рой на самом деле ниче­го опре­де­лен­но­го не сто­ит. Нуле­вым уров­нем обла­да­ет ново­рож­ден­ный мла­де­нец. И насколь­ко дале­ко наш один­на­дца­ти­класс­ник от него ушел — это и есть его насто­я­щий уро­вень.

И вот тут самое чуде­са­тое. Виде­ли в Интер­не­те демо­ти­ва­то­ры: какая-нибудь более или менее заум­ная фор­му­ла и при­пис­ка «Всё жду, когда мне это пона­до­бит­ся»? И уче­ни­ки, и роди­те­ли очень часто не толь­ко не пони­ма­ют, но и ока­зы­ва­ют­ся совер­шен­но не гото­вы к мыс­ли, что всё то, чему ребен­ка учи­ли в шко­ле в тече­ние один­на­дца­ти лет, вооб­ще гово­ря, может пона­до­бить­ся и повли­я­ет на то, насколь­ко он готов к изу­че­нию, напри­мер, био­ло­гии. Никто, разу­ме­ет­ся, не сомне­ва­ет­ся, что необ­хо­ди­мо уметь читать. Или выпол­нять про­стей­шие ариф­ме­ти­че­ские дей­ствия. Но, ска­жем, физи­ка: к чему это, это же совсем дру­гой пред­мет?

Имен­но это, а не недо­ста­ток напич­кан­но­сти каки­ми-то кон­крет­ны­ми фак­та­ми из учеб­ни­ка обыч­но созда­ет основ­ные пре­пят­ствия в уче­бе. Имен­но воз­мож­ность «сдать и забыть», что­бы потом перей­ти к зуб­реж­ке сле­ду­ю­щих раз­де­лов, созда­ет школь­ни­ку воз­мож­ность демон­стри­ро­вать иллю­зию дви­же­ния впе­ред, не имея сколь­ко-нибудь доста­точ­ной базы для осво­е­ния новых зна­ний. Про­бле­ма в том, что базо­вые зна­ния обыч­но спе­ци­аль­но никто не про­ве­ря­ет, поэто­му, если не «копать», мож­но не обна­ру­жить пово­да прий­ти в ужас. Нет фор­маль­но­го пово­да это спра­ши­вать. Мно­гие мои кол­ле­ги рабо­та­ют в раз­ных более или менее элит­ных шко­лах с ода­рен­ны­ми, моти­ви­ро­ван­ны­ми детьми, и они мне не то что­бы совсем не верят, но пола­га­ют, что я силь­но пре­уве­ли­чи­ваю. Но я не пре­уве­ли­чи­ваю. Моя выбор­ка — это уча­щи­е­ся обыч­ных мос­ков­ских школ, кото­рым так или ина­че при­шло в голо­ву сда­вать био­ло­гию в каче­стве пред­ме­та по выбо­ру. Я сви­де­тель­ствую, что вполне обыч­ной явля­ет­ся ситу­а­ция, когда один­на­дца­ти­класс­ник вычис­ля­ет на каль­ку­ля­то­ре 10% от деся­ти (sic!), или опе­ри­ру­ет веро­ят­но­стя­ми боль­ше еди­ни­цы, или не пони­ма­ет, что если веще­ство посту­па­ет в систе­му, то оно долж­но куда-то девать­ся, или утвер­жда­ет, что энер­гию мы полу­ча­ем из кис­ло­ро­да, или уве­рен, что в горах высо­кое дав­ле­ние, или отве­ча­ет, что паук пита­ет­ся пау­ти­ной, что на дубах рас­тут шиш­ки… Чест­ное сло­во, я прав­да всё это слы­шал. Спи­сок мож­но про­дол­жать, но у меня нет зада­чи соста­вить подроб­ный спи­сок пер­лов моих уче­ни­ков, тем более что он был бы слиш­ком обшир­ным.

Рис. И. Кийко

Рис. И. Кий­ко

Шут­ки шут­ка­ми, про шиш­ки на дубах я слы­шал все­го один раз, но, ска­жем, гипо­те­зы, явным обра­зом нару­ша­ю­щие закон сохра­не­ния энер­гии, не сму­ща­ют почти нико­го. И спо­соб­ность посчи­тать в уме, без состав­ле­ния на бумаж­ке про­пор­ции, сколь­ко будет 20% от трид­ца­ти, — ско­рее исклю­че­ние, чем пра­ви­ло.

