«Квантику» — 5 лет

Рис. Yustas-07

Рис. Yustas-07

В янва­ре 2017 года науч­но-попу­ляр­ный жур­нал «Кван­тик» (kvantik.com) отме­тил свое пяти­ле­тие. Пуб­ли­ку­ем ком­мен­та­рии авто­ров, худож­ни­ков и тех, кто помо­га­ет это­му заме­ча­тель­но­му про­ек­ту.

Видеофильм «Как начинался Квантик?» 

«Центр оптимизма»

Ната­лия Деми­на

Гово­рят, что чужие дети быст­ро рас­тут, осо­бен­но если у них теп­лый дом, забот­ли­вые роди­те­ли и вер­ные дру­зья. Жур­нал «Кван­тик», появив­ший­ся осе­нью 2011 года, за пять лет стал силь­ным и актив­но раз­ви­ва­ю­щим­ся про­ек­том. На фоне все­об­ще­го пес­си­миз­ма и насту­па­ю­ще­го мра­ко­бе­сия, закры­тия ряда жур­на­лов о нау­ке и посто­ян­ных орга­ни­за­ци­он­ных труд­но­стей, кото­рые испы­ты­ва­ют мно­гие дру­гие изда­ния, «Кван­тик» выгля­дит цен­тром опти­миз­ма и надеж­ды.

За первую пяти­лет­ку жур­нал стал фина­ли­стом кон­кур­са «За вер­ность нау­ке» 2015 года, а один из его авто­ров — гео­граф Иван Коби­ля­ков — лау­ре­а­том пре­мии для моло­дых жур­на­ли­стов за серию позна­ва­тель­ных рас­ска­зов для детей «12 меся­цев оле­не­во­да». Поми­мо 60 номе­ров жур­на­ла, вышед­ших за 2012–2016 годы, редак­ция изда­ет раз в пол­го­да аль­ма­на­хи, каж­дый год — кален­дарь с инте­рес­ны­ми задач­ка­ми, актив­но участ­ву­ет в мате­ма­ти­че­ских празд­ни­ках и олим­пи­а­дах, про­во­дит свои кон­кур­сы (в мате­ма­ти­че­ском еже­год­но участ­ву­ет око­ло 500 ребят), ведет онлайн-кру­жок, и уже идет рабо­та над про­дви­же­ни­ем на Запад. В част­но­сти, в 2016 году издан кален­дарь «Кван­ти­ка» на немец­ком язы­ке.

Но глав­ный успех — жур­нал успел поко­рить серд­ца детей и их роди­те­лей. В «Кван­ти­ке» каж­дый любо­зна­тель­ный школь­ник может най­ти ста­тью и дело по силам и душе: от нагляд­ной мате­ма­ти­ки на бума­ге, ста­тей по аст­ро­но­мии, мате­ма­ти­ке, исто­рии, линг­ви­сти­ке, физи­ке и био­ло­гии, инте­рес­ных экс­пе­ри­мен­тов и опы­тов до задач олим­пи­ад выс­ше­го уров­ня. Поче­му быва­ет месяц, поче­му обла­ка сни­зу плос­кие, как дока­зать тео­ре­му Пифа­го­ра с помо­щью нож­ниц, поче­му крыш­ки люков круг­лые, как сде­лать теле­фон из лес­ки и ста­кан­чи­ков, какие живот­ные нико­гда не спят и как им это уда­ет­ся, как сло­жить пара­бо­лу из листа бума­ги, поче­му отра­же­ние в лож­ке полу­ча­ет­ся пере­вер­ну­тым, поче­му на Зем­ле быва­ют при­ли­вы, как жуки-свет­ляч­ки вклю­ча­ют и выклю­ча­ют свет, поче­му у листа А4 такие раз­ме­ры, как сде­лать мини-робо­та, что такое тео­рия веро­ят­но­стей? Отве­ты на эти и мно­гие дру­гие вопро­сы мож­но най­ти в «Кван­ти­ке».

