«Красота в глазах смотрящего» (Продолжение)

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Самый, быть может, инте­рес­ный вид гол­ланд­ско­го натюр­мор­та эпо­хи его рас­цве­та — это stilleven, «тихая жизнь вещей», вопло­щен­ная в так назы­ва­е­мых зав­тра­ках, ontbijtjes (onbijtje — это лег­кая закус­ка неза­ви­си­мо от вре­ме­ни суток). Наи­бо­лее «чистые» образ­цы это­го типа натюр­мор­тов — рабо­ты Вил­ле­ма Кла­са Геды (Willem Claesz Heda, 1594–1680); наш зри­тель мог их видеть в Эрми­та­же и в Музее изоб­ра­зи­тель­ных искусств в Москве.

Кар­ти­ны Геды часто назы­ва­ют тональ­ны­ми натюр­мор­та­ми — для них харак­те­рен опре­де­лен­ный цве­то­вой мини­ма­лизм. Общий коло­рит — серо-беже­вый; един­ствен­ное яркое пят­но — это шкур­ка полу­о­чи­щен­но­го лимо­на или синяя лен­точ­ка, при­вя­зан­ная к кар­ман­ным часам.

Обыч­но на полотне Геды мы видим стол, накры­тый белой сал­фет­кой, бокал с тол­стой нож­кой — так назы­ва­е­мый ремер; над­ку­сан­ную булоч­ку, нача­тый круг­лый пирог, метал­ли­че­ские тарел­ки раз­но­го раз­ме­ра с сель­дью, дру­гой рыбой или уст­ри­ца­ми, стек­лян­ный фла­кон­чик с уксу­сом, серо-сереб­ря­ный кув­шин; фон — корич­не­во-серый…

Виллем Клас Геда. «Завтрак»
Вил­лем Клас Геда. «Зав­трак»

Ска­жем пря­мо: из тако­го пере­ска­за ниче­го инте­рес­но­го не выте­ка­ет. Но, пере­чи­тав (в оче­ред­ной раз) без­услов­но образ­цо­вые искус­ство­вед­че­ские рабо­ты о натюр­мор­те вооб­ще, и в част­но­сти о натюр­мор­те гол­ланд­ском, я обна­ру­жи­ла, что все авто­ры вынуж­де­ны так или ина­че при­бе­гать к пере­ска­зу изоб­ра­же­ния — т. е. к сло­вес­ной пере­да­че заве­до­мо невы­ра­зи­мо­го в сло­ве.

Итак, мы обре­че­ны на тол­ко­вание натюр­мор­та… и, увы, осо­зна­ние бес­по­мощ­но­сти зада­чу не облег­ча­ет. Со вре­ме­нем я при­шла к выво­ду, что луч­ший путь к насла­жде­нию натюр­мор­том — это взаимодей­ствие с ним. С Сезан­ном это, ско­рее все­го, у вас не полу­чит­ся. По край­ней мере, с пер­во­го раза. С Гедой гораз­до про­ще: вспом­ни­те его «Зав­трак с еже­вич­ным пиро­гом» (1631). Я до сих пор пом­ню, как впер­вые уви­де­ла эту рабо­ту в ГМИИ перед воз­вра­ще­ни­ем в Дрез­ден кар­тин Дрез­ден­ской гале­реи… Посмот­ри­те на короч­ку еже­вич­но­го пиро­га, на поблес­ки­ва­ю­щие «глаз­ки» отдель­ных ягод, на малень­кую сереб­ря­ную ложеч­ку, как бы соеди­ня­ю­щую края двух таре­лок на перед­нем плане. Рас­правь­те крах­маль­ную сал­фет­ку, под­ни­ми­те опро­ки­ну­тую вазу. Возь­ми­те ложеч­ку, кото­рая поло­же­на так, что­бы не испач­кать сал­фет­ку… Раз­ве вы не чув­ству­е­те запах све­же­ис­пе­чен­но­го теста, сме­шан­ный с ягод­ным аро­ма­том?

Виллем Клас Геда. Завтрак с ежевичным пирогом. 1631 (Датировки приведенных картин различаются в зависимости от источника)
Вил­лем Клас Геда. Зав­трак с еже­вич­ным пиро­гом. 1631 (Дати­ров­ки при­ве­ден­ных кар­тин раз­ли­ча­ют­ся в зави­си­мо­сти от источ­ни­ка)

«Зав­трак» Фло­ри­са Кла­са ван Дей­ка (Floris Claesz. van Dyck, 1575–1651) отно­сит­ся к 1613 году — это нача­ло рас­цве­та жан­ра зав­тра­ков. Бла­го­да­ря фрон­таль­ной ком­по­зи­ции кар­ти­на кажет­ся как бы про­сто­душ­ной. Одна­ко и здесь при­сут­ству­ет тон­кий худо­же­ствен­ный рас­чет — доста­точ­но вгля­деть­ся в кам­чат­ную белую сал­фет­ку, постлан­ную поверх ска­тер­ти.

Флорис Клас ван Дейк. Завтрак с фруктами, орехами и сыром. 1613
Фло­рис Клас ван Дейк. Зав­трак с фрук­та­ми, оре­ха­ми и сыром. 1613

Верх­ний круг сыра выгля­дит (для нас) неожи­дан­но тем­ным — это ука­зы­ва­ет на его «выдер­жан­ность». Так что ножик ждет, что­бы им вос­поль­зо­ва­лись…

Раз­гля­ды­вай­те «зав­тра­ки» не спе­ша. Вас ждет мно­го «откры­тий чуд­ных».

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: