Школа гниет с головы

Юлия Галямина

Юлия Галя­ми­на

Линг­вист и поли­тик (кан­ди­дат от пар­тии «Ябло­ко» в Гос­ду­му-2016) Юлия Галя­ми­на раз­мыш­ля­ет о фаль­ши­вых дис­сер­та­ци­ях дирек­то­ров школ и кол­ле­джей в Рос­сии.

Уже быв­ший дирек­тор ГБОУ горо­да Моск­вы «Шко­ла № 1078» Ека­те­ри­на Нико­ла­ев­на Мань­ков­ская пишет в сво­ей кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции на соис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та педа­го­ги­че­ских наук: «Кри­те­ри­я­ми соци­а­ли­за­ции явля­ют­ся: пред­став­ле­ние целост­ной кар­ти­ны мира, при­об­ре­те­ние зна­ний и уме­ний соци­аль­ных отно­ше­ний для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в соци­у­ме, сфор­ми­ро­ван­но­сти цен­ност­ных пред­став­ле­ний, уме­ние делать нрав­ствен­ный выбор, спо­соб­ность опре­де­лить мотив пове­де­ния, нали­чие отно­си­тель­но целост­ной „Я-кон­цеп­ции“, твор­че­ский под­ход к дея­тель­но­сти, навы­ки рас­пре­де­ле­ния и орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти, адек­ват­ная оцен­ка и ана­лиз соб­ствен­ной дея­тель­но­сти, харак­тер сов­мест­ной дея­тель­но­сти». С эти­ми сло­ва­ми нель­зя было бы не согла­сить­ся, если бы не одно «но». По дан­ным воль­но­го сете­во­го сооб­ще­ства Дис­сер­нет, свою дис­сер­та­цию Ека­те­ри­на Нико­ла­ев­на попро­сту спи­са­ла. В тек­сте нет ни одной стра­ни­цы, кото­рая была бы напи­са­на авто­ром само­сто­я­тель­но. Ком­мен­та­рий Дис­сер­не­та без­жа­ло­стен: «Иде­аль­ный слу­чай: ни уба­вить ни при­ба­вить. Млад­шим школь­ни­кам за такое ста­ра­тель­ное пере­пи­сы­ва­ние ста­вят отлич­ные оцен­ки» [1].

Сра­зу хочет­ся задать­ся вопро­сом, что там у само­го авто­ра с его соб­ствен­ной соци­а­ли­за­ци­ей: с целост­но­стью кар­ти­ны мира, с уме­ни­ем функ­ци­о­ни­ро­вать в соци­у­ме, с навы­ка­ми орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти, а глав­ное — с цен­ност­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми, уме­ни­ем делать нрав­ствен­ный выбор и спо­соб­но­стью опре­де­лить моти­вы сво­е­го пове­де­ния. Или же гос­по­жа Мань­ков­ская еще не опре­де­ли­лась с «Я-кон­цеп­ци­ей» и не может отде­лить соб­ствен­ное твор­че­ство от твор­че­ства кол­лег, кото­рые защи­ти­ли свои дис­сер­та­ции за несколь­ко лет и меся­цев до нее…

Некор­рект­ные заим­ство­ва­ния в дис­сер­та­ци­он­ных рабо­тах дирек­то­ров школ и кол­ле­джей, к сожа­ле­нию, явле­ние не уни­каль­ное. Дис­сер­не­ту уда­лось выявить 23 подоб­ных слу­чая (из 141 про­ве­рен­ной дис­сер­та­ции, см. кол­лек­цию «Школь­ные годы» на сай­те Дис­сер­не­та [2]). И это толь­ко в Москве. Впро­чем, Моск­ву вполне мож­но было бы назвать сто­ли­цей пла­ги­а­та. О при­чи­нах жела­ния мос­ков­ских дирек­то­ров иметь на полоч­ке диплом о при­суж­де­нии уче­ной сте­пе­ни мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся, но, как пола­га­ет один из осно­ва­те­лей Дис­сер­не­та физик Андрей Ростов­цев, «в сред­нем сре­ди мос­ков­ских школь­ных дирек­то­ров немно­го боль­ше „карье­ри­стов“, чем вда­ли от сто­ли­цы». Сим­во­ли­че­ская цен­ность уче­ной сте­пе­ни намно­го выше, чем мате­ри­аль­ная, — при­бав­ки за кан­ди­дат­скую ничтож­но малы на фоне неимо­вер­но раз­ду­тых дирек­тор­ских зар­плат. По сло­вам Ростов­це­ва, карье­ри­стов при­вле­ка­ют имен­но сим­во­ли­че­ские цен­но­сти — они дают ощу­ще­ние вос­хож­де­ния по этой неви­ди­мой лест­ни­це, кото­рая тоже явля­ет­ся одним из видов соци­а­ли­за­ции.

То, что в нашем обще­стве воз­мо­жен столь мас­со­вый обман со сто­ро­ны людей, кото­рые отве­ча­ют за вос­пи­та­ние буду­щих поко­ле­ний, ниче­го хоро­ше­го нам не сулит. Самое печаль­ное — отсут­ствие сколь-нибудь силь­ной реак­ции со сто­ро­ны как роди­тель­ской, так и учи­тель­ской обще­ствен­но­сти на обна­ро­до­ван­ную инфор­ма­цию о подо­зре­ни­ях в пла­ги­а­те. Мно­гие роди­те­ли таких дирек­то­ров защи­ща­ют: мол, какая раз­ни­ца, что дис­сер­та­ция спи­са­на или попро­сту фаль­си­фи­ци­ро­ва­на (как это было с дирек­то­ром шко­лы № 1409 Ири­ной Ильи­чё­вой, кото­рая попро­сту поль­зо­ва­лась под­лож­ным доку­мен­том о при­суж­де­нии уче­ной сте­пе­ни). Глав­ное, что­бы дирек­тор был хоро­ший — мог для шко­лы выби­вать допол­ни­тель­ное финан­си­ро­ва­ние и дости­гать хоро­ших пози­ций в рей­тин­ге.