Осо­бое вни­ма­ние редак­ция уде­ля­ет весе­лым и живым иллю­стра­ци­ям, вно­ся­щим свою леп­ту в дело науч­но­го позна­ния. Уда­чей ста­ло появ­ле­ние на орби­те «Кван­ти­ка» худож­ни­ка Юста­са, кото­рый после мно­го­ча­со­вых поис­ков сумел най­ти образ весе­ло­го любо­зна­тель­но­го робо­та-чело­ве­ка. Но он сам гово­рит, что «Кван­ти­ка при­ду­ма­ли школь­ни­ки. Ночью, когда дети ухо­дят домой, тот сидит в биб­лио­те­ке и чита­ет умные книж­ки, а днем, когда дети при­хо­дят в шко­лу, у него появ­ля­ют­ся рас­ска­зы, вопро­сы и исто­рии, и так он раз­го­ва­ри­ва­ет с чита­те­ля­ми».

Главный художник «Квантика» Юстас и его сын Квантик

Глав­ный худож­ник «Кван­ти­ка» Юстас и малень­кий Кван­тик

Юстас не толь­ко сам иллю­стри­ру­ет облож­ки и ста­тьи, но и отве­ча­ет за под­бор иллю­стра­то­ров. За пять лет авто­ра­ми весе­лых кар­ти­нок к «Кван­ти­ку» ста­ли почти 60 худож­ни­ков. «Имен­но они опре­де­ля­ют заме­ча­тель­ное лицо жур­на­ла», — уве­рен учи­тель мате­ма­ти­ки 179-й мос­ков­ской шко­лы Алек­сандр Рома­нов.

«Как появ­ля­ет­ся идея рисун­ка? Вам дает­ся набро­сок?» «Нет, мне от авто­ра, кро­ме его тек­ста, ниче­го не нуж­но. Пото­му что всё уже нахо­дит­ся здесь, в моей голо­ве», — рас­ска­зал Алек­сей Кап­нин­ский (Капыч), иллю­стри­ру­ю­щий руб­ри­ку «Две тре­ти прав­ды».

Шутит, что свое мате­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние он уже более 30 лет полу­ча­ет от жены-мате­ма­ти­ка. «Ниче­го не пони­маю в мате­ма­ти­ке, нена­ви­жу голо­во­лом­ки, но мне очень нра­вит­ся дизайн жур­на­ла и то, как глав­ный худож­ник орга­ни­зу­ет рабо­ту. Видя, как весе­ло, ост­ро­ум­но и с любо­вью рабо­та­ют мои кол­ле­ги, я ста­ра­юсь до их уров­ня под­рас­тать».

А напи­сать хоро­шую ста­тью для «Кван­ти­ка», пожа­луй, труд­нее, чем для взрос­ло­го науч­но­го жур­на­ла. Ведь она долж­на быть инте­рес­ной, содер­жа­тель­ной, понят­ной и без оши­бок. Авто­ров ста­тей и задач, опуб­ли­ко­ван­ных в «Кван­ти­ке», уже око­ло 200. Глав­ным редак­то­ром «Кван­ти­ка» с момен­та осно­ва­ния явля­ет­ся сотруд­ник «Кван­та», учи­тель мате­ма­ти­ки и орга­ни­за­тор раз­лич­ных мате­ма­ти­че­ских олим­пи­ад Сер­гей Дори­чен­ко. «Пона­ча­лу при­хо­ди­лось тяже­ло, и мы не зна­ли, полу­чит­ся ли у нас. Но что было совер­шен­но заме­ча­тель­но — тако­вы пре­иму­ще­ства ново­го дела — что мы дела­ем что хотим и как хотим. У нас нет каких-то тра­ди­ций, кото­рые на нас давят, или пра­вил, что „ у нас тако­го не было”. Мы экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли, были и ошиб­ки, но в целом полу­чи­лось живое дело».

Главный редактор Сергей Дориченко, художник Алексей Капнинский (Капыч), географ Иван Кобиляков, автор статей о музыке Анастасия Челпанова, Ольга Хвостикова на чаепитии по случаю пятилетия «Квантика»

Глав­ный редак­тор Сер­гей Дори­чен­ко, худож­ник Алек­сей Кап­нин­ский (Капыч), гео­граф Иван Коби­ля­ков, автор ста­тей о музы­ке Ана­ста­сия Чел­па­но­ва, Оль­га Хво­сти­ко­ва на чае­пи­тии по слу­чаю пяти­ле­тия «Кван­ти­ка»

Жур­нал изда­ет­ся при под­держ­ке Мос­ков­ско­го цен­тра непре­рыв­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния, зам­ди­рек­то­ра Вик­то­ра Фури­на и дирек­то­ра Ива­на Ящен­ко. Редак­ция нахо­дит­ся в уют­ной ком­на­те, обве­шан­ной весе­лы­ми кар­тин­ка­ми, в том же МЦНМО.

