Дачи — кошки — птицы

Вадим Гаврилов, ст. науч. сотр. Звенигородской биостанции им. С. Н. Скадовского биологического факультета МГУ

Вадим Гав­ри­лов

Мос­ков­ская область отли­ча­ет­ся мак­си­маль­ной интен­сив­но­стью антро­по­ген­ной нагруз­ки даже сре­ди самых густо­на­се­лен­ных и про­мыш­лен­но раз­ви­тых реги­о­нов Рос­сии. Высо­кая плот­ность раз­ме­ще­ния пред­при­я­тий, рекре­а­ци­он­ные нагруз­ки, неуме­рен­ное лесо­поль­зо­ва­ние и отчуж­де­ние земель в част­ную соб­ствен­ность при­во­дят к уско­ря­ю­щей­ся дегра­да­ции лес­ных био­си­стем реги­о­на. Здесь осо­бен­но важ­но про­во­дить мони­то­ринг чис­лен­но­сти и видо­во­го раз­но­об­ра­зия живот­ных и рас­те­ний, давать оцен­ку состо­я­нию остав­ших­ся при­род­ных эко­си­стем.

Соловей Luscinia luscinia (самец)

Соло­вей Luscinia luscinia (самец)

Зве­ни­го­род­ская био­стан­ция МГУ и карьер Сима — бота­ни­че­ский и зоо­ло­ги­че­ский госу­дар­ствен­ный при­род­ный заказ­ник реги­о­наль­но­го зна­че­ния, фак­ти­че­ски един­ствен­ный в ближ­нем Под­мос­ко­вье. Он создан на тер­ра­сах древ­ней доли­ны Моск­вы-реки и водо­раз­дель­ном пла­то с выров­нен­ным релье­фом, кото­рое в юго-восточ­ной части про­ре­за­ет­ся овра­гом. Заказ­ник рас­по­ло­жен в Один­цов­ском рай­оне Мос­ков­ской обла­сти — в 12 км от Зве­ни­го­ро­да, при­мер­но в 40–50 км от МКАД. Лес­ной мас­сив — в насто­я­щий момент немно­гим более 700 га — закреп­лен за Зве­ни­го­род­ской био­стан­ци­ей МГУ.

Белая трясогузка Motacilla alba (взрослая и слеток)

Белая тря­со­гуз­ка Motacilla alba (взрос­лая и сле­ток)

С 1999 года на Зве­ни­го­род­ской био­ло­ги­че­ской стан­ции изу­ча­ют птиц и про­во­дят мони­то­ринг орни­то­фа­у­ны мето­дом отло­ва и коль­це­ва­ния. Он под­ра­зу­ме­ва­ет иссле­до­ва­ние видо­во­го раз­но­об­ра­зия и чис­лен­но­сти птиц на изу­ча­е­мой тер­ри­то­рии и дол­го­вре­мен­ное отсле­жи­ва­ние их изме­не­ний. Метод хоро­шо кон­тро­ли­ру­ет состо­я­ние и чис­лен­ность преж­де все­го мел­ких воро­бьи­ных птиц раз­ме­ром от король­ка до дроз­да (ивол­ги, сой­ки), а так­же пред­ста­ви­те­лей отря­да дят­ло­об­раз­ных.

Большой пестрый дятел Dendrocopos major (самец и слеток)

Боль­шой пест­рый дятел Dendrocopos major (самец и сле­ток)

За всё вре­мя иссле­до­ва­ний боль­шин­ство пер­на­тых было отлов­ле­но в лет­ние меся­цы. Поэто­му мони­то­ринг чис­лен­но­сти и видо­во­го раз­но­об­ра­зия каса­ет­ся глав­ным обра­зом мест­ных, гнез­дя­щих­ся птиц. Для ана­ли­за изме­не­ния этих пока­за­те­лей в раз­ные годы были взя­ты отло­вы птиц за четы­ре пол­ных дня в июне (начи­ная с 15–18 июня) и за четы­ре пол­ных лов­чих дня в июле (начи­ная с 21–24 июля) с 1999 по 2016 год.

Вертишейка Jynx torquilla

Вер­ти­шей­ка Jynx torquilla

Чис­ло пой­ман­ных птиц и чис­ло пой­ман­ных видов в июне зна­чи­тель­но колеб­лют­ся год от года. Общая чис­лен­ность птиц и коли­че­ство их заре­ги­стри­ро­ван­ных видов силь­но вырос­ли к 2011–2012 году, а в послед­ние четы­ре года умень­ша­ют­ся. В июле, как пра­ви­ло, эти пока­за­те­ли выше, чем за такой же пери­од в июне, за исклю­че­ни­ем 2016 года. Циф­ры так­же силь­но варьи­ру­ют и дости­га­ют мак­си­му­ма в 2011 и 2012 годах, а после рез­ко сни­жа­ют­ся. По резуль­та­там отло­вов мож­но судить, что за пери­од с 1999-го по 2016-й наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны­ми для птиц были 2011 и 2012 годы, а 2016-й — наи­ме­нее бла­го­при­ят­ным.

Зарянка Erithacus rubecula

Зарян­ка Erithacus rubecula

Хотя в целом чис­лен­ность птиц и видо­вое раз­но­об­ра­зие обна­ру­жи­ва­ют меж­го­до­вые коле­ба­ния, в послед­ние четы­ре года они ста­биль­но сокра­ща­ют­ся, что еще ни разу не было отме­че­но, и в 2016 году достиг­ли мини­маль­ных зна­че­ний за всё вре­мя иссле­до­ва­ний. Чис­лен­ность боль­шин­ства мас­со­вых видов птиц так­же сни­жа­ет­ся в послед­ние четы­ре года.

Большая синица Parus major

Боль­шая сини­ца Parus major

Изме­не­ние чис­лен­но­сти птиц обыч­но свя­зы­ва­ют с потеп­ле­ни­ем кли­ма­та. Одна­ко потеп­ле­ние, как пра­ви­ло, сна­ча­ла при­во­дит к изме­не­нию сро­ков сезон­ных явле­ний у рас­те­ний и живот­ных. Мы еже­год­но срав­ни­ва­ем дан­ные о вре­ме­ни пре­бы­ва­ния птиц на тер­ри­то­рии Зве­ни­го­род­ской био­стан­ции, сро­ках раз­мно­же­ния, линь­ки и т. д. с ана­ло­гич­ны­ми дан­ны­ми, полу­чен­ны­ми в нача­ле ХХ века [1]. Все эти харак­те­ри­сти­ки сезон­ных явле­ний у раз­ных видов птиц не изме­ни­лись по срав­не­нию с нача­лом про­шло­го века, несмот­ря на меж­го­до­вые коле­ба­ния. Поэто­му у нас нет осно­ва­ний свя­зы­вать умень­ше­ние чис­лен­но­сти и видо­во­го раз­но­об­ра­зия птиц в ближ­нем Под­мос­ко­вье с гло­баль­ным потеп­ле­ни­ем кли­ма­та, если, конеч­но, это не отра­же­ние все­об­ще­го гло­баль­но­го сни­же­ния чис­лен­но­сти птиц.

Славка черноголовка Sylvia atricapilla (самец)

Слав­ка чер­но­го­лов­ка Sylvia atricapilla (самец)

Зна­чи­тель­но более прав­до­по­доб­ны­ми при­чи­на­ми пред­став­ля­ют­ся локаль­ные фак­то­ры. Веро­ят­но, самый глав­ный из них — воз­рос­шая рекре­а­ци­он­ная нагруз­ки на тер­ри­то­рию Зве­ни­го­род­ской био­стан­ции в свя­зи с рез­ко воз­рос­шим коли­че­ством дач­ни­ков на тер­ри­то­рии вокруг нее. Дру­гой фак­тор, тес­но свя­зан­ный с преды­ду­щим, — хищ­ни­че­ство бро­дя­чих домаш­них или оди­чав­ших кошек. Еже­год­но мы реги­стри­ру­ем всё боль­ше слу­ча­ев разо­ре­ния кош­ка­ми гнезд мел­ких птиц, а так­же гибель пер­на­тых от зубов и ког­тей хищ­ни­ков непо­сред­ствен­но в наших лов­чих сетях (мы не успе­ва­ем их защи­тить).

Зяблик Fringilla coelebs (самец)

Зяб­лик Fringilla coelebs (самец)

Уже при­зна­но, что сво­бод­но гуля­ю­щие кош­ки пред­став­ля­ют собой огром­ную эко­ло­ги­че­скую угро­зу [2, 3], посколь­ку охо­тят­ся вне зави­си­мо­сти от того, голод­ны они или сыты. Кош­ки еже­год­но уби­ва­ют десят­ки мил­ли­ар­дов птиц, мел­ких мле­ко­пи­та­ю­щих, реп­ти­лий, яще­риц, под­тал­ки­вая уяз­ви­мые виды к пол­но­му исчез­но­ве­нию. В США от ког­тей и зубов кошек поги­ба­ет боль­ше мле­ко­пи­та­ю­щих и птиц, чем от вет­ря­ных тур­бин, авто­мо­би­лей, пести­ци­дов и ядов, столк­но­ве­ний с небо­скре­ба­ми и лета­тель­ны­ми аппа­ра­та­ми, а так­же от дру­гих так назы­ва­е­мых пря­мых антро­по­ген­ных при­чин, вме­сте взя­тых. В истреб­ле­нии мел­ких птиц и зве­рей участ­ву­ют как домаш­ние коты, так и бес­при­зор­ные. В послед­нее вре­мя кош­ки рас­смат­ри­ва­ют­ся уже как пря­мая угро­за не толь­ко для мел­ких, сред­них и круп­ных птиц и назем­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, но и для мор­ских мле­ко­пи­та­ю­щих. Не менее серьез­ной опас­но­стью явля­ет­ся рас­про­стра­не­ние бро­дя­чи­ми и дича­ю­щи­ми домаш­ни­ми кош­ка­ми раз­лич­ных забо­ле­ва­ний [2, 3].

Мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca (самка)

Мухо­лов­ка-пест­руш­ка Ficedula hypoleuca (сам­ка)

Веро­ят­но, имен­но рез­ко воз­рос­шее коли­че­ство дач на тер­ри­то­рии вокруг Зве­ни­го­род­ской био­стан­ции при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му сни­же­нию чис­лен­но­сти и видо­во­го раз­но­об­ра­зия мел­ких птиц за послед­ние четы­ре года. Вес­ной и летом дач­ни­ки исполь­зу­ют тер­ри­то­рию заказ­ни­ка для про­гу­лок, часто всем семей­ством: с детьми, соба­ка­ми и т. д., осо­бен­но око­ло вод­ных место­оби­та­ний, что при­во­дит к обще­му умень­ше­нию чис­лен­но­сти птиц за счет меха­ни­че­ско­го разо­ре­ния и уси­ле­ния фак­то­ра бес­по­кой­ства. В теп­лый сезон при­во­зят домаш­них кошек, кото­рых выпус­ка­ют погу­лять на участ­ках или вокруг них. Кош­ки охо­тят­ся и уби­ва­ют всех птиц, кото­рых им уда­ет­ся встре­тить, не брез­гуя гнез­да­ми и птен­ца­ми. Часто эти кош­ки раз­мно­жа­ют­ся, а при­плод дач­ни­ки не заби­ра­ют с собой, про­сто бро­сая на про­из­вол судь­бы. Бро­шен­ные кош­ки уже вынуж­де­ны выжи­вать, пита­ясь пти­ца­ми, мле­ко­пи­та­ю­щи­ми и т. д., разо­ряя при­род­ную эко­си­сте­му.

Вадим Гав­ри­лов,
орни­то­лог, канд. биол. наук,
ст. науч. сотр. био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ им. Ломо­но­со­ва

1. Пту­шен­ко Е. С., Ино­зем­цев А. А. Био­ло­гия и хозяй­ствен­ное зна­че­ние птиц Мос­ков­ской обла­сти и сопре­дель­ных тер­ри­то­рий. М.: изд-во Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, 1968.

2. Loss S. R., Will T. , Marra P. P. The impact of free-ranging domestic cats on wildlife of the United States /​/​ Nature communications. 2013. 4:1396. DOI: 10.1038/ncomms2380.

3. Marra P. P. , Santella C. Cat Wars: The Devastating Consequences of a Cuddly Princeton University Press, 2016.