Отсут­ствие «сфор­ми­ро­ван­ных цен­ност­ных пред­став­ле­ний» — это глав­ная беда нынеш­не­го рос­сий­ско­го обще­ства. И эта цен­ност­ная дез­ори­ен­та­ция пере­да­ет­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Если мож­но спи­сать на кон­троль­ной в шко­ле, зна­чит, мож­но спи­сать и дис­сер­та­цию. И наобо­рот. Сего­дня, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов по управ­ле­нию обра­зо­ва­ни­ем, одна из серьез­ных при­чин сни­же­ния каче­ства обра­зо­ва­ния — это повсе­мест­ное спи­сы­ва­ние. Спи­сы­ва­ют не толь­ко школь­ни­ки и дирек­то­ра. Спи­сы­ва­ют учи­те­ля, мето­ди­сты, заву­чи. Рас­ска­зы­ва­ют, что, когда в одну шко­лу при­шел новый про­дви­ну­тый дирек­тор и пред­ло­жил учи­те­лям пись­мен­но отве­тить на ряд вопро­сов, они нача­ли ярост­но ска­ты­вать отве­ты друг у дру­га.

Отсут­ству­ет и какая-либо офи­ци­аль­ная реак­ция. Ни Депар­та­мент обра­зо­ва­ния Моск­вы, ни Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния Рос­сии вопро­сом дирек­то­ров с сомни­тель­ны­ми дис­сер­та­ци­я­ми не заин­те­ре­со­ва­лись и ника­кой пуб­лич­ной реак­ци­ей не оза­бо­ти­лись. Их эта ситу­а­ция, по-види­мо­му, тоже не сму­ща­ет. А зря.

Ведь если спи­сы­ва­ние в обще­стве не осуж­да­ет­ся, а пере­да­ет­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние, то леги­ти­ми­зи­ру­ет­ся и дру­гой обман, про­цве­та­ет нрав­ствен­ный реля­ти­визм. Глав­ное — успех, карьер­ный рост и хоро­шие оцен­ки, а о мето­дах мы порас­суж­да­ем в сво­их спи­сан­ных «науч­ных» тру­дах. Лице­ме­рие и ложь? Ну и что, быва­ет…

Юлия Галя­ми­на,
канд. филол. наук, науч. сотр. МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва

1. www.dissernet.org/expertise/mankovskajaenhtm

2. www.dissernet.org/expertise/tag/direktor-shkoly

От редак­ции. Эта ста­тья была сна­ча­ла направ­ле­на в про­филь­ную «Учи­тель­скую газе­ту», одна­ко ника­ко­го отве­та авто­ру полу­чить не уда­лось. Редак­ция ТрВ-Нау­ка забла­го­вре­мен­но напра­ви­ла запрос с прось­бой о ком­мен­та­рии руко­во­ди­те­лю Депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния Моск­вы Иса­а­ку Иоси­фо­ви­чу Калине, но ника­кой реак­ции так­же не после­до­ва­ло.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

4 комментария

  • Павел:

    То есть, в ВАК писа­ли о пла­ги­а­те и нет реак­ции? Неуже­ли такое может быть?

  • Алексей В. Лебедев:

    В ста­тье упо­мя­ну­та дирек­тор шко­лы Ири­на Ильи­че­ва, но не ска­за­но, что она еще и ста­ла депу­та­том Мосгор­ду­мы, это фан­та­сти­че­ски вопи­ю­щий слу­чай, см. напри­мер: http://echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/1820282-echo/

  • Мария:

    Да, Такие «дис­сер­та­ции» – без­об­ра­зие.
    Но я бы не ста­ла без­услов­но пори­цать и обви­нять испол­ни­те­лей.

    Глав­ная вина лежит на тех, кто одна­жды решил, что дирек­тор шко­лы или кол­ле­джа дол­жен непре­мен­но иметь уче­ную сте­пень. Зачем? Это же не науч­ное объ­еди­не­ние, не ВУЗ?

    Рабо­та дирек­то­ра кол­ле­джа, напри­мер, слож­ная и мно­го­об­раз­ная, ответ­ствен­ность – огром­на. Зачем от чело­ве­ка, кото­рый дол­жен быть, в первую оче­редь, хозяй­ствен­ни­ком и орга­ни­за­то­ром, тре­бо­вать науч­ных дости­же­ний? С кото­ры­ми его дея­тель­ность, ско­рее все­го, никак не свя­за­на? И .…«Стро­гость рос­сий­ских зако­нов смяг­ча­ет­ся необя­за­тель­но­стью их испол­не­ния».

    Вво­дя неосу­ще­стви­мые и бес­смыс­лен­ные тре­бо­ва­ния, руко­вод­ство обра­зо­ва­ни­ем само тол­ка­ет сво­их под­чи­нен­ных на пла­ги­ат и хал­ту­ру. Или вы счи­та­е­те, что дирек­тор сроч­но бро­сит все и все­рьез зай­мет­ся нау­кой? Каюсь, ака­де­ми­че­ско­го уче­но­го (без опы­та рабо­ты в соот­вет­ству­ю­щем заве­де­нии) в роли дирек­то­ра совре­мен­но­го кол­ле­джа (как пра­ви­ло, кон­гло­ме­ра­та несколь­ких быв­ших ПТУ, тех­ни­ку­мов и т.п), со всем спек­тром задач – от ремон­та туа­ле­тов до вос­пи­та­тель­ных меро­при­я­тий – я пло­хо пред­став­ляю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com