Каким будет жур­нал через пять лет? Татья­на Пет­ров­на Зори­на, заме­ча­тель­ный педа­гог, счи­та­ет, что в «Кван­ти­ке» най­де­но опти­маль­ное соче­та­ние тек­стов и иллю­стра­ций. «Это очень гар­мо­нич­ный жур­нал. И он имен­но такой тол­щи­ны, какая нуж­на, что­бы школь­ник за месяц зачи­тал его до дыр и ждал выхо­да сле­ду­ю­ще­го номе­ра. Тол­ще он и не дол­жен быть!»

Пётр Вол­цит, автор ста­тей и книг по био­ло­гии, пред­по­ло­жил, что жур­на­лу сто­ит заве­сти млад­ше­го «бра­ти­ка» или «сест­рен­ку» в виде «Кван­ти­ка» для дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков. «Мне жур­нал боль­ше все­го нра­вит­ся тем, что в него мож­но писать умные и слож­ные ста­тьи, в том смыс­ле, что над ними нуж­но чита­те­лю поду­мать и пораз­мыш­лять… И это очень здо­ро­во, пото­му что боль­шин­ство дру­гих совре­мен­ных изда­ний и, к сожа­ле­нию, книг ухо­дит в сто­ро­ну раз­вле­ка­тель­но­сти и всё мень­ше там серьез­но­сти. В „Кван­ти­ке“ чита­те­ля застав­ля­ют тру­дить­ся голо­вой».

Если бы о буду­щем жур­на­ла спро­си­ли меня, то я бы пред­по­ло­жи­ла, что от физматлингвобио-«Квантика» в тече­ние 5–10 лет отпоч­ку­ют­ся мини­мум три дру­же­ствен­ных изда­ния: «Кван­тик для малы­шей», «Био­Кван­тик» и «Робо-Кван­тик» с откры­ты­ми гра­ни­ца­ми меж­ду раз­ны­ми обла­стя­ми наук; появит­ся целая серия дет­ских вкус­но­стей, от моро­же­но­го до шоко­ла­да, с лого­ти­пом жур­на­ла, дет­ских раз­ви­ва­ю­щих игру­шек и игр для гад­же­тов.

Навер­ное, все счаст­ли­вые редак­ции похо­жи друг на дру­га. В «Кван­ти­ке» кол­ле­ги порой и спо­рят друг с дру­гом, и на какие-то вопро­сы у них раз­ные точ­ки зре­ния, но бла­го­да­ря их уму и талан­ту рав­но­дей­ству­ю­щая всех устрем­ле­ний при­ве­ла к тому, что жур­нал удал­ся.

Ирина Анатольевна Маховая с пилотным номером «Квантика»

Ири­на Ана­то­льев­на Махо­вая с пилот­ным номе­ром «Кван­ти­ка»

«Задачки не составляются, они возникают из жизни»

Иван Высоц­кий, зав. лабо­ра­то­ри­ей тео­рии веро­ят­но­стей и ста­ти­сти­ки МЦНМО:

— На празд­ни­ке «Кван­ти­ка» Вы гово­ри­ли о зада­че, посвя­щен­ной све­то­фо­ру… Како­ва исто­рия ее появ­ле­ния?

— Задач­ка про Све­то­фор роди­лась так. Одна­жды я пере­хо­дил пере­кре­сток в Каза­ни и уви­дел перед собой све­то­фор, отсчи­ты­ва­ю­щий, сколь­ко секунд оста­лось до того, как мож­но будет идти. Я посмот­рел на све­то­фор, там было напи­са­но «25 секунд», посмот­рел еще раз — уже «26 секунд»! Я очень уди­вил­ся, а еще через секун­ду понял, в чем дело. И задач­ка такая: как так полу­ча­ет­ся, что све­то­фор, отсчи­ты­ва­ю­щий вре­мя «вниз», сна­ча­ла пока­зы­ва­ет 25, а потом — 26 секунд? Что будет на све­то­фо­ре через секун­ду? И самое глав­ное: сколь­ко нуж­но будет еще на све­то­фо­ре сто­ять, преж­де чем мож­но будет перей­ти доро­гу?

— А когда Вы состав­ля­е­те задач­ки для «Кван­ти­ка», какой образ школь­ни­ка види­те перед собой?

— Я не состав­ляю задач­ки для «Кван­ти­ка». Задач­ки рож­да­ют­ся. Напри­мер, я лечу в само­ле­те, и там перед мной на дис­плее напи­са­но, что «полет про­хо­дит на высо­те 36 000 футов». Но я же в футах счи­таю пло­хо, сра­зу воз­ни­ка­ет зада­ча: «А сколь­ко это в мет­рах?» Такую зада­чу мы дали в ЕГЭ по мате­ма­ти­ке, был стон по всей Руси вели­кой. Или я купил теле­ви­зор с диа­го­на­лью в 51 дюйм, а сколь­ко это в сан­ти­мет­рах?

Еще при­мер: в жиз­ни мало ситу­а­ций, когда что-то про­ис­хо­дит совер­шен­но слу­чай­но. Толь­ко в задач­ках по тео­рии веро­ят­но­стей. Но я нашел при­мер совер­шен­но слу­чай­но­го гене­ра­то­ра — это сти­раль­ная маши­на! Если в нее запих­нуть мно­го нос­ков, то они дей­стви­тель­но пере­ме­ша­ют­ся совер­шен­но слу­чай­ным и без­об­раз­ным обра­зом. И я сижу и раз­би­раю кучу нос­ков по парам. Спра­ши­ва­ет­ся, сколь­ко в сред­нем у меня обра­зу­ет­ся непар­ных нос­ков, преж­де чем собе­рет­ся хотя бы одна пара, в кото­рой я пой­ду на рабо­ту? Задач­ки долж­ны при­хо­дить из жиз­ни, это то, что достав­ля­ет удо­воль­ствие, что не стыд­но в «Кван­тик» послать.

— Каким Вы види­те «Кван­тик» через пять лет?

— «Кван­тик», с моей точ­ки зре­ния, настоль­ко хорош, что я бы побо­ял­ся как-то экс­тра­по­ли­ро­вать иду­щие про­цес­сы или про­гно­зи­ро­вать. Хочет­ся видеть там руб­ри­ку «Золо­тые зада­чи дет­ства». У чело­ве­ка к 10–12 годам накап­ли­ва­ет­ся некий куль­тур­ный фон: дет­ские счи­та­лоч­ки, стиш­ки, кото­рые все зна­ют. В моем дет­стве был заме­ча­тель­ный аль­ма­нах зада­чек, издан­ных в 1915 году и там было мно­го пасьян­сов, ана­грамм и шарад. Точ­но так же хоте­лось бы, что­бы у «Кван­ти­ка» появи­лась руб­ри­ка с мате­ма­ти­че­ски­ми задач­ка­ми мое­го или Ваше­го дет­ства, «все­ш­не­го» дет­ства.

Я думаю, что «Кван­тик» нач­нет гово­рить на раз­ных язы­ках. Уже появил­ся кален­дарь «Кван­ти­ка» на немец­ком язы­ке, и я никак не могу понять, поче­му жур­нал еще не гово­рит по-англий­ски, китай­ски, япон­ски и так далее. Я к это­му при­кла­ды­ваю вся­че­ские уси­лия. Очень хочет­ся, что­бы в «Кван­ти­ке» появил­ся целый раз­дел, посвя­щен­ный худо­же­ствен­но­му и мате­ма­ти­че­ско­му ори­га­ми. Есть люди, кото­рые это­му посвя­ща­ют целую жизнь, изда­ют­ся серьез­ные тол­стые жур­на­лы про ори­га­ми­ку (мате­ма­ти­ка + ори­га­ми). Поче­му бы им не напи­сать что-нибудь инте­рес­ное и зани­ма­тель­ное про «Кван­тик»?

Жур­нал толь­ко в нача­ле сво­е­го огром­но­го пути. Это совер­шен­но уни­каль­ное и уди­ви­тель­ное явле­ние, нигде в мире тако­го боль­ше нет. Зага­ды­вать не будем, посмот­рим, как он будет раз­ви­вать­ся.

На праздновании пятилетия «Квантика» Николай Андреев рассказывает об оптическом свойстве параболы — как раз на нем основано действие параболических антенн. Поздравляем Николая и его коллег с вручением Золотой медали РАН за популяризацию науки!

На празд­но­ва­нии пяти­ле­тия «Кван­ти­ка» Нико­лай Андре­ев рас­ска­зы­ва­ет об опти­че­ском свой­стве пара­бо­лы — как раз на нем осно­ва­но дей­ствие пара­бо­ли­че­ских антенн. Поздрав­ля­ем Нико­лая и его кол­лег с вру­че­ни­ем Золо­той меда­ли РАН за попу­ля­ри­за­цию нау­ки!

«Квантик“ — процесс творческий и непредсказуемый»

Илья Иткин, линг­вист и пере­вод­чик, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Инсти­ту­та восто­ко­ве­де­ния РАН, доцент фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та НИУ ВШЭ:

— Как дав­но Вы сотруд­ни­ча­е­те с жур­на­лом?

— С «Кван­ти­ком» я сотруд­ни­чаю с кон­ца 2012 года, сна­ча­ла — в основ­ном как редак­тор ста­тей из руб­ри­ки «Чуде­са линг­ви­сти­ки». Замы­сел кон­кур­са по рус­ско­му язы­ку, насколь­ко я могу судить, воз­ник в кон­це 2014 года как «скре­ще­ние» похо­же­го кон­кур­са, кото­рый мы несколь­ко лет про­во­ди­ли в мос­ков­ской шко­ле «Муми-Тролль», и соб­ствен­но мате­ма­ти­че­ско­го кон­кур­са жур­на­ла «Кван­тик».

— Как при­хо­дит замы­сел зада­чек?

Это про­цесс совер­шен­но твор­че­ский и непред­ска­зу­е­мый. Я ста­ра­юсь обра­щать вни­ма­ние на любые при­ме­ча­тель­ные язы­ко­вые явле­ния, кото­рые мне встре­ча­ют­ся: дале­ко не все из них полу­ча­ет­ся пре­вра­тить в зада­чу, но это помо­га­ет думать в нуж­ном направ­ле­нии. Думаю, что отча­сти подоб­ным обра­зом посту­па­ют и мои дру­зья и кол­ле­ги, без помо­щи кото­рых про­во­дить кон­курс было бы совер­шен­но невоз­мож­но. Мы ори­ен­ти­ру­ем­ся на школь­ни­ков (и не толь­ко на школь­ни­ков), кото­рым инте­рес­но думать про рус­ский язык и решать зада­чи «на сооб­ра­зи­тель­ность». Конеч­но, боль­шин­ство задач кон­кур­са пер­во­класс­ни­ку труд­нее решить, чем девя­ти­класс­ни­ку, но я думаю, что это не страш­но, как не очень страш­но (а в каком-то смыс­ле даже, наобо­рот, хоро­шо) и то, что неко­то­рые участ­ни­ки реша­ют наши зада­ния вме­сте с роди­те­ля­ми, бабуш­ка­ми и дедуш­ка­ми, а ино­гда — и учи­те­ля­ми рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры.

— Какая при­ду­ман­ная Вами зада­ча кажет­ся самой инте­рес­ной?

— Пуб­ли­ку­е­мая в этом номе­ре газе­ты зада­ча кажет­ся мне одной из самых удач­ных. Она доста­точ­но слож­ная (тем не менее мно­гие участ­ни­ки кон­кур­са с ней спра­ви­лись), име­ет неожи­дан­ную фор­му­ли­ров­ку и обыг­ры­ва­ет инте­рес­ный и не очень извест­ный факт. Замы­сел воз­ник в точ­ном соот­вет­ствии с тем, что я напи­сал выше: осе­ни­ло.

ЗАДАНИЯ КОНКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ IV тур (2016 год, № 10)

<…>

Зада­ча 17 (реше­ние см. в кон­це ста­тьи).

При­ве­ди­те при­мер фра­зы, в кото­рой в сере­дине одно­го из слов соче­та­ние букв «ро» мож­но напи­сать и один раз, и два, и смысл фра­зы оста­нет­ся тем же самым.

И. Б. Иткин

«Всё зависит от людей»

Иван Ящен­ко, дирек­тор МЦМНО:

— Как появил­ся «Кван­тик»?