Наша школь­ная систе­ма поз­во­ля­ет уче­ни­ку в какой-то момент схал­ту­рить и «пере­ско­чить» на сле­ду­ю­щий уро­вень, не осво­ив тол­ком преды­ду­ще­го. С это­го момен­та начи­на­ет­ся пороч­ный круг — даль­ней­шее обу­че­ние будет пред­став­лять собой по боль­шей части лишь заучи­ва­ние бес­смыс­лен­ных тек­стов и запо­ми­на­ние маги­че­ских фор­мул. Я пом­ню, как меня само­го, когда я еще учил­ся в шко­ле, удив­ля­ло, что поло­жи­тель­ную оцен­ку в чет­вер­ти я могу полу­чить, про­сто имея какое-то опре­де­лен­ное чис­ло поло­жи­тель­ных оце­нок в жур­на­ле. И не важ­но, за что они постав­ле­ны. Какую-то тему я могу про­бо­леть, про­пу­стить, и ничто нико­гда не выну­дит меня ее выучить. А если я не обя­зан ее хоть как-то осво­ить, то зачем она вооб­ще нуж­на? Если толь­ко «для галоч­ки», то всё таким обра­зом полу­ча­е­мое зна­ние будет, конеч­но, попол­нять собой спи­сок вещей, кото­рые «всё жду, когда при­го­дят­ся».

Идя таким путем, мож­но более-менее бла­го­по­луч­но отчи­ты­вать­ся за теку­щее домаш­нее зада­ние, но, когда дело дохо­дит до экза­ме­на, ока­зы­ва­ет­ся, что все­го пом­нить уже не полу­ча­ет­ся и необ­хо­ди­мо хоть сколь­ко-нибудь систем­ное вла­де­ние пред­ме­том. Тут-то и заяв­ля­ет­ся «нуле­вой уро­вень» по, ска­жем, био­ло­гии. А вот глу­би­на про­па­сти, кото­рую нуж­но запол­нить, что­бы чест­но, с пол­ным осно­ва­ни­ем начать изу­че­ние пред­ме­та, обыч­но не осо­зна­ет­ся. Да нико­му, в общем-то, и не при­хо­дит в голо­ву в нее загля­ды­вать. Про­ве­ря­ют­ся те зна­ния, кото­рые тре­бу­ют­ся на «теку­щем» уровне. При­чем зна­ния и их симу­ля­ция обыч­но не раз­ли­ча­ют­ся. А если кому-то и при­дет в голо­ву… то делать он это­го, ско­рее все­го, не ста­нет, так как это, как ни непри­ят­но при­знать, нико­му не выгод­но. У кого хва­ти­ло бы сме­ло­сти про­ве­сти мас­со­вое тести­ро­ва­ние в один­на­дца­тых клас­сах на уме­ние скла­ды­вать про­стые дро­би и опуб­ли­ко­вать резуль­та­ты? А резуль­та­ты, я уве­рен, полу­чи­лись бы удру­ча­ю­щи­ми. Впро­чем, ни для кого не сек­рет, что, соглас­но опро­сам, у нас око­ло 30% граж­дан счи­та­ет, что Солн­це вра­ща­ет­ся вокруг Зем­ли (для тех, кто не знал, сооб­щаю эту горь­кую прав­ду). Но это взрос­лые, в шко­ле они учи­лись дав­но, и нет учи­те­лей, кото­рые сво­ей под­пи­сью отве­ча­ли бы за оцен­ки у них в днев­ни­ках. А у школь­ни­ков эти под­пи­си сто­ят. Учи­те­ля их ста­вят.

Разу­ме­ет­ся, у нас есть очень хоро­шие шко­лы. У нас есть очень хоро­шие учи­те­ля. И есть, разу­ме­ет­ся, школь­ни­ки, резуль­та­та­ми кото­рых мож­но гор­дить­ся. Они побеж­да­ют на меж­ду­на­род­ных олим­пи­а­дах, участ­ву­ют в раз­лич­ных обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тах, вооб­ще доби­ва­ют­ся отлич­ных успе­хов. И это здо­ро­во. Впро­чем, наша стра­на тра­ди­ци­он­но силь­на резуль­та­та­ми, при­год­ны­ми для услов­ной «выстав­ки дости­же­ний». А вот оце­нить сред­ний уро­вень очень слож­но. Оцен­ки? Я видел круг­лых отлич­ни­ков, не спо­соб­ных отве­тить на самые эле­мен­тар­ные вопро­сы. Оцен­ки под­час мож­но зара­бо­тать кучей раз­ных спо­со­бов, за ними может сто­ять реаль­ный уро­вень, а может и не сто­ять. А если мне гово­рят «сла­бая трой­ка», это обыч­но зна­чит, что насто­я­щее, осмыс­лен­ное обу­че­ние закон­чи­лось где-то клас­се в чет­вер­том-пятом. И нача­лось паде­ние в про­пасть, у кото­рой нет нуле­вой отмет­ки.

Геор­гий Рюри­ков,
сотруд­ник
Инсти­ту­та про­блем эко­ло­гии и эво­лю­ции
им. А. Н. Север­цо­ва (ИПЭЭ) РАН

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи