О судьбе Главной астрономической (Пулковской) обсерватории РАН

Павильоны обсерватории. Фото "Википедии"
Павильоны обсерватории. Фото «Википедии»

Пулковская — национальная гордость России. Это первое (основана в 1839 году) специализированное научное учреждение Российской империи. Как бы сказали сейчас, первый научно-исследовательский институт Петербургской академии наук. Лет за двадцать, по тем временам быстро, при поддержке высшего руководства страны (не чрезмерной, но достаточной) обсерватория превратилась в астрономическую столицу мира благодаря новейшим инструментам и энтузиастам-астрономам, прошедшим многолетнюю школу в лучших обсерваториях Европы, а позднее и Америки. Важно, что это почетное звание предложил знаменитый американский астроном Бенджамин Гулд.

Шли годы и столетия. Превосходные обсерватории появились в Азии, Северной и Южной Америке, Африке, Австралии, не говоря о Европе. Сегодня действует и уникальная обсерватория в Антарктиде. перестала быть столицей, но осталась в первой двадцатке. Все обсерватории с античности и до начала XX века строились вблизи университетов, вблизи столиц или соперничающих с ними городов, таких как и в России. Города неумолимо расширялись. Парижская обсерватория оказалась в центре Парижа. Яркий свет не позволяет астрономам видеть слабые (правильнее говорить «тусклые», но это как-то некрасиво и даже обидно) объекты и сильно ограничивает горизонт наблюдаемой Вселенной. Запыленная атмосфера — тоже не подарок наблюдателям. Потоки тяжелых автомобилей, трамваев, подземных и наземных поездов ведут к дрожанию изображений в телескопах, что снижает точность определения координат и физических характеристик небесных тел. Постепенно все старые, построенные при монархах обсерватории закрываются, превращаясь в и учебные центры. Но перед этим превращением строятся современные обсерватории в хороших астроклиматических условиях, в горах, далеко от мешающих огней больших городов. Устанавливаются новые мощные телескопы. Экспоненциальное развитие транспорта и связи делает работу в этих обсерваториях эффективной, хотя весьма трудной и существенно более дорогой.

Из этого правила есть два заметных исключения: Пулковская обсерватория под Петербургом () и Морская обсерватория под Вашингтоном (). Причин тут две. Эти обсерватории построены значительно позже Парижской, Гринвичской и многих других. Печальный опыт западноевропейских коллег частично учтен. Пулковская и Вашингтонская обсерватории гораздо дальше от столиц, чем, скажем, Парижская. Так что условия наблюдений там отнюдь не катастрофичны, хотя, конечно, не блестящи. Во-вторых, обе обсерватории постепенно свернули астрофизические исследования, сосредоточив усилия на астрометрии (определении как можно более точных положений звезд, планет, спутников, комет, астероидов, искусственных небесных тел, что необходимо для навигации и космических исследований). А для астрометрии очень слабые объекты неинтересны. Поэтому Пулковская и Вашингтонская обсерватории и сейчас работают и имеют высокую репутацию у специалистов в области астрометрии и небесной механики.

Оставим вопрос «кто виноват» и сосредоточимся на «что делать». Расширения города не остановить, и в будущем обсерватория, возможно, превратится в учебную и . Но СНАЧАЛА надо построить эквивалентную обсерваторию в подходящем месте. Учитывая состояние российской экономики, на это потребуется лет тридцать. Если даже РФ объявит нового Пулкова важнейшей задачей страны, меньше двадцати лет это не займет, как показывает мировой опыт. А пока надо соблюдать и остановить всякую застройку южнее Пулковских высот. Более того, крупную и высокоэтажную застройку надо остановить НАВСЕГДА. Ведь и для учебной обсерватории, базой наблюдательной практики студентов-астрономов, нужно много неба, а не только кусочек прямо над головой.

Докт. физ.-мат. наук, , заслуженный деятель науки РФ,
РАЕН К. В. Холшевников

Алмаз Галеев

Константин Владиславович запамятовал, что первые систематические астрономические наблюдения в России начали проводиться в Казани и первая постоянно действующая астрономическая обсерватория (сейчас кафедра астрономии и космической геодезии КФУ) была построена на территории Казанского императорского университета в 1838 году. Но главное, что из-за городской засветки профессиональные наблюдения в этой обсерватории были практически прекращены в конце XIX века, а в Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта (в 20 км западнее Казани) — в конце XX века. Сейчас в АОЭ работает музей и находится Планетарий, а город тоже постепенно «ползет» в сторону обсерватории. Важно, чтобы Пулковская обсерватория сохранилась как центр астрономической науки и образования Санкт-Петербурга, и ее существованию не угрожали коммерческие интересы…

George Yasko

Где же добрый царь наш, отчего молчит?

Комиссаров Александр Васильевич

Ну что Вы такие стеснительные, астрономы? «Планетоград» — это бренд стоимостью 30 миллиардов долларов, на который купились мещане, а бренд это Ваша собственность, как бренд «Пепси-сола» и по цене схож, Вы бренд создали и Вы должны получить эти деньги, без нынешнего директора. А с такими бабками везде лафа, Вы же для науки стараетесь.
Хитрый не только Анатолий Чубайс, но и Вы. А то, что такое за капитализм, если выиграете процесс и Ихсанов Н.Р. от зависти застрелится. Таковы законы капитализма, а не коммунизма! Европа 5 мая празднует 200-летие со дня рождения
Карла Маркса, так Вы коллективисты-коммунисты, то шпильку вставить явно буржуазному директору, — милое дело!
Учитесь у Ленина В.И. , который кинул Германию и забрал 50 миллионов немецких марок на создание первого в мире социалистического государства, и у него получилось!

RETIO