— Идею «Кван­ти­ка» мате­ри­а­ли­зо­вал Сер­гей Дори­чен­ко, кото­рый при­шел со сво­ей коман­дой, и они ска­за­ли, что хотят делать млад­ше­го бра­та жур­на­ла «Квант». Мы с Вик­то­ром Фури­ным с удо­воль­стви­ем их под­дер­жа­ли и помо­га­ем. Вооб­ще МЦМНО создан для того, что­бы под­дер­жи­вать раз­ные хоро­шие идеи, свя­зан­ные с мате­ма­ти­кой. С тех пор жур­нал раз­ви­ва­ет­ся, и в МЦНМО заве­лась заме­ча­тель­ная ком­нат­ка, где живет очень весе­лый «Кван­тик», и редак­ция, кото­рая его рас­тит, холит, леле­ет и раз­ви­ва­ет. Очень здо­ро­во, что в наш элек­трон­ный век бумаж­ный глян­це­вый жур­нал быва­ет о мате­ма­ти­ке! Я знаю семьи, где ребе­нок уви­дел жур­нал «Кван­тик» и заин­те­ре­со­вал­ся мате­ма­ти­кой.

— Каким Вы види­те «Кван­тик» через пять лет?

— Я думаю, что через пять лет у «Кван­ти­ка» появят­ся раз­лич­ные интер­ак­тив­ные бра­тья онлайн, а всё рав­но будут и заме­ча­тель­ный бумаж­ный жур­нал, и аль­ма­на­хи.

— Вы не дума­е­те, что из жур­на­ла отпоч­ку­ют­ся био­ло­ги­че­ский или робо­то­тех­ни­че­ский жур­нал?

— Всё зави­сит от людей! И важ­на не толь­ко идея или поме­ще­ние, важ­ны люди. Если воз­ник­нет заме­ча­тель­ная ком­па­ния людей, кото­рые захо­тят делать что-то такое, то такой жур­нал родит­ся. А здесь обра­зо­ва­лась заме­ча­тель­ная ком­па­ния ярких мате­ма­ти­ков, кото­рые сде­ла­ли кле­вый «Кван­тик».

Сер­гей Дори­чен­ко: «Я ино­гда шучу, что жур­нал состо­ял­ся, когда к нему по почте при­хо­дит дока­за­тель­ство вели­кой тео­ре­мы Фер­ма. В жур­нал „Квант“такое дока­за­тель­ство при­хо­дит при­мер­но раз в год. И в „Квантик“оно тоже посту­пи­ло, так что с жур­на­лом теперь всё в поряд­ке».

«Две трети правды»

Сер­гей Федин, педа­гог, автор науч­но-попу­ляр­ных книг для взрос­лых и детей:

— Как дав­но Вы сотруд­ни­ча­е­те с жур­на­лом?

— Я сотруд­ни­чаю с «Кван­ти­ком» прак­ти­че­ски с само­го нача­ла. Это — луч­ший, с моей точ­ки зре­ния, науч­но-позна­ва­тель­ный жур­нал для школь­ни­ков 1–7-х клас­сов. Во вся­ком слу­чае, пер­вая моя пуб­ли­ка­ция в этом жур­на­ле была в тре­тьем номе­ре «Кван­ти­ка» за 2012 год. Замет­ка назы­ва­лась «Листо­верт­ни». С нее нача­лась дру­гая моя руб­ри­ка — «Сло­веч­ки».

— Как появи­лась идея руб­ри­ки «Две тре­ти прав­ды»? Как рож­да­ют­ся сюже­ты прав­ди­вых и при­ду­ман­ных исто­рий?

— Руб­ри­ка появи­лась задол­го до появ­ле­ния «Кван­ти­ка», при­мер­но в 2002 году, во вре­мя бесе­ды с моим дру­гом Вла­ди­ми­ром Буслен­ко. Тогда же я напи­сал несколь­ко тро­ек исто­рий. Для меня созда­ние рас­ска­зов рас­па­да­ет­ся на три при­мер­но рав­ные по слож­но­сти зада­чи: а) при­ду­мать саму голо­во­лом­ку, ту самую спря­тан­ную «неле­пость»; б) выстро­ить сюжет исто­рии; в) лите­ра­тур­но опи­сать всё это.

Что каса­ет­ся идей, обыч­но мне хва­та­ет полу­ча­са моз­го­во­го штур­ма в оди­ноч­ку. Ино­гда пово­дом может послу­жить какое-то слу­чай­ное собы­тие, из кото­ро­го я «выжи­маю» задач­ку, ино­гда это вари­а­ции извест­ных голо­во­ло­мок, а порой это тени моих же зада­чек, при­ду­ман­ных по дру­го­му пово­ду (напри­мер, детек­тив­ные исто­рии про инспек­то­ра Бор­га и сер­жан­та Глу­ма, кото­рые я пуб­ли­ко­вал несколь­ко лет в жур­на­ле «Нау­ка и жизнь» под псев­до­ни­мом Дан Силь­гер).

— Какая из исто­рий Вам боль­ше все­го нра­вит­ся?

— Их мно­го, сре­ди про­че­го — исто­рии про Дис­нея и Саль­ва­до­ра Дали, про Кэр­рол­ла и Ван­гу, Бет­хо­ве­на и Мале­ви­ча и про тара­ка­нов, кото­рые выво­дят двой­ки в днев­ни­ке. По счаст­ли­во­му сте­че­нию обсто­я­тельств неде­лю назад в мос­ков­ском изда­тель­стве «ВИТА-пресс» вышла кни­га, в кото­рой собра­ны все трой­ки исто­рий. Отме­чу, что, теперь уже по забав­но­му сов­па­де­нию, в «Кван­ти­ке» выхо­ди­ло толь­ко две тре­ти всей кол­лек­ции исто­рий.

«Квантик» стоит на плечах олимпиадного движения

Фото с сайта bg.ru

Фото с сай­та bg.ru

Гри­го­рий Фельд­ман, быв­ший редак­тор жур­на­ла «Кван­тик», ныне про­грам­мист, зани­ма­ю­щий­ся ней­рон­ны­ми сетя­ми.

— Как дав­но Вы сотруд­ни­ча­е­те с «Кван­ти­ком»? Что боль­ше все­го в жур­на­ле нра­вит­ся?

— Я рабо­тал в «Кван­ти­ке» с момен­та его осно­ва­ния, с 2011 до 2015 года. В жур­на­ле мне нра­вит­ся несколь­ко аспек­тов: 1) при­вле­ка­тель­ный фор­мат: лег­ко заин­те­ре­со­вать­ся кра­си­вы­ми кар­тин­ка­ми и назва­ни­я­ми и на волне это­го запа­ла про­чи­тать (и понять!) ста­тью цели­ком; 2) при­ят­ное после­вку­сие от шеве­ле­ния моз­га­ми во вре­мя чте­ния. Прак­ти­че­ски от каж­дой ста­тьи есть сухой оста­ток в голо­ве; 3) под­бор сюже­тов, задач, кар­ти­нок и тек­стов.

— Какой зада­чей или ста­тьей, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле, Вы боль­ше все­го гор­ди­тесь?

— Я рабо­тал боль­ше редак­то­ром, неже­ли авто­ром, пото­му рас­ска­жу не о сво­их ста­тьях. «Кван­тик» суще­ству­ет не сам по себе, а как про­дукт мно­го­гран­ной и мно­го­лет­ней дея­тель­но­сти сооб­ще­ства людей, пишу­щих науч­поп, орга­ни­зу­ю­щих олим­пи­а­ды и круж­ки и т.п. Пото­му нема­лая часть ста­тей — изящ­ные вари­а­ции на тему олим­пи­ад­ных задач и извест­ных сюже­тов. Но ведь для боль­шей части школь­ни­ков все эти зада­чи и сюже­ты неиз­вест­ны — поче­му бы не узнать о них из ярко­го, инте­рес­но­го «Кван­ти­ка»?

Хоро­ший при­мер — зада­ча из № 6 «Кван­ти­ка» за 2012 год — это ста­тья Алек­сандра Берд­ни­ко­ва «Моло­тый кофе». В бан­ку надо засы­пать как мож­но боль­ше (по весу) кофе. Как посту­пить: пере­мо­лоть кофе или засы­пать зер­на?

Ответ немно­го пара­док­са­лен: и моло­то­го, и цель­но­го кофе вле­зет по мас­се оди­на­ко­во! При­чи­на про­ста. Пусть для про­сто­ты и моло­тый кофе, и зер­на — шари­ки, при­чем их ради­у­сы раз­ли­ча­ют­ся в 10 раз. Моло­тый кофе в 1 куби­че­ском деци­мет­ре зани­ма­ет такую же долю про­стран­ства, как цель­ный в 1 куби­че­ском мет­ре (пото­му что, раз­дув литр с моло­тым кофе в 10 раз, полу­чим кубо­метр с цель­ным кофе, а при раз­ду­ва­нии доля заня­то­го про­странств не меня­ет­ся). Но ведь кубо­метр мож­но соста­вить из куби­че­ских деци­мет­ров — а зна­чит, в кубо­метр поме­стит­ся оди­на­ко­во и моло­то­го кофе, и цель­но­го! Но ещё уди­ви­тель­ней, что кофе всё-таки мож­но засы­пать боль­ше: для это­го надо пере­мо­лоть его часть и пере­ме­шать! А еще луч­ше — сде­лать несколь­ко помо­лов раз­но­го раз­ме­ра (подроб­но­сти читай­те в ста­тье).

Рис. Н. Гавриловой

Рис. Н. Гав­ри­ло­вой

Этот сюжет был хоро­шо изве­стен и до «Кван­ти­ка»; напри­мер, он обсуж­дал­ся в мате­ма­ти­че­ском радио­круж­ке «Сиг­ма» несколь­ко деся­ти­ле­тий назад в слег­ка дру­гой фор­му­ли­ров­ке. Автор на момент напи­са­ния ста­тьи не знал про кру­жок, а непо­сред­ствен­но столк­нул­ся с таким вопро­сом.

Мне так­же нра­вят­ся зада­чи, реше­ние кото­рых чрез­вы­чай­но слож­но (и в «Кван­ти­ке» не опуб­ли­ко­ва­но), — но соль вовсе не в реше­нии, а в очень изящ­ном усло­вии, кото­рое мож­но лег­ко понять. В том же выпус­ке жур­на­ла была при­ве­де­на зада­ча, усло­вие кото­рой боль­ше похо­же на обыч­ную зада­чу с уро­ка: меди­а­ны делят тре­уголь­ник на 6 тре­уголь­ни­ков, тогда 6 цен­тров их опи­сан­ных окруж­но­стей лежат на одной окруж­но­сти.

Дока­за­тель­ство крайне непро­стое, а рису­нок пора­жа­ет сво­ей сим­мет­ри­ей. Уди­ви­тель­но, но этот факт узна­ли совсем недав­но, все­го 10 лет назад. Это весь­ма моти­ви­ру­ет зани­мать­ся мате­ма­ти­кой и искать дру­гие подоб­ные жем­чу­жи­ны.

Реше­ние к зада­че И. Итки­на:

В рус­ском язы­ке есть силь­но пере­се­ка­ю­щи­е­ся по зна­че­нию гла­го­лы прочить — «сулить, обе­щать в буду­щем» и пророчить — «пред­ска­зы­вать». Мож­но подо­брать фра­зу, смысл кото­рой будет прак­ти­че­ски оди­на­ков при упо­треб­ле­нии любо­го из этих двух гла­го­лов, напри­мер: Ему про­чат (про­ро­чат) бле­стя­щую карье­ру.

Инте­рес­но, что по про­ис­хож­де­нию гла­го­лы про­чить и про­ро­чить не име­ют меж­ду собой ниче­го обще­го: в сло­ве про­чить выде­ля­ет­ся корень проч- (тот же, что в сло­ве прок), в сло­ве про­ро­чить — при­став­ка про- и корень роч- (тот же, что в сло­вах про­рок, рок и т. д.).

Все номе­ра «Кван­ти­ка» посте­пен­но выкла­ды­ва­ют­ся цели­ком на сай­те kvantik.com (из све­жих номе­ров обыч­но раз­ме­ща­ет­ся око­ло поло­ви­ны мате­ри­а­лов, обя­за­тель­но вклю­чая все кон­кур­сы жур­на­ла).

Купить «Кван­тик» (жур­на­лы, аль­ма­на­хи, кален­да­ри зага­док и набо­ры пла­ка­тов) мож­но:

  • в мага­зине при изда­тель­стве по адре­су г. Москва, Боль­шой Вла­сьев­ский пер., 11 (пон. – суб. с 10:00 до 20:00, вск. — выход­ной);
  • в интер­нет-мага­зине kvantik.ru;
  • в дру­гих мага­зи­нах (см. спи­сок на сай­те жур­на­ла)

Под­пи­сать­ся на жур­нал «Кван­тик» мож­но в отде­ле­ни­ях Почты Рос­сии по двум ката­ло­гам и через Интер­нет на сай­те vipishi.ru по ката­ло­гу МАП:

  • Ката­лог «ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ» агент­ства «РОСПЕЧАТЬ» — индек­сы 80478 и 84252;
  • «Ката­лог Рос­сий­ской прес­сы» (МАП) — индек­сы 11348 и

«Кван­тик» будет рад новым авто­рам и новым чита­те­лям!

Фото А. Пано­ва и Н. Деми­ной

Рис. Н. Крутикова

Рис. Н. Кру­ти­ко­ва

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com